Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:22, реферат
Мифологические представления древних славян – настоящий кладезь мудрости наших предков. Это не только дохристианские божества, но также представления о космосе и земле, о природе и её законах, о жизни зверей и птиц, о человеческой судьбе, о домашнем очаге, его устройстве и украшении, об одежде, утвари и т.п.
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Звериный эпос…………………………………………………………………..3
2. Китоврас………………………………………………………………………...5
3. Конь……………………………………………………………………………..6
4. Змеи……………………………………………………………………………...7
5. Единорог……………………………………………………………………….10
6. Волки-оборотни ...…………………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список используемой литературы……………………………………………...15
Змея, сбросившая кожу, была
привычной иллюстрацией средневековых
бестиариев, в которых она занимала
срединное положение между
Страницы рукописей и
фронты средневековых храмов украшали
изображения и самой ужасной
змеи – эморриса, который по сказаниям,
выжимал из людей всю кровь. В
древних преданиях
Встречающаяся во всех славянских сказках гадюка – «порождение ехидны» - описана в «Бестиарии» как весьма зловредное создание. Человеческое воображение шло от образа мирового змея как символа Вселенной, обнимающего время, вечность и бессмертие, обвившего планету кольцом и ждущего конца мира, чтоб поглотить её, к заурядному «запечному змею» - разновидности домового. Таким он был у западных славян и очень напоминал индийского Нага.
5. Единорог.
«Единорог – зверь, всем зверям зверь», - пелось в старинной русской песне. Это фантастическое существо имело облик коня, козла или осла. Главной же принадлежностью его был один рог посредине лба.
Впервые о единороге упомянул греческий историк Ктесий. В его рукописи об Индии читаем: «Там водятся дикие ослы ростом больше лошади. Тело у них белое, голова тёмно-красная, а глаза голубые. На лбу рог. Порошок, соскобленный с этого рога, применяется как лекарство от смертоносных ядов. Основание рога чисто белого цвета, остриё ярко-красное, а средняя часть чёрная». Но задолго до Ктесия фантастический зверь был знаком жителям Древнего Востока. Самый причудливый единорог был у древних персов: с тремя ногами, шестью глазами, девятью ртами, с золотым, полым рогом. Стоит посреди океана и чудесным рогом очищает волны от всяческого загрязнения…
Сюжеты, связанные с единорогом,
встречаются в
Именем Единорога названо экваториальное созвездие (лат. Моноцерос). Символ единорога занимает существенное место в геральдике. Его изображали на династических, государственных и личных личных гербах некоторых знатных русских родов, в частности графа Шувалова, в бытность которого начальником оружейной канцелярии получил развитие введённый на Руси ещё в XVI в. обычай называть «инрогами» (единорогами) артиллерийские орудия с изображением единорога.
Рогу приписывались целебные свойства при лечении многих болезней. Считалось также, что единорог своим рогом очищает воду, отравленную змеем.
6. Волки-оборотни.
Волк-туча. В мифологических представлениях образ волка связывался с враждебным демоном, олицетворяющем силу ночного мрака, зимы, холода. Существовала и такая народная загадка: «Пришёл волк, весь народ умолк, ясен сокол пришёл – весь народ пошёл», т.е. когда приходит волк-ночь, люди успокаиваются и спят, а когда прилетает ясный сокол, они пробуждаются от сна и идут на работу.
Однако волк мог быть и верным помощником главного героя народных сказок. Почти всем индоевропейским народам была известна сказка о сером волке, который быстрее ветра уносит царевича в далёкие страны и помогает ему добыть жар птицу, златогривого коня и невесту-красавицу. Во многих сказках рассказывалось о «крылатом волке», образ которого появился, очевидно, в те времена, когда человек «населял» небо животными, олицетворявшим летучие облака.
Представляя дождевые облака дойными коровами, овцами, козами, люди верили, что на зиму эти стада похищают демоны, которые к тому же поедают божественные светила – солнце и луну. Тучи-волки терзают зубами солнце и луну и те бесчисленные стада овец и коз, в виде которых олицетворялись звёзды. Так как солнце, луну и звёзды фантазия древнего человека признавала за небесные огни, то возникло поверье, будто волки пожирают огонь. А по преданию западных славян, царь-солнце борется с нечистой силой – зимою, нападающей на него в образе волка. Зима, особенно декабрь, представлялась периодом торжества демонов холода, тумана, снеговых туч над солнцем и теплом. Оттого вся зима с ноября до февраля называлась в народе волчьим временем. Февраль славяне называли «лютым» (характерный эпитет для волков).
