Слово «абзац» в контексте словаря, стиля и жанра

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 09:18, доклад

Описание работы

Словарь – это руководство по более полному владению русским словом, русским языком, по углублённому познанию культуры, вбирающей в себя предшествующий опыт жизни и деятельности человека. Словарь содержит сведения о значении слов, их употреблении, об образовании отдельных грамматических форм слова, о его произношении, правописании. Кроме того, умение ориентироваться в содержании словаря и в содержании словарных и энциклопедических статей - это постоянная тренировка интеллектуальных навыков, а именно, внимания, памяти, наблюдательности, умения анализировать, что сегодня также актуально.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………….…..2 стр.
2. Слово «абзац» в контексте словаря, стиля и жанра………….............5 стр.
Слово «абзац» в контексте словаря……………………………..............5 стр.
Слово «абзац» в контексте энциклопедической статьи…….….............6 стр.
Слово «абзац» в контексте стиля и жанра текста…………….…………7 стр.
3. Заключение……………………………………….……………….….…9 стр.
4. Список использованной литературы…………………………….……10 стр.

Работа содержит 1 файл

АбзАц.doc

— 84.50 Кб (Скачать)


Трехгорный технологический институт (филиал)

Государственного образовательного учреждения ВПО

«Московский инженерно-физический институт

(государственного университет)»

 

 

Кафедра гуманитарных и экономических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово «абзац» в контексте словаря, стиля и жанра

 

 

 

 

 


Содержание

 

 

Содержание…………………………………………………………….…..1 стр.

1.      Введение…………………………………………………………….…..2 стр.

2.      Слово «абзац» в контексте словаря, стиля и жанра………….............5 стр.

Слово «абзац» в контексте словаря……………………………..............5 стр.

Слово «абзац» в контексте энциклопедической статьи…….….............6 стр.

Слово «абзац» в контексте стиля и жанра текста…………….…………7 стр.

3.      Заключение……………………………………….……………….….…9 стр.

4.      Список использованной литературы…………………………….……10 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1. Введение

 

Любой человек сегодня  постоянно сталкивается с непонятными словами, как новыми, так и со словами ограниченного употребления. Чтобы точнее уловить смысл и содержание информации, необходимо владеть языком, понимать слово, его значение, стилистическое предназначение и смысловые оттенки. Известно, что чем богаче словарный запас человека, тем более точно он может выразить свои мысли, волю, чувства. Быть грамотным, культурным, общительным - это всегда важно. Именно такими должен быть сегодня  молодой (и не только) современный человек.

Словарь – это руководство по более полному владению русским словом, русским языком, по углублённому познанию культуры, вбирающей в себя предшествующий опыт жизни и деятельности человека. Словарь содержит сведения о значении слов, их употреблении, об образовании отдельных грамматических форм слова, о его произношении, правописании. Кроме того, умение ориентироваться в содержании словаря и в содержании словарных и энциклопедических  статей - это постоянная тренировка интеллектуальных навыков, а именно, внимания, памяти, наблюдательности, умения анализировать, что сегодня также актуально.

Объектом данной работы является слово как единица языка. Предмет работы составляет слово в речи, а именно, в рамках словарной, энциклопедической и публицистической статей, где слово реализует определённые функции, приобретает конкретные стилистические и семантические характеристики.

 

Опорные понятия и термины

     Реферат – резюме – самое общее сообщение о первоисточнике. В отличие от реферата, реферат-резюме содержит лишь те основные положения, что

2

реферата, реферат-резюме содержит лишь те основные положения, что непосредственно соответствуют ведущей теме первоисточника. Этот жанр отличается предельной краткостью и точностью изложения.

     Словарь – сборник слов в алфавитном порядке, с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.

     Слово – базовая единица языка речи, служащая для выражения отдельного понятия, для называния того или иного явления, события.

      Текст  (от лат. textus – «ткань, соединение») – последовательность предложений, слов (в семиотике – знаков), построенная согласно правилам данной языковой системы и образующая сообщение.

 

Образовательные цели данной работы:

      углубить и повысить уровень своих представлений о языке, слове и словаре, их ценности,

      повысить уровень своих интеллектуальных способностей.

Учебные цели работы:

      научиться анализировать и обобщать содержание информационно-справочных и других источников в рамках требований, предъявляемых заданными речевыми жанрами и субжанрами,

      выполнить требования, предъявляемые к студенческим контрольно-самостоятельным работам.

           Для достижения вышеуказанных целей были поставлены следующие задачи:

      изучить требования, предъявляемые к студенческим контрольно-самостоятельным работам, выполняемым по кафедре ГЭД,

      систематизировать слова, представленные в рамках заданного в названии нашей работы фрагмента словаря. Основание систематизации – значение слова,

3

      проанализировать содержание выбранной по тематическому признаку энциклопедической статьи. Результаты анализа оформить в виде развёрнутого плана,

      изучить значение малоизвестных терминов и понятий, представленных в фактических материалах данной КСР.

При выполнении данной КСР на разных её этапах были использованы разные методы. А именно:

      метод наблюдения (при просмотре материалов словаря и в процессе поиска и выбора статьи для реферирования);

      аналитический метод (при изучении предисловия к словарю и при составлении плана энциклопедической статьи, при составлении реферата-резюме и др.);

      описательный метод (при подготовке и составлении введения и заключения).

             

Результаты работы:

      понимание как лексического, так и стилистического богатства русского языка.

      уточнение и углубление представлений о ведущей роли слова в речи и жизни человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

2. Слово «абзац» в контексте словаря, стиля и жанра

 

2.1 Слово «абзац» в контексте словаря

 

АбзАц - а, м.; отрезок письменной речи от одной красной строки до другой, функционирующий как сверхфразовое единство или сложное синтаксическое целое.

