Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:51, реферат
Культура - специфическая область существования человека. Это его вторая, творимая им природа. Человек творит культуру, культура формирует человека. В культуре человек действует как активное существо, творя на основаниях Разума себя и изменяя мир.
Тема культуры становится в XX веке более значимой. Вероятно, это связано с тем, что именно от культуры ждут неких гарантий выхода из тех болезненных противоречий, которые поглощают человека и общество в современном мире. Мир культуры все более осмысливается как особый мир, где наиболее благородные качества человеческого духа способны реализоваться.
Ведение……………………………………………………………………………3
Глава I. «Великое десятилетие»………………………………………………..5
Глава II. Культура в период «оттепели»………………………………………7
а) Литература;
б) Бардовская песня;
в) Изобразительное искусство;
г) Театр и кинематограф.
Глава III. Образование………………………………………………………….11
Глава IV. Наука…………………………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………………13
Литература………………………………………
Обнинский Государственный Университет Атомной Энергетики
Реферат по культурологи
на тему:
«Советская культура 50-60-х гг.»
Подготовила: Лопухова Е.В.
студентка СЭФ, группа МЕН-С-11
Преподаватель: Норман А.Б.
Обнинск, 2009 г.
Содержание
Ведение……………………………………………………………
Глава I. «Великое десятилетие»………………………………………………
Глава II. Культура в период «оттепели»………………………………………7
а) Литература;
б) Бардовская песня;
в) Изобразительное искусство;
г) Театр и кинематограф.
Глава III. Образование…………………………………………………
Глава IV. Наука…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Культура - специфическая область существования человека. Это его вторая, творимая им природа. Человек творит культуру, культура формирует человека. В культуре человек действует как активное существо, творя на основаниях Разума себя и изменяя мир.
Тема культуры становится в XX веке более значимой. Вероятно, это связано с тем, что именно от культуры ждут неких гарантий выхода из тех болезненных противоречий, которые поглощают человека и общество в современном мире. Мир культуры все более осмысливается как особый мир, где наиболее благородные качества человеческого духа способны реализоваться.
Культура – одна из важнейших областей общественной жизни, духовно-творческий потенциал общества. В настоящее время возрастает познавательно-нравственная функция культуры. Большинство людей, интересующихся прошлым России, прежде всего через историю культуры познают отечественную историю.
Сложность анализа культуры России в новейшее время состоит еще и в том, что всегда легче давать оценку эпохе, отстоящей от исследователя на много десятилетий, а еще лучше - веков. Современникам труднее разглядеть тенденции, которые станут очевидны позднее, окажутся более понятными для наших потомков.
Социокультурная панорама советской эпохи - пестрая, сложная диалектическая целостность. Ей свойственна противоречивость и неоднозначность Духовное, человеческое в ней всегда с игнорированием интересов отдельной личности, с бездуховностью административно-командной системы власти, тоталитаризмом, а связь с многовековой историей народа сочеталась с официозным прославлением политической системы: существование фальшивых, "заказных" исследований и произведений в разных жанрах.
Вместе с тем культура советской эпохи есть особое явление социокультурного мышления, массовой психологии, связанной с российским и русским менталитетом, с традицией беспримерной политизации и игнорирования запросов и прав конкретной личности, с верой масс в идеологические постулаты, с постоянной ориентацией на культ Государства, и лидера-вождя. Современные социологи отмечают, что для рассматриваемой эпохи типично известное состояние "зажатости" между прошлым и будущим, ориентации на "двоичности" (революция - контрреволюция, белые - красные, мы - они, наши - не наши и т.п.), с заявленной устремленностью вперед сочетается полное равнодушие к сиюминутному настоящему, к его важной роли в жизни любого конкретного человека.
Глава I
«Великое десятилетие»
"Оттепель" в советской культуре. Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Разоблачение на XX съезде партии в 1956 году культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами - всё это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Сочетание всех этих совершенно уникальных обстоятельств привело к движению шестидесятников.
Время с середины 50-х до середины 60-х годов (от появления в 1954 году повести И.Эренбурга с названием "Оттепель" и до открытия процесса над А.Синявским и Ю.Даниэлем в феврале 1966 года) вошло в историю СССР под названием "оттепель", хотя инерция развернувшихся в то время процессов давала о себе знать вплоть до начала 70-х годов.
Само понятие "оттепель" в социокультурном плане имело два смысла:
символический - оттепель в культуре предшествовала и способствовала оттепели в других сферах общественной жизни;
реальный - ослабление влияния тотального режима на индивидуальный процесс художественного творчества.
Эпоха перемен в советском обществе совпала с глобальным социокультурным поворотом. Во второй половине 60-х активизируется молодежное движение, противопоставившее себя традиционным формам духовности. Впервые глубокому философскому осмыслению и новому художественному прочтению подвергаются исторические итоги XX столетия. Все чаще поднимается проблема ответственности "отцов" за катастрофы века, в полную мощь начинает звучать роковой вопрос об отношениях "отцов и детей".
В советском обществе рубежом социокультурных перемен стал XX съезд КПСС (февраль 1956 г.), воспринятый общественным мнением как очистительная гроза. Процесс духовного обновления в советском обществе начался с обсуждения ответственности "отцов" за отход от идеалов Октябрьской революции, которая стала критерием измерения исторического прошлого страны, равно как и нравственной позиции отдельной личности. Так в действие вступило противостояние двух общественных сил: сторонников обновления, называемых антисталинистами, и их противников - сталинистов.
Впервые в истории советской культуры были поставлены вопросы:
- Какова роль советской интеллигенции в обществе?
- Каковы ее взаимоотношения с партией?
- Как следует оценивать культурное прошлое СССР?
