Синтаксические нормы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 13:42, реферат

Описание работы

Синтаксис представляет собой систематизированную совокупность словосочетаний и предложений, а также правил их построения и употребления, имеющуюся в языке, и в то же время – раздел грамматики, который изучает и описывает эти словосочетания, предложения и правила.

Работа содержит 1 файл

Синтаксические нормы.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

Синтаксические  нормы.

Синтаксис представляет собой систематизированную  совокупность словосочетаний и предложений, а также правил их построения и  употребления, имеющуюся в языке, и в то же время – раздел грамматики, который изучает и описывает  эти словосочетания, предложения и правила.

Синтаксические  нормы также исторически изменчивы, хотя это и менее заметно. Например, сейчас не говорят, как во времена  Пушкина: Бежал он их  беседы шумной. Или существовала в древнерусском  языке конструкция с так называемым дательным самостоятельным, о котором вспоминают ныне только историки. Так, могли написать: Мстиславу седящему на обеде, приде ему весть. Нетрудно заметить, что здесь оборот с дательным падежом выступает как синонимичный придаточному предложению времени: «Когда Мстисвлав сидел за обедом...»

Конструкция с дательным самостоятельным  давно вышла из употребления в  русском языке; большинство наших  современников о ней даже не слышали, поэтому она нас и не затрудняет.

Ниже  мы отметим только такие варианты синтаксических норм, которые у говорящих могут вызвать затруднения.

В простом  предложении:

1. При  выражении квалификации субъекта  конструкции кто– что, что– (это)  что, кто– что был (будет)  кем– чем употребляются во  всех стилях речи: Репин – крупнейший  русский художник; В прошлом веке атомистика была лишь научной гипотезой. Конструкции кто -что являются кем - чем, что будем считать чем используются чаще в научном и публицистическом стилях: Материя является философской категорией; Точку А будем считать началом движения.

2. Употребление  порядкового числительного среднего  рода в именительном падеже  для называния даты, выступающей  в роли подлежащего например, при вопросе «Какое сегодня  число?» – «Сегодня первое  января») следует отличать от  употребления порядкового числительного в родительном падеже для указания на дату, выступающую в роли обстоятельства при сказуемом (например, «Какого числа вы родились?» – «Я родился первого января»).

3. При  существительных мужского рода, называющих профессию, должность,  звание, но обозначающих женщину, сказуемое в книжных стилях чаще ставится в форме мужского рода, а в разговорном – чаще в женском роде: Ректор университета регулярно выступал(а) перед сотрудниками,

4. Согласование  с такими существительными определений  в женском роде (Наша референт.,) носит разговорный характер.

5. При  подлежащем, выраженным сочетанием  нарицательного и собственного  имени, сказуемое согласуется  с последним: Референт Иванова  помогла составить директору отчет.

6. При  подлежащем, выраженном неизменяемой  частью речи (наречием, союзом, частицей, междометием), сказуемое ставится в форме единственного числа, а в прошедшем времени – среднего рода: «Э-э-э» часто слышится в ответах интервьюируемых. «Зачем» звучало чаще всего в его вопросах.

7. При  подлежащем, выраженном сложным существительным типа кресло-кровать, роман-газета, сказуемое согласуется со словом, обозначающим более широкое понятие: В магазине продавалось кресло-кровать новой модели. Роман-газета распространялась через киоски.

8. При  вопросительных, отрицательных и неопределенных местоимениях типа кто (никто, некто) сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода, даже если речь идет о многих лицах или лице женского пола: Кто из них (женщин) первым поднял вопрос о равноправии? Некто в черной шляпе заглянул в кабинет.

При местоимении  типа что (ничто, нечто) сказуемое в  прошедшем времени ставится в  форме единственного числа среднего рода, даже если речь идет о многих предметах  или названии определенного рода (мужского или женского): «Что случилось? – Что-то (чашка или блюдце) упало с палки..

9. При  подлежащем, выраженном сочетанием  числительного с существительным  в родительном падеже, сказуемое  употребляется во множественном  числе, если надо подчеркнуть  активность каждого субъекта (В  тренировке участвовали 22 футболиста), и в единственном числе, если надо подчеркнуть нерасчлененность, цельность всех субъектов, безличность всего высказывания (В тренировке участвовало 22 футболиста).

