Семантико-стилистические особенности отсубстантивных имен существительных со словообразовательным формантом -ник в СРЯ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:56, реферат

Описание работы

Суффиксальный способ. Это такой способ образования новых слов, при котором в качестве словообразовательного форманта выступает словообразовательный суффикс: «студент-студент-к-а». В процессе суффиксального словопроизводства нередко осуществляется перевод слова из одной части речи в другую: «бледный-бледн-е-ть», «чистить-чист-к-а».

Работа содержит 1 файл

Тема работы моя дипломная.docx

— 52.45 Кб (Скачать)

Тема  работы: семантико-стилистические особенности  отсубстантивных имен существительных  со словообразовательным формантом -ник  в СРЯ

 

Глава 1 Суффиксальный способ, один из главных  способов создания имен существительных  со значением лица.

Суффиксальный способ. Это такой способ образования новых слов, при котором в качестве словообразовательного форманта выступает словообразовательный суффикс: «студент-студент-к-а». В процессе суффиксального словопроизводства нередко осуществляется перевод слова из одной части речи в другую: «бледный-бледн-е-ть», «чистить-чист-к-а».  
 
В качестве производящего слова при суффиксации обычно используется основа словоформы –«стекло-стекл-и-ть», «способный-способн-ость».Довольно часто основа производного слова видоизменяется: «огурец-огуреч-н-ый» (чередование ц/ч), «кататься-кат-ок» (усечение производящей основы), «жить-жи-л-ец» (наращение), «пальто-пальт-ов-ый» (наложение морфем – «пальто+ов-ый»). . [Виноградов В. В.

Русский язык (Грамматическое учение о слове): Учеб. пособие для вузов/Отв. ред. Г. А. Золотова. – 3-е изд., испр. –  М.: Высш. шк., 1986. – 640 с. ]

 
Этот способ используется в словообразовании всех основных частей речи:

-  прилагательные  – сибирский,  обидчивый, завтрашний

- существительные – столик, сестрица, беднота, проигрыватель

- наречия - от прилагательных, причастий,  числительных – 

   плохой – плохо, блестящий  – блестяще, два – дважды

- глаголы -  от существительных  – утюг – утюжить, учительство  – учительствовать

- глаголы  - от прилагательных  – бедный – беднеть, белый  – белеть

-   с помощью постффиксов  –ся, - либо, -нибудь, -то ( постсуффиксальный  способ)-

 умывать – умываться, что-  что- либо,  какой – какой–нибудь, что – что-то. Специфику словообразования в структуре языка определяет

словообразовательное значение, под  которым обычно понимается

присущее слову в целом значение, которое выражается внутрисловными

средствами у части слов, входящих в данную часть речи. Это обобщённое

значение по присущим производным  словам одной словообразовательной

структуры, которое может быть определено как тот семантический

компонент, которым производное  отличается от мотивирующей единицы.

В русской лингвистической литературе разрабатываются два основных

направления в решении вопроса  о словообразовательном значении: одно

опирается на производное слово, (словообразовательное значение

представляет собой результат  абстракции от лексического значения всех

слов, относящихся к данному  словообразовательному типу, с выделением в

зависимости от степени абстракции общих и частных словообразовательных

значений), другое — на производящее слово (словообразовательное значение

представляет собой результат  реализации семантико-синтаксических

валентностей производящего глагола  при отглагольном образовании или

гипотетического глагола-сказуемого мотивирующего суждения, актантами

которого являются производное  и производящее слово, при отсубстантивном

образовании) (Г. А. Пастушенко, 1983). • Центральными понятием словообразования является мотивация, т.е.

производность данной лексической  единицы от другой.

Мотивирующее слово выступает  как более простое в структурном

отношении, первичное, и является базой  для образования мотивированного,

более сложного, вторичного. Мотивирующее и мотивированное слова

образуют словообразовательную пару и связаны отношениями

словообразовательной мотивации. При этом наблюдается причинно-

следственная зависимость мотиватов  и мотиваторов, процесс взаимодействия

одних устойчивых состояний с другими. Деривационные отношения между

ними представляют собой отношения  непосредственной производности и  основываются на явлении семантической  корреляции. Словообразовательная

мотивация, обуславливающая организацию  словообразовательных типов,

предопределяет и их регулярность и продуктивность.

