Сиддхартха Гаутама (Шакьямуни)

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:07, реферат

Описание работы

Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам - на целых двенадцать столетий. Уже поэтому личность его основателя и сущность его учения способны вызывать к себе интерес не только в среде специалистов, занимающихся изучением Индии или религий Востока, но и в более широких кругах. Буддизм возник первоначально как проявление религиозного свободомыслия в борьбе с окостеневшей брахманской ортодоксией и внешним ритуализмом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Сиддхартха Гаутама: начало пути……………………………..………..4
2.Будда - «Просветленный»…………………………………...………….10
Заключение………………………………………………….…………….15
Список использованных источников……………………………...…….16

Работа содержит 1 файл

будда.docx

— 35.71 Кб (Скачать)

     2.Будда - «Просветленный» 

     О времени после просветления мы имеем  связный рассказ в одном древнем  сочинении Винаяпитаки, в Махавагге, написанном красивым, архаическим языком. Там сообщается, что святой, ставший  Буддой, сидел семь дней под ряд  с поджатыми под себя ногами у  подножья дерева познания, «наслаждаясь блаженством спасения». Ночью, по прошествии семи ней, он повторил трижды в своем  уме весь ряд сцеплений причин и следствий, вызывающих страдания  в мире. После того он оставил  место под деревом познания и  перешел к «дереву пастуха  коз». Здесь пробыл он снова семь дней. Один, несомненно, позднейший, но все-таки довольно старый источник, Махапариниббанасутта, вставляет сюда историю искушения  Будды Марой, буддийским дьяволом, о  чем текст оставляет рассказывать самого Будду. Мара потребовал от Будды, чтобы он перешел в Нирвану, т.е. умер, что Будда отклонил, так  как он должен сначала набрать  учеников и распространить свое учение. Текст вслед за этим вставляет  другую историю искушения, которая, случилась, будто бы, за три месяца до смерти Будды. Мара указывает Будде, что теперь исполнилось все, чего он ранее желал, и что поэтому  он может умереть. Будда возражает, что это произойдет через три  месяца. Смысл первой истории искушения  поясняется древнейшими текстами. Взамен ее они заставляют Будду колебаться, должен ли он оставить свое познание при  себе или передать его людям. В  северных текстах искусителем выставляется не Мара, а возница, рисующий Будде  в ярких красках прелесть мирового владычества.

     Древние буддийские тексты рассказывают затем, что к Будде, когда он сидел  под «деревом пастуха коз», пришел один гордый брахман и стал спрашивать его о характерных качествах  брахманов, которые ему Будда  и перечислил; как потом Будда  спас царя змей Мучалинду от свирепствовавшей семь дней бури, тем, что тот обернулся  семь раз вокруг его тела; как  Будда пошел затем к «дереву  царского трона» и приобрел там своих первых двух последователей, купцов Тапуссу и Бхаллику, которые пришли к нему, побуждаемые одним божеством, и принесли ему пищу. Эти древние рассказы носят совершенно сказочный характер. Спустя семь дней Будда вернулся к «дереву пастуха коз», и здесь напали на него сомнения, должен ли он сообщить миpy свое познание; он опасался, что люди не поймут его. Легенда заставляет бога Брахмана победить его сомнения. По его настояниям, Будда решается идти проповедовать. Он подумал прежде всего о своих двух учителях. Но одно божество открыло ему, что Алара уже неделю тому назад, а Уддака накануне вечером скончались. Тогда он вспомнил о пяти монахах, которые были около него в Урувеле и после оставили его. Они пребывали тогда вблизи Бенареса. Туда и направил Будда свои шаги. Монахи сначала не хотели разговаривать с ним, но понемногу они склонились к нему и начали его слушать. Предание выставляет здесь Будду выступающим с первой проповедью, и эта бенаресская проповедь, в которой Будда впервые «привел в движение колесо учения», высоко прославляется буддистами. В этой проповеди Будда рассказывает о восьмеричном пути спасения и четырех благородных истинах.

