Совет Министров во Франции, его особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 20:38, реферат

Описание работы

В ХХ в. Франция из крупнейшей колониальной империи превратилась почти в чисто унитарное государство. В марте 1982 г. принят закон о децентрализации, согласно которому Франция в целом, административно Франция делится на 22 области (Эльзас, Аквитания, Овернь, Бургундия, Бретань, Центр, Шампань-Арден, Корсика, Франш-Конте, Иль-де-Франс, Лангедок-Руссильон, Лимузэн, Луара, Лотарингия, Южные Пиренеи, Север, Нижняя Нормандия, Верхняя Нормандия, Пикардия, Пуату-Шарант, Прованс-Альпы-Лазурный берег, Рона-Альпы), которые подразделяются на 96 департаментов, включая Париж как отдельный департамент. В состав Франции также входят 4 заморских департамента: Гваделупа, Гвиана, Мартиника и Реюньон, заморские территории: Новая Каледония, Французская Полинезия, Французские австралийские и антарктические земли, о-ва Майотта, Уоллис и Футуна и специальная территориальная единица – о-ва Сен-Пьер и Микелон и особая административная единица Корсика.

Содержание

Государственное устройство Франции

Французская Правовая Система В ХХ в

Заключение

Работа содержит 1 файл

реферат по ДПЗК.docx

— 46.63 Кб (Скачать)

       В основу документа легли конституционные  воззрения Шарля де Голля, высказанные  им, главным образом, в речи в Байе 16 июля 1946 г.

       Конституция состоит из преамбулы, 15 разделов и 92 статей. Разделы различны по объему. Например, разделы ХШ и ХIV включают по одной статье. Наиболее крупные  разделы посвящены Президенту Республики (15 статей) и отношениям между парламентом  и правительством (18 статей). Объем  последних положений указывает  на основное в акте - систему органов  государственной власти и на исключительное положение в них главы государства (не случайно, что уже второй раздел включает положения о Президенте Республики).

       Основной  закон 1958 г. установил иерархию юридических  норм, действующих в стране. Ее венчает  Конституция, ниже органические законы - новая категория, впервые введенная  в оборот, еще ниже - простые законы. Несколько особняком находятся  законы, принимаемые на референдуме, международные договоры и соглашения, должным образом ратифицированные Францией.

       Конституция 1958 г. - это всего лишь часть, хотя и наиболее значительная, действующего основного закона.

       В соответствии с преамбулой акта 1958 г. его составной частью является Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., главным образом, провозглашающая  права и свободы граждан. Кроме  них, входят и "основные принципы, признанные законами Республики". Например, закон  от 1 июля 1901 г. о свободе ассоциаций не становится конституционным на основании  указанной выше формулы, но принцип  свободы ассоциаций таковым является. Основные принципы содержатся, как следует из формулировки преамбулы акта 1946 г., в законах и первых трех республик (первой, существовавшей с 22 сентября 1792 г. по 18 мая 1804 г.; второй - с 28 февраля 1848 г. по 7 ноября 1852 г.; третьей - с 4 сентября 1870 г. по 16 июня 1940 г.).

       Признание таких принципов зависит не только от законодателя, но и от конституционного совета, являющегося истолкователем и интерпретатором норм основного  закона.

       Среди законодательных актов, издаваемых французским парламентом, особую роль играют органические законы, дополняющие важнейшие конституционные положения. Обычные законы - акты парламента - регулируют либо отрасли права, либо отдельные правовые институты. К числу обычных относятся и кодексы, соответствующие традиционной законодательства.

       В ст. 34 Конституции 1958 г. определен перечень областей правового регулирования, находящиеся в исключительной компетенции  законодательной власти: права и  свободы граждан, правила национализации и денационализации предприятий, порядок  выборов в парламент и местные  органы самоуправления, уголовная ответственность  и судопроизводство, определение  основных принципов, существенных для  обороны страны, финансов, образования, для гражданского и торгового  права, для трудового права и  социального обеспечения и др.

       Все остальные правовые вопросы, не входящие в область законодательства, регулируются регламентарными актами различного уровня. Среди них наиболее значимыми являются ордонансы - акты, принимаемые правительством с разрешения парламента и по заключению Государственного совета в областях, обычно регулируемых законодательством.

       Ордонансы подлежат утверждению парламентом в течение определенного срока, после чего они приобретают силу закона. Важное место тут занимают подписываемые президентом правительственные декреты, некоторые из которых могут быть приняты только после заключения Конституционного совета, либо декреты, издаваемые Президентом без предварительного обсуждения их в Совете Министров.

       Наряду с классическими кодексами, в XX в. распространение получила практика издания консолидированных законодательных актов. Они также именуются кодексами, но в отличие от "классических" могут включать нормы, изданные не только в законодательном порядке, но и посредством регламентарных актов. (Это кодексы - о труде, дорожный, сельскохозяйственный, налоговый, таможенный, кодекс о здравоохранения и др.).

