Символика цвета в различных культурах

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 00:16, реферат

Описание работы

Количество цветовых символов достаточно ограничено. Наиболее часто в этом качестве используются так называемые "основные цвета", к которым, обычно, относят белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый. Этот список может меняться в зависимости от конкретной культуры. Попытки ввести жесткие критерии, позволяющие отнести тот или иной цвет к «основным», либо нет, не увенчались успехом. Содержание понятия "основной цвет" далеко не однозначно.

Работа содержит 1 файл

Символика цвета в различных культурах.docx

— 29.07 Кб (Скачать)

Превалирование положительного отношения  к чистым, светлым, сияющим цветам является одной из особенностей хрестианской цветовой символики.

 

  1. Формы и содержание цветовой символики в 17-19 веках.

Достижения физической оптики 17 века в лице И. Ньютона ("Лекции по оптике") привели к тому, что в эпоху  Просвещения в Европе цветовой символ, практически, лишился своего теологического содержания. Богословский этап цветовой символики окончательно завершился, а если, и упоминалось о связи цвета и света со сверхчувственным миром, то, в основном, в метафорическом плане. Сам И. Ньютон в традициях пифагорейской школы связывал семь спектральных цветов с семью нотами октавы. На основе этой идеи Луи Бертраном Кастелем был создан "цветовой орган".

Цветовой символизм Просвещения  характеризуется эклектичностью, замещением традиционного содержания цветовых символов новыми ассоциациями и связями. Благодаря этому, цветовая символика  из стройной и общедоступной, становится более индивидуализированной, испытывает на себе влияние различных культурных традиций

Благодаря художникам и ученым, расширяется  список цветовых ассоциаций. Так французский  ученый Роже де Пиль ("Диалоги о цвете") разделяет цвета на "тяжелые" и "легкие", "удаляющиеся" и "приближающиеся", "земные" и "воздушные", "впечатляющие" и "малозаметные".

В 18 веке возникает еще одна наука, в сферу интересов которой  входит проблема цвета, - физиологическая  оптика. Ж. Бюффоном было введено понятие "субъективных цветов", т.е. таких, которым не соответствует какой-то внешний объект. Под субъективными  цветами понимались различные цветовые иллюзии, например, цветовые ощущения, возникающие при надавливании на глазное яблоко. Этот век можно  принять за точку отсчета для  третьей составляющей учений о цвете - психологии цвета.

 

 

  1. Двадцатый век.

 

Казалось бы, учитывая архаичный  характер цветовой символики, в 20 веке трудно ожидать появления у цветов каких-либо новых символических  значений. Действительно, принципиально  новых смыслов мы не обнаруживаем, но "звучание" ряда цветов существенно  меняется. Своеобразие цветовой символики 20 века состоит также и в том, что цвет активно используется в  качестве символа общественно-политических движений и явлений. Особенно это  касается цветовой триады. Белый, черный и красный цвета крепко связываются  в сознании нескольких поколений, прежде всего, с политической и идеологической борьбой различных классов и  общественных групп.

Красный как символ крови павших борцов за освобождение пролетариата, приобрел в 20 веке особенно амбивалентный  характер. Его первобытная магическая сила вырвалась на свободу в 17 году и всколыхнула населения не только огромной Российской империи, но и всего  мира. Опосредованность символикой красного цвета общественно-политической жизни  революционной России была настолько  широкой, что этот цвет стал именем нарицательным. "Пролетарский красный" по своему содержанию, скорее, трагичен, чем радостен. Это подчеркивается, например, использованием кумача в  ритуале похорон - т.н. феномен "красных  похорон".

В революционной символике вместе с красным тесно соседствует  и черный. Черный - цвет знамени анархистов, кожаных курток комиссаров и сотрудников ЧК. Черный с красным - цвета "красного террора" и политических репрессий в новейшей истории России

И, как в древности, им противостоит белый. Противопоставление красного и белого символизирует гражданскую войну в России.

 

 

Заключение.

Итак, во-первых, я выяснил, что,  связь цветовой символики с различными пластами человеческого сознания и общественно-культурной жизни людей глубока и неслучайна, а, во-вторых, охарактеризовал основные этапы развития цветового символизма.

Несмотря на то, что, на протяжении человеческой истории содержание цветовых символов претерпело немалые изменения - менялась их трактовка и отношение  к ним, - ядро цветовой символики  оставалось неизменным. Речь идет о  той части содержания цветового  символа, которая остается даже в  том гипотетическом случае, когда  цвет лишается всех своих внешних, предметных ассоциаций. Последние зависят от культурных традиций и опыта. Но и без них цвет не лишается своего "первоначального" смысла и не превращается в фикцию. Иными словами, цвет - не "чистая доска", на которую человек волен записать, все что ему вздумается. Цвет вызывает определенные и специфические изменения в психическом мире человека, интерпретация которых порождает то, что мы называем цветовыми ассоциациями и символами, впечатлениями от цвета.


Информация о работе Символика цвета в различных культурах