Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 13:06, реферат
Цель данного реферата: разобраться в том, что вообще представляет собой символ.
Введение……………………………………………………………………....3
1. Понятие ,функции и интерпретации символа………………………….4
2. Роль символов в формирование сообществ……………………………8
3. Сообщество как социальный организм………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………..17
Список литературы………………………………………………....................18
Федеральное агентство по образованию
Южно-Российский
государственный технический
Шахтинский
институт (филиал)
Факультет: ГНИУ
Кафедра: Гуманитарные и социальные науки
Специальность:
040201 «Социология»
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Молодежные субкультуры
на тему: «Символика
молодежной субкультуры».
Работу выполнил (а): Новикова Анна Андреевна
Работу принял (а): Якунина И.С.
Шахты
2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы………………………………………………..
Введение
На дворе 21 век. Происходит бурное развитие во всех сферах деятельности человечества. Нельзя не сказать, что изменению подверглась и наша культура. Постепенно нормы, ценности и нравы исчезают. Появляются новые формы коммуникации людей. В своем реферате я хотела бы охарактеризовать такое новшество, как субкультуры. . По сути, главное в понятии субкультуры – это приставка суб-, обозначающая противостояние, направленное против явлений большой культуры. И потому именно в 12 веке и не случилось развенчивания номинализма и тем более, реализма, что такого противостояния попросту еще не было. Оно придет позже, оно забрезжит с началом Нового времени.
При изучении молодежных субкультур представляется целесообразным подробнее остановиться на символике молодежной субкультуры. Роль и функции символики в субкультурном сообществе, помогают сформировать определенный подход в исследовании молодежных субкультур в области символики. Поэтому разговор о роли и функциях символики в молодежной субкультуре является необходимой частью этой работы.
Актуальность данной темы заключается в том, что мы ежедневно сталкиваемся с различного рода символами, мы можем встретить всевозможные рисунки, символы, изображенные на стенах, в подъездах, транспорте и любых других общественных местах, не задаваясь вопросом о том, что они значат. Некоторые молодые люди могут шокировать нас своим внешним видом, нося атрибутику, связанную с тем или иным движением, о значении которых мы даже не можем подозревать.
Цель данного реферата: разобраться в том, что вообще представляет собой символ. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Понятие и функции символа
Рассматривая происхождение символа, можно отметить, что в некоторых случаях у человека возникает потребность вынести свои программы поведения "вовне", прикрепив их к реальным объектам. Человек, который не может овладеть своим поведением непосредственно, прибегает к внешним знакам, которые помогают ему управлять поведением.
В связи с этим, символ рассматривается как средство интериоризации норм сообщества, самоидентификации с нормой. За символом - норма поведения. Символ работает как программа действия. Символика, отражая нормы определенной среды, работает как средство повседневной коррекции поведения в соответствие с нормами сообщества, а, следовательно, является средством формирования базовой для сообщества личности.
То есть, одна из функций символики в сообществе - это регуляция поведения, состоящая из двух аспектов:
Регулирование поведения осуществляется посредством символических или даже ритуальных средств. Что это дает? Управление идет помимо сознания индивида, как бы изнутри личности. С помощью символа субкультурные нормы встраиваются в структуру личности, и уже оттуда руководят поведением индивида. Человек постоянно и неосознанно сопоставляет свое поведение с идеальным символическим "двойником" "Я", стремясь ему соответствовать. В свою очередь это идеальное "Я" аккумулирует нормы сообщества, а значит, эта группа управляет поведением своих членов.
Символ как средство самоорганизации сообщества и управления поведением членов наиболее удобен. Символ обладает свойством управлять поведением человека, оставляя ощущение свободы, что делает его одним из немногих средств эффективного социального воздействия в условиях статусной неопределенности. Существует связь между уровнем социальной неопределенности в сообществе и ростом ритуально символических форм. Эту роль символа подчеркивал В. Тэрнер: "Лиминальность, маргинальность и низшее положение в структуре - условия, в которых часто рождаются мифы, символы, ритуалы, философские системы и произведения искусства". Плотность символики в лиминальных сообществах повышается потому, что возрастает ее роль в качестве средства регуляции поведения сообщества.
Первая функция символа в сообществе - регуляция поведения его членов в соответствии с нормами данного сообщества.
Таким образом, набор символов не только отражает экстернальность сообщества (интерпретируясь как система норм), но и закрепляет ее.
Вторая функция символа - отделение "своей" субкультурной информации от чужой. Сообщество образуется как область определенных коммуникаций. Для того чтобы отделиться от основного общества оно должно обособить каналы коммуникации. Символ здесь выступает как капсула информации. Информация передается в символической "упаковке", в таком виде она воспринимается как "своя" членами сообщества, что обеспечивает внимание к этой информации.
Сообщество должно маркировать свою информацию, отделяя ее от чужой для достижения большей плотности коммуникации. Следовательно, символы, в которые упаковывается информация, должны быть контрастными, непохожими.
Символ работает через его интерпретацию. Существуют всего четыре способа интерпретации символа, каждый из которых работает определенным образом, создавая определенную социальную структуру.
Таким
образом, четыре ключа к интерпретации
символа создают саму структуру
сообщества, обеспечивая его
Таким
образом, рассматривая символику субкультуры,
можно рассмотреть четыре уровня ее интерпретации,
кроме того, через эти интерпретации мы
можем рассмотреть социальную и нормативно-ценностную
структуру сообщества.
2.Роль символа в формировании сообщества
Щепанская рассматривает процессы самоорганизации сообщества через его символику. Она говорит о том, что символ возникает раньше сообщества, как отторжение "чужих" норм и ценностей, как "антинорма". Это связано с тем, что символ возникает на индивидуальном уровне для фиксации уже бывшего прежде отторжения, ощущения отторжения. "Практически все с кем мы встречаемся в системе", - говорит Щепанская - "пришли через это ощущение: они так или иначе отвергнуты (семьей, школьным коллективом), - они выпали из социальной структуры благополучного общества. Так вот это отторжение и фиксируется потом во внешней атрибутике". Фактически символы отражают отношение общества к отвергнутым или же людям как к анормальным и даже антиобщественным. Следовательно, значение "антинормы" существует раньше символа, который его выражает. И это значение закладывается в символическую оболочку извне сообщества - отвергающей средой.
Символ предшествует сообществу и приводит человека в него.
"Можно
представить себе множество