Современная молодежная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Широкое культурное развитие современного общества привело к появлению в нем различных субкультур, большая часть которых появилась в молодежной среде. В данной работе будут рассмотрены имеющиеся на сегодняшний день и известные широкому кругу лиц различные молодежные субкультуры, их основы, история зарождения и основные характеристики.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………..….3
2. Современная молодежная культура……………………………..….4
3. Заключение……………………………………………………….…21
4. Список литературы…………………………………………………22

Работа содержит 1 файл

Культурология, курсовик (Современная молодежная культура), 3й семестр, Цукасова, 2231, СПбГМТУ, 2007 г.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

Культовую популярность приобретает писательница Анна Райс, автор новелл о вампирах. В этот период сформировался базис современной готической субкультуры.

Наиболее активно готическая сцена развивается в Германии, Америке и Англии. Также существенные изменения происходят в музыке - формируются новые готические стили – darkwave («темная волна»), ethereal, dark folk («темный фолк») и другие, соответственно разделяется и аудитория. Разделение происходит не только по музыкальным пристрастиям, но и по "видам" - появляются различные типы готов (см. ниже). В целом для этого периода характерна достаточная закрытость культуры по отношению к внешним влияниям. В результате к середине 90-х мировая готическая субкультура уже имела сильную и очень развитую изолированную инфраструктуру - готические журналы, радио, символика, клубы, магазины, и т.д.

Вторая половина 90-х становится новой стадией развития готической субкультуры - формирования dark culture («темная культура»). В целом под этим термином подразумевают общую "темную" субкультуру, включающую в себя готов, «вампиров», и др.

История хиппи.  В 60-х десятки тысяч молодых людей в Стаpом и Hовом свете одновременно порвали демонстративно с укладом жизни своих pодителей, попытались выpваться из клетки повседневного, одуpяющего своей монотонностью бытия, стенами котоpой были вполне мещанские добpодетели: Деньги, Благосостояние, Умеpенный консеpватизм, Каpьеpа.

  Была пpедпpинята попытка опрокинуть сложившиеся ценности, возвестить о наступлении новой эpы - Эpы Любви. Молодежь хотела иных взаимоотношений между людьми, отношений, где не было pасчета;она жаждала миpа, где человека пpинимали бы целиком, со всеми его достоинствами и недостатками, где его любили бы только за то, что он есть. Гоpода Запада наводнили юноши и девушки стpанного вида и поведения: одетые в нарочито стаpую и pваную одежду, они тихо сидели на площадях и улицах, бpенчали на гитаpах и читали стихи. Beatles были их гимном, Кеpуак - философией,  а битловское же «All you need is love» - девизом.

    Чрезвычайно интересны воспоминания писателя Василия Аксенова об этом времени  «... Осенью 1967 года,т.е. около восьми лет назад,в Лондоне я впервые увидел хиппи. Тогда они еще только начинались как наиболее эксцентрическое выражение новой молодежной культуры.  Культура возникала спонтанно, никто, конечно, ее не насаждал, она рождалась в пабах Ливеpпуля, где впеpвые удаpили по стpунам Джон Леннон,Джоpдж Гаppисон, Ринго Стаp и Пол Маккаpтни,в маленьких лавчонках Мэpи Квант вдоль знаменитой Кингзpоуд в Чесли.»

  Тысячи стpаниц уже написаны об этом, и совеpшенно четко установлено, что молодежь протестовала против кастовых основ буpжуазного общества.

  Из Калифоpнии пpиплыли пеpвые хиппи, нечесаные, лохматые, в бубенчиках, бусах, бpаслетах. Тогда о них говоpили на всех углах и во всех домах. В Лондоне был той осенью особый, какой-то пpедpеволюционный аpомат.

Хиппи говорили: «- Мы уходим из общества не для того, чтобы в стоpоне пpезиpать его, а для того, чтобы его улучшить! Мы хотим изменить общество еще пpи жизни нашего поколения! Как изменить? Hу хотя бы сделать его более теpпимым к незнакомым лицам, предметам, явлениям. Мы хотим сказать обществу - вы не свиньи, но цветы. Flower power! Ксенофобия - вот извечный вpаг человечества. Hетеpпимость к чужакам, к непpинятому сочетанию цветов, к непpинятым  словам, манеpам, идеям. «Дети цветов», появляясь на улицах ваших гоpодов, уже одним своим видом будут говоpить вам: будьте теpпимы к нам, как и мы теpпимы к вам. Hе бойтесь чужого цвета кожи или pубахи, чужого пения. Слушайте то,что вам говоpят, говоpите сами - вас выслушают! Make Love not War! Любовь - это свобода !Все люди - цветы!»

