Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:07, реферат
Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам - на целых двенадцать столетий. Уже поэтому личность его основателя и сущность его учения способны вызывать к себе интерес не только в среде специалистов, занимающихся изучением Индии или религий Востока, но и в более широких кругах. Буддизм возник первоначально как проявление религиозного свободомыслия в борьбе с окостеневшей брахманской ортодоксией и внешним ритуализмом.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Сиддхартха Гаутама: начало пути……………………………..………..4
2.Будда - «Просветленный»…………………………………...………….10
Заключение………………………………………………….…………….15
Список использованных источников……………………………...…….16
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(НИУ
«БелГУ»)
ФАКУЛЬТЕТ
БИЗНЕСА И СЕРВИСА
КАФЕДРА
ТУРИЗМА И СОЦИАЛЬНО – КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА
Реферат
на тему:
«Сиддхартха
Гаутама (Шакьямуни)»
Проверила:
Выполнила:
Белгород,
2011
Содержание
Введение……………………………………………
1.Сиддхартха
Гаутама: начало пути…………………………
2.Будда
- «Просветленный»…………………………………..
Заключение………………………………………
Список
использованных источников……………………………...…….16
Введение
Буддизм
- самая древняя из трех мировых
религий. Христианство моложе его на
пять, а ислам - на целых двенадцать
столетий. Уже поэтому личность его
основателя и сущность его учения
способны вызывать к себе интерес
не только в среде специалистов,
занимающихся изучением Индии или
религий Востока, но и в более
широких кругах. Буддизм возник первоначально
как проявление религиозного свободомыслия
в борьбе с окостеневшей брахманской
ортодоксией и внешним
Основатель
буддизма - реальная историческая личность.
Так считает большинство
В настоящее время известны пять биографий Будды: «Махавасту», написанная во 2в. н.э.; «Лалитавистара», появившаяся во 2-3 вв. н.э.; «Буддхачарита», изложенная одним из буддийских философов, поэтом Ашвагхошей (1-2 вв.н.э.); «Ниданакатха» (примерно 1 в.н.э.); « Абхинишкраманасутра», вышедшая из-под пера буддийского схоласта Дхармагупты.
Основные
разногласия возникают при
1.Сиддхартха
Гаутама: начало
пути
Будда происходил из благородного рода Шакъя, правившего в небольшой области на склонах непальских Гималаев. Столицей его была Капилавасту. Отец Будды назывался Шуддходана, мать его Майя, или, как ее чаще называют, Майядеви. Чудесное зачатие Будды выразилось в том, что Боддисатва, избрав Майю, так сказать, орудием своего появления на Земле, послал чудесного слона, который спустился на Землю и вошел в бок Майи; по другому сказанию, это был только сон, который видела Майя. Толкователи снов предсказали рождение великого сына с 32 необыкновенными телесными признаками ( в их число входят золотистая кожа, ровные зубы, округленные руки о ноги, широкие пятки, длинные пальцы рук, длинные мочки ушей и т.д.).
Незадолго до рождения мальчика у Майи появилось желание еще раз повидаться со своими родителями. Когда на пути к ним, вблизи селения Лумбини, недалеко от Капилавасту, она хотела отломить сук от высокого дерева, начались роды. Эта сцена изображена на рельефе, открытом в 1899г. при раскопках в той местности. Мальчик получил имя Сиддхартха (пали – Сиддхаттха), или, по северным источникам, Сарвартхасиддха. Рождение Будды было тоже сверхъестественным: он родился из бока Майи и уже новорожденным выказал себя отличным от других.
Ветвь рода Шакья, из которой происходил Будда, носила прозвище Гаутама, вследствие чего Будда назывался своими современниками обыкновенно шрамано Гаутама, палисамано Готамо, «аскет Гаутама», – постоянно повторяющееся в буддийских писаниях обозначение. Будда означает «Пробужденный», «Просветленный», это – церковное имя, полученное Сиддхартхой позже от своих приверженцев и под которым только он и стал известным.
Еще до его рождения Святой Асита, полное имя которого Асита Девала или Кала Девала, «черный Девала», увидал при одном посещении небесных богов, что они находятся в большой радости. На его вопрос о причине, ему было сказано, что в земле Шакья, в деревне Лумбини, родился мальчик, который потом сделается Буддой. Услышав это, Асита отправился с неба к Шуддходане и попросил показать ему мальчика. Когда он увидал его, блестящего как огонь, он взял его к себе на руки и славословил его, как высочайшего из живых существ. Но вдруг он заплакал. На вопрос Шакья, не угрожает ли мальчику болезнь, он отвечал отрицательно; плачет он потому, что умрет ранее того, как мальчик сделается Буддой.
