Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 13:06, реферат
Цель данного реферата: разобраться в том, что вообще представляет собой символ.
Введение……………………………………………………………………....3
1. Понятие ,функции и интерпретации символа………………………….4
2. Роль символов в формирование сообществ……………………………8
3. Сообщество как социальный организм………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………..17
Список литературы………………………………………………....................18
Родившись, символ, начинает собственную жизнь. Она состоит из своего рода циклов, каждый из которых построен из трех ступеней: обозначение, фиксация, преображение.
Символ начинает свою жизнь с того, что обозначает уже до этого бывшее отторжение данного конкретного человека, который принимает этот символ. После того как отторжение обозначено оно приобретает устойчивость: символ его постоянно провоцирует. То есть символ не просто обозначает уже бывшее отторжение, но и делает его проявления регулярно повторяемыми: фиксирует, закрепляет, вновь и вновь воспроизводит, делает это отторжение постоянным и более масштабным, уже не на уровне индивидуального микросоциума, а на уровне всего общества.
Образуется устойчивая зона разрежения вокруг носителя данного символа. Это уже начало самоорганизации сообщества: формирование его границы - пустоты, отделяющей будущий внутренний мир от внешней среды. Самого сообщества пока еще нет, каждый поодиночке переживает и обозначает отверженность. А граница уже формируется: символ работает.
Тут уже подготавливается момент преображения символа: появления у него нового значения (точнее - принципа интерпретации). Появление устойчивой зоны разрежения порождает то, что Щепанская называет давлением границ. Границы давят на тех, кто оказался в их пределах, создавая зону сгущения контактов: если волосатых все отталкивают, боятся, избегают, то им легче общаться в своем кругу, у них все меньше альтернатив. Постепенно формируется сознание своей общности - примечательно, что вначале оно возникает из общности отторжения. Чем ощутимее давление границ, тем интенсивней консолидация.
В рамках, обозначенных границами, возникает вначале сгущение контактов, а потом и осознающая себя общность, группировка. Вместе с тем символ начинает обозначать не только отверженность от внешнего мира, но и принадлежность к "своему" сообществу - группе таких, же отверженных. Таким образом, у него появляется новое значение: он становится символом "группы". Появление нового значения, типа значений - это уже момент преображения символа.
Описанное, можно определить как "петлю самоорганизации". Исходная точка - отторжение; оно обозначается символом, а символ способен нести код определенной структуры связей и постоянно ее воспроизводить. Это будет именно та структура, которая выполняет функцию (здесь - отторжения), породившую данный символ: зона разрежения межличностных связей. Зона разрежения - элемент структуры сообщества, располагающийся обычно на его границах. Итак: функция отторжения вызывает к жизни символ, тот постоянно воспроизводит закодированную в нем структуру. А она в свою очередь снова и снова воспроизводит исходную функцию. Круг замыкается.
Однако процесс на этом не заканчивается. Круг не только замыкается, но и порождает новый круг. Процесс открытый: после того как первая функция закрепляется в структуре, создаются условия для второй функции. Та в свою очередь закрепляется в символике (возникает новый принцип интерпретации тех же символов), а символика в новом толковании разворачивается в новую структуру. В нашем случае появление устойчивой зоны разрежения на границах стимулирует сгущение связей в их рамках, то есть зародыш сообщества. В такой интерпретации символика, как уже было описано выше, несет код ядерных структур (группировок с выраженным лидерством и слабыми связями на периферии).
Дальше процесс идет по той же схеме: новая функция (группирование) фиксируется в символике (значение "группы") - формируется второе "кольцо". Но и оно размыкается, порождая новую функцию. Последовательность этого порождения, вероятно, не случайна: она определяет последовательность появления ключей к истолкованию символики сообщества и вместе с тем - структурные преобразования в самом сообществе.
Второе значение, приобретаемое символикой - значение "группы". Оно должно нести в себе код ядерной структуры. Следовательно, вновь формирующееся сгущение связей должно быть организовано именно в ядерные структуры. Но ядерные структуры - черта только определенного, начального этапа развития общности. Символ становится ядром консолидации, превращая аморфное сгущение межличностных связей в относительно устойчивое сообщество. Правда, ядерные структуры не слишком долговечны - рушатся, как только уходит лидер, - либо если центральный символ дискредитирует себя в глазах сообщества.
