Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:56, реферат
Суффиксальный способ. Это такой способ образования новых слов, при котором в качестве словообразовательного форманта выступает словообразовательный суффикс: «студент-студент-к-а». В процессе суффиксального словопроизводства нередко осуществляется перевод слова из одной части речи в другую: «бледный-бледн-е-ть», «чистить-чист-к-а».
Тема работы: семантико-стилистические особенности отсубстантивных имен существительных со словообразовательным формантом -ник в СРЯ
Глава 1 Суффиксальный способ, один из главных способов создания имен существительных со значением лица.
Суффиксальный способ. Это такой способ образования новых слов,
при котором в качестве словообразовательного
форманта выступает словообразовательный
суффикс: «студент-студент-к-а». В процессе
суффиксального словопроизводства нередко
осуществляется перевод слова из одной
части речи в другую: «бледный-бледн-е-ть»,
«чистить-чист-к-а».
В качестве производящего слова при суффиксации
обычно используется основа словоформы
–«стекло-стекл-и-ть», «способный-способн-ость».
Русский язык (Грамматическое учение о слове): Учеб. пособие для вузов/Отв. ред. Г. А. Золотова. – 3-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1986. – 640 с. ]
Этот способ используется в словообразовании
всех основных частей речи:
- прилагательные – сибирский, обидчивый, завтрашний
- существительные – столик, сестрица, беднота, проигрыватель
- наречия - от прилагательных, причастий, числительных –
плохой – плохо, блестящий – блестяще, два – дважды
- глаголы - от существительных – утюг – утюжить, учительство – учительствовать
- глаголы - от прилагательных – бедный – беднеть, белый – белеть
- с помощью постффиксов –ся, - либо, -нибудь, -то ( постсуффиксальный способ)-
умывать – умываться, что- что- либо, какой – какой–нибудь, что – что-то. Специфику словообразования в структуре языка определяет
словообразовательное значение, под которым обычно понимается
присущее слову в целом
средствами у части слов, входящих в данную часть речи. Это обобщённое
значение по присущим производным словам одной словообразовательной
структуры, которое может быть определено как тот семантический
компонент, которым производное отличается от мотивирующей единицы.
В русской лингвистической
направления в решении вопроса о словообразовательном значении: одно
опирается на производное слово, (словообразовательное значение
представляет собой результат абстракции от лексического значения всех
слов, относящихся к данному словообразовательному типу, с выделением в
зависимости от степени абстракции
общих и частных
значений), другое — на производящее слово (словообразовательное значение
представляет собой результат реализации семантико-синтаксических
валентностей производящего
гипотетического глагола-сказуемого мотивирующего суждения, актантами
которого являются производное и производящее слово, при отсубстантивном
образовании) (Г. А. Пастушенко, 1983). • Центральными понятием словообразования является мотивация, т.е.
производность данной лексической единицы от другой.
Мотивирующее слово выступает
как более простое в
отношении, первичное, и является базой
для образования
более сложного, вторичного. Мотивирующее и мотивированное слова
образуют словообразовательную пару и связаны отношениями
словообразовательной
следственная зависимость
одних устойчивых состояний с другими. Деривационные отношения между
ними представляют собой отношения непосредственной производности и основываются на явлении семантической корреляции. Словообразовательная
мотивация, обуславливающая организацию словообразовательных типов,
предопределяет и их регулярность и продуктивность.
Одним из центральных понятий
словообразования. В плане диахронии под способом словообразования
понимается конкретный приём создания мотивированного слова;
фиксируется история слова, исторический процесс создания лексических
единиц на базе уже существующих (например, слово «сейчас» с исторической точки зрения появилось в результате сращения двух слов —
местоимения «сей» и существительного «час»). С позиций синхронии данное
понятие «используется для ответа на вопрос, с помощью какого средства
(или каких средств)
значение производного слова» (Земская, СРЯ: Словообр, 169).
Первая научная классификация способов словообразования была
разработана акад. В.В. Виноградовым (1951), который выделил
морфологический способ словообразования, противопоставленный
неморфологическим способам (лексико-семантическому, лексико-
синтаксическому, морфолого-синтаксическому). Морфологический способ
является центральным в
слов с помощью аффиксов» (Виноградов В.В. Вопросы современного
русского словообразования // Виноградов В.В. Исследования по русской
грамматике. — М., 1975. — С. 156). Примыкает к нему фонетико-
морфологический способ, сутью которого является словообразование без
присоединения эксплицитно выраженных деривационных формантов и
сопровождается фонетическими изменениями (чередование фонем, смена
ударения). Неморфологические способы не используют аффиксальных
словообразовательных средств.
