Символика молодежных субкультур

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 13:06, реферат

Описание работы

Цель данного реферата: разобраться в том, что вообще представляет собой символ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3
1. Понятие ,функции и интерпретации символа………………………….4
2. Роль символов в формирование сообществ……………………………8
3. Сообщество как социальный организм………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………..17
Список литературы………………………………………………....................18

Работа содержит 1 файл

Реферат по субкультурам.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

 Федеральное агентство по образованию

Южно-Российский государственный технический университет (НПИ)

Шахтинский  институт (филиал) 
 

Факультет: ГНИУ

Кафедра: Гуманитарные и социальные науки

Специальность: 040201 «Социология» 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

по дисциплине:   Молодежные субкультуры

на тему: «Символика молодежной субкультуры». 
 

Работу выполнил (а):                      Новикова  Анна Андреевна

                                      Студентка 2 курса группы № 9

Работу принял (а):          Якунина И.С.

                                      Доцент, к.с.н.   
 
 
 
 
 

     Шахты 2009 
 

     Содержание

                                                                 стр. 

Введение……………………………………………………………………....3

  1. Понятие ,функции и интерпретации  символа………………………….4
  2. Роль символов в формирование сообществ……………………………8
  3. Сообщество как социальный организм………………………………..12

Заключение…………………………………………………………………..17

Список  литературы………………………………………………....................018 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     На  дворе 21 век. Происходит бурное развитие во всех сферах деятельности человечества. Нельзя не сказать, что изменению  подверглась и наша культура. Постепенно нормы, ценности и нравы исчезают. Появляются новые формы коммуникации людей. В своем реферате я хотела бы охарактеризовать такое новшество, как субкультуры. . По сути, главное в понятии субкультуры – это приставка суб-, обозначающая противостояние, направленное против явлений большой культуры. И потому именно в 12 веке и не случилось развенчивания номинализма и тем более, реализма, что такого противостояния попросту еще не было. Оно придет позже, оно забрезжит с началом Нового времени.

     При изучении молодежных субкультур представляется целесообразным подробнее остановиться на символике молодежной субкультуры.  Роль и функции символики в субкультурном сообществе, помогают сформировать определенный подход в исследовании молодежных субкультур в области символики. Поэтому разговор о роли и функциях символики в молодежной субкультуре является необходимой частью этой работы.

     Актуальность  данной темы заключается в том, что  мы ежедневно сталкиваемся с различного рода символами, мы можем встретить всевозможные рисунки, символы, изображенные на стенах, в подъездах,  транспорте и любых других  общественных местах, не задаваясь вопросом о том, что они значат. Некоторые молодые люди могут шокировать нас своим внешним видом, нося атрибутику, связанную с тем или иным движением, о значении которых мы даже не можем подозревать.

     Цель  данного реферата: разобраться в том, что вообще представляет собой символ. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

    1. Дать определение понятию символа;
    2. Рассмотреть существующие функции и интерпретации символа;
    3. Узнать как какова роль символа в формировании сообщества;
    4. Выявить является ли символ основой создания, разрушения и воссоздания сообщества.
 

1. Понятие и функции символа

     Рассматривая  происхождение символа, можно отметить, что в некоторых случаях у человека возникает потребность вынести свои программы поведения "вовне", прикрепив их к реальным объектам. Человек, который не может овладеть своим поведением непосредственно, прибегает к внешним знакам, которые помогают ему управлять поведением.

     В связи с этим, символ рассматривается как средство интериоризации норм сообщества, самоидентификации с нормой. За символом - норма поведения. Символ работает как программа действия. Символика, отражая нормы определенной среды, работает как средство повседневной коррекции поведения в соответствие с нормами сообщества, а, следовательно, является средством формирования базовой для сообщества личности.

     То  есть, одна из функций символики  в сообществе - это регуляция поведения, состоящая из двух аспектов:

  • Создание символа - идеального "Я"
  • Соответствие избранному символу

       Регулирование поведения осуществляется посредством символических или даже ритуальных средств. Что это дает? Управление идет помимо сознания индивида, как бы изнутри личности. С помощью символа субкультурные нормы встраиваются в структуру личности, и уже оттуда руководят поведением индивида. Человек постоянно и неосознанно сопоставляет свое поведение с идеальным символическим "двойником" "Я", стремясь ему соответствовать. В свою очередь это идеальное "Я" аккумулирует нормы сообщества, а значит, эта группа управляет поведением своих членов.

     Символ  как средство самоорганизации сообщества и управления поведением членов наиболее удобен. Символ обладает свойством управлять поведением человека, оставляя ощущение свободы, что делает его одним из немногих средств эффективного социального воздействия в условиях статусной неопределенности. Существует связь между уровнем социальной неопределенности в сообществе и ростом ритуально символических форм. Эту роль символа подчеркивал В. Тэрнер: "Лиминальность, маргинальность и низшее положение в структуре - условия, в которых часто рождаются мифы, символы, ритуалы, философские системы и произведения искусства". Плотность символики в лиминальных сообществах повышается потому, что возрастает ее роль в качестве средства регуляции поведения сообщества.

  Первая функция символа в сообществе - регуляция поведения его членов в соответствии с нормами данного сообщества.

     Таким образом, набор символов не только отражает экстернальность сообщества (интерпретируясь как система норм), но и закрепляет ее.