     Пять  монахов стали его первыми  учениками. У южных буддистов  они чествуются под именем «Паньчаваджья», «группа из пяти», у северных –  как «Бхадраваргьяс», «образующие  прекрасную группу». Первый мирянин, который  после них обратился к учению Будды, был молодой человек, Яшас, сын богатого гильдейского мастера. Его родители, жена и многочисленные друзья последовали его примеру, так что община быстро возросла до 60 членов. Будда немедленно послал учеников для проповеди своего учения, напутствуя их такими словами; «Ступайте, идите  странствовать для спасения многих людей из сострадания к миру, на благо, спасение и радость богов и людей». Будда сам направился в Урувелу, где он обратил тысячу брахманов, во главе которых стояли три брата из фамилии Кашьяпа. Обращению предшествовали, по древним текстам, большие чудеса, и именно 3500, совершенных Буддой. Перед своими тысячью монахами Будда произнес тогда вторую проповедь на горе Гаяширша (пали – Гаясиса), известную как «буддийская нагорная проповедь». По существу все проповеди Будды есть ответ на один кардинальный вопрос: как достичь нирваны.

     Из  Урувелы Будда направился в Раджагриху. По позднейшим текстам, он ходил туда уже ранее, вскоре после того, как  надел на себя желтое одеяние. Его  необычайное появление уже тогда  обратило на себя внимание царя Бимбисары, который предложил Будде все, чем он располагал, по северным источникам даже половину своего царства. Но Будда  все это отклонил и обещал царю, что он посетит его царство, когда  станет Буддой. Описанное в древних  текстах посещение могло быть поэтому исполнением ранее данного  обещания. Бимбисара обратился с  большим числом своих подданных  к учению Будды и в течение  всей своей жизни был верным другом и покровителем Будды. В этот раз  он пригласил Будду на следующий  день к себе к обеду. По окончании  обеда он подарил Будде большой  парк, Велувану, «Тростниковую рощу», и Учитель принял этот дар. Там  Будда останавливался впоследствии, когда посещал Раджагриху, и с  этой рощей связаны поэтому многие события его жизни. В Раджагрихе Будда прибрел тогда и двух учеников, занявших впоследствии первые роли после него в общине: Шарипутру  и Маудгаляну.

     В древних текстах рассказывается далее, что в то время очень  многие благородные и видные по своему общественному положению юноши  примыкали к Будде и переходили в духовное сословие. Это не нравилось  народу, который стал обвинять Будду, что его приход приносит бездетность, вдовство и прекращение благородных  родов. Будда отвечал на это: «Великие герои, Совершенные, обращают своим  превосходным учением. Кто будет  сердиться на ведающих, если они  обращают других своим учением...»

     На  этом, к сожалению, древнее предание о жизни Будды обрывается, чтобы  начаться снова незадолго до его  смерти. Позднейшее предание сообщает несколько больше. Подробно сообщается, как Будда, по желанию своего отца, посетил свой родной город Капилавасту, где произошли многие чудеса. Там Будда принял в монахи своего сына того и своего сводного брата Нанду , к большому огорчению его невесты. После того он вернулся обратно в Раджагриху. По дороге туда, в манговой роще Анупьи, откуда он ранее отослал обратно своего возницу, его община, согласно преданию, получила весьма важное приращение. Там будто бы были приняты в орден двоюродные братья Будды Ананда и Девадатта, а также Ануррудха и Упали.

     На  пятом году его учительской деятельности скончался, по преданию, его отец Шуддходана. Мачеха Будды Махапраджапати пришла к Будде и просила его дозволить  женщинам поступать в члены его  ордена. Будда три раза отклонял просьбу. Но Махапраджапати не уступала. Наконец удалось убедить Будду. Но Будда поставил восемь условий. Так  было положено основание ордену монахинь. Но Будда предсказал, что его учение вместо 1000 лет простоит теперь 500.

