Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 14:44, контрольная работа
Серебряный век отнюдь не случайно назвали Русским Ренессансом и сравнили с итальянским Возрождением — и здесь, и там дух эпохи питался усилиями нескольких сот личностей, никак не более. И там, и здесь действительно небывалый взлет духа был ограничен тонким слоем столичной элиты и очень слабым образом затрагивал даже интеллигенцию двух столиц. Но и параллель с итальянским Возрождением приемлема лишь частично: если малочисленной группе философов и поэтов, собравшимся под покровительством Козимо Медичи, действительно удалось «зажечь» интеллектуальную Европу, то попытка последователей Владимира Соловьева была очень быстро погашена1...
1. Объясните, почему серебряный век русской культуры назвали Русским Ренессансом.
2. Охарактеризуйте основные художественные течения серебряного века.
3. Какие авангардистские течения появились в живописи и музыке? Охарактеризуйте их.
4. Объясните, почему серебряный век считают веком большой философской культуры.
5. Как вы понимаете выражение «Россия, которую мы потеряли»?
Контрольные вопросы
1. Объясните, почему
серебряный век русской
2. Охарактеризуйте основные
художественные течения
3. Какие авангардистские течения появились в живописи и музыке? Охарактеризуйте их.
4. Объясните, почему серебряный век считают веком большой философской культуры.
5. Как вы понимаете выражение «Россия, которую мы потеряли»?
Русские мыслители, такие как Н.А. Бердяев, размышляя над судьбами русской культуры XIX—XX вв., поделили ее на три периода: «золотой век» пушкинской культуры, «серебряный век» и «железный век» культуры эпохи советского тоталитаризма.
Серебряный век отнюдь не случайно назвали Русским Ренессансом и сравнили с итальянским Возрождением — и здесь, и там дух эпохи питался усилиями нескольких сот личностей, никак не более. И там, и здесь действительно небывалый взлет духа был ограничен тонким слоем столичной элиты и очень слабым образом затрагивал даже интеллигенцию двух столиц. Но и параллель с итальянским Возрождением приемлема лишь частично: если малочисленной группе философов и поэтов, собравшимся под покровительством Козимо Медичи, действительно удалось «зажечь» интеллектуальную Европу, то попытка последователей Владимира Соловьева была очень быстро погашена1...
Серебряный век русской культуры начинается с 1898 г. — года начала издания одноименного журнала объединением «Мир искусства». В состав «Мира искусства» вошли художники А.Н. Бенуа (1870-1960), К.А. Сомов (1869-1939), Е.Е. Лансере (1875-1946), Л. С. Бакст (1866—1924) и другие, а позже присоединились М.В. Добужинский (1875-1957), Б.М.Кустодиев (1878-1927), Н.Э. Грабарь (1865-1956), В.А. Серов (1865-1911). Заканчивается серебряный век в 1922 г. с высылкой из Советской России выдающихся мыслителей. Это небольшой период — два десятилетия, но он был переломным, как в социально-политическом отношении, так и в культурном, и творчески очень насыщенным. Это относится к живописи, музыке, литературе и философии.
Художников «Мира искусства» отталкивал академизм и тенденциозность передвижников, и они ратовали за новации в живописи. Большинство из них принадлежало к потомственным художественным семьям и свою миссию видело в том, чтобы распространить в обществе высокую культуру, сохранить художественные традиции и художественный вкус. «Мир искусства», писал П.Н. Милюков, «...отталкивается также не менее резко от обличительных тенденций и вообще от гражданских идей в искусстве и от господствовавшего в предыдущем поколении реалистического и позитивистского мировоззрений». Во главе группы «Мир искусства» стоял художник А.Н. Бенуа, который был ее идеологом и теоретиком. В своей «Истории искусства» в 1902 г. он писал: «Частые выставки иностранных художников, устраиваемые в Петербурге и в Москве, общедоступность заграничных путешествий, распространенность иллюстрированных изданий об искусстве — все это сблизило нас с Западом». «Все это способствовало тому, - продолжает Бенуа, - что требования к живописи неизмеримо повысились и обнаружился низкий художественный уровень нашей живописи». Была сформулирована цель — поднять чисто живописную сторону художественного произведения над содержанием.
К истокам русского искусства обратились художники другого общества — «Союза русских художников» (1903—1923), в состав которого входили К.Ф. Юон (1875—1958), Ф.А. Малявин (1869— 1940), СВ. Малютин (1859-1937), А.Е. Архипов (1862-1930) и др. Для них характерны интерес к родной природе и самобытным чертам русской народной жизни, декоративная живописность, обращение к пленэру.
Пленэр (франц. букв. — открытый воздух) — в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы.
Своим путем пошел Н.К. Рерих (1874— 1947). На его примере П.Н. Милюков объясняет космополитизм ряда русских художников серебряного века. «Археолог по профессии, — пишет Милюков о Рерихе, — он ушел от настоящего не в историю, а в доисторическую легенду. Тут, на полном просторе, он развернул свой талант колориста. Пренебрежение к линии ради краски, покрытие краской целых плоскостей без оттенков — эти приемы импрессионизма нашли себе в живописи Рериха широкое применение»2. Милюков подчеркивает, что с течением времени доминирующей чертой у Рериха стал элемент таинственного. Стилизация, прогрессировавшая у некоторых декораторов, у Рериха становится основным законом.