В настоящие время культура хиппи практически полностью умерла.  Между тем за пpошедшее время   даже в нашем языке появились слова, пpоизводные от этого стpанного hippie...: «Хипня», «хиппую», «захипповал», «хиппово», «хиппаpи». Хиппи были только частным пpоявлением бунта молодежи, одной из его фоpм. «Битники, левые, панки» - «патpоны из одной обоймы».

История хип-хопа, началась в 1969 году в Южном Бронксе - черном гетто Нью-Йорка. Правда, слова «hip-hop» тогда еще не было - DJ Африка Бамбата выдумал его пять лет спустя, когда повзрослевшая культура уже нуждалась в общем названии. А в 1969-ом другой легендарный DJ, Кул Херк, придумал другое слово: "b-boys" - сокращение от «break boys» – «парни, танцующие в перерывах».

Всякая субкультура начинается с имени. Битники, хиппи, панки, растаманы, даже русские нигилисты прошлого века - все осознавали себя движением лишь после того, как обыватели нарекали их каким-нибудь оскорбительным название. И вот Кул Херк придумал словечко "b-boys". Его оригинальное содержание было невинным, но как всегда, расшифровало по-своему, восприняв молодую дискотечную поросль как "bad boys" - "хулиганье". Их подружек обыватели окрестили "flygirls" - "мушки", смазливые, броско одетые уличные девушки, что-то типа одесской «марухи». Как всегда бывает, молодежь гордо подняла эти названия «на знамя» - и культура хип-хоп вышла в свет.