Мать
Будды, Майя, умерла через семь дней
по рождении мальчика. Последний был
воспитан сестрою своей матери Махапраджапати,
которую Шуддходана позже взял себе
в жены, и от которой имел двоих
детей. Мы знаем, что у Будды были
сводный брат и сводная сестра,
славившаяся своей красотой. Древние
тексты сообщают далее, что Сиддхартха
был очень нежным ребенком и воспитывался
по-княжески. Одежды его были из тончайшего
бенаресского льна. Денно и нощно
над ним держались белые
Все сказания сходятся однако в том, что он проводил свою юность роскошно и жил мирно. В трех дворцах ему служили 40.000 танцовщиц с которыми, как гласит Ниданакатха, он жил как бог, окруженный божественными гетерами, услаждаемый невидимою музыкой. Кроме 40.000 танцовщиц, к его услугам были еще, по Лалитавистаре, 84.000 женщин. Постепенно приближался, однако, момент, когда его мирским склонностям должен был наступить конец. В то время как, по древним текстам, решение Будды отречься от мира возникло из его внутреннего влечения, позднейшие тексты приписывают это богам, которые побудили его к тому. Когда принц поехал раз кататься в парке, боги послали ему ангела, который явился в виде дряхлого, беззубого, седого, сгорбленного, трясущегося старика, шедшего опираясь на палку. Когда принц узнал от своего возницы, что старость есть удел всех людей, он вернулся домой опечаленным. Шуддходана удвоил стражу и усилил свои предписания, но не мог помешать тому, чтобы боги таким же образом не показали принцу человека, одержимого отвратительной болезнью и затем мертвого.
Но когда принц увидел прилично одетого монаха, и возница объяснил ему преимущества монашества, он не вернулся, как три раза ранее, немедленно домой, но продолжал, довольный, свою поездку и приказал себя роскошно нарядить, для чего боги послали ему Вишвакармана, божественного художника.
Когда, наконец, решившись сделаться монахом, Будда снова взошел на свою колесницу, чтобы вернуться домой, посланный принес ему весть, что у него родился сын. Тогда, по Ниданакатхе, он произнес, может быть, исторически слова: «Рахула родился, родились оковы» Когда Шуддходане донесли об этом, он решил, что его внук должен получить имя Рахула. Вернувшись во дворец, принц лег на свою постель. Тогда к нему явились красивые танцовщицы, чтобы увеселять его пешем и пляской. Но принц был уже закален против соблазнов; он заснул, и танцовщицы также скоро улеглись, увидав, что их искусства напрасны. Ночью принц проснулся и увидал спящих танцовщиц. Инструменты выпали из их рук, одни скрежетали зубами, другие храпели, некоторые говорили во сне. Тогда отвращение к чувственным наслаждениям у принца еще усилилось. Спальня, походившая в своем роскошном убранстве на жилище царя богов Индры, показалась ему кладбищем, наполненным безобразными трупами. Он решил в тот же день совершить «великую разлуку». Возница получил приказание оседлать верного жеребца Кантхакую. Принц не мог, однако, расстаться, не увидав своего сына. Когда он вошел в спальню своей супруги, он увидал, что она спит на покрытом цветами ложе, положив руку на голову младенца. Тогда он подумал: «Если я отведу руку принцессы, чтобы взять дитя, она проснется, и это будет препятствием к моему отъезду. Я вернусь и увижу сына, когда стану Буддой». И с этими словами он удалился.
Вернемся, однако, к историческому Будде. Когда он, испытав отвращение к мирским, наслаждениям, оставил родину, он стал искать прежде всего наставников, которые могли бы ему указать путь к спасению. Сперва он направился к Алара Каламе, потом к Уддака-Рамапутте . Но их учение не удовлетворило его. Тому, что они могли ему сообщить, он скоро научился. Алара предложил ему вести совместно с ним школу; Уддака готов был уступить ему полностью ведение своей школы. Но Будда отклонил оба предложения. Эти учители – исторические личности, и для Будды имело большую важность, что он прежде всего поучился у них. Оба они были последователями философии Йога, которой учил Патаньджали и которая была теистически развитой формой атеистической философии Самкхъя , основанной Капилой .