10. При подлежащем, в состав которого входят неопределенно-личные слова типа несколько, много, согласование сказуемого может быть по форме (т.е. с учетом конечного =о у них как у слов среднего рода) в единственном числе (Несколько человек не работало) и по смыслу (т.е. с учетом того, что такие слова обозначают множественность) во множественном числе (Несколько человек не работали)»

11. При подлежащем, выраженном сочетанием существительного или местоимения в именительном падеже с существительным или местоимением в творительном падеже, сказуемое всегда стоит во множественном числе. Тренер со своим подопечным проводили на ста дионе целые дни. Если сказуемое ставится в таких предложениях в единственном числе, это означает, что подлежащим является только существительное в именительном падеже, а существительное (или местоимение) в творительном падеже выступает в роли дополнения.

12. Во многих случаях возможна взаимозамена кратких и полных прилагательных в именной части составного сказуемого. Ваше предложение заманчивое (заманчиво). И все же краткая форма обычно более выразительна, экспрессивна, более свойственна книжным стилям речи, в то время как полные прилагательные более присущи разговорному стилю.

В определенных случаях имеются различия в употреблении кратких и полных форм прилагательных в сказуемом. Так, первая из них используется (с глаголом-связкой быть или без него): 1) когда прилагательное имеет распространитель: Мальчик был болен гриппом, нельзя сказать Мальчик был больной гриппом; 2) когда в качестве субъекта выступают местоимения это, все, все это, что: Все это стapo как мир. Я уже не знаю, что полезно и что вредно; 3) когда при подлежащем имеются определения аналогичный, каждый, любой, подобный, такой: Не всякий закон эффективен.

Полное  прилагательное обязательно употребляется  в сказуемом тогда, когда в  предложении имеется глагол-связка. Прошедшая презентация оказалась успешной. Книга представляется занимательной.

Различия  между полными и краткими прилагательными  могут быть стилистического характера; ср.- Ты, Ира, ветреная (смягченность окраски) и Ты, Ира, ветрена (категоричность оценки).

13. При характеристике субъекта действия употребляются конструкции что обладает чем и что имеет что. При этом первая употребляется при описании положительных свойств предмета или лица: Многие артисты обладают чудесным даром перевоплощения.

14. При переходных глаголах, которые употреблены с отрицанием не, прямое дополнение может выражаться не только винительным падежом, но и родительным. В винительном падеже чаще употребляются существительные, обозначающие конкретные предметы (не вскрывайте письмо, не читайте телеграмму), а в родительном – существительные, обозначающие отвлеченные понятия (не обращайте внимания, не бойтесь угроз).

Однако  в некоторых случаях употребляется  только тот или другой падеж. Так, родительный падеж используется в случае: 1) если отрицание не усиливается при помощи отрицательных местоимений типа никакой, никто, ничто (При решении этого вопроса председательствующий не выдвинул никаких аргументов); 2) если в роли сказуемого выступает глагол с частицей не, сочетающийся с отвлеченным существительным: Собрание не приняло предложения председательствующего.

Только  винительный падеж употребляется, если отрицание не стоит перед  личной формой глагола, потом следует  инфинитив и затем прямое дополнение: Собрание не могло принять такое  решение.

15. Если  сказуемое выражено сочетанием  личной формы глагола и инфинитива, отрицание не может стоять  и перед личной формой, и перед  инфинитивом. Однако от места  отрицательной частицы не может  зависеть общий смысл предложения.  Ср.: При исследовании Арктики не следует игнорировать опыт предшественников. – При исследовании Арктики следует не игнорировать опыт предшественников. В первом предложении отрицается необходимость игнорировать опыт, а во втором – рекомендуется не игнорировать опыт.

16. Если  подлежащее выражено собирательным существительным типа детвора, старье, обозначающим множество лиц или предметов как одно целое, сказуемое употребляется в единственном числе, В платяном шкафу висело и валялось старье.

