Символика цвета в различных культурах

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 00:16, реферат

Описание работы

Количество цветовых символов достаточно ограничено. Наиболее часто в этом качестве используются так называемые "основные цвета", к которым, обычно, относят белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый. Этот список может меняться в зависимости от конкретной культуры. Попытки ввести жесткие критерии, позволяющие отнести тот или иной цвет к «основным», либо нет, не увенчались успехом. Содержание понятия "основной цвет" далеко не однозначно.

Работа содержит 1 файл

Символика цвета в различных культурах.docx

— 29.07 Кб (Скачать)

Символика цвета  в различных культурах.

 

Введение

Проблема цветового  символизма является одной из центральных при изучении взаимосвязей между цветом и психикой. Происхождение цветового символа, его содержание, отношение к тем или иным явлениям и событиям в жизни людей, межкультурные различия в цветовой символике – вот одни из главных вопросов этой проблемы.

 Количество  цветовых символов достаточно  ограничено. Наиболее часто в этом качестве используются так называемые "основные цвета", к которым, обычно, относят белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый. Этот список может меняться в зависимости от конкретной культуры. Попытки ввести жесткие критерии, позволяющие отнести тот или иной цвет к «основным», либо нет, не увенчались успехом. Содержание понятия "основной цвет" далеко не однозначно.

Цветовая символика имеет  древнейшее происхождение, возникнув  в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные  краски. С тех пор цветовой символизм  прошел большой путь. Традиции цветовой символики сейчас, во многом, утеряны  особенно в индустриальных странах, в которых преобладает утилитарное  отношение к цвету.

С момента своего возникновения цветовой символизм самым тесным образом был связан с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических, сакральных, божественных сил, а в определенных случаях и как само божество. Само деление магии на "белую" и "черную" свидетельствует о важнейшей роли цвета в магических ритуалах. Роль цвета в религиозном сознании людей, особенно древних, трудно переоценить. Как показывают археологические, исторические и этнографические исследования мистические представления человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны.

 

  1. Символика цвета в первобытной культуре.

В наскальной живописи первобытных  народов чаще всего встречаются  три цвета - белый, черный и красный, что позволяет сделать вывод  об особой роли этих цветов в жизни  древних людей. Как подчеркивают различные исследователи, преобладание этих красок нельзя объяснить, например, легкостью их добычи. Особая заслуга  здесь принадлежит английскому  этнографу В. Тэрнеру (1983), собравшему большой фактический материал по "цветовой классификации" у первобытных народов, в частности, африканского племени Ндембу.

Белый цвет, в целом, означает благо, такое как: источник сил и  здоровья; чистота; безбедность; сила; отсутствие неудач, слез, смерти; жизнь, здоровье; зачатие или рождение ребенка; дружелюбие; ясность, открытость, доступность; омовение. Это обобщенное значение белого универсально для всех первобытных народов, как древности, так и современности. Белый для них - символ бытия, мира, жизни. 

Белый цвет для древних  не имел отрицательных значений. Жизнь  представлялась первобытными людьми как  последовательность рождений и смертей. Смерть рассматривалась как трансформация, переход в новое качество. Умерший, либо воплощался во вновь родившемся члене племени, либо становился духом, божеством. Поэтому присутствие белого на похоронах не носит негативного характера, а указывает на «новую жизнь» умершего соплеменника.

Для первобытных людей  белый - не только наглядно-чувственный  символ, но и понятие, выражающее основные морально-этические принципы поведения.

Вторым важнейшим цветом в жизни первобытных людей  был черный цвет. Если белый означал свет, то черный - мрак, если белый - жизнь, то черный - смерть, белый - чистота и порядок, черный - грязь и хаос. Тем самым, черный - антипод белого. Черный - антитезис белого, противоположная сторона жизни. Все самое негативное в жизни первобытных людей выражал черный. Злые силы, враждебные человеку, в представлениях древних имели черный цвет.

В отличие от белого и черного  красный относится к хроматическим  цветам и из всех трех является наиболее амбивалентным символом. Но, сила - главное значение красного и этим объясняется его роль в качестве магического средства. 

Первобытные люди считали  красный лечебным цветом, способным  заживлять раны и возвращать здоровье. С этой целью к пораженным участкам тела прикладывались красные тряпки или глина. Также они наносили кровь на предметы, которые хотели оживить.

