Автор: k*********************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 04:16, реферат
Красота города создана человеком и одухотворена им. Открывая для себя эту красоту, человек приходит к прозрению идей, которые воплощали в архитектуре ее творцы - зодчие и строители. Часто мы не знаем, при каких обстоятельствах создавались архитектурные произведения, нередко мы не знаем даже имен их создателей, но настрой души, пристрастия и их художественный вкус - все это может заменить пытливый взор.
Введение 3
Архангельский собор 4
Колокольня Ивана Великого 5
Собор Василия Блаженного 7
Собор Двенадцати Апостолов 10
Заключение 12
Список используемой литературы 13
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
ГОУ ВПО
«Дальневосточный государственный
университет путей сообщения»
Кафедра
социально-культурного сервиса
В. Николаев
студент группы 326
Соборы
и церкви Кремля
Реферат
по дисциплине
«Регионоведение»
Руководитель
О.В. Маркова
Хабаровск
2009
Содержание:
Введение 3
Архангельский собор 4
Колокольня Ивана Великого 5
Собор Василия Блаженного 7
Собор Двенадцати Апостолов 10
Заключение 12
Список
используемой литературы 13
Введение
Красота
города создана человеком и
Главные герои этих страничек – соборы и церкви Кремля, как архитектурные памятники Москвы. Памятник - понятие не только историческое, оно заключает в себе и качественную оценку художественного произведения: памятник - то, что достойно памяти, что входит в культурное наследие народа. И это не только прекрасное “застывшее мгновенье”, чарующая мелодия, дошедшая из глубины веков. Памятник - запечатленное в камне миропонимание эпохи, духовная эстафета одного поколения другому. Как будто, неподвластный разрушительному воздействию времени, он - звено, связывающее прошлое с настоящим и будущим. Чем город древнее, тем богаче мир его художественных образов. В Москве, история которой во многом определила судьбы отечества, многие из этих образов приобрели значение национального символа.
Архангельский собор
Архангельский
собор был построен в 1505-1509 годах
приглашенным из Италии архитектором
Алевизом Новым в традициях русского
зодчества, но его богатая отделка
носит черты итальянского Возрождения.
Постройка началась при Иване III
и была закончена при его сыне,
Великом князе Василии
Архангельский
собор был усыпальницей московской
правящей династии. Эта традиция продолжалась
до конца XVII века. После перенесения
столицы Российского
Пять
глав, венчающих собор, несколько
смещены к востоку, барабаны имеют
различный диаметр и
Во время нашествия Наполеона на Москву, французы устроили в Архангельском соборе винный склад, а алтарь использовали как кухню. Все ценности собора были расхищены. После разгрома наполеоновских войск собор восстановили в прежнем виде.
О
многих памятных и важных страницах
отечественной истории
В
старину был такой обычай: перед
военными походами и после успешных
сражений московские князья приходили
в свой родовой некрополь и
поклонялись праху предков, а
также славили “ мужество, храбрость,
тщание и старание всего воинства”.
Особо почитались захоронения Дмитрия
Донского и Владимира Храброго.
Колокольня Ивана Великого
В центре Кремля на Соборной площади возвышается одно из замечательнейших сооружений XVI века - колокольня Ивана Великого. Она объединяет в величественный архитектурный ансамбль все древние храмы Московского Кремля.
Колокольня
считается чудом архитектурного
искусства XVI века. История возникновения
колокольни уходит в глубину веков.
При Иване Калите в 1329 году примерно
на месте существующей колокольни была
построена небольшая каменная церковь
в честь Иоанна Лествичника. В 1505
году эту церковь разобрали и
в 1508 году заложили новую, строителем которой
был архитектор Бон Фрязин. В 1532-1543
годах зодчий Петрок Малый с северной
стороны колокольни пристроил прямоугольную
звонницу новгородско-псковского типа
с храмом “Вознесения”. В звоннице
помещался тысячепудовый
Колокольня Ивана Великого представляет собой трехъярусный столп из удлиненных, уменьшающихся кверху восьмигранников, поставленных один на другой. Каждый из восьмигранников имеет террасу и открытую галерею, в арочных пролетах которой помещаются колокола. Верхний восьмигранник завершается рядом кокошников, в которых на синем фоне сверкают позолоченные звезды. Затем поднимается цилиндрическая часть столпа с ложными окнами, закрашенными черной краской. Выше идет трехъярусная надпись, выполненная по синему фону позолоченными буквами славянской вязью. Надпись, поярусно разделенная белокаменными витыми валиками, гласит: “Изволением Святыя Троицы повелением Великого Государя Царя и Великого князя Бориса Федоровича всея Русии самодержца и сына его благоверного Великого государя царевича и Великого князя Федора Борисовича всея Русии храм совершен и позлащен во второе лето государства их 108 (1600)”.
Толщина стен первого яруса - 5 метров, второго - 2,5 метров. Исследования показали, что стилобат, на котором покоится колокольня, заглублен всего на 4,3 метра от древнего уровня Соборной площади (около 6 метров от современного). В процессе реставрации развеялась легенда о том, что фундамент колокольни якобы пронизывает всю толщину Боровицкого холма. Внутри столпа в стене первого яруса устроена каменная лестница в 83 ступени. Во втором ярусе она переходит в винтовую и имеет 149 ступеней. В третьем ярусе металлическая лестница в 97 ступеней ведет по внутренней стене до купола. Таким образом, всего в лестнице 329 ступеней.