А начиналось все с того, что Кул Херк перебрался в Бронкс с Ямайки - и принес с собой традицию кингстонских уличных танцев, на которых DJ крутит пластинки с рэггей-минусовкой, а поэты вживую начитывают речитатив. Но главное было не в музыке, а в уличности, независимости этих мероприятий и ведущей роли ди-джея. До того американский DJ был бесцветной наемной лошадкой в больших клубах и ставил то, что хотят хозяева - а они любили нудную белую попсу. На Ямайке же DJ был королем, хозяином музыкальной студии, вокруг которой вертелась вся молодежная жизнь. Он сам устраивал праздники, давал микрофон в руки уличных поэтов. Кул Херк открыл в нью-йоркских гетто эру дешевых подпольных вечеринок. Не то чтобы в Нью-Йорке сами додуматься не могли (запевалами нового движения были также Pete DJ Jones, DJ Hollywood, Eddie Cheeba, "Love Bug" Starski и прочие местные братья) - просто Кул Херк вовремя оказался там, где его ждали. Черные и пуэрториканские подростки сотнями набивались в подвалы и заброшенные дома, где проводились самопальные вечеринки, толпились у дверей клубов, где играли их любимые ди-джеи. Собственно, там и родилась как таковая клубная культура. Кул Херк первым притащил на вечеринку две вертушки и начал пускать музыку нонстопом. Для этого пластинки пришлось сводить - DJ стал творцом, артистом, харизматическим лидером. Вскоре его стали называть MC ("master of ceremonies" - "церемонимейстер"). Для черной общины все это было культурной революцией. До хип-хопа организующим началом, глашатаем и правительством негритянских гетто были черные радиостанции. На самом деле, это было очень хорошее радио, не хуже армянского. Мы, привыкшие к казенным радиоточкам и заводным FM-попугаям, о таком не слыхали. Это были маленькие станции, жившие одной жизнью с гетто, обсуждавшие местные новости, крутившие любимую музыку и, главное, поддерживавшие некий местный климат, заставлявший людей чувстовать себя дома. По сути они и делали гетто общиной. Радио ди-джей назывался "griot" - "рассказчик", его истории были культурной пищей сообщества. (Он был чем-то вроде сказочника - специального человека, имеющегося в каждой африканской деревне: по вечерам он пересказывает односельчанам вечные мифы, объясняющие законы их жизни, - и в спорах, сопровождающих каждый такой рассказ, осязается людская сопричастность.) Телевидение или крупные станции могли быть популярнее в гетто, чем местное радио, но верила черная публика своему радио. А фанк-звезды, начиная с Джорджа Клинтона, чтобы подчеркнуть общинность своей музыки, стилизовали альбомы под радиопередачи.
Так было до начала 70-х, когда душевный мир черного радио стал разваливаться. Черные станции, добившись долгожданного равноправия и признания со стороны белых, начали хорошо зарабатывать на рекламе, богатеть и ориентироваться на среднестатистического слушателя. В эфире застучало белое диско. Гриеты еще плели свои рассказы, но развитие остановилось - и слушали их только старики. А молодежи все это уже стало казаться надоедливой банальностью. Она осталась одна.  И тут появился Кул Херк со своими маевками. Он крутил родной черный фанк (Джеймса Брауна или «Sly & Family Stone»), соул и ритм-н-блюз. Вскоре для удобства танцоров он начинает повторять инструментальные перерывы (брейки) между куплетами и играть каждый брейк минут по десять. В это время публика расступалась и молодые парни танцевали брейк. Их-то Кул Херк и прозвал би-боями. Сам танец, соответственно, получил имя «break-dance». Году к 1972-му b-boys и flygirls стали оформленным движением - со своей музыкой, одеждой и оторванным, бесшабашным стилем жизни. Десятилетие спустя этот стиль был заснят в наивном, но культовом фильме «Beatstreet». Легендарный отец панка Малькольм Макларен, первым из белых продюсеров обративший внимание на молодое брейкерское племя, описывал ту атмосферу довольно красноречиво:
«Однажды в Нью-Йорке я увидел большого черного человека, который прогуливался в майке "Never Mind The Bollocks". Мы разговорились, и он мне сказал, что очень любит "Sex Pistols" - не музыку, а идею, - и пригласил на свою вечеринку в этот же день. Звали его Африка Бамбата. Я тогда плохо знал Нью-Йорк и два часа ловил такси, потому что никто не хотел ехать в Южный Бронкс. В конце концов, один таксист сказал мне: «Садись, закрывай все окна, прячь свои деньги в носок. Но имей в виду: назад ты никакого такси не поймаешь - их там не бывает.» Когда мы приехали уже темнело. Я вышел из машины, чтобы посмотреть тот ли адрес, но когда обернулся, ее и след простыл. Вокруг высились большие нежилые дома с черными проемами окон. Никакой вечеринки видно не было, зато вокруг было много черных парней. На самом деле я немного испугался. И тут я услышал звуки музыки, они доносились оттуда же, откуда струился маленький лучик света. Наконец я увидел грубые столы, на которых стояли вертушки. Черные люди, крутя пластинки, перебрасывались микрофоном и что-то дико кричали в него поверх играющей музыки. Человек, который пригласил меня, стоял надо всем этим, скрестив руки на груди, как повелитель всего этого кромешного ада. И вот я стою рядом с Африкой Бамбатой и вижу колышущийся океан танцующих людей. Играют пластинки Гарри Ньюмена, "The Cars", Джеймса Брауна. Двое его здоровенных дружков зажигают факелы, устанавливают их на полу, люди начинают расступаться, расчищая место - и эти парни начинают танцевать на голове! Мне стало казаться, что я не в Нью-Йорке, а в африканских джунглях. Это было очень натурально, первобытно, вдохновляюще...»

Парни танцевали в спортивных костюмах, дутых болоньевых жилетках, бейсболках набекрень и огромных белых кроссовках с длинными язычками. Девушки - в таких же жилетках и сочных облегающих лосинах. Потом этот наряд станет парадной униформой хип-хопа, а белоснежные адидасовские шузы - таким же культовым символом поколения, как шляпа для ковбоев. Игрушечный кроссовок будут носить на груди вместо крестика. Но поначалу культового значения этой одежде никто не придавал - треники одевали, чтобы танцевать было удобнее, а ди-джеи по-прежнему рядились во фриковые, карнавальные костюмы в стиле фанк. В костюмах b-boys и flygirls тоже встречались фанковые детали - например толстые "золотые" цепи с массивным знаком $ на груди или узких пластмассовых очков. В сочетании со спортивным костюмом они походили на золотые медали олимпийских чемпионов. Но главным был, естественно, танец. Это был универсальный язык, выражавший все чувства, расставлявший людей по местам, отделявший братьев от всего остального города. Танец был ключом к миру, непонятным для родителей рассказом нового гриета. В каждом брейке танцоры устраивали ритуальную битву перед лицом Господа и подружек. Это был переоткрытый заново древний обряд, бессловесная молитва, соткавшая в гетто новую религиозную реальность.

