Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:13, реферат
В данной работе проанализированы фрагменты творчества Леонардо да Винчи
Введение
1. Эпоха культуры Возрождения, философия и рождение нового человека
2. Леонардо да Винчи
2.1. Двор Лодовика Моро и первая тайна - тайна Зла
2.2. "Тайна Вечеря" и тайна Божественного
2.3 "Джоконда"и тайна Вечно-женственного
Заключение
Список литературы
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет
Кафедра истории
Дисциплина: Культурология
Реферат
ШЕДЕВРЫ И ТИТАНЫ ЭПОХИ КУЛЬТУРЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Студент группы 1-АХ-1
Ф. Д. Кашенков
Руководитель:
кан. ист. наук, доцент
В. Ю. Черняев
Санкт-Петербург
2010
Давно хотел притронуться к этой теме, так как увидел одну передачу про Леонадро да Винчи по каналу "Культура" и загорелся желанием при первой же возможности зарыться поглубже в книги и понять в чем же состояла сущность мысли такого великого ученого той давней эпохи, эпохи Возрождения. Для меня было шоком узнать, что его мышление и все его труды были аккуратно разложены по полочкам, ведь он ученый только на половину, да и те не все отличаются чистоплотностью, а его мысли порой заводили Леонардо настолько далеко, что грань между реальным и воображаемым стиралась незаметно, доводя его внутренний мир сначала до экстаза, а потом кидала его в душевные муки. О таком человек можно с полной уверенностью сказать "многострадальный" и мы не промахнемся, но тем не менее он прожил жизнь очень яркую и много сделал для этого мира: он был ученым, художником, инженером, физиком , анатомом и много кем он не смог побывать. За это его наверно и прозвали магом всех наук. Еще мне безумно была интересна эпоха, в которую жил такой выдающийся человек, ведь на заслуги человека влияют многие факторы, а фактор окружающей среды не мало важен и стоит во главе угла. Идеи гуманизма хорошо мне знакомы по трудам Данте, которого я изучал в старшей школе, но тога мне показалось того уровня знаний достаточно, а лень сделала все остальное. Ну и последний фактор, который повлиял на мое финальное решение - "Джоконда". Мне всегда была интересна данная картина, я просто не могу оторвать от нее глаз, когда увидел в первый раз. Безусловно, что эта выдающаяся картина заслуживает самых высоких похвал, но мне хотелось понять, что происходило между автором и Моно Лизой в моменты написания картины и почему да Винчи не оставил потомства.
Эпоха культуры Возрождение имеет несколько периодизаций и все они имеют право на существование. Однако, эти точки зрения расходятся, если касаться чисто культурологической точки зрения. Одна из них чисто историческая и разделяет эпоху на несколько временных промежутков: проторенессанс , эпоха Данте и Джотто; ранее возрождение, эпоха Франческо Петрарко и Джованни Боккаччо; Высокое возрождение, эпоха титанов и всемирно известных шедевров Леонардо да Винчи, Микеланджело Буаноротти и Рафаэля Санти; позднее Возрождение. Если проследить когда закончилась данная эпоха очень сложно, то сказать с чего именно она началась достаточно легко. Она началась с коренных перемен в самом человеке, когда на смену Средневековой холастике пришел гуманизм эпохи Возрождения.
"Гуманизм - это особое
явление в духовной жизни
"Эпоху Возрождения нередко начинают с Данте, в котором и сами гуманисты видели своего непосредственного предшественника, однако, более точной представляется позиция исследователей, считающих зачинателем Ренессанса Петрарку"3. Франческо Петрарка, человек безусловно очень образованный и начитанный, писавший на Цицероновой латыни и, начавший в широком смысле этого слова, синтез Европейской культуры с культурой античной, так как до него эти попытки были жалкими и не приводили к желаемому результату. Начал он это делать весьма символично с венчания 1341 года в Риме лавровым венком, который в Греции вручался выдающимся поэтам. До толе не известно значило ли это что-нибудь для его современников, но тем не менее отсчет времени принято начинать именно с этого момента, так как пройдет еще каких-то сто лет и эпоха Возрождения понесет свои плоды. А пока только поэмы и множественные рукописные размышления разжижают почву для гениального слова художников той эпохи, которые своими картинами донесли до всего мира свои переживания и позволили преодолеть притяжение Средневековой культуры с ее замкнутостью и отшельничеством. "Идейной доминантой творчества Петрарки, знаменовавшей новое отношение к античной культуре, стала любовь к древним, реабилитация языческой литературы, особенно поэзии, и возвеличение ее как носительницы мудрости, открыв путь к постижению истины, ... воспитание духовно богатого и нравственно совершенного человека, способного руководствоваться в своем земном предназначении разумом и высокими нормами поведения"4
Больше любить и больше знать.
Леонардо да Винчи
Великий человек своего времени, которому покровительствовали образованнейшие меценаты. Он покорял всех и тем не менее сам оставался непокоренным, человек с красотою девушки и силой мужчины, он мог остановить лошадь на скаку правой рукой и ею же играть на арфе или рисовать чудесные полотна как никто другой. Его многосторонний талант был ужасно величественным и, задаваясь вопросом: "А было ли это хорошо?" - мы, не задумываясь ответим: "да!" -, позабыв о его внутреннем мире, который был мучим этим талантом.
