Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 11:31, реферат
Целью данной работы является изучение морфологических и синтаксических норм русского языка.
В первую очередь необходимо определить само понятие морфологии и синтаксиса, выявить их задачи, а также определить, что является предметом их изучения.
Морфология – это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов. Морфологию часто называют «грамматическим учением о слове».
Введение 3
Часть I Нарушения морфологических норм и пути их преодоления 4
Глава 1. Образование форм имени существительного 4
Глава 2. Образование форм имени числительного 7
Глава 3. Образование форм местоимений 9
Глава 4. Образование форм имени прилагательного 11
Глава 5. Образование форм глагола 12
Часть II Нарушения синтаксических норм и пути их преодоления 13
Заключение 18
Библиографический список 19
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ
КОСМИЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
РЕФЕРАТ
Тема: Морфологические
и синтаксические нормы русского языка
Выполнил:
студент группы XXXX
XXXXXXX
Дата:
Проверил:
XXXXXXXX
Красноярск 2009
Содержание
Введение
Целью данной работы является изучение морфологических и синтаксических норм русского языка.
В первую очередь необходимо определить само понятие морфологии и синтаксиса, выявить их задачи, а также определить, что является предметом их изучения.
Морфология – это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов. Морфологию часто называют «грамматическим учением о слове».
Немало колебаний и затруднений в области морфологии вызывает образование и употребление различных грамматических категорий и форм имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений и глаголов.
Предметом синтаксиса являются слово в его отношениях и связях с другими словами в речи, правила образования из слов более крупных единиц, обеспечивающих речевое общение. В результате соединения словоформ, употребления слов в определенных формах строятся синтаксические единицы: словосочетания, предложения.
Предложение и словосочетание – синтаксические единицы разного назначения, каждая из них имеет свои существенные признаки. Предложение оформляет высказывание, оно является главной единицей синтаксиса. Словосочетание – один из компонентов предложения, оно представляет собой вспомогательную единицу. В синтаксисе изучают правила грамматического оформления предложения и словосочетания.
В
речевой практике появление синтаксических
недочетов обусловлено
Особые трудности вызывает выбор формы сказуемого при подлежащем, форма и значение которого вступают в противоречие.
Синтаксические
единицы связаны с единицами
других уровней системы языка: они строятся
из слов, точнее – из словоформ. Синтаксис,
таким образом, опирается на лексику и
морфологию. Особенно тесно связанны синтаксис
и морфология как две стороны грамматического
языка. Морфологические единицы, морфологические
показатели реализуются в речи через словосочетание
и предложение. Морфологические категории
частей речи являются опорой синтаксических
отношений, а также синтаксических категорий.
Часть I
Нарушение морфологических
норм и пути их преодоления
Глава
1. Образование форм
имени существительного
Ошибки в формообразовании существительных встречаются при употреблении категории одушевленности и неодушевленности, рода, числа и склонения.
Усвоение категории одушевленности - неодушевленности в целом не вызывает затруднений. Так как основано на различии живого и неживого. Есть случаи, когда грамматика вступает в противоречие со смыслом. Например, синонимичные существительные «труп» и «мертвец» по категории одушевленности - неодушевленности оказываются разными. Различие между ними обнаруживается только в форме винительного падежа (вижу труп – вижу мертвеца), поэтому отступления от нормы могут быть выявлены тогда, когда существительные употреблены именно в этой форме. Ошибки в употреблении таких существительных бывают двух типов: употребление неодушевленных существительных в качестве одушевленных и наоборот.
В первом случае ошибка проявляется в том, что форма винительного падежа совпадает с формой родительного, а не винительного: «Все смотрели на него как на призрака» («призрак»- существительное неодушевленное, поэтому должна быть использована форма «смотрели как на призрак»). Может подвергаться изменению форма винительного падежа в словосочетания типа «играть в солдатиков» (правильно «играть в солдатики»), играть в казаков-разбойников (правильно «играть в казаки-разбойники»). Употребление одушевленных существительных в качестве неодушевленных чаще всего встречается в словосочетаниях «два, три, четыре + существительное»: «Когда он нес важные бумаги, ему в провожатые давали два чекиста», «Они запрягали в сани два медведя и сажали туда гостей».
При употреблении рода имен существительных ошибки группируются следующим образом: а) изменение рода; б) не соответствующие норме употребление существительных общего рода; в) ошибки, связанные с возможностью употребления существительных мужского рода применительно к лицам женского пола.
а)
В первом случае мы имеем дело с
неодушевленными
б) В современном русском языке насчитывается около двухсот существительных общего рода. Они могут употребляться как в значении женского («такая размазня»), так и в значении мужского рода («такой размазня»). Окончания существительных общего рода совпадают с окончаниями существительных женского рода, и в случае их использования в значении мужского рода возникает противоречие между их формой и употреблением. Эта ошибка понимания может и не обнаружиться, если у существительного нет согласуемых слов.