       Известную роль в качестве источников права  играют во Франции также правовые обычаи, прежде всего в области торговли, и судебная практика, в особенности постановления Кассационного суда.

       Во  Франции существуют определенные особенности  правового регулирования, сложившееся  в различных отраслях права. Сохраняется  введенное во времена наполеоновской кодификации гибкое разделение законов применительно к двум отраслям права - гражданскому и торговому праву. При этом решающую роль в таком разделении играет понятие торговой сделки - все связанное с такими сделками признается предметом регулирования Торговым кодексом и соответствующими актами.

       Французский гражданский кодекс 1804 г. (ФГК) по-прежнему занимает центральное место в системе кодексов. В небольшом вводном титуле изложены правила действия гражданских законов во времени и пространстве, распространяемые не только на ФГК, но и на иные французские законы.

       ФГК подвергался многочисленным изменениям и дополнениям особенно в ХХ в., в ходе которых из него нередко  изымались целые разделы либо включались дополнительные главы, заново регламентирующие крупные правовые институты, не говоря уже об исправлениях текста, коснувшихся большинства  статей кодекса.

       Наибольшим  преобразованиям подверглась книга  первая ФГК в сфере регулирования брачно-семейных отношений, после издания законодательных актов в 1965, 1975 и 1985 гг. Если, согласно прежнему законодательству, жена не только была обязана следовать за мужем при перемене места жительства, но и пользовалась меньшими правами в распоряжений совместным имуществом, то ныне достаточно последовательно проводится закрепленный в ст. 216 ФГК принцип: "Каждый супруг обладает полной правоспособностью". Значительно упрощена процедура заключения брака, расширен перечень оснований для развода, расширились права незаконнорожденных и усыновленных детей и т.д. (Закон об усыновлении - 1981 г.). Претерпели существенное изменение положения ФГК, относящиеся к праву собственности. Ранее провозглашавшийся тезис об "абсолютном" характере права собственности дополнен возможностями ограничения этого права в интересах общества. Большое развитие получила государственная собственность, собственность компаний и других юридических лиц, в том числе на средства производства и другую недвижимость.

       В сфере обязательственного права  мало изменились общие положения  ФГК об основаниях возникновения, доказывания  и исполнения обязательств, а также  об ответственности за их невыполнение. Многие виды договоров ныне регулируются самостоятельными актами, либо включены в таком ФГК, либо представляющими  собой отдельные новые "кодексы". 
 

       Наследование  имущества осуществляется либо по закону, либо по завещанию. Порядок установлен статей ФГК в редакции ордонансов 1958 г. и Закона 1972 г. При этом прослеживается тенденция ограничить круг наследников  по закону близкими родственниками и  пережившим супругом. При наследовании по завещанию оговорены права  на обязательную долю детей наследодателя, в том числе внебрачных. Эта  доля зависит от числа детей и  составляет от половины до трех четвертей  наследственного имущества.

       Французский торговый кодекс 1807 г. (ФТК) и в ХХ в. служит важным источником права. Первоначально он состоял из четырех книг: "О торговле вообще", "О морской торговле", "О несостоятельности и банкротствах" и "О торговой юрисдикции".

       В самостоятельную отрасль правового  регулирования превратилось законодательство о труде и социальном обеспечении. Отдельные акты в этой области  издавались еще в XIX в., а первый кодекс о труде и социальном обеспечении  был принят в 1910 г.

       Принятие  более благоприятных для трудящихся законодательных актов осуществлялось чаще всего в периоды, когда у  власти во Франции находилось правительство  левых сил, в особенности после  парламентских и президентских  выборов 1981 г.

       В 1973 г. был издан действующий ныне Кодекс законов о труде. Он состоит из девяти книг, каждая из которых регулирует важный самостоятельный институт трудового права: трудовой договор, коллективный договор, заработную плату, профсоюзы, трудовые конфликты и др. В 1981-1982 гг. многие положения этого кодекса были изложены в новой редакции.

       Действующий Кодекс социального обеспечения 1955 г., который является основным актом в этой сфере правового регулирования, определяет общие условия формирования фондов и выплаты пенсий и пособий по старости, при трудовом увечье и профессиональной болезни, по случаю потери кормильца, по болезни работника, по беременности и родам, по случаю смерти близкого, а также "семейных пособий", выплачиваемых в процентах к заработной плате на детей в зависимости от их количества (ныне они регулируются Законом о пособиях на детей 1986г.). В результате усилий трудящихся и их профессиональных союзов ныне законодательно закреплен принцип, согласно которому размеры пенсий автоматически регулируются каждое полугодие в зависимости от изменений средней национальной заработной платы.

       Закрепленный  в кодексе социального страхования 1956 г. возраст выхода на пенсию по старости в 65 лет был снижен Ордонансом 1982 г. и составляет теперь 60 лет - одинаково  для мужчин и для женщин, при  наличии стажа выплаты страховых  взносов в 37,5 лет.

