Система ценностей исламской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:35, контрольная работа

Описание работы

Исходным и главным положением арабо-мусульманской космологии и космогонии является положение о том, что Аллах есть создатель мира и человека и все сущее есть результат проявления Промысла Божьего. От других мировых религий ислам отличает в этом отношении лишь более жестокое и однозначное постулирование этой идеи, что нашло отражение в популярной на Востоке поговорке: «Не размышляй: у него (у мира) есть промыслитель».

Содержание

Введение
Картина мира в Исламе
Система мусульманских ценностей.
Художественные традиции исламского мира
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Ислам.docx

— 49.16 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального учреждения МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ ИУПРАВЛЕНИЯ им. К.Г.Разумовского

 

 

 

 

 

 

Институт Технологического Менеджмента

 

Кафедра «Технология  производства пищевых продуктов»

 

 

Контрольная работа на тему:

«Система ценностей исламской культуры»

 

 

 

По дисциплине «Культурология»

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса

Заочной формы обучения

Специальности 260800

Шифр зачетной книжки

 

 

 

Проверил:

 

 

 

 

 

Москва 

2012 год

Содержание:

 

Введение

  1. Картина мира в Исламе
  2. Система мусульманских ценностей.
  3. Художественные традиции исламского мира

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

                         

Ислам — сравнительно молодая религия. В момент своего возникновения, с точки зрения ряда европейских и американских учёных, он был синкретической религией, впитавшей в себя элементы доисламских древних верований и культов арабов, ханифизм, иудаизм, христианство и маздеизм. Ислам (или мусульманство) является третьей, самой поздней по времени возникновения мировой религией. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама. Безусловная исключительность личности пророка Мухаммеда явилась причиной того, что провинциальное движение с идеологией, близкой иудео-христианским сектам приобрело глубоко оригинальные черты, духовную и политическую мощь, сделавшую рождение ислама одним из важнейших событий всемирной истории.

Главная особенность исламской  духовной традиции заключается в  принципиальной нераздельности в ней религиозного и светского, сакрального и земного, в ее абсолютной, «чистой» религиозности.

Исходным и главным  положением арабо-мусульманской космологии и космогонии является положение о том, что Аллах есть создатель мира и человека и все сущее есть результат проявления Промысла Божьего. От других мировых религий ислам отличает в этом отношении лишь более жестокое и однозначное постулирование этой идеи, что нашло отражение в популярной на Востоке поговорке: «Не размышляй: у него (у мира) есть промыслитель».

В современном понимании  ислам – это и религия, и  государство по причине

активного вмешательства  религии в государственные дела. В переводе с

арабского «ислам» означает покорность, а "мусульманство" (от арабского

"муслим") – предавший себя Аллаху.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Картина мира в исламе                 

 

Ислам зародился в Аравии в VII веке н. э. Происхождение его  яснее, чем

происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с  самого начала

освещается письменными  источниками. Но и здесь много  легендарного.

Издревле в Аравии жили арабские племена, занятием которых  было

преимущественно скотоводство. Но существовали и оазисы, которые  посредничали в торговых операциях между различными странами. Одним из этих торговых центров была Мекка, населенная в основном племенем курейш. Племенной бог курейшитов Аллах почитался особо. Считалось, что он воплотился в черном камне, который был вделан в стену храма Каабы, и по своей ритуальной значимости превосходил остальных племенных богов.

По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий  Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд "откровений", записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Прежде чем прославиться, Мухаммед поработал пастухом и посредником в торговых делах Богатой вдовы Хадиджы. От брака с вдовой  у него родилась дочь Фатима, которая стала женой Али, кузена Мухаммеда.

Путь Мухаммеда к пророчеству  был довольно извилист. Бросив торговые дела, он стал халифом, то есть пророком-проповедником. Постепенно к нему пришел успех. Он призывал отдать себя Аллаху, единому и всемилостивейшему, покориться его воле, а также соблюдать завещанные им нормы жизни, к числу которых он отнес борьбу против ростовщичества, соблюдение честности в торговле и справедливости в отношении бедных.

