Соборы и церкви Кремля

Автор: k*********************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 04:16, реферат

Описание работы

Красота города создана человеком и одухотворена им. Открывая для себя эту красоту, человек приходит к прозрению идей, которые воплощали в архитектуре ее творцы - зодчие и строители. Часто мы не знаем, при каких обстоятельствах создавались архитектурные произведения, нередко мы не знаем даже имен их создателей, но настрой души, пристрастия и их художественный вкус - все это может заменить пытливый взор.

Содержание

Введение 3
Архангельский собор 4
Колокольня Ивана Великого 5
Собор Василия Блаженного 7
Собор Двенадцати Апостолов 10
Заключение 12
Список используемой литературы 13

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ Соборы и церкви Кремля.docx

— 33.34 Кб (Скачать)

    Добавленные в конце XVI века десятый придел над  могилой юродивого Василия Блаженного, а в XVII столетии колокольня и великолепные шатровые крыльца усилили силуэт этого сложного по композиции храма-памятника, храма- города „небесного Снопа” (Иерусалима), как его называли в ХУ1-ХУ11 веках. Со дня своего завершения он не перестает  привлекать к себе всех, кто чуток  к искусству. Внимательно присматриваясь к архитектуре Василия Блаженного, мы видим, что принцип повторов лежит  в основе его архитектуры. Он сказывается  и в ярусах кокошников - этом лейтмотиве храма, и даже в завершении центрального столпа.

    Восьмилучевое звездообразное основание Василия  Блаженного некогда несло восемь же главок, повторявших расположение восьми приделов вокруг центральной  церкви. Нельзя не отметить декоративных приемов внутреннего убранства собора. Здесь мы найдем и многочисленные карнизы, и фигурную кладку сводов глав из мелкого кирпича, и многие другие детали, которые умело членят и украшают стены храмов-столпов, не позволяя им превратиться в полые, возносящиеся ввысь „трубы”. Именно эти детали убранства свидетельствуют, что внутри приделы Василия Блаженного не предполагалось покрывать какой-либо росписью, даже чисто орнаментальной. Внутренние стены приделов были побелены, в то время как снаружи храм имел красно-белую окраску. Фигурные разноцветные главы появились в конце XVI века, усилив его и без того высокие декоративные свойства. Храм Василия Блаженного рассчитан на многие точки зрения, хотя главным фасадом является западный - со стороны Кремля.

    Обходя  собор, мы становимся свидетелями непрестанно  меняющихся архитектурных картин. Формы  сменяют друг друга, наплывают одна на другую, создавая впечатление необычайной  сказочности, неистощимой фантазии, не знающего предела богатства выдумки. В этих его свойствах с огромной силой сказывается то „дивное  узорочье”, которое скоро станет всеобщим художественным идеалом.

    Собор Двенадцати Апостолов

 

    К северу от Успенского собора и колокольни Ивана Великого находятся Патриаршие палаты и небольшой пятиглавый собор  Двенадцати апостолов, построенные  в 1635-1656 годах русским мастерами  Антипом Константиновым и Баженом  Огурцовым по заказу патриарха Никона. Собор Двенадцати Апостолов был  сооружен на месте старого храма  “Соловецких чудотворцев” и части  двора Бориса Годунова и назывался  церковью Апостола Филиппа. Кровли и  кресты храма были покрыты медными  листами и вызолочены. В 1680 году собор  перестроили и дали ему современное  название.

    Бывший  Патриарший двор состоял из целого ряда палат, комнат, переходов и лестниц, сделанных в толще стен. Многие из этих сооружений сохранили свой древний вид и дошли до наших  дней. По роскоши и размерам Патриарший дворец не уступал царскому Теремному, а в чем-то и превосходил его - Никон здесь как бы доказывал  превосходство церковной власти над царской. Однако вскоре честолюбивый духовник был наказан царем Алексеем Михайловичем за строптивость и сослан. Петр I, стремясь к единоличной власти, вовсе “упразднил” патриаршество  и управление церковными делами передал  Синоду, московская контора которого находилась в бывшем Патриаршем дворце. Новые хозяева палат, не очень-то заботясь об их исторической и художественной ценности, провели здесь большие  перестройки, сильно исказившие интерьер памятника.

    Въезжали  на Патриарший двор со стороны Соборной площади через две сквозные арки, расположенные под храмом. Потом  этот парадный проезд был заложен. В  литературе XIX века упоминалось только об одной проездной арке под собором. В 1920 году была открыта вторая, неизвестная  до того времени, проездная арка. Сейчас полностью раскрыты и восстановлены  оба арочных сквозных проезда  под церковью Двенадцати Апостолов. С северной стороны к собору примыкает  открытая галерея на столбах, соединяющая  храм с жилыми патриаршими покоями. В 1922 году галерея была освобождена  от поздних застроек, были раскрыты древние палаты дворца и реставрированы порталы церкви Филиппа. 
 
 

 

    Заключение 

    Соборная  площадь Кремля - одна из древнейших в Москве. Возникновение ее относят  к началу XIV века. На площади возвышаются  Успенский, Благовещенский и Архангельский  соборы, колокольня Ивана Великого, Грановитая палата и другие памятники  русской архитектуры. В XVIII и XIX веках  площадь несколько раз покрывали  плитами из крепкого песчаника. В  начале XX века ее освободили от наросшего  культурного слоя, а в 30-х годах  нашего столетия асфальтировали. В 1955 году асфальт сняли и восстановили прежнее каменное покрытие. Соборная площадь была главной площадью Кремля. В старину на ней происходили  церемониальные торжественные шествия  по случаю венчания на царство царей  и коронования императоров. Они  сопровождались обычно пышными воинскими  эскортами. Перед Красным крыльцом Грановитой палаты встречали иностранных  послов. Здесь проходили также  похоронные процессии в Архангельский  собор - усыпальницу московских великих  князей и царей - и Успенский собор - место погребения московских митрополитов и патриархов. Неповторимый по красоте  архитектурный ансамбль Соборной площади, живописный и гармоничный, создавался трудом и талантом русских мастеров Москвы, Владимира, Пскова, итальянских  архитекторов.

 

    Список  используемой литературы 
 

1. Афанасьев  К. Н. Построение архитектурной  формы древнерусскими зодчими.  М., 1981.

2. Государственная Оружейная палата: Альбом. М.,1988. 431 с.:илл.

3. Косточкин В. В. Русское оборонное зодчество конца Х1начала XVI века. М., 1982.

4. Ильин М. А, Каменная летопись Московской Руси. М., 1966.

5. Москва. Памятники архитектуры XIVXVII веков: Фотоальбом /Текст М. Ильина. М., 1973.

6. МОСКВА. Энциклопедия. Издательство Советская энциклопедия, 1980 г.

7. Московский Кремль и его окрестности: История -Древности - Реликвии: Акварели и литографии XIX столетия / Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"; вступ. Сл. Родимцевой И.А.; Текст и коммент. И.А. Богатской. Париж, Ален де Гуркюф, 1994. 153 с.:илл.

Информация о работе Соборы и церкви Кремля