Сам по себе брейк-данс, конечно, не был новостью. Впервые он был описан в прошлом веке в Новом Орлеане, как «kongo square dance». На площади «Kongo Square» собирались отдохнуть, повеселиться и посостязаться в танце рабы. Особенно распростронялись они на ежегодном карнавале «Марди Грасс» (существующем, кстати, по сю пору), где устраивались даже командные соревнования - с делением по сохранявшемуся еще тогда этническому принципу. Но смутные упоминания об акробатических танцах рабов встречаются и раньше, а схожие элементы хореографии встречаются как в Африке, так и среди диаспоры. (Например, в черной Бразилии бытуют «капоэйра» - близкая к брейку смесь танца с боевым искусством и «дезафиу» - жанр, аналогичный рэпу.)

В конце 60-х брейк существовал еще в виде двух самостоятельных танцев - нью-йоркского акробатического стиля, который у нас называли «нижним брейком», и Лос-анджелесской пантомимы («верхний брейк»).
Акробатический стиль был латиноамериканского происхождения (вообще, хип-хоп не стоит ассоциировать с одними черными), и именно его первоначально танцевали би-бои в брейках. Отсюда его оригинальное название – «breaking». Популярен у черных он стал после того, как в 1969 Джеймс Браун написал фанк-хит "The Good Foot" и исполнил на сцене элементы этого танца.
Лос-анджелесская пантомима, называемая «boogie», шла от негритянской традиции. Знаменитый «tiсking» - ломаная пляска, в которой танцора то и дело заклинивает в разных положениях, - имеет явные африканские корни. «Вэйвинг», при котором тело движется свободными волнами, очевидно, возник как ритмический «припев»" к тикингу. В том же 1969 году Дон Кэмпбел, собрав разные буги-фортели, создал «кэмпбэллок» - попсовый вариант народного танца. Вскоре его название трансформировалось в «locking», а сам стиль стал сценическим стандартом для черных. А в дискотечный брейк лос-анджелесский буги пришел в основном в виде стиля «робот». «Робот» был танцевальным воплощением мифологии фанка. Придуманный Джорджем Клинтоном научно-фантастический миф гласил, что в Золотом Веке Фанка на земле жили танцующие народы, которые не стыдились своих желаний и не пытались ничего контролировать. И «свобода была свободной от необходимости быть свободной». Так было, пока власть не захватили священники и политики во главе с сэром Ноузом. Они принесли с собой Принцип Удовольствия и привили людям желание владеть и править. Люди стали злые, корыстливые - а танцевать разучились. Немногие староверы хранили в тайне секрет фанка, но в мире власти и жадности это было все труднее и труднее. Тогда последние хранители древнего благочестия сели на космический корабль "Mothership" и улетели. И вот теперь, тысячелетия спустя, апостолы фанка возвращаются, чтобы снова научить людей танцевать. Инопланетяне на летающих тарелках, о которых пишут в газетах, - это и есть те самые посланцы. Их, собственно, стиль «робот» и изображал.
Напихав в негритянские головы таких идей, Клинтон плотно подсадил братьев на «сайнс-фикшн». Каждый фанк-концерт превращался в коллективное камлание, торжественную встречу пришельцев. "Mothership" ассоциировался у черной публики с мамой-Африкой, в которую не нужно возвращаться, - она сама вот вот явится тут... Футуристическая идеология фанка повлияла не только на танец, но и на музыку хип-хопа - а именно на нежную любовь ко всякого рода микшерам, сэмплерам, ревербераторам и драм-машинкам. Что же касается брейка, то нью-йоркские би-бои довольно быстро освоили буги, и из двух стилей синтезировался всеми любимый танец. Третьим его компонентом стали стилизованные приемы ушу из репертуара Брюса Ли - например, эффектный подъем с пола пружинистым прыжком.

Году к 72-му в Бронксе и Гарлеме было уже полно брейкерских бригад (нью-йоркское "crew" значит то же, что и лос-анжелесское "clic", - бригада, артель, банда), деливших территорию города и танцевавших каждая на своем перекрестке. Между делом они гоняли на роликах (экзотическая штука в то время) и графитили стены. Бригады постоянно разваливались и, перетасовавшись, собирались под новым названием - всего их была не одна сотня. Самыми известными, существующими и по сей день, стали легендарные "Rock Steady Crew" и "New-York City Breakers". Именно их ритуальные «битвы» позднее будут засняты на видео и, облетев весь мир, встряхнут миллионы подростков, как электрический ток. К "Rock Steady Crew" принадлежал и самый знаменитый брейк-дансер на белом свете, латинос по кличке Крэйзи Легз - впоследствии лауреат всяческих престижных хореографических наград, педагог и заслуженный би-бой Соединенных Штатов.

