Символика цвета в культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:17, реферат

Описание работы

Кроме наглядно-чувственных, визуальных форм цветового символа, существует и языковые, речевые - "цветовые метафоры". Они широко используются в бытовой и литературной речи, и стали неотъемлемым компонентом современных языков, причем, многие из них возникли сравнительно недавно (например, «синий чулок»).
Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь. Традиции цветовой символики сейчас, во многом, утеряны особенно в индустриальных странах, в которых преобладает утилитарное отношение к цвету.

Работа содержит 1 файл

Реферат по культурологии.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию РФ

ГОУ ВПО

«Уральский государственный горный университет»

 

Кафедра художественного проектирования и 

теории творчества

Символика цвета в культуре

Реферат по культурологи

преподаватель: проф. Кардапольцева В.Н.

Студент:

Группа:

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2011 
оглавление

 

Введение

Многие из нас в  детстве развлекались тем, что прикладывали к глазам цветные стеклышки: вот  синее стекло - мир становится серьезным, строгим, печальным; желтое - непроизвольно  хочется улыбнуться, все кажется  праздничным, даже если день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие?

Со времен И. Ньютона  цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции. Когда-то цвета  считались, чуть ли не божествами, но объективная  наука доказала, что цвет - лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии  на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Объективные аспекты цветового зрения изучаются физической оптикой, субъективные - физиологической и психологией цветового восприятия.

Нравится ли человеку какой-либо цвет, что он думает о  нем, какие ассоциации он у него вызывает, ни физиологическую, ни физическую оптику не интересует. Наука, для которой эти вопросы они могут считаться основными, называется психологией цвета. Ее предметом являются взаимосвязи цвета и психики.

Проблема цветового символизма является одной из центральных при изучении взаимосвязей между цветом и психикой. Происхождение цветового символа, его содержание, отношение к тем или иным явлениям и событиям в жизни людей, межкультурные различия в цветовой символике – вот одни из главных вопросов этой проблемы.

Количество цветовых символов достаточно ограничено. Наиболее часто в этом качестве используются так называемые "основные цвета", к которым, обычно, относят белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый. Этот список может меняться в зависимости от конкретной культуры.

Можно выделить три основных типа цветовой символики. Цвет сам по себе представляет собой первый тип  цветового символа, отличающийся многозначностью  и противоречивостью. Вторым типом  цветового символа является цветовое сочетание, содержащее два и большее число цветов, составляющих символическое целое, смысл которого не сводится к сумме значений отдельно взятых цветов. Соединение цвета и формы представляет собой третий тип цветового символа - символика цветных форм, причем, как абстрактных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), так и конкретных физических предметов, например, символика драгоценных камней.

Кроме наглядно-чувственных, визуальных форм цветового символа, существует и языковые, речевые - "цветовые метафоры". Они широко используются в бытовой и литературной речи, и стали неотъемлемым компонентом современных языков, причем, многие из них возникли сравнительно недавно (например, «синий чулок»).

Цветовая символика  имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь. Традиции цветовой символики сейчас, во многом, утеряны особенно в индустриальных странах, в которых преобладает утилитарное отношение к цвету.

С момента своего возникновения  цветовой символизм самым тесным образом был связан с магией и  религией. Цвет рассматривался как  атрибут магических, сакральных, божественных сил, а в определенных случаях  и как само божество. Само деление магии на "белую" и "черную" свидетельствует о важнейшей роли цвета в магических ритуалах. Как показывают археологические, исторические и этнографические исследования мистические представления человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны.

 

 

 

1. Цвет и магия у первобытных  народов

 

В наскальной живописи первобытных  народов чаще всего встречаются  три цвета - белый, черный и красный, что позволяет сделать вывод  об особой роли этих цветов в жизни  древних людей. Ведущее значение этих трех цветов подтверждается изучением магических обрядов первобытных народов современности, живущих в Африке, Южной Америке и т.д. Конкретные символические значения каждого цвета следующие.

1.1 Белый

     Белый для  первобытных народов  - символ бытия, мира, жизни. Это обобщенное значение белого универсально для всех первобытных народов, как древности, так и современности.