Но вместе с успехом  он познал и злобу богатых соплеменников, и ему в 622 году с группой близких последователей пришлось бежать в Медину. Год переселения стал началом летоисчисления для всех мусульман мира, а группа переселившихся в Медину сторонников Мухаммеда получила почетное наименование мухаджиров, совершивших хиджру. Так были завязаны первые узлы исламской культуры.

В 632 году Мухаммед умер и  был похоронен в Медине. Его  смерть обнажила

проблему религии и  власти. На пост халифа, заместителя  пророка, был выбран Абу Бекр, который организовал ряд воинственных походов во имя Аллаха и стал главой обширного Арабского халифата. После него халифами были Омар и Осман, а затем в исламском мире возник глубокий раскол, ставший характерной особенностью мусульманской культуры.

Близкие родственники пророка  полагали, что только религиозная  святость дает право на власть, а эта святость падает лишь на прямых наследников Мухаммеда. Вокруг Али сплотилась партия шиитов, который, убив Османа, он стал четвертым халифом.

Али положил начало имамату. Во главе государственной власти должен стоять представитель пророка. Только родство с пророком дает духовную власть, а вместе с ней и право на высший светский пост.

Курейшитский род Омейядов не смирился с поражением. В 661 году Али был убит в мечети в Куфе. Халифом стал Муавия, основавший династию Омейядов. Между тем торжество халифата над имаматом принесло свои плоды. Началась довольно быстрая исламизация покоренных народов. К тому же халифы экономически поощряли переход христиан и зороастрийцев в мусульманство. При переходе в ислам христиане Византийской империи и зороастрийцы Ирана платили в казну халифата только десятину – ушр. А немусульмане были обязаны выплачивать более тяжелый поземельный налог – хардж и подушную подать – джизию.

Вторым важным фактором распространения  и укрепления исламской культуры была арабизация. Этот процесс поддерживался расселением арабских племен на захваченной территории, уничтожением мужской части населения и приводом в гарем представительниц местного населения.

Исламизация предполагала знакомство с Кораном. Но эта мудрая книга  написана по-арабски и переводить ее запрещалось. Верующим приходилось изучать арабский и читать Коран в подлиннике. Приобщение к арабскому языку служило распространению арабо-исламской культуры.

Тем не менее, ее распространение  везде протекало по-разному. В  Иране арабы вызывали постоянное раздражение местного населения. На почве этой оппозиции и получило широкое распространение движение шиитов. Его возглавляли потомки дяди пророка Аббаса. Опираясь на народное недовольство, Аббасиды в конце 749 года захватили власть и учредили халифат Аббасидов. Омейяды сохранили власть только в Испании, где учредили Кордовский эмират.

В центре арабо-исламской  культуры находится Коран, в котором  сосредоточено мировоззренческое ядро исламского мира.

Сам Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен. После него остались разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в разное время. Около 650 года (при третьем преемнике Мухаммеда — Османе) из этих записей был сделан свод, получивший название Коран ("чтение"). Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому пророку Архангелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены.

Коран разделен на 114 глав - сур. Они расположены без всякого  порядка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие — к концу. Суры мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) перемешаны. Одно и то же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами "геенной" в будущей жизни всем непослушным. Культ Аллаха включает признание его как всемогущего, бессмертного, милосердного бога, от которого зависят жизнь и смерть всех живых существ. Именно такое признание и требовалось от желающего исповедовать ислам. Надо было при свидетелях сказать: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник божий». Этот акт воспринимался как заключение договора с Аллахом, в силу чего вероотступничество исключалось. В подтверждение всесилия Аллаха вероотступников карали смертью. В Коране внушается, что весь окружающий мир своим существованием обязан воле Аллаха. Он же обуславливает саму возможность получения урожая, размножения скота и так далее. Он устроил небесные светила, чтобы люди находили по ним путь домой. Аллах никогда не оставит в беде своих сторонников, и они должны быть верны своему Богу, которому нет равных в мире.