То огромное количество информации, которое оставил нам Леонард после себя просто немыслимо, и, если попробовать понять взаимосвязь всех эти рассуждений, то безнадежно путаешься в пучине его мыслей. Но к нашему счастью " ... труды Леонардо направлялись неотступной мыслью о трех глубоких тайнах: Тайне Зла в Природе и в человечестве; Тайне Женщины; Тайне Христа и божественного Слова в человеке."5
Родился да Винчи в 1454 году и был сыном от крестьянки и крепкого нотария, который в дальнейшем женился на горожанке, но так как последняя вскоре умерла бездетной, то Леонардо повезло и отец его признал. Сер Пьеро, так звали его папу, не скупился на образование для своего сынишки и нанял лучших учителей во всей Флоренции, которые в дальнейшем начнут удивляться ранней строгости и легкости мысли своего юного ученика. Во всем будущий гений науки проявлял свой талант, но основной талантище Леонардо проявился в живописи. И как-то раз его папа показал ранние опыты своего сына знаменитому Андреа Верроккьо, тогда первому художнику Флоренции. Это и предопределило ту сферу деятельности, которая станет бесценной после смерти своего владельца.
Вскоре после того как
юного да Винчи взяли в
Плывя по течению судьбы, он оказался при дворе Лодовико Моро, молодого князя, который пытался оправдать свою узурпацию (он стал князем, свергнув своего племянника) блестящим властвованием. Он был очень образованным меценатом, слыл примерным мужем и ловким любовником и почему-то представал в ярком свете перед всеми своими подчиненными, не смотря на его слабые черты характера и эгоистичную натуру. Он созвал в Павию и Милан весь цвет ученых и Леонардо не был исключением. Он был вынужден бежать из Флоренции, так как этот уже маленький для него городок был перенасыщен старыми пережитками искусства и его ценителями. Слабость Моро была в том, что он очень любил пышные празднества и пиры на тему античности, что прекрасно и без особых усилий мог поставить маг всех искусств, стоило ему только махнуть его волшебной палочкой. Поэтому Леонардо мог без труда заниматься вещами и поинтереснее во время его проживания при дворе Лодовика.
Медленно и верно
годы текли, а промежуток
Так Леонардо познакомился с тайной Зла, которую почти разгадал, он даже нашел потаенную дверцу в мир мироздания и нарисовал в некотором зарождении Зло так как не рисовал его еще никто другой. Он мог шагнуть дальше в пещеру и узнать все до конца, но страх оказался сильнее. Приоткрыв занавес тайны Природы через Зло, Леонардо не смог его удержать и покинул это путь, уйдя так далеко, что никогда к нему больше вернутся не смог.
Тем не менее судьба дала ему второй шанс постигнуть тайну мироздания с помощью другой тайны его жизни - тайны Божественного. "День, когда Лодовико приказал Леонардо написать Тайную Вечерю в трапезной этого монастыря, художник вспоминал как одно из самых ярких впечатлений своей жизни. Это был мгновенный поворот его души... Ему показалось, что поток света вознес его из темных бездн Природы с ее тайнами Зла в безмятежные просторы."9 То были просторы божественного. И, глядя, на ту картину, над которой он работал столько времени понимаешь каким гением был этот человек. Он смог полностью передать настроение всех двенадцати апостолов. Позы, мимика, жесты и особенно выражения лиц передают ту небывалую атмосферу, как будто ты сам присутствуешь при столь страшном и столь неизбежном событии, а по глазам некоторых из них, тех, кто посажен к нему ближе и те, мир которых наиболее близок к миру Христа, понимаешь, что сделать уже ничего нельзя. "Роковые слова только что слетели с уст Господа: « Истинно говорю вам, один из вас предаст меня». Как в некоторых легендах камень брошенный в неподвижное озеро, вызывает там удивительное возмущение и бурю в воздухе, так это страшное слово, произнесенное тем, кто никогда не ошибается, упало на апостолов и вовлекло их в вихрь удивления, испуга, негодования и ужаса."10 Такое первое впечатление от этой картины.
Потихоньку это ощущение уходит и ты начинаешь вдумываться почему да Винчи посадил именно так апостолов, а не по-другому? Оказывается здесь вполне можно различить три типа в их нравственной иерархии: инстинктивные, страстные и одухотворенные. И по мере их духовной близости к Христу они сидят ближе к нему за столом. Посмотрев на два конца стола, сразу видишь первый тип, возглавляемый молодым и энергичным Варфоломеем слева и наивным старцем Симоном справа. Таким людям нужны материальные чудеса, чтобы уверовать. Они лицезрели эти чудеса в изобилии, но хотят их снова и снова. Честные, смелые и убежденные, они нуждаются в проповеди Евангелия, но они еще лишь только на первой стаии псвящения и преставляют тем смым большинство людей всех времен. Чуть ближе с разных сторон сидят люди второго типа. Они представлены Иаковым Старшим, Иаковым Младшим и Петром - это импульсивные люди действия. Они поняли превосходство самого Христа и величие его миссии. Они готовы отдать жизнь за него. Они - заводилы, деятели, герои человечества, те, без кого ничто великое не могло осуществиться. Совсем близко к Христу сидят Иуда, Филипп и Иоанн. Филипп и Иоанн - два великих апостола, которые достигли наиболее тщательно его учение. Тем не менее в той картине "Леонардо, - говорит Вазари, - придал апостолам такую величавость и красоту, что был вынужден оставить голову Христа незаконченной, ибо не чувствовал в себе сил изобразить ту небесную божественность, какая подобает образу Христа."11 Но он сумел превзойти себя и поразив всех в какой раз. Он закончил эту картину, но закончил ее в переносном смысле. Нарисовав голову Христа, он не нанес последнего штриха на ней, тем самым показав, что смирил свой гений перед тайной божественного, раз и навсегда закрыв для себя этот путь познания мироздания.
Информация о работе Шедевры и титаны эпохи культуры возрождения