Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 20:38, реферат
В ХХ в. Франция из крупнейшей колониальной империи превратилась почти в чисто унитарное государство. В марте 1982 г. принят закон о децентрализации, согласно которому Франция в целом, административно Франция делится на 22 области (Эльзас, Аквитания, Овернь, Бургундия, Бретань, Центр, Шампань-Арден, Корсика, Франш-Конте, Иль-де-Франс, Лангедок-Руссильон, Лимузэн, Луара, Лотарингия, Южные Пиренеи, Север, Нижняя Нормандия, Верхняя Нормандия, Пикардия, Пуату-Шарант, Прованс-Альпы-Лазурный берег, Рона-Альпы), которые подразделяются на 96 департаментов, включая Париж как отдельный департамент. В состав Франции также входят 4 заморских департамента: Гваделупа, Гвиана, Мартиника и Реюньон, заморские территории: Новая Каледония, Французская Полинезия, Французские австралийские и антарктические земли, о-ва Майотта, Уоллис и Футуна и специальная территориальная единица – о-ва Сен-Пьер и Микелон и особая административная единица Корсика.
Государственное устройство Франции
Французская Правовая Система В ХХ в
Заключение
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«ДПЗК»
Совет Министров
во Франции, его особенности
Студентки 2 курса
группы ПО 1
Польщиковой
Кристины
проверила
Петрова И.В.
Донецк
– 2011
План
Государственное
устройство Франции
Французская Правовая Система В ХХ в
Заключение
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УСТРОЙСТВО ФРАНЦИИ
В
настоящее время действует
Административное устройство
В
ХХ в. Франция из крупнейшей колониальной
империи превратилась почти в
чисто унитарное государство.
Закон
о децентрализации наделяет исполнительной
властью председателей
Политические
партии. Наиболее влиятельными партиями
являются Объединение в поддержку республики,
Союз за французскую демократию (блок
партий), Социалистическая, Коммунистическая
и Республиканская партии, Центр социальных
демократов, Движение левых радикалов,
Республиканская партия радикалов и радикал
социалистов, Национальный фронт. Самой
массовой профсоюзной организацией является
Всеобщая конфедерация труда.
По форме правления Франция - республика, в которой элементы парламентарной республики сочетаются с элементами президентской.
В условиях волны социально-политических противоречий 50-х гг., обусловленных начавшейся структурной модернизацией национальной экономики, во многом проводимой за счет населения, поражениями в колониальных войнах и крахом колониальной империи многие политические группировки хотели не только дальнейшего усиления исполнительной власти, возвышение главы государства, но и придания ему особых правомочий некоего надпартийного арбитра. Особенно последовательно эти установки, равно как и идеи "социального мира", социального партнерства" пропагандировала созданная в 1947г сторонниками генерала де Голля партия "Объединение французского н народа". По требованию де Голля ему были представлены чрезвычайные полномочия по составлению новой Конституции. Принятие ее в 1958 г. знаменовало начало Пятой республики.
Президент
Центральное
место в системе
Полномочия Президента во всех сферах государственной жизни чрезвычайно обширны. Некоторые из них требуют министерской контрассигнации, однако, наиболее важные права осуществляются Президентом лично. Ст. 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать "своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства". В этой же статье провозглашается, что Президент является "гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров". Он наделен правом законодательной инициативы. Все законы, принятые парламентом, должны быть в течение 15 дней подписаны и промульгированы Президентом. Если он не согласен с законом или какими-то его положениями, то может потребовать повторного обсуждения этого акта. Только после вторичного одобрения законопроекта Президент обязан его подписать. По предложению правительства во время сессий парламента или по предложению палат Президент может передать на референдум законопроект, "касающийся организации государственной власти". В случае одобрения законопроекта, Президент обнародует его в 15-дневный срок. Любой законопроект может быть передан Президентом в Конституционный совет для проверки соответствия его Конституции. Решение о роспуске нижней палаты парламента он может принять только после консультации с премьер-министром и председателями палат парламента (ст. 12). В двух случаях - в течение года с момента выборов и в период осуществления Президентом чрезвычайных полномочий - роспуск Национального собрания невозможен.
Президент председательствует на заседаниях Совета министров, подписывает обсуждавшиеся на них декреты и постановления, назначает премьер-министра и по его предложению - других членов правительства, принимает отставку премьер-министра и министров, в соответствии со ст. 13 "производит назначения на гражданские и военные должности". В области внешней политики Президент представляет Францию в отношениях между государствами, заключает договоры, назначает послов Франции в другие страны, принимает иностранных послов. Он является главнокомандующим вооруженными силами. Наконец, Президент - "гарант независимой судебной власти". Ст. 16 Конституции предусматривает за ним чрезвычайные полномочия "в случае возникновения для Республики непосредственной угрозы". Решение о введении в действие чрезвычайных полномочий Президент принимает после консультации с премьер-министром и информирует об этом население страны. В течение всего срока действия чрезвычайных полномочий в руках Президента сосредоточена вся полнота власти.
Парламент
Законодательный орган Республики - парламент- с установлением Пятой республики играет относительно небольшую роль в политической жизни страны.
Парламент состоит из двух палат - Национального собрания и сената.
Законодательная
деятельность Парламента сводится к
таким вопросам, как бюджет и налоги,
основы гражданского и уголовного судопроизводства,
трудовое и избирательное право,
общие принципы обороны, образование,
местное самоуправление, разрешение
ратификации международных
Национальное собрание избирается по мажоритарной системе в 2 тура сроком на 5 лет. Состоит из 557 членов: 555 членов избираются в 555 избирательных округах в метрополии и 22 члена - в заморских департаментах. По Закону 1985 г. выборы в Национальное собрание проводятся на основе пропорциональной избирательной системы.
