Система ценностей исламской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:35, контрольная работа

Описание работы

Исходным и главным положением арабо-мусульманской космологии и космогонии является положение о том, что Аллах есть создатель мира и человека и все сущее есть результат проявления Промысла Божьего. От других мировых религий ислам отличает в этом отношении лишь более жестокое и однозначное постулирование этой идеи, что нашло отражение в популярной на Востоке поговорке: «Не размышляй: у него (у мира) есть промыслитель».

Содержание

Введение
Картина мира в Исламе
Система мусульманских ценностей.
Художественные традиции исламского мира
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Ислам.docx

— 49.16 Кб (Скачать)

«Знайте, - обращается Коран  к мусульманам, - что жизнь в  здешнем мире есть обманчивая утеха, обольщение, суетный наряд, тщеславие между вами, желание отличиться множеством имущества и детей: она подобна тем произрастаниям при дожде, которые собой пленяют земледельца, потом увядают. Жизнь в здешнем мире есть только обманчивое наслаждение».

Исламская культура не отвергает  равенства всех мусульман перед  Аллахом.

Каждый правоверный может  рассчитывать на справедливый суд и  спасение. Но в исламе нет места для личности. Ради спасения людей Аллах не приносил в жертву своего сына.

Аллах – абсолютная ценность, и в жизни человека он не воплощается. Он

постоянно остается чем-то внешним  для людей, к которым обращается лишь его посланник – мессия. Идея мессианства в мусульманской культуре дополняется учением о конце света.

В сознании мусульманина существует некая «духовная вертикаль», носящая

абсолютный характер. «На  этой шкале нет ничего относительного: здесь есть Бог, и есть сатана, который никогда не сможет обрести привлекательность

лермонтовского Демона или  булгаковского Воланда, есть абсолютное добро и абсолютное зло, есть энергии жизни и есть энергии смерти». Однако Бог наделил человека волей и разумом, предоставив возможность

выбора и тем самым  испытывая людей. На Земле сила Аллаха воплощается в мусульманской общине, в умме, которая символизирует собой общность всех правоверных. Жизнь каждого мусульманина, его образ мыслей, быт и система ценностей строго контролируются уммой, вне которой индивид становится изгоем и не может рассчитывать на благочестие и

религиозное спасение. Отношения мусульман внутри уммы регламентируются Кораном, Сунной и шариатом – сводом религиозно-этнических предписаний, который был разработан в VII – XII

веках в Арабском халифате. Шариат исходит из принципа равенства мусульман и выступает в качестве мусульманского права. Мусульманское равенство предполагает, что все не более чем песчинка по сравнению со всемогущем Аллахом, и каждый покорный воле Аллаха и судьбе является воином ислама – федаином.

Причастность к исламу, к умме в мусульманской культуре расценивается выше, чем деление на расы, народы, племена и языковые группы. Мусульманская культура практически не признает социальную замкнутость сословий, наследственной социальное неравенство. «Напротив, религиозно освящен и практически всегда реализовывался принцип социальной мобильности: сила, способности, случай открывают двери наверх перед каждым, достойным того».

Вся система исламской  культуры воспитывала в правоверном  чувство

превосходства над неверным. Исламское государство облагало неверных более высоким налогом, чем поклонников Аллаха. Неверный всегда рассматривался в мусульманском государстве как неравный правоверному.

Воспитанию мусульманского фанатизма способствовала система  молитв.

Мусульманин должен пять раз  в сутки совершать молитву: на рассвете, в

полдень, во второй половине дня, после захода солнца, в начале ночи. Каждая молитва должна свидетельствовать о религиозном рвении и полном подчинении воле Аллаха.

Ислам нашел и особую форму  оповещения верующих о начале намаза. В час молитвы раздается пение муэдзина, который, выйдя на балкончик минарета, громко, нараспев читает стихи азана: «Аллах велик! Свидетельствую, что Мухаммед – посланник Аллаха. Вставайте на молитву, идите к спасению. Молитва полезней сна». Стихи повторяются несколько раз, заканчиваясь словами: «Аллах велик! Нет Бога, кроме Аллаха».

При сотворении молитвы должны соблюдаться правила. Одно из главных  условий: молящийся должен сосредоточить все свое внимание, все душевные силы только на молитве. В одном из хадисов сказано, что Всевышний не услышит молитв человека порочного, снедаемого никчемными мыслями и обуреваемого низменными желаниями. Молитва должна быть короткой, но глубокой по смыслу. Во время молитвы руки следует поднять до уровня плеч, а после прочтения ее совершить руками благословение Аллаху – провести ладонями по лицу, и это считается необходимым и непреложным ритуалом.