Новые группировки и молодежные течения: панки, битломаны, металлисты и прочие - начинали свое существование в виде ядерных групп. Обычно в этот период происходит резкое и быстрое увеличение численности тусовок. Выплескивается новая возрастная когорта молодежи - и она приноси с собой новую символику. Новые течения и группы, как правило, агрессивны и нетерпимы: они с яростью отстаивают свою центральную идею. У ядерной структуры нет другого выхода: она вся держится на цементирующей силе идеи, которая играет роль консолидирующего символа. Назвать эту фазу развития сообществ можно» ядерным всплеском" - фаза существования сообщества в виде ядерной структуры, иногда нескольких.
Здесь
начинается момент второго преображения
символа, когда он приобретает значение
"нормы". Человек, уже некоторое
время принадлежащий к
3. Сообщество как социальный организм
Сообщество должно уже некоторое время существовать, чтобы успел сложиться его собственный ценностно-нормативный мир. В формировании норм значительную роль играет символ, они и формируются в символической оболочке. На "тусовке" идут своего рода "игры" с символом - он фиксирует отторжение и с его помощью пытаются преодолеть отторжение. В ходе этих попыток преодолеть отторжение и складываются (а точнее, осознаются) нормы, которые станут нормами сообщества. А вначале они предназначены не столько для тусовки, сколько для внешнего мира, Потому что именно внешний мир отвергает этих людей и отталкивает. Они в символической форме рисуют как бы проект желаемых иных отношений с этим миром. Набор ном вполне прозрачно определяется положением людей. То есть в виде норм проявляется, как на фотопластинке, реальная локализация сообщества в социуме, в данном случае - вне его.
Нормы вырабатываются в символической форме, как результат манипуляций с символом - попыток через символ воздействовать на среду.
Первоначально эти нормы предназначены для организации отношений с внешним миром и только потом они обращаются внутрь самого сообщества. Здесь играет роль коммуникативный барьер, обозначенный все тем же символом. То есть для чужих символы сообществ сохраняют пугающее значение "антинормы". Внешний мир не прочитывает значения "норм", которое вкладывается в символику. Символ срабатывает как коммуникативный барьер. Поэтому мир не принимает норм сообщества, их принимают только те, кто понимает, прочитывает символику, - то есть сами члены сообщества. Те кто принял эти нормы, образуют сообщество, остальные остаются вне его. Так и происходит обращение норм внутрь сообщества. Однако сохраняется установка на их распространение.
Выработка сообществом собственных норм и их символическая фиксация имеет свои последствия. Комплекс норм сообщества предопределяет его внутреннюю структуру, точнее - структуру его среднего слоя. Нормы есть код этой структуры. Но структура среднего слоя - это именно та, что определяет специфику сообщества и ориентирована на решение его основных задач. Система служит своего рода банком информации, позволяющей выпавшим из общества реадаптироваться. Атомарная структура внешне выглядит как множество непостоянных мелких групп, основанных на личном знакомстве, - либо вообще не включенных ни в какую группу, но известных и "своих" на тусовке людей. Но по мере того как люди находят свое место в обществе - они все больше отдаляются и в конце концов выходят из Системы. Группами или по одиночке, каждый в атомарной структуре занят своим делом и все больше отдаляется от тусовочной жизни. Процесс поиска своего места индивидуален. Результатом его в случае успеха должно быть укоренение человека (или целой группы) в "большом" обществе. По мере того, как это происходит, тусовка рассеивается.
Сообщество как социальный организм переходит в новое состояние. Средний (наиболее активный в поисковой деятельности) слой ее съеживается - люди находят себе место вне сообщества. Периферия не пополняется, поскольку атомарная структура не занимается привлечением новых членов - это свойство ядерных структур. Постепенно численность сообщества и его отдельных группировок снижается, тусовка пустеет.
В конце концов, остается узкий круг людей - те, кому было достаточно комфортно в рамках сообщества. Они не занимались активно поисками выхода из сообщества, как это делало большинство людей. Сообщество и так давало этим немногим высокий статус, уровень самооценки и самореализации, понятно, что речь идет о людях, которым в сообществе принадлежали престижные позиции лидеров. Они последними покидают (или даже вообще не покидают) тонущий корабль. Да и идти им, собственно, некуда: весь строй их личности, и внутренняя мифология приспособлены к жизни в сообществе. И вот наступает момент, когда они остаются лидерами без паствы.