Одним из центральных понятий словообразования является способ

словообразования. В плане диахронии  под способом словообразования

понимается конкретный приём создания мотивированного слова;

фиксируется история слова, исторический процесс создания лексических

единиц на базе уже существующих (например, слово «сейчас» с исторической точки зрения появилось в результате сращения двух слов —

местоимения «сей» и существительного «час»). С позиций синхронии данное

понятие «используется для ответа на вопрос, с помощью какого средства

(или каких средств) выражается  деривационное (словообразовательное)

значение производного слова» (Земская, СРЯ: Словообр, 169).

Первая научная классификация  способов словообразования была

разработана акад. В.В. Виноградовым (1951), который выделил

морфологический способ словообразования, противопоставленный

неморфологическим способам (лексико-семантическому, лексико-

синтаксическому, морфолого-синтаксическому). Морфологический способ

является центральным в русском  словообразовании; это «образование новых

слов с помощью аффиксов» (Виноградов В.В. Вопросы современного

русского словообразования // Виноградов В.В. Исследования по русской

грамматике. — М., 1975. — С. 156). Примыкает  к нему фонетико-

морфологический способ, сутью которого является словообразование без

присоединения эксплицитно выраженных деривационных формантов и

сопровождается фонетическими  изменениями (чередование фонем, смена

ударения). Неморфологические способы  не используют аффиксальных

словообразовательных средств.

Лексико-семантический неморфологический  способ — это

образование слов путём изменения  значения уже существующей лексической

единицы, иными словами, это способ омонимии.

Морфолого-синтаксический неморфологический  способ в

классификации В.В. Виноградова объединяет «все факты перехода слов из

одной части речи в другую, а  также тесно связанные с ними случаи отрыва

формы от системы форм слова и  превращения в самостоятельное  слово»

(Виноградов, 1975).

Лексико-синтаксический неморфологический  способ — это

создание мотивированного слова  на базе словосочетания в результате

слияния двух и более слов.

В современной науке о языке  обычно выделяют следующие способы

словообразования, так или иначе  соотносимые с классификацией,

предложенной В. В. Виноградовым.

Суффиксация. Формант в своей  структуре обнаруживает

словообразовательный суффикс (уче-ник, син-ющ-ий, толк-ну-ть, administration,

friend-less, troop-er), часто и суффиксы  мотивирующего слова (в свою

очередь, словообразовательные для  него). Суффикс может быть как

материально выраженным, так и нет  — в этом случае речь идёт о нулевом

суффиксе, с помощью которого выражаются те же общие и частные

словообразовательные значения, что  и эксплицированными морфами.

Префиксация. Словообразовательным формантом  выступает префикс

(пра-внук, пре-высокий, на-писать, sub-urb, re-gicide, un-handsome).

Постфиксация. Словообразовательным формантом является постфикс

(мыть-ся, какой-то).

Суффикс, в отличие от префикса и посфикса, присоединяется к

мотивирующей основе, а не к слову  в целом. В силу этого два последних

способа словообразования требуют  частеречной и словоизменительной

гомогенности мотивирующего и  мотивированного слов, чем отличаются от

первого способа — суффиксации.

Словообразовательная  модель

Более или  менее регулярно воспроизводящаяся  в определенном языке схема образования  слова из определенных морфем (корня \/ основы и аффиксов) с определенными  принципами их следования и соединения, с определенной акцентной характеристикой, служащая для обозначения понятия  определенного лексико-грамматического  класса: например, образование названий орудий. инструментов в русском языке  от основ глаголов с помощью суффикса -ло — точило.

• деривационное значение деривационное значение — Тип языкового значения, представленный в модели действия по схеме словообразовательного типа: гитар(а) – гитар’– + ист = гитарист – тот, кто умеет играть на гитаре (деривационное значение) …

Фундаментальные труды В.В.Виноградова значительно  обогатили науку о словообразовании разработкой целого ряда проблем, касающихся продуктивности и непродуктивности словообразовательных типов, специфики образования разных частей речи, омонимии и синонимии в словообразовании и др. [34; 35; 37]. В.В.Виноградову принадлежит заслуга решения многих теоретических вопросов деривации, определения места словообразования в системе языка и среди других лингвистических дисциплин. Развивая мысль о взаимосвязи формообразования и словообразования, В.В.Виноградов пришел к выводу о тесной связи последнего с грамматическим строем русского языка, с одной стороны, и с его словарным составом, с другой. Словообразование, по его мнению, — это особая область языка, которая имеет свои закономерности и является вместе с тем смежной и внутренне связанной с лексикой, грамматикой и семантикой [36]. Этот подход позволил 'В.В.Виноградову выделить и рассмотреть такие способы русского словообразования, как морфологический, морфолого-синтаксический (явление перехода слов и форм в другую часть речи), лексико-синтаксический («сращение» словосочетания в одно слово), лексико-семантический (развитие омонимов на основе многозначности слова). Логическое завершение трудов В.В.Виноградова проявилось в блестящей разработке вопросов русского словообразования в первом томе академической «Грамматики русского языка» [60].

