Советская культура 50-60-х гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:51, реферат

Описание работы

Культура - специфическая область существования человека. Это его вторая, творимая им природа. Человек творит культуру, культура формирует человека. В культуре человек действует как активное существо, творя на основаниях Разума себя и изменяя мир.
Тема культуры становится в XX веке более значимой. Вероятно, это связано с тем, что именно от культуры ждут неких гарантий выхода из тех болезненных противоречий, которые поглощают человека и общество в современном мире. Мир культуры все более осмысливается как особый мир, где наиболее благородные качества человеческого духа способны реализоваться.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………………3
Глава I. «Великое десятилетие»………………………………………………..5
Глава II. Культура в период «оттепели»………………………………………7
а) Литература;
б) Бардовская песня;
в) Изобразительное искусство;
г) Театр и кинематограф.
Глава III. Образование………………………………………………………….11
Глава IV. Наука…………………………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………………13
Литература………………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат по культурологии Оттепль.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. В 60-е гг. были возведены памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963–1967гг., скульптор Е.В. Вучетич), мемориал на Пискаревском  кладбище в Петербурге (1960 г., скульпторы В. Исаева, Р. Таурит) и др.

 

 

Театр и кинематограф. Развивается театр. Создаются новые театральные коллективы. Среди возникших в период «оттепели» новых театров следует отметить основанный в 1957 г. «Современник» (глав. режиссер О. Н. Ефремов) и Театр драмы и комедии на Таганке (1964г., главный режиссер Ю.П. Любимов, с 1964 г. и до конца своих дней актером Театра на Таганке был В. С. Высоцкий).

Значительных успехов в период «оттепели» достиг советский кинематограф. Лучшие советские фильмы тех лет получили достойное признание многомиллионной зрительской аудитории как у нас в стране, так и за ее рубежами. Премией международных кинофестивалей были удостоены фильмы, посвященные теме Великой Отечественной войны: «Летят журавли»(режиссер М. Калатозов, 1957г.), «Баллада о солдате»(режиссер Г. Чухрай, 1959 г.), «Судьба человека»(режиссер С.Бондарчук, 1959 г.). Снимаются фильмы, посвященные проблемам молодежи (М.М. Хуциев «Застава Ильича», 1965 г.), а также легкие романтичные ленты вроде «Я шагаю по Москве» (режиссер Г. Н. Данелия 1964 г.).

Также произошло открытие Московского кинофестиваля, участие наших кинематографистов в зарубежных фестивалях, усиление концертной и выставочной деятельности. В это же время начало работать советское телевидение. Это приводило к рождению нового поколения советской интеллигенции, так называемых «шестидесятников».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III

Образование

 

   Серьезные реформы были проведены в сфере образования. В 1958 г. был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Этот закон положил начало школьной реформе, которая предусматривала введение обязательного 8-летнего образования (вместо 7-летнего). «Связь школы с жизнью» заключалась в том, что все желавшие получить полное среднее образование (11 классов) и в дальнейшем поступить в вуз, должны были в течение последних трех лет учебы по два дня в неделю работать на промышленных предприятиях или в сельском хозяйстве. Вместе с аттестатом зрелости выпускники школ получали свидетельство о рабочей специальности. Для поступления в высшее учебное заведение также требовался стаж работы на производстве не менее двух лет.
Впоследствии эта система себя не оправдала и была отменена, т. к. занятость на предприятиях снижала качество получаемых знаний, в то же время массы временных рабочих-школьников и будущих студентов приносили народному хозяйству больше вреда, чем пользы.

   В условиях вступления Советского Союза в эпоху научно-технической революции значительно увеличилась потребность в специалистах с высшим и средним специальным образованием. При этом большое значение придавалось государством расширению вечернего и заочного обучения в вузах и техникумах. Так, в соответствии с новыми правилами приема в вузы, введенными в 1957 г., были предусмотрены льготы при поступлении для молодежи, имевшей производственный стаж не менее двух лет, а также для военнослужащих, демобилизованных с действительной военной службы. Эти меры позволили резко увеличить приток в вузы рабочей и сельской молодежи.

   В 1958/59 учебном году советские вузы выпустили почти в 3 раза больше инженеров, чем в США. Уровень образования населения, занятого в сфере производства, резко возрос, составив в 1959 г. 39% рабочих и 21% колхозников с высшим и среднем специальным образованием.