А с символом так же происходят изменения. Символ приобретает значение "нормы" в связи с попытками людей воздействовать на внешний по отношению к сообществу мир, преодолеть отторжение от него. Впоследствии нормы обращаются внутрь сообщества и регулируют его собственную жизнь; но большинство людей все, же сохраняет установку на распространение этих норм и на отношения с внешним миром. Однако выделяются люди, для которых более важен внутрисистемный эффект символов. Главный объект воздействия для них - сами участники субкультуры, а не "чужие". Специально экспериментируют с символами, пытаясь обнаружить самые эффективные, - но отрабатывают их действия уже не на "чужих", а на членах сообщества.
В
ходе таких экспериментов с
Появление "энергетического" кода символики создает особую коммуникативную среду "энергетов" - тех, кто владеет этим кодом, эзотериков. Это относительно узкий слой старых членов сообщества, организованный по принципу сети. Но настоящая консолидация этой структуры происходит позже, в периоды спада численности и "съеживания" сообщества. Пока сообщество активно действует, большая часть старых "энергетов" занимает позиции лидеров в отдельных группировках, а между собой связаны слабо, скорее, соперничают. В периоды же спада они, как уже говорилось, остаются без последователей. Это стимулирует их к поиску средств возобновления своего высокого статуса - а, следовательно, возобновление среды, где они были или конкретного сообщества. Им особенно дорого делается то, что давало им вес и влияние - символика сообщества. Эти люди в такие периоды ищут друг друга, собираются вместе, обсуждают дорогие для них темы "энергий" и "символа". Они обнаруживают, что понимают друг друга с полуслова, хотя говорят о вещах непростых и не открытых большинству. Это очень сближает их между собой. В такие периоды кристаллизуется и вербализуется мифология сообщества, по настоящему складывается эзотерический язык (до этого он в значительной мере был индивидуален у каждого - каждый фиксировал свои личные находки и предпочитал держать их в тайне). Бывшие лидеры, оказавшись в среде таких же, охотно делятся своими находками, навыками, символическими средствами. Формируются длительные личные привязанности между старыми членами сообщества - то, что ляжет в основу сетевой структуры.
Эта фаза развития сообщества внешне видится как его исчезновение. Однако на самом деле остается узкий круг хранителей его традиций и вырабатывается специальный эзотерический язык, предназначенный для сохранения кодов съежившегося и, казалось, совсем исчезнувшего сообщества. Грибница то разрастается, то погибает; но остаются споры гриба, и при благоприятных условиях они способны развернуться в новую грибницу. Так и хранители, пережив интерстадиал, могут дать начало новому циклу развития сообщества.
Съеживание сообщества до размеров фактически автономно существующего слоя старых членов сообщества - завершающий этап цикла самоорганизации. За ним следует повторение уже описанной последовательности событий. Для этого необходим только приток новой молодежи, очередное расширение сообщества. Тогда старые члены сообщества, пережившие спад, займут в этой новой субкультурной среде позиции лидеров, поскольку владеют приемами манипуляций, управления, создания ядерных структур. Зерна традиций прорастут на новой почве: старые лидеры как мы помним, не только управляют, но и обучают, передают традиции. Вслед за периодом ядерных структур опять явится атомарное сообщество, затем наступит период рассеяния и новые "старики", оставшиеся от последней волны, пополнят круг хранителей.
Важно отметить, что после появления сети хранителей традиции сообщество может существовать и без продолжения давления границ, которое вызвало его к жизни. Вначале ядерный всплеск порождался именно сгущением контактов по действием внешнего давления. Теперь же это не обязательно: старые хранители представляют собой те ядра консолидации, которые необходимы для возобновления численности сообщества и образования ядерных групп. А дальше цикл пойдет в той же последовательности: ядерный всплеск - период функционирования, когда осознаются и действуют нормы, - зерна традиции - ядерный всплеск и так далее. Первая стадия - отграничение - может быть отброшена. Она только толчок к образованию сообщества.
Заключение
В заключение данной работы
можно подвести некоторые
Символ
– средство интериоризации норм сообщества,
самоидентификации с нормой..