В Русской  грамматике-80 словообразовательная система  русского языка определяется как  совокупность словообразовательных типов  в их взаимодействии и как совокупность словообразовательных гнезд найти определения Мотивирующая и мотивированная производная и производящие основы, Словообразовательное гнездо, Словообразовательный формант, необходимые для изучения нашей темы.

 «Под  словообразовательным типом (СТ) понимается класс дериватов, принадлежащих к одной части речи и характеризующихся одинаковыми словообразовательными свойствами: а) производностью от слов одной части речи; б) одинаковым видом словообразования; в) общим способом словообразования; г) тождественным словообразовательным значением; д) одним и тем же средством выражения словообразовательного значения – дериватором» Словообразовательное гнездо - это совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной мотивации. Вершиной (исходным словом) гнезда является немотивированное слово. Гнездо может быть определено и как совокупность словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово.

 

   Пример словообразовательного гнезда:

 

 

 

   § 195. Мотивированное слово всегда  включает мотивирующую основу  и словообразовательный формант.  Мотивирующая основа - это та часть  мотивированного слова, которая  является общей с основой мотивирующего  слова (с учетом морфонологических  преобразований последней - чередований,  наращений, усечений, см. § 206), например: лес - лесок (мотивирующая основа  лес-, формант -ок), партизан - партизанить  (чередование |н-н'|, мотивирующая  основа партиза|н'|-, формант -и1-). Некоторые способы словообразования (сложение, сращение, аббревиация, см. § 203) характеризуются более чем  одной мотивирующей основой. Например, в слове землепроходец - две  мотивирующие основы: зем|л'|- и -прохо|д'|-.

 

   Словообразовательный формант - это наименьшее в формальном  и семантическом отношении словообразовательное  средство (средства) из числа тех  средств, которыми данное мотивированное  слово отличается от мотивирующих. Например, глагол накрахмалить отличается от крахмалить префиксом на-, а от слова крахмал - суф. -и1- и преф. на-; формантом слова накрахмалить является преф. на-. В словах пилотаж, зондаж формантом является суффикс -аж, указывающий на то, что данные слова означают отвлеченное действие, то же, что и мотивирующие глаголы пилотировать, зондировать, а в словах арбитраж, подхалимаж (разг.) тот же формант указывает, что данные слова означают действие, свойственное тому, кто назван мотивирующим словом (арбитр, подхалим). (Современный русский язык 2000, с. 229).

Суффиксальный способ относится к  первому- морфологическому направлению словопроизводства. Это Наиболее продуктивный в обогащении лексики современного русского языка,  создание новых слов на базе имеющегося в языке строительного материала путем закономерного сочетания морфем в слове.

[Кузьмина Н.А. Современный русский язык. М., «Дрофа»,2002г. ]

 

В образовании  имен существительных используются все способы словообразования. Способы  же морфологического словообразования (безаффиксный, сложение сокращенных  основ, усечение производящей основы) действуют только среди существительных. 
 
Имена существительные образуются от основ существительных, прилагательных и глаголов аффиксальными способами: суффиксальным (газетчик, тишина, кройка); префиксальным (сверхприбыль); префиксально-суффиксальным (безработица), а также сложением основ (атомоход), беззафиксным (глушь, синь). 
 
Образование существительных от существительных происходит при помощи суффиксов -ик (ключ < ключик), -ек (замок < замочек), -к (книга < книжка), -чик/-щик (барабан < барабанчик, газета < газетчик), -ник (школа < школьник, чай < чайник), -ин (горох < горошина), -онок (тигр < тигренок), -иц (тигр < тигрица) и многих других.

Информация о работе Семантико-стилистические особенности отсубстантивных имен существительных со словообразовательным формантом -ник в СРЯ