     В течение долгих лет проповедовал Будда свое учение. Подробнее мы знаем о последних трех месяцах  жизни Будды. В источниках рассказывается, что Будда предотвратил войну  царя Аджаташатру с Вриджиисами  Вайшали тем, что настойчиво отсоветовал  посланному царя начинать эту войну. После некоторых незначительных событий отправился он тогда в  Паталиграму, которая только что  была укреплена Аджаташатру и  возведена им на степень города Паталипутры. Отсюда он направился в Вайшали. Из Вайшали пошел он в близлежащее  селение Белува, где и провел дождливое  время. Оно было последнее в его  жизни. В Белуве он тяжко заболел, но затем оправился настолько, что  мог продолжать путь. По дороге в  Кушинагару, столицу Малласов, пришел он в деревню Паву, где принял приглашение кузнеца Чунды, угостившего  его жирной свининой. Это послужило  причиною смерти Будды. В одной роще он приказал Ананде приготовить ему  ложе под цветущим деревом Шала и  стал ожидать смерти. Ананда горько плакал. Будда его утешал, говоря: «Довольно, Ананда, не горюй, не жалуйся. Как можно, Ананда, чтобы то, что  родилось, образовалось, сложилось, подлежит прехождению, чтобы оно не разрушилось? Того не бывает. Далее Будда возвестил своим ученикам: «Закон и дисциплина, которые я преподал и возвестил вам, они будут после моей смерти вашими мастерами. Ну, дети, так я скажу вам: преходяще все, что возникло. Заботьтесь ревностно о своем спасении!» Это были его последние слова. Он потерял сознание и отошел. В

     момент  его смерти разразилось сильное  землетрясение, и загремел гром.

     На  седьмой день восемь знатнейших Малласов понесли тело к одному святилищу  вблизи Кушинагары, и там оно было сожжено с почестями, подобающими  властителю мира. Останки были разделены  брахманом Дроной между различными князьями и благородными.

     Будда умер на 44-м году своего учительства, в возрасте 80 лет. О годе его смерти свидетельства колеблются между 543 и 368 годами. 477 год считается наиболее вероятным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Итак, изучение биографии Будды представляет определенные трудности, слишком много  мифического сопровождает описание его жизни. В текстах постоянно  упоминаются боги, божества, демоны, духи, которые приходят к нему, сопровождают его и беседуют с ним. Сам Будда  поднимался в мир небожителейи читал  там свои проповеди, а боги, в свою очередь, неоднократно посещали его келью на земле. Помимо обычного зрения Будда обладал глазом мудрости во лбу и способностью всевидения. Согласно традиции, всевидение Будды кроме обычного зрения обеспечивалось глазом, видящим прошлое, настоящее и будущее; глазом, видящим восьмеричный( или срединный) путь; глазом, видящим намерения и поступки всех существ во Вселенной; глазом, видящим все, что совершается в бесчисленных вселенных. Как следует из текстов, Будда ощущал, чувствовал, видел, слышал все, что делается на земле и в других мирах - эти качества обозначаются как шестифакторное знание Будды.

     Будда обладал многими волшебными качествами: мог спускаться под землю, подниматься  на небо, летать по воздуху, вызывать огненные мистерии, принимать любой облик.

     В текстах Будда награждается множеством эпитетов, свидетельствующих о том, что он повелитель Вселенной, бог  богов, царь царей, вседержитель, исцелитель и т.д. Его называют татхагата( тот, приходит и уходит), архат (уничтоживший привязанность к сансаричному бытию ), сугата( добро созидающий) маха шраман (великий отшельник), синханадин (львоноголосый), а всего более 30 эпитетов.

     Но  так или иначе, обращаясь к  многочисленным мифическим источникам или следуя только историческим фактам, можно сделать вывод, что с 6-5 вв. до н.э.- времени жизни Сиддхартхи Гаутамы, мы можем говорить о появлении  первой из мировых религий. 

     Список  использованных  источников 

     1. Абаева Л.Л. Буддизм [Текст]: учебник / Л.Л. Абаева, В.П. Андросов, Э.П. Бакаева и др. - М.: «Республика», 2007. - 287 с.

     2. Борунков Ю.Ф. Основы религиоведения. [Текст]: учебник / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др .-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Высшая  школа, 2008. - 480с.

     3. Олексенко А. И. История религии. [Текст]: учебное пособие / А. И. Олексенко, С. А. Шапиро. - СПб.: Издательство «Лань», 2008. - 448С.

     4. Поликарпов  В.С.  История религий. [Текст]: учебное пособие / В.С.  Поликарпов  - М.: «Гардарика», « Экспертное бюро», 2007. - 312с.

     5. Старостенко, В.В. Религиоведение. [Текст]: учебник / В. В. Старостенко. - Минск: ИВЦ Минфина, 2008. - 288 с.

     6. Солдатов  А.В.  Религиоведение. [Текст]: учебное пособие /  А.В. Солдатов. - СПб.: Издательство «Лань», 2005. - 800с.

Информация о работе Сиддхартха Гаутама (Шакьямуни)