Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 00:16, реферат
Количество цветовых символов достаточно ограничено. Наиболее часто в этом качестве используются так называемые "основные цвета", к которым, обычно, относят белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый. Этот список может меняться в зависимости от конкретной культуры. Попытки ввести жесткие критерии, позволяющие отнести тот или иной цвет к «основным», либо нет, не увенчались успехом. Содержание понятия "основной цвет" далеко не однозначно.
Превалирование положительного отношения к чистым, светлым, сияющим цветам является одной из особенностей хрестианской цветовой символики.
Достижения физической оптики 17 века в лице И. Ньютона ("Лекции по оптике") привели к тому, что в эпоху Просвещения в Европе цветовой символ, практически, лишился своего теологического содержания. Богословский этап цветовой символики окончательно завершился, а если, и упоминалось о связи цвета и света со сверхчувственным миром, то, в основном, в метафорическом плане. Сам И. Ньютон в традициях пифагорейской школы связывал семь спектральных цветов с семью нотами октавы. На основе этой идеи Луи Бертраном Кастелем был создан "цветовой орган".
Цветовой символизм
Благодаря художникам и ученым, расширяется список цветовых ассоциаций. Так французский ученый Роже де Пиль ("Диалоги о цвете") разделяет цвета на "тяжелые" и "легкие", "удаляющиеся" и "приближающиеся", "земные" и "воздушные", "впечатляющие" и "малозаметные".
В 18 веке возникает еще одна наука, в сферу интересов которой входит проблема цвета, - физиологическая оптика. Ж. Бюффоном было введено понятие "субъективных цветов", т.е. таких, которым не соответствует какой-то внешний объект. Под субъективными цветами понимались различные цветовые иллюзии, например, цветовые ощущения, возникающие при надавливании на глазное яблоко. Этот век можно принять за точку отсчета для третьей составляющей учений о цвете - психологии цвета.
Казалось бы, учитывая архаичный
характер цветовой символики, в 20 веке
трудно ожидать появления у цветов
каких-либо новых символических
значений. Действительно, принципиально
новых смыслов мы не обнаруживаем,
но "звучание" ряда цветов существенно
меняется. Своеобразие цветовой символики
20 века состоит также и в том,
что цвет активно используется в
качестве символа общественно-
Красный как символ крови павших борцов за освобождение пролетариата, приобрел в 20 веке особенно амбивалентный характер. Его первобытная магическая сила вырвалась на свободу в 17 году и всколыхнула населения не только огромной Российской империи, но и всего мира. Опосредованность символикой красного цвета общественно-политической жизни революционной России была настолько широкой, что этот цвет стал именем нарицательным. "Пролетарский красный" по своему содержанию, скорее, трагичен, чем радостен. Это подчеркивается, например, использованием кумача в ритуале похорон - т.н. феномен "красных похорон".
В революционной символике вместе с красным тесно соседствует и черный. Черный - цвет знамени анархистов, кожаных курток комиссаров и сотрудников ЧК. Черный с красным - цвета "красного террора" и политических репрессий в новейшей истории России
И, как в древности, им противостоит белый. Противопоставление красного и белого символизирует гражданскую войну в России.
Заключение.
Итак, во-первых, я выяснил, что, связь цветовой символики с различными пластами человеческого сознания и общественно-культурной жизни людей глубока и неслучайна, а, во-вторых, охарактеризовал основные этапы развития цветового символизма.
Несмотря на то, что, на протяжении человеческой истории содержание цветовых символов претерпело немалые изменения - менялась их трактовка и отношение к ним, - ядро цветовой символики оставалось неизменным. Речь идет о той части содержания цветового символа, которая остается даже в том гипотетическом случае, когда цвет лишается всех своих внешних, предметных ассоциаций. Последние зависят от культурных традиций и опыта. Но и без них цвет не лишается своего "первоначального" смысла и не превращается в фикцию. Иными словами, цвет - не "чистая доска", на которую человек волен записать, все что ему вздумается. Цвет вызывает определенные и специфические изменения в психическом мире человека, интерпретация которых порождает то, что мы называем цветовыми ассоциациями и символами, впечатлениями от цвета.