Он изображается как существо с чисто человеческими моральными

качествами, но в превосходной степени. Он, то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других — к беззакониям и загробным мучениям.

Впрочем, у Аллаха есть противник. Это мусульманский сатана, шайтан, Иблис. В Коране говорится, что Иблис – ангел, ослушавшийся Аллаха и за это выброшенный с небес и строящий козни людям. Коран предостерегает: «Кто берет сатану заступником помимо Аллаха, тот потерпит явный убыток! Он обещает им и возбуждает в них мечты. Но обещает им сатана только обольщение! У этих убежище – геенна, и не найдут они от нее спасения!»

Аллаху помогают верные ему ангелы Джабраиль, Микаил, Исрафиль и Азраиль, которые добросовестно выполняют приказания своего хозяина. Говорится в Коране и о Даджале. Он согласно религиозному учению, прикован цепями к утесу на необитаемом острове посреди океана, где его кормят и охраняют джинны. Перед концом мира это чудовище установит свое жестокое царство на земле. Лишь спустившийся в это время с четвертого неба Иса ибн Марйам сможет восстановить

чистоту и силу ислама. Культ Аллаха логично переходит в идею предопределенности человеческих поступков. Он все знает и направляет правоверных в их жизни. У Аллаха «ключи тайного; знает их только он. Знает он, что на суше и на море; лист падает только с его ведома, и нет зерна во мраке земли, нет свежего и сухого, чего не было бы в книге ясной. И он – тот, который успокаивает вас ночью  знает, что вы добиваетесь днем. Потом к нему возвращение, потом он сообщит вам, что вы делали. Он – властвующий над своими рабами, и посылает он над вами хранителей.

А когда приходит к кому-нибудь из вас смерть, наши посланцы возвращены будут к Аллаху».

Еще Адаму, первому человеку, сотворенному Аллахом, «он сказал: «Разве я вам не говорил, что знаю скрытое на небесах и на земле и знаю то, что вы

обнаруживаете, и то, что  скрываете?» 

Вследствие своего всезнайства  Аллах решает судьбу каждого.

Только верным Аллаху предопределен рай. Коран говорит о верующих, которые «выполняют завет Аллаха и не нарушают обещания, которые терпели, стремясь к лику своего господина, и простаивали молитву, и давали из того, чем мы их наделили, и тайно и явно, и отгоняют добром зло. Для этих – воздаяние жилища – сады вечности. Войдут в них те, кто был праведен из их отцов, и супруг, и их потомства. И ангелы входят к ним через все двери: «Мир вам за то, что вы терпели! И прекрасно воздаяние жилища!»

 

 

Но Коран создавался не на пустом месте. Христианская Библия получила

распространение и в Аравии. И не мудрено, что в Коране говорится, что за шесть дней Аллах создал мир, «сотворил семь небес, одно над другим сводами», устроил небо так, что «нет в нем ни одной щели». Из семи небес «низшее небо» Аллах украсил светилами и поставил их для отражения шайтана. Бог отпустил также с «горных небес» на землю лестницу, «по

которой ангелы и дух восходят к нему в течение дня, которого продолжение

пятьдесят тысяч лет». Понятно, что это даже для культуры VII века выглядит наивно. Другая часть религиозной литературы мусульман — это сунна, состоящая из священных преданий - хадисов о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами — Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.

 

  1. Система мусульманских ценностей            

 

Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог — Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков — это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их. До человека Аллах сотворил ангелов и джиннов. И только потом вылепил человеческую модель, которую взялся обсуждать с ангелами. Один из них, как рассказывается в Коране, пытался возражать и поплатился за это. Аллах сказал своим ангелам: «Я создаю человека из глины. А когда я его завершу и вдуну в него от моего духа, то падите, поклоняясь ему!» И пали ниц все ангелы, кроме Иблиса, который возгордился, потому что был создан из огня, а человек – из глины. Но Аллах проклял падшего ангела.

После Адама Бог создал Хаву, которая стала его женой. Только Иблис совратил их, сделав путь к радостной жизни невыносимо трудным.

Информация о работе Система ценностей исламской культуры