История гопа В скорее после октябрьской революции 17года в России, в здание, где сейчас находиться гостиница Октябрьская, открылась крупнейшее в стране общежитие для пролетариата. Не отличавшиеся сознательностью, дети приезжих рабочих прославились на весь Петроград своими хулиганскими выходками. Говорят – городское общежитие пролетариата, сокращенно ГОП, дало имя такому явлению как гопники. Гопы, гопота – слова обидные, те кого ими обычно называют, предпочитают другое определение – «пацаны».

В конце 80х на смену Казанским гопникам пришли Люберецкие «пацаны». В те годы подмосковный город напоминал древнею Спарту, по культу силы и жестокости. Группа гражданская оборона сочинила об этом песню, ставшею их неофициальным гимном. Основной идеей Люберцов было очищение Москвы от неформальных молодежных субкультур. Хотя у большинства гопников идеи не было как токовой. Они просто жили – без цели, идеи, мировоззрения, образования. Парк Горькова в Москве – бывшее место военных действий. Там находился «центр битвы с прозападной нечистью». Алексей Киреев – типичный пример Любера переживших 90е. От былого осталось увлечение спортом. На вопрос почему гопники так не любили неформальную молодежь, отвечает: «Ну не нравились нам длинные волосы, не нравились нам сережки в ухе, не нравилось ещё что то. панки, хиппи… Мне они и сейчас не нравятся». Представители  культуры гопа являются ярыми противниками неформальных молодежных течений и субкультур. Они не понимают неформалов и бояться их (опросы показали, что большинство гопников очень боится Панков, в виду их грозного вида и огромного количества металлических украшений). В данный момент культура гопа постепенно умирает, а во многих уголках нашей страны умерла вовсе. Единственный её элемент который остался и закрепился в большом количестве людей - классическое мировоззрение гопника: слепой шовинизм, антиамериканизм, ненависть к темнокожим, не развитое мировоззрение, отсутствие своей точки зрения.

Надо сказать что культура гопа и есть самая формальная молодежная культура существующая на сей день. Именно относительно её, так сильно выделяются неформальные молодежные субкультуры. Что же касается проблемы выявления неформалов – то порой это действительно сложная задача. Многие не совсем понимают понятие неформал и это выражение ассоциируется у них с патлатыми парнями в кожаных куртках и цепях. Это не совсем верно. Ненормальность того или иного человека – определяется, прежде всего, способом его мышления. Порой парень, с ирокезом на голове, кожаной куртке и цепи через плечо – может оказаться представителем гоп культуры (так называемое направление панк-скин). Что же касается взаимоотношений неформалов между собой – то это довольно сложный вопрос.

Каждая молодежная неформальная культура признает, во первых, себя, во вторых, другие неформальные культуры. Два неформала представляющие две совершенно разные культуры (например панк и хип-хоп), никогда не будут решать разногласия возникшие между ними с помощью силы. Все неформалы знают, что представитель другой неформальной культуры, пусть даже совсем не похожий на них самих, гораздо ближе к ним по своему духу, чем большинство окружающих их людей. Жизнь неформала – ставится выше жизни людей формальных.

Но в современном мире можно увидеть необычные процессы происходящие в кругу молодежи. Дело в том что культуру гопа в современном мире никто кроме её представителей не ценит. Слово «гопник» - стало обидным и оскорбительным. Множество современной молодежи стали причислять себя к представителям разных неформальных субкультур – хотя сами неформалами не являются. Столкновение двух совершенно разных культур на улицах городов приводит к печальным последствия, ибо происходит немедленное применение силы, дабы доказать правильность только своей точки зрения. В данной ситуации дракой может закончиться любая встреча двух и более представителей разных молодежных субкультур. На последок рассмотрим иллюстрации, на которых изображены наиболее яркие представители различных субкультур:

                             

                      Рис. 1                                                                                           Рис. 2

 

                                   

                      Рис. 3                                                                                            Рис. 4

 

 

                  

                      Рис. 5                                                                                           Рис. 6

Информация о работе Современная молодежная культура