     Вторая  функция символа - отделение "своей" субкультурной информации от чужой. Сообщество образуется как область  определенных коммуникаций. Для того чтобы отделиться от основного общества оно должно обособить каналы коммуникации. Символ здесь выступает как капсула информации. Информация передается в символической "упаковке", в таком виде она воспринимается как "своя" членами сообщества, что обеспечивает внимание к этой информации.

     Сообщество должно маркировать свою информацию, отделяя ее от чужой для достижения большей плотности коммуникации. Следовательно, символы, в которые упаковывается информация, должны быть контрастными, непохожими.

     Символ  работает через его интерпретацию. Существуют всего четыре способа  интерпретации символа, каждый из которых  работает определенным образом, создавая определенную социальную структуру.

  1. "Антинорма" - символ интерпретируется как противостоящий определенным ценностям, как протест против чего-либо. Пример: "длинные волосы - это неопрятность, неаккуратность". Эта трактовка символа создает "зону разрежения" на границах сообщества. Так интерпретируют символ люди, не принадлежащие к сообществу (особенно негативно к нему относящиеся). Такая трактовка символа позволяет отсеивать на границах сообщества "чужих", людей заведомо противостоящих системе ценностей сообщества.
  2. "Группа" - второй слой интерпретации символики, когда символ расценивается как принадлежность, отличительная характеристика сообщества. Пример: "длинные волосы - это у хиппи". Данная интерпретация создает собственно сообщество, его границу, отделяя "своих" от "чужих". Так интерпретируют символ либо люди, находящиеся вне сообщества, либо "новички". Кроме того, именно эта интерпретация позволяет безошибочно узнавать "своих", даже в незнакомых людях, что позволяет сообществу вбирать новых членов и осуществлять масштабные коммуникации. Обе эти трактовки существуют на границах сообщества, они - поверхностны. Внутри же самого сообщества работают следующие ключи интерпретации.
  3. "Норма" - символ интерпретируется как определенная положительная ценность, как выражение определенных норм сообщества. Пример: "длинные волосы - это естественность, ненасилие над природой". Именно данная трактовка символа создает собственно сообщество, определяет его структуру, отражает систему ценностей. Так интерпретирует символ основная масса членов сообщества, его "средний слой", собственно тот слой, который живет по нормам сообщества.
  4. "Энергия" - мистически-эзотерическая трактовка символа как проявления некоей "энергии". Пример: "длинные волосы - это связь с космосом, это как антенны, позволяющие улавливать энергетические колебания". Эта самая глубокая интерпретация символа, которая создает "элиту", верхушку сообщества, сеть хранителей традиции, людей транслирующих нормы и ценности. У хиппи - это сеть "олдовых" или "энергетов". Значение символа как "энергии", можно рассматривать как социальную поддержку, каждый раз, когда идет речь об "энергии", мы можем говорить о социальной поддержке.

     Таким образом, четыре ключа к интерпретации  символа создают саму структуру  сообщества, обеспечивая его жизнеосуществление и отделяя его от остальной  среды. Можно выделить (По Щепанской) три структурных слоя субкультуры как области функционирования символа.

  1. "Новички" - люди, пришедшие недавно в субкультуру или стремящиеся в нее. Уровни трактовки символа - "группа" и, реже, "антинорма". Создают нижнюю часть ядерных структур. Универсально для любой субкультуры.
  2. "Средний слой" - основная масса членов сообщества, живущая по нормам и ценностям сообщества. Именно существование этого слоя определяет существование сообщества. Уровень интерпретации символа - "норма". Структура, создающаяся на этом уровне, определяется нормами и ценностями сообщества. У хиппи, к примеру - это атомарная структура.
  3. "Энергеты" - верхушка, элита сообщества, хранитель и транслятор ценностей и норм. Существование этого слоя обеспечивает передачу традиции неофитам, а соответственно и передачу культуры, ее развитие. Уровень интерпретации символа - "энергия". Образует верхний уровень ядерных структур.

     Таким образом, рассматривая символику субкультуры, можно рассмотреть четыре уровня ее интерпретации, кроме того, через эти интерпретации мы можем рассмотреть социальную и нормативно-ценностную структуру сообщества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Роль символа в формировании сообщества

     Щепанская рассматривает процессы самоорганизации  сообщества через его символику. Она говорит о том, что символ возникает раньше сообщества, как отторжение "чужих" норм и ценностей, как "антинорма". Это связано с тем, что символ возникает на индивидуальном уровне для фиксации уже бывшего прежде отторжения, ощущения отторжения. "Практически все с кем мы встречаемся в системе", - говорит Щепанская - "пришли через это ощущение: они так или иначе отвергнуты (семьей, школьным коллективом), - они выпали из социальной структуры благополучного общества. Так вот это отторжение и фиксируется потом во внешней атрибутике". Фактически символы отражают отношение общества к отвергнутым или же людям как к анормальным и даже антиобщественным. Следовательно, значение "антинормы" существует раньше символа, который его выражает. И это значение закладывается в символическую оболочку извне сообщества - отвергающей средой.

     Символ  предшествует сообществу и приводит человека в него.

     "Можно  представить себе множество людей", - пишет Щепанская, - "пометивших  себя, принявших символы отверженности  и одиночества, - но совершенно  между собою не знакомых. Сообщества нет, а символы уже есть. Они могут дать, а могут и не дать начало процессу самоорганизации сообщества… Символы сообщества - раньше, чем само сообщество".

Информация о работе Символика молодежных субкультур