В народных сказках родившееся на Коляду представлялось прекрасным младенцем, захваченным злой ведьмой-зимой, которая превращает его волчонка, и только когда снимают с него волчью шкуру (т.е. когда весеннее тепло рассеет зимние тучи), оно приобретает свой настоящий облик.
Сказания о волке-туче
объясняют некоторые народные приметы:
вой волков предвещает мороз, голод,
мор, войну; если волки ходят стаями
по полям и воют, то это знак будущего
неурожая. Понятия победы, торжества
над врагами также
В бурной грозе неслись воинственные боги на битву с демонами, следом за ними на поле бежали жадные волки и летело вороньё пожирать трупы убитых. Зимние вьюги и разрушительные «бури» «волчьего времени» порождают голод и мор. Те же печальные последствия вызывают и человеческие войны, опустошающие нивы земледельца; вот почему, согласно поверьям, вой волков пророчит не только военные тревоги, нои общее оскудение.
Волкодлаки. В славянской мифологии находятся «волкодаки» - люди-оборотни, обладающие якобы сверхъестественной способностью превращаться в волка. Считалось также, что такие оборотни могут превратить в волков целые свадебные поезда.
В хеттской мифологии превращение жениха в волка связывалось с распространенной формой брака – умыканием невесты. В древнерусской традиции шафёр на свадьбе со стороны жениха назывался волком. Способностью превращаться в волка наделялись мифические герои в Сербии (Змей – Огненный волк). В «Слове о полку Игореве» волком назван древнерусский князь Всеслав Полоцкий, что свидетельствует об общеславянских корнях мифа о герое-волке.
Как говорится в поверьях о превращении человека в медведя или волка, узнать оборотней можно по тому, что у них колени задних ног повёрнуты вперёд, как у человека, а не назад, как у животного (волка). Людям вреда они не приносят, кроме тех, кто их «испортил». Те не должны попадаться им на глаза. Оборотнями становятся колдуны. Прикидываются они и кошками, собаками, петухами. Оборотни – существа непостоянные: ими прикидываются на время сами колдуны, они же «оборачивают» (превращают в оборотней) некрещёных младенцев, девушек, лишивших себя жизни, и т.п.
Заключение.
Славянская мифология
разнообразна и многогранна. Народная
фантазия представляла вредоносные
существа в виде животных, не очень
любимых людьми, - змеи, волка или
в образах дракона и
В низшей мифологии, в которой господствовали демоны и духи, но ещё не было богов, Мара – злой дух, воплощение ночного кошмара. Мара садился ночью на грудь спящего и вызывает удушье. В средние века считалось, что кошмары насылают ведьмы и дьявол.
Старинные моралисты называли наших предков людьми двоеверными. Ещё в XV в. один католический священник записал своё мнение о русских верованиях: Русские в такой степени сблизили христианство с язычеством, что трудно было сказать, что преобладало в образовавшейся смеси: христианство, принявшее в себя языческие начала, или язычество, поглотившее христианские верования».
Сегодня некоторые исследователи говорят даже о «троеверии», пологая, что третий компонент составляет тот элемент язычества, которым за семь веков до официального крещения Руси успело пропитаться византийское христианство и который был воспринят восточными славянами как простая замена языческого пантеона набором христианских святых (Волос – Власий, Перун – Илья, Род – Николай). Однако данная версия вызывает серьёзные сомнения, поскольку и христианские святые заменили не Киевский пантеон богов князя Владимира, созданный книжниками в соответствии со знакомыми им греческими и римскими стандартами, а в местных, малоизвестных идолов и божков.
На Руси мифологические сюжеты черпали из разных источников, одним из которых были «Отречённые книги», принесённые с Запада. Однако к ним причислялись также те листы и тетрадки, в которые люди по собственной инициативе записывали народные заговоры, приметы и суеверные наставления.
Список используемой литературы.
1.Славянская мифология: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1995. – 239 с.: ил. – ISBN 5-09-003831-7. – с. 123-125, 127-136, 147-149, 153-154.
2. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1980