17. Следует  различать в употреблении некоторые предлоги с пространственным значением, например окало, у, рядом с, вблизи, возле. Предлог около указывает на место, близко к которому что-то расположено или происходит, отвечает на вопросы где?  около чего? около кого? и требует родительного падежа: около театра, около рассказчика. Предлог у указывает. 1) на место около чего-либо, но употребляется только с родительным падежом неодушевленных существительных, отвечая на вопрос где? – у (около) рассказчика, 2) на место, где кто-то живет, работает, учится, отвечая на вопросы где? у кого?– собираться у рассказчика» Предлог рядом с обозначает место в непосредственной близости от кого-чего-либо и отвечает на вопрос где? – рядом с рассказчиком. Конструкция рядом с кем-чем-либо используется, если говорится об однородных понятиях: человеке и человеке, предмете и предмете, сходных между собой по роду занятий, типу, размерам и т.п. Рядом со слушателем сидел сам рассказчик. Автобусная станция находилась рядом с железнодорожной станцией. Предлоги вблизи, возле синонимичны предлогу окало, отвечая на вопрос где?– вблизи, возле (около) театра, рассказчика.

18. Различие  предлогов среди (посреди) и  между состоит в том, что  первый указывает на место  в центре какого-либо пространства, на нахождение в числе других  аналогичных предметов и требует после себя родительного падежа: среди (посреди) поляны, среди людей. Предлог между указывает положение предмета посреди чего-либо и требует творительного падежа: между палатками, между людьми.

19. В  научном стиле при обозначении  места и направления движения используются следующие предложно-именные словосочетания: двигаться, перемещаться в направлении Марса, по направлению к Венере, относительно Земли, по отношению к Земле.

20. Следует  различать в употреблении некоторые  предлоги с причинным значением.Различие предлогов благодаря + дательный падеж и из-за + родительный падеж заключается в том, что первый используется для обозначения причины, положительно влияющей на что-либо (Благодаря помощи населения последствия аварии были быстро ликвидированы), а второй – для указания причины, отрицательно влияющей на что-либо (Из-за отсутствия помощи населения последствия аварии не могли быть ликвидированы быстро).Предлоги из+ родительный падеж и по + дательный падеж обычно отличаются тем, что первый используется при указании на причину, которая поддается контролю, а второй - при его отсутствии; ср. поступил так из неосторожности – по неосторожности.

Предлоги  из + родительный падеж и от + родительный  падеж отличаются, как правило, тем, что первый используется при глаголах, обозначающих статическое состояние (хранил молчание из страха), а второй – при глаголах, обозначающих изменение состояния действующего лица (убежал со страху).

Различие  предлогов по и из-за состоит в  том, что предлог по обозначает причину, которая связана с поведением, действием кого-либо, а предлог из-за – причину, не связанную с этим. Ср. По рассеянности я забыл взять студенческий билет и Из-за отсутствия комплектующих многие станки не работали. В отличие от них предлог  употребляется после глаголов, обозначающих отношение к кому-, чему-либо, для указания на причину того или иного отношения: Сотрудники уважали руководителя за справедливость.

Предлоги  вследствие, в результате, в связи  с, а также предложные сочетания  под действием (воздействием), под влиянием носят книжный характер: Вследствие неплатежей финансовое положение многих предприятий ухудшилось. В связи с финансовым кризисом правительство прибегло к внешним займам.

21. Необходимо  различать некоторые предлоги, выражающие  условие. Так, предлог при употребляется  с существительными наличие или  отсутствие: При наличии – отсутствии  серьезных аргументов предложенный  тезис трудно доказать. Предлог  в случае употребляется с существительными, называющими неожиданное действие: В случае дорожного происшествия вызовите машину технической помощи. Предлог в зависимости употребляется с существительными, называющими какой-либо обусловливающий фактор: В зависимости от погоды урожай будет собран или не собран вовремя» Предлог с используется с отглагольными существительными: С усилением мороза в доме становилось прохладнее. Кроме того, следует иметь в виду, что предлог при обозначает условие с временным оттенком; При усилении мороза в доме становилось прохладнее.

Информация о работе Синтаксические нормы