Намаз совершает не только в мечети, но и в любом другом месте, где застал

верующего азан. Кроме пятикратной  молитвы существуют и другие виды общения с Аллахом: дуа (дога) – молитва, содержащая какую-либо конкретную просьбу, маулид – благодарственная или поминальная, ночные молитвы во время поста. Полуденная молитва в пятницу должна совершаться в мечети, ей предшествует проповедь – хутьба.

Особое место в ритуалах исламской культуры занимает пост рамазан. Он

соблюдается в девятый  месяц по мусульманскому лунному  календарю, введенному Мухаммедом. В течение всего поста целый день нельзя ни есть, ни пить, ни прикасаться к женщине. Все запреты снимаются на время ночи. Пост предписывает и нравственную воздержанность. В этом месяце нельзя браниться, врать, клеветать, оскорблять лиц духовного звания.

Пост прежде всего нацелен на укрепление веры в Аллаха. Каждый день до

наступления рассвета мусульманин  должен произносить особую формулу  – нийа, в которой заявляет о намерении поститься и просит Аллаха благословить и укрепить его в этом богоугодном деле. Без нее пост недействителен. Общей молитвой отмечается ночь с 26 на 27 рамадана – «ночь предопределения», когда, по преданию, с неба Мухаммеду спустился Коран. Также, каждый совершеннолетний мусульманин обязан совершить хоть раз в жизни хадж, то есть посетить Мекку, священный город ислама. После этого он получает право на почетный титул «хаджи». В Мекке находится храм Кааба, в котором хранится Черный камень, упавший, по преданию, с неба. Для мусульман он является символом Аллаха.

Совершив ряд ритуальных действий, паломники имеют право  вернуться домой в зеленой чалме, арабском бурнусе или белой длиннополой тунике. Эта одежда символизирует свершение хаджа.

В основу мусульманского образа жизни и мышления входит также  пятый элемент – налог в пользу бедных. В Коране это называется «закят» - очищение. Он не только символизирует единство уммы и заботу богатых о бедных, но и содержит оправдание политической и религиозной власти претендовать во имя Аллаха на имущество любого состоятельного мусульманина. Ни один мусульманин не обладает правом уклониться от богоугодного дела помочь бедным, подготовить священную войну против неверных – джихад, содействовать умме своим имуществом.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Художественные традиции исламского мира   

 

Исламская культура богата философскими и художественными  традициями.

Философия (фалсафа) представленная Фараби, Ибн-Синой, Ибн Рушдом и другими внесла весомый вклад в мировую мысль.

Фараби (870-950) развивал идеи Аристотеля. Также он разрабатывал учение об идеальном обществе, которое должно основываться на принципах, общих и человеческой душе, и отдельному индивиду, и жизни в целом, космосу.

Ибн-Сина (Авиценна) жил в XI веке. Он автор фундаментальных  трудов, в которых систематизировались все современные ему научные знания.

Ибн Рушд (Аверроэс, 1126-1198) –  арабо-испанский философ. Большинство  его трудов – комментарий к сочинениям Аристотеля. Он утверждал, что истина постигается лишь учеными, так как только они оперируют доказательствами, но отнюдь не теологами.

В целом философия мусульманского средневековья ориентирована на античные модели. Основное содержание фалсафы  составляли идеи единства бытия, безначальности и вечности мира и подчинения его действию естественных законов. Нацеленная на земную жизнь человека, философия Востока была связана с развитием наук о природе, выработкой научных методов исследования и утверждением рационалистического мировоззрения, выдвижением разума в качестве мерила истины, а логики – в качестве способа ее получения и обоснования.

В философии Востока существует и несколько иная традиция, связанная  с

возникновением в IX веке в Аббасидском халифате суфизма  – мистико-

аскетического течения внутри ислама.

Суфизм конкурировал с  ортодоксальной мусульманской философией, доказывая, что божество порождает мироздание путем излияния и что цель человеческой жизни – в полном растворении в божестве. Суфизм оказал огромное воздействие на исламскую поэзию и художественную культуру Востока. Художественная культура исламского мира своеобразна. В ней нет живописи, так как запрещалось изображать Аллаха и все божественное. Но в ней получает самое широкое распространение поэзия. В стихотворной форме автору было гораздо легче выразить себя через поэтические вольности, полунамеки, нарочито сложные и туманные образы. Кроме того, стихи, особенно короткие и легкозапоминающиеся были прекрасным средством распространения вольнодумных идей.