Авангард в искусстве – деятели и произведения, связанные с новейшими тенденциями в своей области. Термин появился во времена Французской революции (как и понятие «реакционный»).
Утонченность и многозначность человека рубежа веков нашли свое воплощение в портретах современников, написанных К.А. Сомовым, В.А. Серовым, К.А. Коровиным. Ведущий художник «Мира искусства» Сомов был сыном хранителя Эрмитажа, получил блестящее образование, окончив Академию искусств, много бывал в Европе. Он создал серию графических портретов своих современников — интеллектуальной элиты: А Блока, Ф. Сологуба, М. Кузмина, В. Иванова, Е. Лансере, М. Добужинского и других. В А Серов — автор портретов актрисы М.Н. Ермоловой, писателя М. Горького, КА Коровин — портретов ф.И. Шаляпина, И.И. Левитана Портреты, созданные художниками серебряного века, — это не просто портреты реальных людей, это галерея творческих людей эпохи, в жизни воплощавших идеалы художников.
Представителями авангарда были В.В. Кандинский (1886—1944), абстрактным композициям которого свойственно сочетание красочных пятен и ломаных линий («Смутное»); К. С. Малевич (1878— 1935), основоположник одного из видов абстрактного искусства — супрематизма, автор «Черного квадрата»; П.Н. Филонов (1883— 1941), стремившийся символически выразить закономерности процессов мировой истории («Пир королей»); М. Шагал (1887—1985), создававший произведения на фольклорные и библейские темы, красочные и радостные («Я и деревня», «Над Витебском», «Венчание»). Несмотря на ярко выраженную индивидуальность творческой манеры каждого из этих художников, характерными для всех были асоциальность, самодовлеющая форма, абсолютизация творческого «я». Их целью было проникновение в подсознательное — область, еще не доступную познанию.
Супрематизм (от лат. — наивысший) — разновидность абстрактного искусства; сочетание окрашенных простейших геометрических фигур, позже «архитектоны» - наложенные на плоскость объёмные формы.
Модернизм - в искусстве XX в. общее название любой попытки отойти от художественных традиций XIX в. Основной упор делается на форму и средства выражения.
В примитивистской манере писали свои полотна М.Ф. Ларионов(1881—1964) и Н.С. Гончарова (1881—1962). Они создавали жанровые картины: у Ларионова — это быт провинциальной улицы и солдатских казарм, а у Гончаровой — крестьянский быт. Формы их произведений плоскостны и гротескны, стилизованы под детский рисунок. Ларионова считают основоположником особого направления в абстракционизме – лучизма. В 1913 г. Он опубликовал книгу под названием «Лучизм». Милюков назвал этих художников «русскими новаторами», которые не только догнали в своём творчестве Запад, но и попытались его перегнать.
Живопись серебряного века была многостилевой, но импрессионизм занимал в ней существенное место. Под влиянием импрессионистов писал свои картины К.А. Коровин (1861—1939) — эмоциональные пейзажи («Зимой»), жанровые полотна («У балкона») и красочные театральные декорации. Постимпрессионисты оказали влияние на В.Э. Борисова-Мусатова (1870—1905), оригинального художника («Водоем»), неоромантика, картины которого с излюбленным им элегическим пейзажем — парком, тихими, таинственными женщинами, как бы тенями прошлого, — легко узнаваемы.
Утонченность и многозначность человека рубежа веков нашли свое воплощение в портретах современников, написанных К.А. Сомовым, В.А. Серовым, К.А. Коровиным. Ведущий художник «Мира искусства» Сомов был сыном хранителя Эрмитажа, получил блестящее образование, окончив Академию искусств, много бывал в Европе. Он создал серию графических портретов своих современников — интеллектуальной элиты: А Блока, Ф. Сологуба, М. Кузмина, В. Иванова, Е. Лансере, М. Добужинского и других. В А Серов — автор портретов актрисы М.Н. Ермоловой, писателя М. Горького, КА Коровин — портретов ф.И. Шаляпина, И.И. Левитана Портреты, созданные художниками серебряного века, — это не просто портреты реальных людей, это галерея творческих людей эпохи, в жизни воплощавших идеалы художников.
М. А. Врубель (1856—1910) начинал свою деятельность еще в 80-х годах XIX в. Он тяготел к символико-философской обобщенности образов, нередко принимающих трагическую окраску. Современникам Врубель казался пришельцем из какого-то другого времени. Его живопись называли «волшебной», а истоки ее волшебства состояли в том, что изощренный взгляд художника «проницал» до самой глубины.
Авангард в искусстве – деятели и произведения, связанные с новейшими тенденциями в своей области. Термин появился во времена Французской революции (как и понятие «реакционный»).