       Принята в 1970 г. государственная программа по охране окружающей среды, направленная прежде всего на защиту лесов, флоры и фауны, а также иные общегосударственные мероприятия. В их основе лежит экологическая налоговая политика, построенная по принципу "загрязнитель платит". В 1971 г. были созданы министерство охраны природы и окружающей среды и Совет по управлению территорий и региональному развитию. С 1972 г. во всех департаментах учреждены бюро по охране природы и окружающей среды.

       Принятый  в 1976 г, закон, который предусмотрел широкий перечень природных объектов, подлежащих защите под угрозой наказания, в том числе флора, фауна, почва, вода, полезные ископаемые и др. Закон  предусматривает также создание резервных территорий, где запрещается  любая деятельность, отрицательно влияющая на окружающую среду. Отдельным законом 1976 г. регулируется порядок размещения и эксплуатации любых предприятий, которые могут представлять угрозу для окружающей среды.

       Принципы  уголовного законодательства и правосудия, изложенные в Декларации, были развиты  и конкретизированы в первом буржуазном уголовном кодексе - Французском  УК 1791 г., который отражал идеи просветительно-гуманистического (прогуманистического) направления.

       Уголовный Кодекс 1810 г. служит наиболее типичным и характерным проявлением в законодательстве идей "классической" школы уголовного права. УК 1810 г. исходил из признания формального равенства всех граждан перед законом и требовал, чтобы вся уголовная репрессия основывалась только на законе. В целом положения УК 1810 г. были направлены на устрашение возможных правонарушителей; более чем по 30 видам преступлений его статьи предусматривали смертную казнь, по 15 видам - бессрочную каторгу, по многим преступлениям - клеймение и иные позорящие наказания.

       В XX в., наиболее существенная реформа  УК Франции была проведена на базе Конституции 1958 г. при вторичном  приходе к власти Де Голя в 1958-1960 гг., когда был пересмотрен текст  около 100 статей кодекса, по существу, заново изложены разделы, относящиеся к  государственным преступлениям  и посягательствам на общественный порядок.

       Крупная реформа была проведена и в 1975 г.; в частности, разрешено судам  в качестве основного и единственного  наказания по многим преступлениям  назначать санкции, прежде служившие  лишь дополнительными (лишение прав, запрещение заниматься определенной деятельностью, конфискация автомобиля и др.). Одновременно были отменена уголовная ответственность  за некоторые преступления в сфере  семейных отношений, формулировки которых  подчеркивали неравенство женщин. В  октябре 1981 г., после победы на выборах  в парламент представителей левых  сил, во Франции была отменена смертная казнь.

       Усиление  борьбы с наиболее опасными преступлениями, в частности Закон о борьбе с терроризмом 1986 г.

       Была  предусмотрена возможность пребывания осужденных в условиях режима "полусвободы", чередование отбывания наказания  в местах заключения с нахождением  на свободе и др. Широко использовались формы условного осуждения.

       С 1983 г. во Франции введена система "дневных ставок" при определении  наказания в виде штрафа. Количество "дневных ставок" не должно превышать 360, а соответствующая ставка - 2 тыс. франков.

       В том же 1983 г. во Франции был введен новый вид наказания "работы в  общественных интересах", выполняемые  периодически с общей продолжительностью от 20 до 240 часов.

       В июле 1992 г. во Франции был принят новый Уголовный кодекс, работа над  которым велась в 1974 г. Срок его вступления в силу не был установлен и должен быть определен отдельным парламентским  актом.

       Впервые в УК предусмотрена возможность  привлечения к уголовной ответственности  юридических лиц и перечислены  применяемые к ним санкции.

       Сохранена традиционная для французского права  и воспринятая законодательством  многих других государств, трехчленная классификация преступных деяний: деление их на тяжкие преступления, уголовные деликты и проступки.

       Ответственность за тяжкие преступления и уголовные  деликты, как и прежде, устанавливается в Уголовном кодексе и иных законодательных актах, а за проступки - в регламентирующих декретах и иных правительственных актах. Однако отныне к тяжким преступлениям отнесены деяния, которые наказываются лишением свободы на сроки не ниже 10 лет, а не свыше 5 лет, как в прежнем УК. К числу проступков, как и прежде, отнесены деяния, которые наказываются арестом на срок до 2 месяцев или только штрафом на сумму до 10000 франков. Тем самым существенно расширен круг уголовных деликтов.

       Система наказаний включает пожизненное  лишение свободы и лишение  свободы, а также штраф и многообразные  виды лишения прав.

       Система Особенной части УК открывается описанием преступлений против личности (к ним отнесен и геноцид), затем следуют посягательства на собственность и лишь заключительные разделы посвящены преступлениям и проступкам против нации, государства и публичного порядка. В текст нового УК включено описание значительного числа преступлений, получивших распространение лишь за последние годы, в том числе связанных с экспериментами над людьми (с использованием компьютеров).

Информация о работе Совет Министров во Франции, его особенности