Основная композиционная форма арабской поэзии – знаменитая «касыда» -

сложилась во второй половине VIII века. Это небольшая поэма из 80-10

стихотворных строк –  «бейтов». Касыда состоит из нескольких поэтических

частей, различных по жанру  и не связанных между собой, но образующих в

сознании слушателя целостную картину. Другая стихотворная форма – «кыта» - короткое стихотворение из 8-12 строк с единым содержанием. В форме кыт слагались погребальные плачи, «самовосхваления» и «поношения» во время поэтических перебранок. В это же время происходит становление и других жанровых форм – героического эпоса, философских рубаи, возвышенных од, лирических газелей.

Поэтическое творчество было строжайше канонизировано. Арабо-мусульманский поэтический канон включал три основных раздела: метрику – «аруз», рифму – «кафийю», поэтические тропы и фигуры – «бади». Канонизация дала мощный толчок развитию искусства мусульманского Востока, сделала его художественно активным на протяжении многих столетий. Ограниченная строгими рамками традиционной композиции и жанров, арабская поэзия развивалась «вглубь», за счет усложнения поэтической техники, становясь, все более изощренной и утонченной. Поэты увлекаются чисто формальными задачами: уснащают свои стихи сложными поэтическими фигурами, многостепенными метаморфозами, изысканной игрой слов, заботясь не только о звуковом, но и о зрительном эффекте.

Показательно в этом отношении  творчество Абулькасима Фирдоуси (934-1030), великого персидского поэта, создавшего бессмертную эпопею «Шахнаме». В ней он воспевал иранских царей, но в центре находится эпический герой Рустам, сын своего народа.

 

 

Славя человека, Фирдоуси писал:

                  В цепи человек стал последним звеном,                 

                     И лучшее все воплощается в  нем.                    

                  Как тополь вознесся он гордой  главой,                 

                      Умом одаренный и речью благой.                     

                       Вместилище духа и разума он,                      

     И  мир бессловесных ему подчинен.

Всемирно известно творчество Омар Хайяма (1040-1123), ученого, философа и бессмертного поэта, создавшего незабываемые рубаи. Каждое четверостишие Хайяма – это маленькая поэма с философским подтекстом:

                 Много лет размышлял я над жизнью земной.                

                   Непонятного нет для меня под лунной.                  

                Мне известно, что мне ничего  неизвестно! –               

     Вот  последняя правда, открытая мной.

Творчество Джами (1414-1492) является как бы логическим завершением

замечательного поэтического движения. Поэзию он сочетал с философией,

суфизмом, музыкой. В его  лирике преобладают темы любви и  жизни, смерти и страданий. Однако, восторгаясь поэтичностью, образностью, тонкостью описания любовных настроений и тоски ожидания встреч с любимой, социальное значений этой поэзии нельзя переоценивать.

В жизни женщина в мусульманском  мире – униженное существо. Мусульманин  должен быть покорным Аллаху и, умирая в битве за веру, он останется шахидом и идет прямо в рай. Женщина должна быть покорной мужчине, и неизвестно, обладает ли она душой.

Достаточно мужу трижды сказать  жене в присутствии двух свидетелей «ты

свободна» или «таляк» (развод), и жена должна безропотно покинуть дом мужа и очутиться на улице. Женщина должна жить только на своей половине дома. Видеть ее могут муж, отец, свекор, сыновья, рабы и евнухи. Изменившую мужу забивали камнями. Бесплодие женщины считается наказанием Аллаха, огромным несчастьем. Намеренная

бездетность, как и безбрачие  – тяжкий грех. Тем не менее исламская культура – одно из достижений человечества и заслуживает уважения и понимания, а исламская поэзия стала достоянием различных немусульманских народов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Заключение                        

Подводя итоги, хочется отметить, что ислам никогда не был религией

угнетенных. Он формировался как идеология религиозно-политической организации арабских племен. Поэтому в исламе сразу же сформировалось жесткое представление о власти и политической организации уммы. В силу своей специфики ислам буквально с момента своего возникновения оказался втянутым в постоянные политические распри и разногласия.

В предании о ночной поездке  пророка Мухаммеда в Иерусалим  рассказывается между прочим, как в "доме поклонения" пророку после молитвы были предложены три чаши: одна с медом, другая с вином и третья с молоком, - и он выбрал из них последнюю.

Между языческой чувственностью (мед) и христианской духовностью (вино) ислам в самом деле есть здоровье и трезвое молоко: своими общедоступными догматами и удобоисполнимыми заповедями он питает народы, призванные к историческому действию, но еще не постигшие высших идеалов человечества.

    

 

 

    


Информация о работе Система ценностей исламской культуры