Представителями авангарда были В.В. Кандинский (1886—1944), абстрактным композициям которого свойственно сочетание красочных пятен и ломаных линий («Смутное»); К. С. Малевич (1878— 1935), основоположник одного из видов абстрактного искусства — супрематизма,
Супрематизм (от лат. — наивысший) — разновидность абстрактного искусства; сочетание окрашенных простейших геометрических фигур, позже «архитектоны» - наложенные на плоскость объёмные формы.
Модернизм - в искусстве XX в. общее название любой попытки отойти от художественных традиций XIX в. Основной упор делается на форму и средства выражения
автор «Черного квадрата»; П.Н. Филонов (1883— 1941), стремившийся символически выразить закономерности процессов мировой истории («Пир королей»); М. Шагал (1887—1985), создававший произведения на фольклорные и библейские темы, красочные и радостные («Я и деревня», «Над Витебском», «Венчание»). Несмотря на ярко выраженную индивидуальность творческой манеры каждого из этих художников, характерными для всех были асоциальность, самодовлеющая форма, абсолютизация творческого «я». Их целью было проникновение в подсознательное — область, еще не доступную познанию.
В примитивистской манере писали свои полотна М.Ф. Ларионов(1881—1964) и Н.С. Гончарова (1881—1962). Они создавали жанровые картины: у Ларионова — это быт провинциальной улицы и солдатских казарм, а у Гончаровой — крестьянский быт. Формы их произведений плоскостны и гротескны, стилизованы под детский рисунок. Ларионова считают основоположником особого направления в абстракционизме – лучизма. В 1913 г. Он опубликовал книгу под названием «Лучизм». Милюков назвал этих художников «русскими новаторами», которые не только догнали в своём творчестве Запад, но и попытались его перегнать.
Процессы, развернувшиеся на рубеже веков в живописи, столь же интенсивно проходили в музыке и литературе.
В этот период жили и сочиняли музыку такие выдающиеся композиторы, как С. В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский. Покинув Россию в 1917 г., С. В. Рахманинов (1873—1943) всю остальную жизнь провел в эмиграции и очень тосковал по Родине, тема которой стала основной в его творчестве. Он автор замечательных произведений: четырех концертов для фортепиано с оркестром, прелюдий, этюдов-картин, трех симфоний, «Симфонических танцев» для оркестра, опер «Алеко», «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини», «Литургии Иоанна Златоуста», «Всенощного бдения» и романсов. Его музыкальные произведения сочетают в себе мелодичность и возвышенную эмоциональность. Рахманинов — один из величайших пианистов мира.
В музыке другого выдающегося
И.Ф. Стравинский (1882—1971) — автор балетов «Петрушка», «Весна священная», «Жар-птица», связанных с языческой архаикой, русским фольклором и обрядностью. В России Стравинский жил до 1914 г., а затем — за границей. Композиции он учился у НА Римского-Корсакова; до 1911 г. его музыкальными образцами были НА Римский-Корсаков и АК. Глазунов (1865—1937), автор балета «Раймонда». В разные периоды жизни Стравинский обращался к различным музыкальным направлениям: неофольклоризму, старинной полифонии и додекакофонии. Итальянский писатель А. Моравиа писал, что Стравинский, Пикассо и Джойс «открыли дверь в культуру двадцатого века».
В первые десятилетия XX в. в России создавали свои произведения и классики старшего поколения. НА. Римский-Корсаков в этот период написал три замечательные оперы-сказки: «Кощей бессмертный, «Сказание о невидимом граде Китеже...», «Золотой петушок». Философской направленностью отличалось творчество СИ. Танеева (1856—1915) (кантата «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма»).
4. Объясните, почему серебряный век считают веком большой философской культуры.
Серебряный век — это не только время всевозможных творческих объединений, это время замечательных талантливых и гениальных поэтов и писателей, не входивших в какие-либо группы и объединения. Одним из них был писатель, поэт ИА Бунин (1870—1953). Бунин резко критиковал символистов, считая, что уйдя от классики, они лишь портят русский язык и навязывают публике нелепые вымыслы.
Серебряный век — это век большой философской культуры, когда начинали создавать свои произведения и философские концепции такие выдающиеся русские философы, как Я. Бердяев (1874— 1948), С. Булгаков (1871-1944), Б. Вышеславцев (1877-1954), Л. Карсавин (1892-1952), А. Лосев (1893-1988), И. Ильин (1882-1954), Я. Лосский (1870-1965), Ф. Степун (1884-1965), Г. Федотов (1886-1951), Я Флоренский (1882-1937), С. Франк (1877-1950), В. Зеньковский (1881—1962) и др. В 1922 г. многие из них были высланы за рубеж советским правительством, некоторые погибли в ГУЛАГе, и только А.Ф. Лосев, пройдя через репрессии, дожил в России до наших дней. Многие из этих мыслителей эволюционировали от легального марксизма и экономизма к православному идеалу общества и человека. Будучи людьми не только одаренными, но и европейски образованными (многие окончили европейские университеты), знавшими многие языки, они после высылки из советской России стали преподавать в университетах и академиях Парижа, Нью-Йорка, Берна, Берлина, Белграда, Праги и других европейских городов.