Символика цвета в культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:17, реферат

Описание работы

Кроме наглядно-чувственных, визуальных форм цветового символа, существует и языковые, речевые - "цветовые метафоры". Они широко используются в бытовой и литературной речи, и стали неотъемлемым компонентом современных языков, причем, многие из них возникли сравнительно недавно (например, «синий чулок»).
Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь. Традиции цветовой символики сейчас, во многом, утеряны особенно в индустриальных странах, в которых преобладает утилитарное отношение к цвету.

Работа содержит 1 файл

Реферат по культурологии.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

Пожалуй, только белый цвет остается незыблемым символом святости, чистоты и духовности. Особенно важным являлось такое значение белого как чистота и непорочность, освобождение от грехов. Белый цвет не имеет в Христианстве отрицательных значений.

Красный в Христианстве символизирует кровь Христа, пролитую ради спасение людей, а, следовательно, - и его любовь к людям. Пурпурный в средние века считался царственным цветом. Фиолетовый и синий считались мистическими, трансцендентными цветами. Синий (голубой) для христиан символизировал небо, был цветом вечности, настраивал на смирение, благочестие, выражал идею самопожертвования и кротости.

Отношение к черному было, преимущественно, негативное, как цвету зла, греха. В значениях черного, как и у первобытных народов, сохранился и даже развился аспект "ритуальной смерти", смерти для мира. Поэтому черный стал цветом монашества.

5.2 Цветовая символика Ислама

В странах Ислама цветовой символизм достигает чрезвычайно  высокого уровня развития, характеризуется  многозначностью и несет на себе отпечаток влияния как Древнего Востока, так и Запада. Но в цветовой символике Ислама много оригинального. Из-за запрета Исламом изображения людей, животных и т.д. цвет становится главным выразительным средством. Цветовые орнаменты, узоры ковров представляют собой систему цветовых символов, отражающих представления мусульман о земной и небесной жизни.

В Коране свет, светлые  и яркие цвета, являются символами  блага, божественного начала, но не отождествляются с Богом. Белый  выражает чистоту и духовность.

Золотой (желтый) символизирует  славу, успех, богатство, торжество и т.д. Считался лечебным цветом (Омар Хайям). Но были и негативные значения, в частности, как символа желудочных заболеваний.

Красный для мусульман  не столь амбивалентен по содержанию как в других культурах. Этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую "жизненную силу". Почитаемым и "священным" считался зеленый цвет (зеленое знамя пророка). Зеленый символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Синий и фиолетовый - цвета мистического созерцания, приобщения к божественной сущности. Фиолетовый цвет имел и значение обманчивости земной жизни, миража.

Весьма существенной особенностью исламской цветовой символики  являлся не столь негативный характер черного цвета.

Превалирование положительного отношения к чистым, светлым, сияющим цветам является одной из особенностей исламской цветовой символики

 

6. Ренессанс

С началом эпохи первых буржуазных революций, реформации, становления  капиталистической формы хозяйства  цвет постепенно теряет в Западной Европе свои мистические ассоциации. Содержание цветовых символов становится более бытовым, а отношение к цвету - практическим. Впечатляющему колориту католической церкви противопоставляется цветовой аскетизм протестантства. Петушиной яркости дворянских одежд буржуа предпочитает неброские, практичные оттенки. Художники и ученые начинают постигать физическую природу света и цвета.

В эпоху Возрождения  возникли первые цветовые системы психологических  свойств человека. Это ознаменовало новый этап в развитии цветовой символики. Джан Паоло Ломаццо (15 в.) поставил цвет в соответствие тому или иному темпераменту. По Ломаццо, белому соответствует флегматический темперамент, черному - меланхолический, красному - сангвинический, а желтому - холерический. Темные, землянистые, свинцовые оттенки он связывал с печалью и меланхолией. Зеленые и светло-красные - с весельем и радостью. Как и Телезио, Ломаццо видит связь между цветами и температурными ощущениями. Самым "холодным" он полагал белый, а "теплым" - черный.

 

 7. Двадцатый век

Казалось бы, учитывая архаичный характер цветовой символики, в 20 веке трудно ожидать появления у цветов каких-либо новых символических значений. Действительно, принципиально новых смыслов мы не обнаруживаем, но "звучание" ряда цветов существенно меняется. Своеобразие цветовой символики 20 века состоит также и в том, что цвет активно используется в качестве символа общественно-политических движений и явлений. Особенно это касается цветовой триады. Белый, черный и красный цвета крепко связываются в сознании нескольких поколений, прежде всего, с политической и идеологической борьбой различных классов и общественных групп.

В революционной символике  вместе с красным тесно соседствует  и черный. Черный - цвет знамени анархистов, кожаных курток комиссаров и сотрудников  ЧК. Черный приобретает смысл революционного фанатизма, и ужаса перед репрессиями государственной власти. Черный с красным - цвета "красного террора" и политических репрессий в новейшей истории России. Как и в древнем мире, это цветовое сочетание оказалось трагическим символом.

И, как в древности, им противостоит белый. Пусть не в  наглядно-чувственной форме, а как  идея, но символика белого цвета  представляет собой сердцевину "белого движения".

Указанная особенность  символики двадцатого века (цвет как  символ общественных процессов), верна и в отношении других цветов.

 

Заключение

Данный обзор истории  развития содержания и форм цветовых символов является далеко не полным. Поставленными  целями, было, во-первых, показать глубокую и неслучайную связь цветовой символики с различными пластами человеческого сознания и общественно-культурной жизни людей, а во-вторых, - охарактеризовать основные этапы развития цветового символизма.

Первый из них - "космологический" (мифологический), включает в себя цветовую символику первобытных народов, древнего мира и античности (цвет как символ мировых сил, стихий и начал). Второй - "религиозный" (богословский), - от поздней античности до эпохи Возрождения (свет и цвет, как атрибуты божественного). И, наконец, третий - "социально-психологический", Ренессанс - двадцатый век (цветовая символика общественно-политических, социальных и индивидуально-психологических процессов и явлений).

Несмотря на то, что, на протяжении человеческой истории содержание цветовых символов претерпело немалые  изменения, ядро цветовой символики оставалось неизменным. Речь идет о той части содержания цветового символа, которая остается даже в том гипотетическом случае, когда цвет лишается всех своих внешних, предметных ассоциаций, которые зависят от культурных традиций и опыта. Но и без них цвет не лишается своего "первоначального" смысла и не превращается в фикцию. Цвет - не "чистая доска", на которую человек волен записать, все что ему вздумается. Цвет вызывает определенные и специфические изменения в психическом мире человека, интерпретация которых порождает то, что мы называем цветовыми ассоциациями и символами, впечатлениями от цвета.

Все же можно сказать, что цветовая символика - лишь только верхняя часть айсберга всех тех взаимосвязей и отношений между цветом и человеческой психикой. Основанием его являются объективные законы цветового воздействия на человека.

Список использованной литературы

1. Аристотель. Собр. Соч.: Т. 1. М., 1976.

2. Бонгард-Левин Г.В.  Древнеиндийская цивилизация. М., 1980.

3. Гете И.В. Трактат  о цвете. //Избранные сочинения по естествознанию. М., 1957.

4. Кандинский В. О  духовном в искусстве. //К выставке  в залах Государственной Третьяковской  галереи. М., 1989.

5 . Тэрнер В.У. Символ и ритуал. М., 1983.

6 . Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978

7 . Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1928.

8 . Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». М., 1960.

9 . Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство. М., 1984.





Информация о работе Символика цвета в культуре