Главное различие между этими двумя системами, имеющими почти все основные положения сходными, заключается в том, что Йога ставит на первый план технику созерцания и значение внешних вспомогательных средств, как, например, строгого аскетизма, тогда как Самкхья выставляет исключительно абстрактную теорию правильного познания. Будда, как мы увидим, перенес в свое учение целый ряд понятий из обеих систем; он никогда и не отделялся совершенно от своих учителей, так как пожелал сообщить им первым о достигнутом им познании. С заимствованными из философии Йога воззрениями стоят в связи и ближайшие шаги, сделанные Буддой, после того как он расстался с своими учителями. Он шел безостановочно по земле Магадхе, покуда не достиг местечка Урувелы, или Урубильвы, на реке Нераньджара, или Найраньджана, нынешней Будда Гая, к югу от Патны. Красивое мирное местоположение настолько привлекло его, что он решил там остаться. В лесах Урувелы он подверг себя, по преданию, тяжкому самоистязанию. Но оно не принесло ему желанного просветления. Тогда он пошел еще дальше. Он совершенно отказался от пищи, удерживал дыхание и концентрировал мысли на одной точке. Пять пустынников, пришедших в изумление от его выносливости, держались неподалеку от него, чтобы сделаться его учениками, если на него найдет просветление. Но несмотря на аскезы и созерцание, о которых сообщают подробно древние и позднейшие тексты, просветление не приходило. Когда однажды, погруженный в думы, ходил он медленно взад и вперед, силы его оставили, и он упал. Пять пустынников подумали, что он умер. Но он снова пришел в себя и понял тогда, что раскаяние и самоистязание не могут привести к правильному познанию. Поэтому он оставил их и снова принял пищи, чтобы подкрепить свое совершенно ослабевшее тело. Тогда пять пустынников его ушли в Бенарес. Он остался снова один. Наконец по прошествии семи лет напрасных исканий и борьбы, в одну ночь, когда он сидел под смоковницей, на него нашло желанное просветление. Он переходил от одной ступени познания на другую; он постиг ложные пути переселения душ, причины страданий в мире и путь, ведущий к уничтожению страданий. В эту ночь принц Сиддхартха превратился в Будду, или Самбуддху, стал «Пробужденным», «Просвещенным».
С
этой ночи буддисты ведут путь жизни
своего учителя. Сам Будда, достигнув
просветления, будто бы, произнес слова,
записанные в одном из изящнейших
и древнейших буддийских памятников,
в Дхаммападе: «Круговорот многих
рождений совершил я безостановочно,
ища создателя дома (т.е. причину
перерождений). Худо вечное перерождение.
Создатель дома, ты открыт; ты не будешь
более строить дома. Твои балки
сломлены и крыша твоего дома уничтожена.
Сердце, ставшее свободным, погасило
все желания». Эти знаменитые стихи ясно
указывают, чего прежде всего желал достигнуть
Будда, освобождения от желаний и этим
освобождения от перерождения. Смоковница,
под которой Будда достиг просветления,
сделалась, как «дерево просветления»
(по-санскритски – бодхиврикша, пали –
бодхируккха), предметом священного почитания
буддистов, веривших, что то же самое дерево
на том же месте стоит непрерывно. Действительно,
вблизи Будда Гаи стояла древняя смоковница,
пришедшая наконец в такую ветхость, что
в 1876г. ее сломила буря. По - видимому, дерево
это часто заменялось новым, потому что
оно стояло на холме, возвышавшемся по
крайней мере на тридцать футов над окружающею
местностью. Одна ветвь его была принесена
около середины III века до н.э. на Цейлон
и посажена близ Анурадхапуры. Там она
выросла в дерево, которое стоит еще и
теперь. Там, в Гае, был воздвигнут храм,
к которому еще в VII столетии нашей эры
благочестивые буддисты ходили на поклонение
даже из Китая. В XIV столетии он был разорен
магометанами и стоял запустелым, пока
в прошлом веке во владение им не вступил
один индус. В 1874г. ирманский король начал
восстановление этого храма, так как находились
еще благочестивые буддисты, особенно
из Бирмы, продолжавшие совершать туда
паломничества. После смерти короля реставрацию
храма приняло на себя английское правительство,
а общество Махабодхи добилось путем судебного
процесса права устраивать к храму религиозные
шествия.