Серебряный век русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 14:44, контрольная работа

Описание работы

Серебряный век отнюдь не случайно назвали Русским Ренессансом и сравнили с итальянским Возрождением — и здесь, и там дух эпохи питался усилиями нескольких сот личностей, никак не более. И там, и здесь действительно небывалый взлет духа был ограничен тонким слоем столичной элиты и очень слабым образом затрагивал даже интеллигенцию двух столиц. Но и параллель с итальянским Возрождением приемлема лишь частично: если малочисленной группе философов и поэтов, собравшимся под покровительством Козимо Медичи, действительно удалось «зажечь» интеллектуальную Европу, то попытка последователей Владимира Соловьева была очень быстро погашена1...

Содержание

1. Объясните, почему серебряный век русской культуры назвали Русским Ренессансом.
2. Охарактеризуйте основные художественные течения серебряного века.
3. Какие авангардистские течения появились в живописи и музыке? Охарактеризуйте их.
4. Объясните, почему серебряный век считают веком большой философской культуры.
5. Как вы понимаете выражение «Россия, которую мы потеряли»?

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

Русские  мыслители  создали целое направление  в  философии, культурологии,  этике,  антропологии,  предвосхитив своими идеями экзистенциализм и современное богословие.   Всю свою жизнь они служили религиозной    духовности нового типа. Они были универсальными    мыслителями    —    философами,    культурологами, социологами, политологами,  экономистами, богословами.

Большое внимание философы серебряного века уделяли проблемам нравственности, создавая, подобно И.А. Ильину, целые этические системы, в которых развернуто проанализированы основополагающие понятия морали: добро и зло, свобода и любовь, совесть, патриотизм, ответственность, воспитание в семье, трудолюбие, справедливость, доброта и многие другие.

Отмечая, что нравственные ценности не являются врожденными, подобно  темпераменту и другим физическим данным, Ильин большое внимание уделял вопросам воспитания, результатом которого является приобщение человека к нравственным ценностям. Воспитать человека, писал он, значит духовно пробудить его, указать ему перед лицом грядущих и подстерегающих его опасностей и искушений жизни источник силы и утешения в его собственной душе. Задачу воспитания мыслители серебряного века видели в воспитании в человеке духовной личности, перед которой будут бессильны все соблазны современного зла.

 

И сегодня, когда мы спрашиваем, какую Россию мы потеряли, ответ прост — эту Россию, где духовную ауру создавали эти большие личности. А они уехали в Европу и Америку, где стали выдающимися американскими и европейскими философами и социологами, подобно тому, как выдающимся американским социологом стал один из них, пассажир «золотого парохода» 1922 г. — Я. Сорокин (1889—1968), родоначальник теории социальной стратификации и социальной мобильности; воспитали в открытых ими на Западе семинариях, институтах, академиях и государственных университетах, в которых преподавали, образованных, глубоких специалистов и хороших людей, а нам после них досталась философская пустыня и «образованщина». Это завещание современным воспитателям и воспитанникам, как и вся мудрость, и весь тот профетизм, которые содержатся в работах мыслителей серебряного века.

 

 

 

 

 

 

5. Как вы понимаете выражение  «Россия, которую мы потеряли»?

 

Я, понимаю это выражение: « Россия, которую мы потеряли»…. Как то, что вся духовность, все  нравственные ценности,  которые  были скоплены, поколениями, и всеми выдающимися мыслителями серебряного века, практически утратили свою силу перед соблазнами современного зла.

 

 

 

 

Серебряный век —  это лучшее из всего,

что дала культуре «Россия,

которую мы потеряли».

И. Гарин

 

Список литературы

 

1. Милюков П.Н. Очерки  по истории русской культуры. В 3 т. Т. 2. — М., 1994. — С. 67.

 

2. Гарин И. Серебряный век. Т. I. - М, 1999. - С.7-8.

 

3. Культурология. История и теория культуры. — М., 1996. — С.238 

Глоссарий

 

Серебряный  век - период в истории русской культуры, хронологически связываемый с началом XX века, совпавший с эпохой модернизма. Это время также имеет и французское наименование fin de siècle («конец века»).

Понятие возникло в среде  русской эмиграции, ретроспективно оценившей ушедшее время как второй расцвет русской культуры после «Золотого века», которым часто называли пушкинскую эпоху, то есть первую треть XIX века. На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Сергей Маковский. Если fin de siècle («конец века») — термин общеевропейский, то о литературе Серебряного века говорят только в применении к русской культуре.

Академизм (фр. academisme) – направление в изобразительном искусстве, базой развития которого служат художественные академии. Академии создавались как творческие сообщества мастеров искусства для сохранения и развития высших традиций и наиболее совершенных образцов искусства, для формирования критериев и норм художественного творчества и создания профессионального образования.

Авангард в  искусстве – деятели и произведения, связанные с новейшими тенденциями в своей области. Термин появился во времена Французской революции (как и понятие «реакционный»).

Модернизм - в искусстве XX в. общее название любой попытки отойти от художественных традиций XIX в. Основной упор делается на форму и средства выражения.

Символизм- (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представало лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.

Крестьянская поэзия - Крестьянские поэты критически относились к символистам, приближаясь к акмеистам, отрицавшим мистицизм символизма и провозглашавшим культ земного.

Акмеизм от греч. высшая степень чего-либо, цветущая сила

Футуризм (от лат. будущее) - авангардистское направление в европейском искусстве 1910-1920-х годов, преимущественно в Италии и России.

Неопримитивизм - обозначение художественных приемов в искусстве рубежа XIX-XX вв.

Для неопримитивизма  характерно нарочитое упрощение  художественных средств и форм ради наибольшей выразительности.  Для этого неопримитивизм использует опыт примитивного искусства - яркие краски, простоту композиции и рисунка.

В России термин вошел  в обращение после выхода в  свет манифеста русских неопримитивистов (1913).

Это течение подготовило  почву для русского авангарда.

Супрематизм (от лат. — наивысший) —   разновидность абстрактного искусства; сочетание окрашенных простейших геометрических фигур, позже «архитектоны» - наложенные на плоскость объёмные формы.

Лучизм- это абстрактное искусство, направление в живописи в русском искусстве 1910-х годах, основанное на cмещении световых спектров и светопередачи. Основывался также на идее возникновения пространств, форм из «пересечения отраженных лучей различных предметов», так как человеком в действительности воспринимается не сам предмет, а «сумма лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения». Лучи на полотне передаются с помощью цветных линий.

Светомузыка- вид художественной деятельности, основанный на синтезе музыки и света. На жаргоне «светомузыкой» или «цветомузыкой» называют электронное устройство для построения световых картин, формирования цветовых зрительных образов, сопоставленных с музыкальным сопровождением.

Россиеведение-  Наука о России, населяющих её народах.

Философия серебряного века- Философы серебряного века в этот период обозначили, а находясь за рубежом, развили темы «своеобразного россиеведения». Большое внимание философы серебряного века уделяли проблемам нравственности.

 

 

 

 

 

1 Гарин И. Серебряный век. Т. I. - М, 1999. - С.7-8.

2 Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т. 2. — М., 1994. — С. 67.


Информация о работе Серебряный век русской культуры