Белая краска использовалась в тех магических ритуалах первобытных  людей, в которых они апеллировали к силам добра и жизни или  защищались от воздействия злых духов и божеств. Наиболее важными из этих ритуалов были ритуалы, посвященные рождению, инициации, браку и смерти, жертвоприношению, а также как защитное средство от сглаза и порчи.

Для первобытных людей  белый - не только наглядно-чувственный символ, но и понятие, выражающее основные морально-этические принципы поведения.

1.2 Черный

Вторым важнейшим цветом в жизни первобытных людей  был черный цвет. Если белый означал  свет, то черный - мрак, если белый - жизнь, то черный - смерть, белый - чистота и порядок, черный - грязь и хаос. Тем самым, черный - антипод белого. Белый и черный относятся к дуальным символам. Члены дуальной пары (люди, животные, растения и т.д.) имеют противоположную окраску, что отражает противопоставление двух миров.

   Наиболее важные значения черного - небытие, смерть, хаос, разрушение. Черный цвет используется в магических ритуалах, тема которых связана со смертью, окончанием или прерыванием чего-либо, вмешательством в жизнь человека враждебных ему сил и т.п.

Несмотря на то, что все негативное в жизни первобытного человека символизировалось черным, этот цвет обладал не только отрицательными значениями, но и положительными, то есть, в отличие от белого, являлся амбивалентным символом.

У первобытных людей  черный символизирует внутреннюю или подземную сферу мира, Скрытый Источник, откуда исходит первоначальная (черная, оккультная или бессознательная) мудрость.

1.3  Красный

Заключает триаду "основных" цветов для первобытных людей  красный цвет. В отличие от белого и черного он относится к хроматическим цветам и из всех трех является наиболее амбивалентным символом.

В паре с белым нивелируются отрицательные значения красного и, наоборот, сочетание красного и черного  усиливает негативные стороны красного цвета, придает ему зловещий характер, и с точки зрения древней магии, символизирует злые силы.

Для первобытного человека три "основных" цвета - не просто различия в зрительном восприятии различных  частей спектра, а сокращенное или  концентрированное обозначение  больших областей его психобиологического опыта, затрагивающее как разум, так и все органы чувств, и связанное с первичными групповыми отношениями. Поскольку этот опыт имеет своим источником саму природу человека, он является всеобщим для всех людей как представителей человеческого рода. Поэтому символический смысл цветовой триады является принципиально схожим в самых различных культурах.

 

 

  2. Цветовая символика в древней Индии и Китае

В Индии и Китае  с древности и по сегодняшний  день существуют развитые системы цветовой символики. Учения о цветах считаются эзотерическими, в полном объеме передаются только посвященным. Отдельные фрагменты этих учений содержатся в дошедших до нас памятниках философской и религиозной литературы.

2.1 Индия

Вот, что об этом говорится  в Чхандогья Упанишаде: "Красный цвет (материального) огня - цвет первоогня, белый цвет (материального) огня - цвет первичных вод, черный цвет (материального) огня - цвет изначальной земли. Так в огне исчезает все то, что, обычно, зовется огнем, видоизменение - это лишь имя, возникающее в речи, и только три цвета (формы) истинны". Согласно Чхандогья Упанишаде, весь мир трехцветен (трехчастен).

На этих примерах видно, что в Древней Индии "основные" цвета являлись символами главных  мировых сил, составляющих частей мироздания.

Свет и тьма (белый и черный) понимались как единство.

Более низкие по рангу божества имеют  определенный, устойчивый цвет. Цвет богини любви - белый, смерти (Кали) - черный и  красный, богини материнства – красный. Добрые боги и силы обозначались белым цветом, а злые - черным или сочетанием черного и красного.

 

 

2.2 Китай

В Древнем Китае цвет также рассматривался в качестве символа важнейших сил и стихий.
К списку "основных" цветов в  Древнем Китае добавились синий (зеленый) и желтый. У древних китайцев четкого различия в цветовых обозначениях синего и зеленого не было, возможно, потому, что зеленый рассматривался как порождение синего.
Так светло-синий являлся символом полуденного неба, а черный с небольшой  долей красного (Сюань) - предрассветного, означая зарождение света в недрах мрака.