Попытка ответа на эти вопросы с разных историко-культурных позиций (ценностей) привела к расколу творческой интеллигенции на традиционалистов (ориентированных на традиционные ценности советской культуры) и неоавангардистов (придерживающихся антисоциалистической направленности художественного творчества с опорой на буржуазно-либеральные ценности постмодернизма, на разделение искусства на элитарное и массовое с идеей их диффузии).
Глава II
Культура в период «оттепели»
Литература. Существенное, хотя и временное, ослабление тоталитарного контроля государства, общая демократизация способов управления культурой значительно оживили творческий процесс. Раньше и живее всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 30–40-х г.: заново вошли в литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В это время появляется целая плеяда замечательных молодых авторов, чье творчество составило эпоху в русской культуре: поэты-«шестидесятники» Е. А. Евтушенко,
А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, Р. И. Рождественский. Огромную аудиторию собирали поэтические вечера, происходившие в аудитории
Политехнического музея.
В прозе однообразная парадность сталинского соцреализма сменилась обилием новых тем и стремлением изображать жизнь во всей присущей ей полноте и сложности. Особым духом творческих исканий проникнута литература писателей-«шестидесятников»: Д. А. Гранина (Германа) («Иду на грозу» 1962 г.), Ю. Н. Нагибина («Далекое и близкое» 1965 г.), Ю. П. Германа («Дорогой мой человек» 1961 г.), В. П. Аксенова («Звездный билет» 1961 г.). Много интересного было создано в жанре фантастической литературы. Философской глубиной, необычайно широким культурным диапазоном отличаются произведения писателя и ученого И. А. Ефремова («Туманность Андромеды» 1957 г., «Лезвие бритвы» 1963 г.) и братьев А. Н. и Б. Н. Стругацких («Понедельник начинается в субботу» 1965 г., «Трудно быть богом» 1966 г., «Пикник на обочине» 1972 г.).
В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. Писателей интересует обыкновенный человек в условиях фронта: на смену не сгибаемому Мересьеву приходит герой, которому
знаком и страх, и боль, и душевное смятение. Новую правду о войне раскрыли в своих произведениях Ю.В. Бондарев (Роман «Батальоны просят огня» 1957г.), К.М. Симонов (Роман-идеология «Живые и мертвые» 1959-1971 гг.)
Важную роль в литературной жизни 60-х гг. играли литературные
(толстые) журналы. В 1955 г. вышел первый номер журнала «Юность». Среди журналов выделяется «Новый мир», который с приходом туда в качестве главного редактора А. Т. Твардовского обрел особую популярность среди читателей. Именно в «Новом мире» в 1962 г. с личного разрешения Н.С. Хрущева была опубликована повесть А.И. Сложеницина «Один день Ивана Денисовича», в которой впервые литература коснулась темы сталинского ГУЛАГа.
В 50-е гг. возник «самиздат» – так назывались машинописные журналы
(например, журнал «Синтаксис»), в которых свои произведения печатали молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях. Основателем «Синтаксиса» был молодой поэт А. Гинзбург. В журнале печатались произведения Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, Е. Гинзбург, В. Шаламова. За «антисоветскую агитацию»
А. Гинзбург был приговорен к двум годам лагерей. Появление «самиздата» стало одним из проявлений зарождавшегося в кругах интеллигенции оппозиционного советскому государству движения диссидентов.
Бардовская песня. Авторская песня была своеобразным явлением неофициального искусства 60-х гг. Стихи и музыку к ней, в отличие от эстрадной песни, писал один человек, который не являлся профессиональным музыкантом. Он же ее исполнял под аккомпанемент гитары. Есть и другие названия авторской песни – самодеятельная, бардовская (бардами в средневековой Европе называли бродячих поэтов и певцов).
Появление авторской песни не было случайным. Царившая в то время советская эстрадная песня подвергалась цензуре и не поднимала многих острых проблем, волновавших общество. Авторская же, наоборот, говорила обо всем наболевшем, и в этом состояла ее притягательная сила . Недаром авторскую песню не любила власть. Против ее воли по стране «гуляли» миллионы магнитофонных записей авторской песни. Возник целый «магнитиздат» - музыкальный аналог печатному «самиздату».
Песни эти сочиняли люди самых разных специальностей _ писатели, геологи, актеры, учителя. Они пели их под гитару, исполняли в туристических походах, в студенческих общежитиях, в квартирах. По всей стране возникла сеть клубов самодеятельной песни – КСП. В 70-е гг. они имелись в 196 городах и объединяли более двух миллионов человек. Любители авторской песни проводили фестивали.
Наиболее известными бардами, зачинателями авторской песни, были Галич, Окуджава, Высоцкий, Визбор. Так случилось, что все они родились и жили в Москве.
В советское время авторская песня вошла практически в каждый дом. Она была подобна глотку свежего воздуха, которого не хватало людям в атмосфере тех лет.
Изобразительное искусство. Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. По-новому трактуется художниками реализм. Шестидесятые годы – время становления так называемого «сурового стиля» в советской живописи. В полотнах Д. Д. Жилинского («Молодые скульпторы» 1964 г.), В. Е. Попкова(«Строители Братской ГЭС» 1961 г.), Г. М. Коржнева (триптих «Коммунисты» 1960 г.) реальность предстает без обычной в 40–50-е гг. лакировки, нарочитой праздничности и парадности. Однако далеко не все новаторские течения нашли поддержку у руководства страны. В 1962 г. Н. С. Хрущев посетил выставку московских художников в Манеже. Авангардная живопись и скульптура вызвали у первого секретаря ЦК резко отрицательную реакцию. В результате художники были лишены права продолжать работу и выставляться. Многие вынуждены были покинуть страну (например, скульптор Э. И. Неизвестный).