Словарь лингвистических терминов

 

 

1). Заглавное слово статьи – абзац;

 

2). Сведения о форме заглавного слова:

      Орфографическая справка:

В этом слове возможна орфографическая ошибка, потому что для его первой буквы нет возможности проверки правописания. Правописание этого слова (то, что оно пишется с буквой «А» не «О») нужно запомнить или предварительно посмотреть его в орфографическом словаре.

      Акцентологическая справка:

Эта справка дана в статье специально. Для этого выделена буква, которая соответствует при произношении ударному слогу. Ударение в этом слове устойчивое;

      Орфоэпическая справка:

Отсутствует, поскольку в произношении звуков этого слова не возникает затруднений;

      Грамматическая справка:

Информация о слове дана через указание падежного окончания данного слова в родительском падеже – а (абзаца – а) и отметку о родовой характеристике данного слова – м (мужской род);

      Словообразовательные сведения о данном слове в статье отсутствуют.

 

 

3). Сведенья о содержании (значении слова):

      Статья информирует о нескольких значениях слова;

      Основное значение этого слова прямое;

      Данное слово является синонимом к слову красная строка.

 

4). Сведенья о сфере употребления:

                  Данное слово является нейтральным с точки зрения эмоционально-экспрессивной выразительности и окрашенности;

 

 

5

                  Это слово употребляется в литературных, научных, учебных, публичных текстах.

 

5). Культурно историческая информация о слове:

Это слово заимствовано из немецкого языка: Absatz «абзац»; образовано от слова abzetzen «оставлять»

 

 

 

2.2 Слово «абзац» в контексте энциклопедической статьи:

 

Абзац - (нем. Absatz — красная строка, буквально — уступ)

1.      Отступ в начале первой строки печатного или рукописного текста (красная строка); 2. В литературе под абзацем понимают часть текста, начинающаяся  с красной строки и заканчивающаяся перед следующей красной строкой. 3. В прозаичном тексте абзац обозначает паузу, подготовляющую читателя к переходу к новой мысли, развиваемой автором.

Большая Советская Энциклопедия

 

1). Заглавное слово статьи – абзац

 

2). Информационная справка:

Слово «абзац» многозначно, в его  содержании  выделяется два специальных понятия:

а) в первом случае – это отступ в начале строки;

б) во втором – слово в литературе обозначает часть текста;

в) третье понятие связано с паузой, подготавливающей читателя к новой мысли.

    3). Определение  наиболее актуального понятия и его логико-семантический анализ:

С учебной точки зрения наиболее важным является первое и второе понятия.

Абзац – отступ в начале строки печатного или рукописного текста (красная строка). В литературе под абзацем понимают часть текста, начинающаяся  с красной строки и заканчивающаяся перед следующей красной строкой.

 

 

6

Что такое абзац?

Отступ в начале строки; часть текста.

Отступ в начале, каких текстов?

Это отступ в начале печатного или рукописного текста.

Когда начинается и когда заканчивается абзац?

Начинается с красной строки и заканчивается перед следующей красной строкой.

 

4). Вывод

Анализ энциклопедической статьи  абзац побуждает:

- задуматься над многообразием средств языка;

- над содержаниями понятий, их сложностью, значимостью для мышления и общения;

- над связью интонаций (паузы) и грамматики, которые могут называться одним и тем же словом;

- над возможностью использования данной методики при освоении новых и сложных понятий и слов.

 

 

 

2.3 Слово «абзац» контексте стиля и жанра текста

 

Итак, может отдельное слово быть абзацем? Наречие, точнее?

Я нашел ответ в книге «Употребление современного английского языка» ["Modern English Usage"], незаменимый справочник, составленный Фаулером в 1926 году. С присущим ему здравым смыслом он начинает с объяснения того, для чего нужен абзац:

«Цель разделения текста на абзацы – дать читателю передышку. Автор говорит ему: «Вы все поняли? Если да, то я перехожу к следующему пункту».

Но какая передышка нужна читателю? Зависит ли это от предмета? Жанра? Голоса автора? «Невозможно дать единое правило об оптимальной длине абзаца, - пишет Фаулер. – Череда очень коротких абзацев раздражает, так же как очень длинных – утомляет».

В длинном абзаце автор может развить мысль или создать часть текста с использованием примеров на тему. В книге «Ex Libris» Анны Фадиман

7

[Anne Fadiman], средний абзац состоит из сотни слов, некоторые абзацы длиннее страницы. Такая длина дает Фадиман пространство, чтобы развить оригинальные, новые идеи.

Автор может использовать короткий абзац, особенно после длинного, чтобы подвести читателя к внезапной, драматичной остановке. Рассмотрим пример из Джима Двайера [Jim Dwyer], где группа людей пытается выбраться из остановившегося лифта во Всемирном Торговом Центре, имея в своем распоряжении скребок для мытья стекол.

Отрывок взят с сайта: Журналистика. Все для того, чтобы быть лучшим журналистом. Как писать статьи, придумывать заголовки.

 

Анализ данного текста как речевого жанра:

1). Отрывок с сайта о правильном составлении статьи, слово «абзац» играет здесь важную роль, так как с помощью его автор хочет показать, как правильно составлять тексты и какие бываю абзацы (длинные, средние, короткие);

2). Публичная, литературная сфера коммуникации;

3). Участники: составитель текста, сайта – читатель, человек, выполняющий указания;

4). Деловая опосредованная КРС. Данный текст должен побудить адресата выполнять требования (воздействие);

5). Тема строго определена;

6). Письменная форма речи;

7). Язык текста: русский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

3. Заключение.

Информация о работе Слово «абзац» в контексте словаря, стиля и жанра