В учении о первосущностях Инь и Ян также присутствует цветовая символика. Ян имеет белый (желтый) цвет, а Инь – черный (синий).

Сравнивая содержание цветовых символов у первобытных народов с цветовой символикой Древней Индии и Китая, можно сделать вывод о его сходстве, а значит и единстве корней цветового символизма у различных культур, разделенных между собой во времени и пространстве. Цветовая символика мировых начал имеет древнейшее происхождение, возможно, доиндоевропейское, а дошедшие до нас памятники культуры представляю собой более поздние философские спекуляции на данную тему.

 

 3. Цветовой символизм древних народов Ближнего Востока, Центральной Азии и Египта

Во многом сходный  характер цветовой символики мы встречаем и у древних народов Ближнего Востока, Центральной Азии и Египта.

Как и в Древней  Индии, солнце почиталось верховным  божеством, источником жизни и блага. Поэтому отношение к тому или иному цвету зависело от того, насколько он был "солнечным" - светлым и ярким. Цветами, в наибольшей степени похожими на солнечный свет были белый и золотой (желтый). Поэтому эти цвета считались божественными. Они были цветами богов, священных животных, жрецов.

Священным цветом почитался  и красный. Как и в Китае, этот цвет считался цветом благородного сословия, воинов, царей. Однако отношение к  красному не было однозначным. Для ветхозаветных  евреев красный означал кровопролитие, войну, вину и грех. Красный символизировал и гнев Иеговы.

Зеленый цвет содержит две противоположные тенденции: жизни и смерти, т.е. является амбивалентным символом. Зеленый входил в любимое цветовое сочетание древних египтян: зеленый – белый - красный.

Важное символическое  значение в Древнем Египте имел голубой  или синий цвет, соответствующий  истине, этот цвет символизировал небо - жилище Ра.

Черный считался цветом злых демонов, дьявола. Как и в  других культурах, ему приписывались негативные значения - зла, греха, несчастья и т.д.

Таким образом, цветовая символика народов Ближнего Востока, Центральной Азии и Египта не имела  сколь либо существенного своеобразия  или отличий по сравнению с  другими народами Древнего мира.

 

 4. Античность

В эпоху античности формируется иное отношение к цвету. Наряду с отношением как к религиозно-мистическому, магическому символу, возникает также и естественнонаучное отношение, попытка создать цветовую систематику стихий, но уже не мистических, а природных.

Эмпедокл, выделяя четыре основных стихии и опираясь на зрительные впечатления, наделяет каждую из них своим цветом. Воде соответствует черный цвет; земле - желтый; огню - красный; воздуху - белый.

По Аристотелю "основных" цветов - три: белому (бесцветному) соответствует вода, воздух и земля; желтый - цвет огня, а черный - цвет разрушения или переходного состояния. Отнесение стихии "земля" к группе белого, объясняется результатами экспериментов Аристотеля по прокаливанию почвы, которая, в конце концов, становилась белой. Внимательно разглядывая пламя огня, Аристотель пришел к выводу, что оно скорее желтое, чем красное. Подобный экспериментальный подход, естественно, разрушал мистический ореол цветов, низводил их до обычных явлений физического мира.

Отношение к цветам в Древней Греции во многом определялось эстетическими канонами и представлениями о прекрасном. Поэтому излишество, отсутствие меры в использовании даже самого "благородного" цвета могло считаться "безобразным".

В Древнем Риме также  наиболее любимыми и почитаемыми цветами были белый, желтый, красный и пурпурный. Сочетание белого с красным являлось символом аристократического, знатного происхождения. Пурпур считался цветом императоров и членов царского дома, означая власть, духовность, величие.

 

 5. Средневековье

 После античной  эпохи во времена средневековья  в Европе цвет снова вернул  себе позиции как символа мистических  сил и явлений, что особенно  характерно для раннего Христианства.

5.1 Цветовые символы христианства

Наиболее существенное отличие "языческого" периода цветовой символики от "христианского" заключается, прежде всего, в том, что свет и цвет окончательно перестают отождествляться с Богом, а становятся их атрибутами, качествами и знаками.

Информация о работе Символика цвета в культуре