Некоторые существительные, имеющие значение качественной оценки («лиса», «свинья», «жертва»), употребляются как существительные женского рода и по отношению к лицам мужского пола. Формальная и смысловая их близость к существительным общего рода вызывает ошибки такого типа: «Молчалин оказался очень хитрым лисой» (правильно-«хитрой лисой»).
в)
В современном языке
В основе категории числа имен существительных лежит противопоставление единственности и множественности, которое по-разному проявляется у конкретных, вещественных, собирательных и отвлеченных существительных. Ошибки наиболее часто встречаются в следующих случаях: 1) образование не существующих в нормативном языке форм множественного и единственного числа; 2) использование такой формы числа, которая не уместна в данном контексте.
1)
При употреблении
Конкретные существительные типа «брюки», «сани», «ножницы» употребляются только в форме множественного числа, которая при этом оказывается двузначной: обозначает как единственный предмет, так и множество.
2)
Для существительных, которые
в нормированном языке
Наиболее распространенная ошибка – неправильный выбор варианта падежного окончания. Дело в том что, ряд существительных имеет вариативные формы падежа: «стакан чая» - «стакан чаю», «жить в лесу» - «говорить о лесе». В связи с этим появляются следующие недочеты: использование формы окончания на -А(-Я) у существительных с суффиксом субъективной оценки, относящихся ко 2-му склонению и употребленных в родительном падеже единственного числа: «налейте мне чайка, положите сахарка» - правильно «налейте мне чайку, положите сахарку». Реже, но встречаются и неправомерные формы обратной замены: «Земля от холоду стала крепкой» (правильно - «от холода»).
Широко распространены ошибки при употреблении формы родительного падежа множественного числа. Здесь возможны три варианта окончаний: -ОВ (-ЕВ), -ЕЙ и нулевое. Выбор того или иного варианта зависит от типа склонения и последнего звука основы. Самое продуктивное окончание - -ОВ (-ЕВ), поэтому часто оно ставится вместо нулевого окончания, и возникает речевая ошибка: «Мальчик был разведчиком у партизанов» ( правильно – «у партизан»). Использование нулевого окончания вместо продуктивного –ОВ(-ЕВ) является тоже весьма распространенной речевой ошибкой: «У сестер было много красивых платий».
Вызывает
затруднение и образование
Глава
2. Образование форм местоимений
Специфика местоимений как части речи в том, что они являются словами-дублёрами. Их роль в организации предложения и текста в целом чрезвычайно велика. Речевые ошибки, связанные с использованием местоимений, возникают при употреблении местоимений «себя» и «свой»; указательных местоимений и местоимения «он»; просторечных притяжательных местоимений.
Местоимение «себя» по своему обобщённо-грамматическому значению и функциям соотносится с личными, а возвратно-притяжательное «свой» — с притяжательными местоимениями. Двусмысленность возникает в связи с тем, что они могут относиться к любому из трёх лиц. Их конкретная соотнесённость с одним, а не с другим лицом устанавливается только контекстом, и если в предшествующем отрезке текста говорится о двух лицах, возникает неоднозначность: «Мария Семёновна попросила меня принести свой портфель». Портфель может принадлежать как Марии Семёновне, так и мне. Если первое, то нужно употребить местоимение «её», если второе — местоимение «мой». Местоимения «свой» и «себя» часто употребляются вместо требуемых нормой личных и притяжательных местоимений. Например, «Косте понравились свои тапочки» (правильно — «его тапочки»); «Кирилла Петрович устраивал разные забавы, которые были интересны только себе» (правильно — «интересны только ему»). Встречаются и ошибки противоположного характера — вместо требуемых нормой местоимений «себя» и «свой» используются личные или притяжательные местоимения: «Я нашёл книгу у меня на столе».
Указательные местоимения и местоимение «он» выполняют функцию замещения знаменательных слов. Замещаемое слово обычно содержится в предшествующем тексте и чёткое исполнение местоимением данной функции возможно только в том случае, если говорящие (слушающие) правильно соотносят знаменательное слово и местоимение, его замещающее. Часто местоимение-заместитель употребляется при отсутствии замещаемого слова, оно подразумевается говорящим (пишущим), но не отражается в речи (на письме): «В доме раздавались громкие голоса. Они пытались открыть двери изнутри». «Они» — это приказные, и автор, конечно, понимает, что именно приказные «пытались открыть дверь изнутри», однако формально получается, что это делали «крики». Подобные ошибки весьма распространены.
Информация о работе Морфологические и синтаксические нормы русского языка