В Сенат входят представители департаментов, " заморской Франции" и французов, проживающих за границей. В составе Сената - 304 человека, избираемых путем косвенных выборов на девять лет. Каждые три года Сенат обновляется на треть.
В соответствии с Конституцией председатель Сената, в случае вакансии поста президента, выполняет его обязанности до новых выборов. Сенат обсуждает законопроекты, направленные ему Национальным собранием или непосредственно вносимые Правительством.
Парламент
собирается на очередные сессии два
раза в год. Каждая палата создает
по шесть постоянных комиссий. Основная
функция парламента - принятие законов
- значительно ограничена Конституцией
1958 г. Прежде всего, ст. 34 точно определяет
круг вопросов, по которым парламент имеет
право издавать законы. Решение вопросов,
не включенных в этот список, отнесено
к ведению правительства. Если парламент
превысит свои полномочия, правительство
вправе потребовать у Конституционного
совета принять решение о разграничении
компетенции. О сужении прав законодательной
власти свидетельствует также ограничение
депутатов об осуществлении ими законодательной
инициативы (ст. 40) и приоритет рассмотрения
правительственных законопроектов на
заседаниях палат (ст. 42). Права парламента
ограничены и в финансовой сфере. Ст. 47
устанавливает определенный срок принятия
парламентом финансовых законопроектов.
В случае нарушения этого срока, положения
законопроекта могут быть введены в действие
путем издания правительством соответствующего
акта. Но парламент обладает правом контроля
за деятельностью правительства. Ст. 49
предоставляет возможность выразить правительству
недоверие, приняв резолюцию порицания.
С целью производства парламентских расследований
палаты могут образовывать комиссии, проверяющие
те или иные факты и дающие по ним свои
заключения. Правительство Франции - Совет
министров, согласно ст. 20 Конституции,
"определяет и ведет политику нации".
Правительство
В состав правительства входят премьер-министр - глава правительства, министры, возглавляющие министерства, и государственные секретари, руководящие подразделениями отдельных министерств.
Функции правительства определены в Конституции в самой сжатой форме. Так как ст. 37 закрепила положение, устанавливающее, что все вопросы, не включенные "в область законодательства, решаются в административном порядке", т.е. в той сфере, которая выходит за пределы действия закона, акт правительства заменяет закон. Кроме того, согласно ст. 38, правительство с разрешения парламента может принимать ордонансы (акты, имеющие силу закона) и в сфере действия закона. Ордонансы должны быть утверждены специально изданным законом "до истечения срока, указанного законом, разрешившим их издание". Правительство ответственно перед Национальным собранием. В случае принятия резолюции порицания абсолютным большинством Национального собрания правительство должно подать в отставку.
В Конституции специально обозначены полномочия премьер-министра. На него возложена ответственность за национальную оборону, он должен обеспечивать исполнение законов, осуществлять нормотворческую деятельность и назначать на некоторые военные и гражданские должности. Премьер-министр обладает существенными правами в отношении парламента: ему принадлежит право законодательной инициативы, он может требовать созыва парламента, может в любое время выступить в палате парламента, наконец, может требовать, на основании ст. 38, передачи правительству законодательных полномочий.
Конституционный совет
Конституционный совет - особый орган, контролирующий соблюдение Конституции. В его составе девять человек, назначаемых на десять лет. Три члена Совета назначаются Президентом, три - председателем Сената и три - председателем Национального собрания. Все законы до промульгации их Президентом и регламенты палат до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета, который дает заключение о том, соответствуют ли они Конституции. Если Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит Конституции, он вправе отменить его. Кроме функции конституционного надзора в полномочия Конституционного совета входит наблюдение за ходом президентских выборов, проведением общенациональных референдумов и рассмотрение споров о правильности избрания депутатов парламента. Решения Конституционного совета окончательны и не подлежат обжалованию. Они обязательны для всех государственных органов.
Экономический
и социальный совет - консультативный
орган при правительстве. Он дает заключения
на законопроекты, относящиеся к сфере
его компетенции (в основном это законопроекты
экономического и социального характера).
Поскольку Экономический и социальный
совет - консультативный орган, его заключения
не носят обязательного характера.
ФРАНЦУЗСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА В ХХ ВЕКЕ
В ХХ веке конституционное развитие Франции прошло три этапа:
первый - период Третьей Республики по 1942г.;
второй - период Четвертой Республики - с 1946 по 1958 гг.;
третий - с момента принятия ныне действующей Конституции 1958г.
Третья Республика прекратила свое существование с июня 1940 г. после ввода сил фашистской Германии во Францию.
Основной закон 1946 г. - наиболее демократичный за всю историю страны - мог служить юридической основой для последующих социальных и экономических преобразований.
Конституция 1958 г., как результат изменения соотношения политических сил в стране, была утверждена на референдуме 28 октября. Прямым поводом для ее принятия послужил фашистский мятеж в Алжире, тогдашней французской колонии, и угроза гражданкой войны в самой метрополии. Буржуазные партии были единодушны и проголосовали в Национальном собрании за передачу всей полноты власти "сильной личности" - генералу Шарлю де Голлю. В условиях кризиса он потребовал предоставления ему полномочий по выработке нового текста Конституции. Парламент, указав лишь пять самых общих требований к основному заколу, отказался от контроля за его созданием. Проект был передан на референдум, минуя парламент.
Информация о работе Совет Министров во Франции, его особенности