Лексико-семантический
образование слов путём изменения значения уже существующей лексической
единицы, иными словами, это способ омонимии.
Морфолого-синтаксический неморфологический способ в
классификации В.В. Виноградова объединяет «все факты перехода слов из
одной части речи в другую, а также тесно связанные с ними случаи отрыва
формы от системы форм слова и превращения в самостоятельное слово»
(Виноградов, 1975).
Лексико-синтаксический неморфологический способ — это
создание мотивированного
слияния двух и более слов.
В современной науке о языке обычно выделяют следующие способы
словообразования, так или иначе соотносимые с классификацией,
предложенной В. В. Виноградовым.
Суффиксация. Формант в своей структуре обнаруживает
словообразовательный суффикс (уче-ник, син-ющ-ий, толк-ну-ть, administration,
friend-less, troop-er), часто и суффиксы мотивирующего слова (в свою
очередь, словообразовательные для него). Суффикс может быть как
материально выраженным, так и нет — в этом случае речь идёт о нулевом
суффиксе, с помощью которого выражаются те же общие и частные
словообразовательные значения, что и эксплицированными морфами.
Префиксация. Словообразовательным формантом выступает префикс
(пра-внук, пре-высокий, на-писать, sub-urb, re-gicide, un-handsome).
Постфиксация. Словообразовательным формантом является постфикс
(мыть-ся, какой-то).
Суффикс, в отличие от префикса и посфикса, присоединяется к
мотивирующей основе, а не к слову в целом. В силу этого два последних
способа словообразования требуют
частеречной и
гомогенности мотивирующего и мотивированного слов, чем отличаются от
первого способа — суффиксации.
Словообразовательная модель
Более или
менее регулярно
• деривационное значение деривационное значение — Тип языкового значения, представленный в модели действия по схеме словообразовательного типа: гитар(а) – гитар’– + ист = гитарист – тот, кто умеет играть на гитаре (деривационное значение) …
Фундаментальные
труды В.В.Виноградова
В Русской грамматике-80 словообразовательная система русского языка определяется как совокупность словообразовательных типов в их взаимодействии и как совокупность словообразовательных гнезд найти определения Мотивирующая и мотивированная производная и производящие основы, Словообразовательное гнездо, Словообразовательный формант, необходимые для изучения нашей темы.
«Под словообразовательным типом (СТ) понимается класс дериватов, принадлежащих к одной части речи и характеризующихся одинаковыми словообразовательными свойствами: а) производностью от слов одной части речи; б) одинаковым видом словообразования; в) общим способом словообразования; г) тождественным словообразовательным значением; д) одним и тем же средством выражения словообразовательного значения – дериватором» Словообразовательное гнездо - это совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной мотивации. Вершиной (исходным словом) гнезда является немотивированное слово. Гнездо может быть определено и как совокупность словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово.
Пример словообразовательного
§ 195. Мотивированное слово всегда
включает мотивирующую основу
и словообразовательный
Словообразовательный формант -
это наименьшее в формальном
и семантическом отношении
Суффиксальный способ относится к первому- морфологическому направлению словопроизводства. Это Наиболее продуктивный в обогащении лексики современного русского языка, создание новых слов на базе имеющегося в языке строительного материала путем закономерного сочетания морфем в слове.
[Кузьмина Н.А. Современный русский язык. М., «Дрофа»,2002г. ]
В образовании
имен существительных используются
все способы словообразования. Способы
же морфологического словообразования
(безаффиксный, сложение сокращенных
основ, усечение производящей основы)
действуют только среди существительных.
Имена существительные образуются от
основ существительных, прилагательных
и глаголов аффиксальными способами: суффиксальным
(газетчик, тишина, кройка); префиксальным
(сверхприбыль); префиксально-суффиксальным
(безработица), а также сложением основ
(атомоход), беззафиксным (глушь, синь).
Образование существительных от существительных
происходит при помощи суффиксов -ик (ключ
< ключик), -ек (замок < замочек), -к (книга
< книжка), -чик/-щик (барабан < барабанчик,
газета < газетчик), -ник (школа < школьник,
чай < чайник), -ин (горох < горошина),
-онок (тигр < тигренок), -иц (тигр < тигрица)
и многих других.