Для первобытного человека три "основных" цвета - не просто различия в зрительном восприятии различных  частей спектра, а сокращенное или  концентрированное обозначение  больших областей его психобиологического  опыта, затрагивающее как разум, так и все органы чувств, и связанное  с первичными групповыми отношениями. Поскольку этот опыт имеет своим  источником саму природу человека, он является всеобщим для всех людей  как представителей человеческого  рода. Поэтому символический смысл  цветовой триады является принципиально  схожим в самых различных культурах.

 

 

 

start="2"

 Цветовой символизм древних  народов востока, центральной Азии и Египта.

В Индии и Китае с  древности и по сегодняшний день существуют развитые системы цветовой символики. Учения о цветах считаются эзотерическими и в полном объеме передаются только посвященным. Отдельные фрагменты этих учений содержатся в дошедших до нас памятниках философской и религиозной литературы. 
Цветовая триада занимает ведущее место в этих учениях, а символические значения цветов во многом схожи с теми, что отмечаются в первобытных культурах.

В индии, как ,например, в философском произведении Санкхьякарике Ишваракришны, три "основных" цвета оответствуют трем гунам или "нитям существования мира" - саттва, раджас и тамас. Гуна саттва означает "бытие", ее цвет белый, символизирующий чистоту и безмятежность. Вторая гуна - раджас (красный) представляет собой активное начало, порождающее карму. Третья гуна - тамас (черный) может быть понята как состояние сдавленности, заторможенности, склонности к летаргической апатии. 
На этих примерах видно, что в Древней Индии "основные" цвета являлись символами главных мировых (космических) сил, составляющих частей мироздания.

Основа основ для древних  индийцев - солнце (Брахман, главная  веда и высшее божество) не имеет определенного цвета, может постигаться только в мышлении, а не чувственно. Оно содержит в себе все цвета, точнее, порождает их. Отсюда существует понятие "невидимого света", "черного солнца" и др. Также, свет и тьма (белый и черный) понимались как единство, тьма являлась инобытием света.

 В Древнем Китае цвет также рассматривался в качестве символа важнейших сил и стихий. В "Книге перемен" мы находим следующую систему цветовой символики, исходящую из принципов теории соответствий.

Цвет

Зеленый или синий

Красный

Белый

Черный

Желтый

Время года

Весна

Лето

Осень

Зима

Конец лета

Стихия, предмет

Дерево

Огонь

Металл

Вода

Земля

Сторона света

Восток

Юг

Запад

Север

Центр

Планета

Юпитер

Марс

Венера

Меркурий

Сатурн

животное-символ

Дракон

Феникс

Тигр

Черепаха и змея

Бык





У древних китайцев понятия  синего и зеленого были взаимозаменяемы, а четкого различия в цветовых обозначениях этих двух цветов не было, возможно, потому, что зеленый рассматривался как порождение синего.

Во многом сходный характер цветовой символики мы встречаем  и у древних народов Ближнего Востока и Египта.

Одним из самых распространенных культов у народов, живших на этих территориях, был культ солнца, света, а также наиболее близкого подобия  солнца - огня (зороастризм). Цветами, в  наибольшей степени похожими на солнечный  свет были белый и золотой (желтый). Поэтому эти цвета считались  божественными.

Священным цветом почитался  и красный. В Египте красный лотос  был символом крови, пролитой Осирисом. Как и в Китае, этот цвет считался цветом благородного сословия, воинов, царей.

Осирис - бог произрастания  и царства мертвых изображался  зеленым цветом, который содержит две противоположные тенденции: жизни и смерти.

Важное символическое  значение в Древнем Египте имел голубой или синий цвет, соответствующий истине. В связи с этим, особо ценился синий камень лазурит. Этот же цвет символизировал небо - жилище Ра (верховного Бога Солнца).

Черный считался цветом злых демонов, дьявола. Как и в других культурах, ему приписывались, как правило, негативные значения - зла, греха, несчастья и т.д.

Таким образом, цветовая символика  народов Востока, Центральной Азии и Египта не имела сколь либо существенного  своеобразия или отличий по сравнению  с другими народами Древнего мира. Цветовая триада являлась господствующей, и значения, составляющих ее цветов аналогичны уже нам известным.