В галереях ярусов помещаются колокола, представляющие собой замечательные памятники русского литейного искусства XVI-XIX веков. Всего их - 21. Все колокола украшены орнаментами, барельефами и надписями, в которых говорится об истории колокола, дате отливки, весе, мастере. Самый большой колокол - Успенский - весит 70 тонн. Его отлили в XIX веке мастера Завьялов и Русинов. Другой колокол весом 19 тонн отлит Андреем Чоховым в 1622 году. В Филаретовой пристройке висит колокол весом 12,5 тонны, отлитый в XVIII веке Иваном Моториным.
Высота
колокольни - 81 метр. Она была главной
дозорной башней Кремля, с высоты которой
хорошо обозревалась Москва и ее окрестности
в радиусе до 30 километров. В 1624 году
с северной стороны звонницы мастер
Бажен Огурцов возвел так называемую
Филаретовскую пристройку, завершавшуюся
белокаменными пирамидками и
черепичным шатром. Второй и третий
ее этажи были отведены под патриаршую
ризницу. В 1812 году отступавшие из Москвы
Наполеоновские войска пытались взорвать
колокольню. Она уцелела, но звонница
и Филаретовская пристройка разрушились.
В 1819 году их восстановил архитектор
Д.Жилярди по типу старых, но с некоторыми
элементами архитектуры XIX века. На третьем
ярусе звонницы расположена церковь
Николая Гастунского, перенесенная
сюда в XIX веке с Ивановской площади.
Она примечательна тем, что построена
при Иване III на месте ханского двора
в Кремле. Это знаменовало полное
освобождение Москвы от татарщины. По
типу “Ивана Великого” в древней
Руси было построено много столпообразных
храмов.
Собор Василия Блаженного
Архитектурным чудом, подлинным памятником века, произведением, сконцентрировавшим в себе не только высшие достижения архитектурной мысли эпохи, но и как бы определившим дальнейший характер всей русской архитектуры вплоть до XVIII столетия, нужно считать собор Покрова, “что на рву” на Красной площади, более известный под народным названием “Василия Блаженного” (в конце XVI в. у его стен был погребен юродивый, носивший это имя). Собор был, построен зодчими Бармой и Посником в 1555-1561 годах как мемориальное сооружение в честь покорения в 1552 году Казани, как памятник окончательной ликвидации татарской опасности, как сооружение, прославлявшее подвиг русских воинов, отдавших жизнь за родину. История постройки и замысел этого замечательного храма не лишены интереса. Летописи сообщили, что в “размерение основания” собора, то есть в решении его плана и ритма основных объемов, лежало рационалистическое начало - им “разум даровася”. Требовалось на вознесенной на аркадах террасе подклета поставить храм-памятник, состоящий из ряда самостоятельных приделов.
Центральный
был посвящен празднику Покрова,
почитавшемуся Грозным как знак
покровительства Богоматери царскому
роду. Восточный был посвящен троице,
в честь которой сразу же после
победы срубили деревянный небольшой
храм. Западный был посвящен празднику
Входа Господня в Иерусалим - единственному
празднику земной славы Христа. По-видимому,
это посвящение было подсказано торжественным
возвращением в Москву Ивана Грозного
и его войска. Триумф победителя
ярко описал современник: ... и позвонеся
великий град Москва (то есть зазвонили
колокола всех церквей. - М. И.) и изыдоша
на поле за посад все множество
бесчисленное народа московского”. Победное
шествие было настолько великолепно,
что “...забыти в тот час всем
людем... вся домовная попечения своя
и недостаци” при виде “таковыя
красоты, и силы, и славы великия”-
Остальные приделы собора были посвящены
тем святым, память которых отмечалась
в дни военных успехов
Следовательно, весь смысл художественного замысла воплощается во внешнем облике храма. Поставленный на центральной площади Москвы - Красной, - в полном смысле народ- ной, он был на виду у всех, непрестанно напоминая о великой победе. Как уже говорилось, этот памятник должен был увековечить и подвиг погибших под стенами Казани. Герои, по представлениям того времени, были достойны райского блаженства в загробной жизни. Многопредельный собор символизировал “селения праведных”, в которых обитают души храбрецов. Естественно, что архитектура райских жилищ должна была предстать перед лицом живых людей во всем своем великолепии.
Действительно, архитектура Василия Блаженного отличается удивительной смелостью и оригинальностью замысла, ком- позиции основных объемов, богатством декоративных деталей. Можно с полным правом сказать, что здесь сосредоточен весь богатый арсенал архитектурных форм XVI века. Тут мы находим и шатер, недавно введенный в каменное зодчество, и башнеобразные приделы (Дьяково), и маленькие посадские храмы, не говоря о менее крупных, но не менее важных декоративных формах в виде ярусов кокошников, настенных “стрел”, причудливых по рисунку глав и т. д. Отмечая редкое богатство форы и деталей. которое легко могло бы превратиться в руках среднеодаренного мастера в плохо скомпонованное нагромождение разнообразных элементов, необходимо сказать, что Барма и Посник проявили и чувство и такт в распределении этих архитектурных сокровищ. Так, по сторонам света поставлены башнеобразные приделы. В промежутках между ними стоят менее высокие „посадские” храмики. Они все опоясаны парапетом арочного подклета, то выступающим вперед, то отходящим назад.