 

 

 

 

 

 

 

Глава IV

Наука

 

   Больших успехов в конце 50 – начале 60-х гг. достигли советские ученые. На переднем крае развития науки держалась физика, ставшая в сознании людей той эпохи символом научно-технического прогресса и торжества разума. Работы советских физиков получили всемирную известность.
Нобелевскими лауреатами стали Н. Н. Семенов (1956 г., исследование химических цепных реакций), Л. Д. Ландау (1962 г., теория жидкого гелия), Н. Г. Басов и А. М. Прохоров (1964 г., совместно с И. Таунсом, труды по радиоэлектронике, создание первого квантового генератора – мазера). С 1957 г. были восстановлены Ленинские премии, присуждавшиеся ученым за выдающиеся достижения в области науки и техники.

   В 1957 году в СССР впервые был запущен самый мощный ускоритель элементарных частиц – синхрофазотрон. Это практическое открытие позволило развивать новое направление науки – физику высоких и сверхвысоких энергий, что, в свою очередь, привело к созданию и развитию совершенно новых отраслей народного хозяйства – атомной промышленности и энергетики. Уже в 1954 г. впервые в мире была построена и запущена атомная электростанция в подмосковном научном городке Обнинске. Вслед за этим началось строительство более крупных Воронежской, Белояроской и Сибирской АЭС. 1957 г. ознаменовался спуском на воду первого в мире атомохода – ледокола «Ленин».

   Эпоха «оттепели» вошла в историю мирового технического прогресса как эра покорения космоса. Благодаря крупнейшим достижениям в области ракетно-космической техники СССР стал на многие годы признанным лидером в исследовании околоземного пространства. 4 октября 1957 г. на основе созданных советскими учеными-конструкторами под руководством С.П. Королева баллистических многоступенчатых ракет в СССР  был произведен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. А 12 апреля 1961 г. впервые в истории человечества на космическом корабле «Восток» летчик-космонавт Ю.А. Гагарин совершил полет по околоземной орбите.

   Помимо космической техники в СССР значительные успехи были достигнуты в области авиастроения. В 1956 г. в небо поднялся первый турбореактивный пассажирский лайнер Ту-104 А.Н. Туполева. А в 1957 г. коллективом инженеров во главе с С.В. Ильюшиным был создан четырехмоторный турбовинтовой пассажирский самолет Ил-18.

  

Заключение

 

Время хрущевской "оттепели" прямо и косвенно разобщило и дезориентировало творческую интеллигенцию: одни переоценили характер поверхностных изменений, другие не сумели увидеть их "скрытного подтекста" (влияние извне), третьи не смогли уже выражать коренных интересов народа-победителя, четвертые были способны только на пропаганду интересов партийно-государственного аппарата. Все это, в конечном итоге, вызвало неадекватные реальной действительности художественные произведения, где доминировали идеалы демократического социализма.

В целом "оттепель" оказалась не только кратковременной, но и достаточно поверхностной, не создала гарантий против возврата назад, к сталинской практике. Потепление не было устойчивым, идеологические послабления сменялись грубым административным вмешательством, и к середине 60-х годов "оттепель" сошла на нет, но ее значение выходит за рамки кратких всплесков культурной жизни. В те годы был сделан первый и решающий шаг в преодолении сталинизма, началось возвращение культурного наследия эмиграции, восстановление культурной преемственности и международного культурного обмена. В годы "оттепели" сформировались "шестидесятники", поколение интеллигенции, которое впоследствии сыграло важную роль в перестройке. Большие последствия для общественного сознания имело возникновение альтернативных источников информации - самиздата, передач зарубежных радиостанций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.   Березовая Л.Г. Берлякова Н.п. История русской культуры. Ч. 2-я – М., 2002

2.   Барсенков А.С. Вдовин А.И. История России 1938-2002 – М., 2003

3.   Герчук Ю. Искусство «оттепели». 1954-1964 гг. – М., 1967

4.   Гусарова А. Мир искусства – М., 1972

5.   Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры – М., 1990

6.   Зуев М.Н. История России с древнейших времен до начала XXI века – М.: Дрофа, 2006

7.   Кардаш Е.Ю. Культура и ее назначение – Обнинск:ИАТЭ, 1995

 

14

 



Информация о работе Советская культура 50-60-х гг