 

  1. Античность

В эпоху античности формируется  иное отношение к цвету. Наряду с  сохраняющимся отношением к цвету, как религиозно-мистическому, магическому  символу, возникает также и естественнонаучное отношение. Промежуточным вариантом  между этими формами отношения  можно считать попытки ряда видных древнегреческих философов создать  цветовую систематику стихий, но уже  не мистических, а природных. 
Эмпедокл, выделяя четыре основных стихии, наделяет каждую из них своим цветом. Воде соответствует черный цвет; земле - желтый; огню - красный; воздуху - белый.

Если Эмпедокл, определяя  цвета стихий, опирался на зрительные впечатления, то Аристотель, желая установить их "истинный" цвет, использовал  экспериментальный метод. По Аристотелю "основных" цветов - три: белому (бесцветному) соответствует вода, воздух и земля; желтый - цвет огня, а черный - цвет разрушения или переходного состояния. Отнесение стихии "земля" к группе белого, объясняется результатами экспериментов Аристотеля по прокаливанию почвы, которая, в конце концов, становилась белой. Внимательно разглядывая пламя огня, Аристотель пришел к выводу, что оно скорее желтое, чем красное. Подобный экспериментальный подход, естественно, разрушал мистический ореол цветов, низводил их до обычных явлений физического мира.

Следует также отметить, что  отношение к цветам в Древней  Греции, во многом, определялось не только его значениями как религиозного или философского символа, но и эстетическими  канонами и представлениями о прекрасном. Поэтому излишество, отсутствие меры в использовании даже самого "благородного" цвета могло считаться "безобразным".

Цветовая символика в  Древнем Риме не выходит за пределы  традиционных канонов. Также, наиболее любимыми и почитаемыми цветами были белый, желтый, красный и пурпурный. Синий означал религиозное чувство, преданность и невинность; зеленый символизировал плодородие полей, симпатию и приспособляемость; фиолетовый соответствовал ностальгии и памяти; желтый выражал великодушие, интуицию и интеллект; оранжевый - гордость и амбицию; красный - страсть, чувственность и животворные силы; розовый - чувствительность и эмоции. Сочетание белого с красным являлось символом аристократического, знатного происхождения. Пурпур считался цветом императоров и членов царского дома, означая власть, духовность, величие.

 

  1. Цветовые символы хрестианства.

Наиболее существенное отличие "языческого" периода цветовой символики от "христианского" заключается, прежде всего, в том, что  свет и цвет окончательно перестают  отождествляться с Богом, мистическими силами, а становятся их атрибутами, качествами и знаками.

Пожалуй, только белый цвет остается незыблемым символом святости, чистоты  и духовности. Ангелы на небесах - в  белых одеждах, как и святые, претерпевшие за веру. Особенно важным являлось такое  значение белого как чистота и  непорочность, освобождение от грехов, как об этом говорится в "Откровении" Иоанна. Белый не имеет в Христианстве отрицательных значений, даже белый  саван означает, как и у первобытных  народов, переход в иной, "лучший" мир, очищение от грехов и только в  этом состоит его "траурность". 
Символика других цветов амбивалентна, причем, в различные отрезки средневековья у того или иного цвета на первый план выдвигались то положительные, то отрицательные значения. Так, в раннем Христианстве превалировало положительное символическое значение желтого, как цвета Святого духа, божественного откровения, просветления и т.д. Но позднее, желтый приобретает негативный смысл, который, нередко, приписывается этому цвету и в наши дни. В эпоху готики его начинают считать цветом измены, лживости и т.д. 
Красный в Христианстве символизирует кровь Христа, пролитую ради спасение людей, а, следовательно, - и его любовь к людям.

Как и в императорском Риме, пурпурный в средние века считался царственным цветом. Фиолетовый и синий считались мистическими, трансцендентными цветами. Синий (голубой) для христиан символизировал небо, был цветом вечности, настраивал на смирение, благочестие, выражал идею самопожертвования и кротости. Зеленый являлся больше "земным", означал жизнь, весну, цветение природы, юность, но, вместе с этим, зеленый имел и негативные значения - коварства, искушения, дьявольского соблазна (сатане приписывались глаза зеленого цвета). Отношение к черному было, преимущественно, негативное, как цвету зла, греха (красный в определенных ситуациях также символизировал грех - неправедную кровь), дьявола и ада, а также - смерти. Коричневый и серый были цветами простолюдинов и часто означали нищету, безнадежность, убогость, мерзость и т.д. Золотой обозначал славу.

Информация о работе Символика цвета в различных культурах