Семь чудес света

Автор: Виктория Александровна, 09 Декабря 2010 в 20:20, реферат

Описание работы

К моменту изобретения долговечной формулы "семь чудес" (III век до нашей эры) все они еще существовали, в большинстве своем еще не тронутые временем и людьми, и, главное, были легкодоступны. Античный мир Средиземноморья, ставший особенно тесным и исхоженным после создания империи Александра Македонского и рождения эллинизма, позволял любознательному путешественнику обозреть все семь чудес максимум за несколько месяцев - благо, что ни одно из них (за исключением Вавилона) не было далеко от моря. Да и к Вавилону вело множество обжитых торговых путей.

Вскоре одно за другим чудеса стали исчезать. Уже римскому путешественнику не удалось бы увидеть все семь. А до наших дней дожило лишь одно из чудес, как и парадоксально, самое древнее: египетские пирамиды.

Содержание

1.Введение__________________________________________________3
2.Египетские пирамиды в Эль-Гизе______________________________________3
3.Большая пирамида Хуфу (Хеопса)_____________________________________4
4.Пирамида Хафра____________________________________________________6
5.Пирамида Менкаура_________________________________________________7
6.Висячие сады Семирамиды___________________________________________7
7.Храм Артемиды Эфесской___________________________________________8
8.Галикарнасский мавзолей____________________________________________9
9.Александрийский маяк_____________________________________________12
10.Колосс Родосский__________________________________________________14
11.Статуя Зевса Олимпийского_________________________________________15
12.Список литературы________________________________________________18

Работа содержит 1 файл

Мировая художественная культура.docx

— 58.24 Кб (Скачать)
justify">    Очевидно, римский историк не совсем точен. Дело в том, что Артемиссия умерла через два года после Мавсола. Последние месяцы ее царствования прошли в непрерывных войнах, где она  показала себя отличной военачальницей и, несмотря на сложность положения  маленькой Карии, окруженной врагами, смогла сохранить царство мужа. В  то же время известно, что Александр  Македонский спустя двадцать лет  после смерти Мавсола, ознаменовавшихся в Карии отчаянной борьбой  за власть, смутой и дворцовыми переворотами, осматривал мавзолей готовым и полностью  украшенным. Вернее предположить, что  мавзолей начали строить еще при  жизни Мавсола и Артемиссия лишь завершила его. Ведь сооружение такого масштаба должно было занять несколько  лет.

    В отличие от храма Артемиды Эфесской и других подобных зданий Малой Азии Галикарнасский мавзолей, сохраняя во многом греческие традиции и строительные приемы, несет в себе явное влияние  восточной архитектуры - прототипов ему в греческой архитектуре  нет, зато последователей у мавзолея оказалось множество: подобного  рода сооружения впоследствии возводились  в разных районах Ближнего Востока.

    Архитекторы построили усыпальницу галикарнасскому  тирану в виде почти квадратного  здания, первый этаж которого был собственно усыпальницей Мавсола и Артемиссии. Снаружи эта громадная погребальная камера, площадью 5000 квадратных метров и высотой около 20 метров, была обложена плитами белого мрамора, отесанными и отполированными на персидский манер. По верху первого этажа  шел фриз - битва эллинов с амазонками - "Амазономахия" работы великого Скопаса. Кроме Скопаса там работали, по словам Плиния[10] , Леохар, Бриаксид и Тимофей. Во втором этаже, окруженном колоннадой, хранились жертвоприношения, крышей же мавзолея служила пирамида, увенчанная мраморной квадригой: в колеснице, запряженной четверкой коней, стояли статуи Мавсола и Артемиссии. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих всадников.

Мавзолей  знаменовал собой закат классического  греческого искусства. Очевидно, он был  слишком богат и торжественен, чтобы стать по-настоящему красивым. Даже на рисунках-реконструкциях он кажется  таким же тяжелым и статичным, как персидские гробницы, - в нем  больше Востока, чем Греции. Возможно, виной тому пирамида, возможно, глухие высокие стены нижнего этажа. Впервые в греческом искусстве  были объединены все три знаменитых ордера. Нижний этаж поддерживался  пятнадцатью дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа  были коринфскими, а внешние - ионическими.

    Плиний  утверждает, что мавзолей достигал в высоту 125 локтей, то есть шестидесяти  метров, другие авторы дают либо большие, либо меньшие цифры.

Мавзолей  стоял в центре города, спускавшегося  к морю. Поэтому с моря он был  виден издалека и выгодно смотрелся  рядом с другими храмами Галикарнаса - колоссальным святилищем Ареса, храмами  Афродиты и Гермеса, которые стояли выше, на холме, по сторонам мавзолея.

    По  всему античному миру строились  копии и подражания мавзолею в  Галикарнасе, но, как и положено копиям, они были менее удачны и поэтому  вскоре забыты. Он стал так знаменит, что римляне называли мавзолеями все крупные усыпальницы. Построен мавзолей был столь прочно, что, хотя и обветшал, простоял почти две  тысячи лет. А о том, как мавзолей погиб, известно из хроники историка позднего средневековья, где говорится  о последних днях ордена иоаннитов  на острове Родос.

    "В  1522 году, когда султан Сулейман  готовился к нападению на родосцев, великий магистр ввиду предупреждения  опасности послал нескольких  рыцарей, чтобы привести в порядок  укрепления и насколько возможно  воспрепятствовать высадке неприятеля. Прибыв в Мезину (так именовался  тогда Галикарнас), рыцари тут  же принялись за укрепление  замка. За неимением подходящих  материалов они воспользовались  мраморными плитами и глыбами,  из которых состояла древняя,  полуразрушенная постройка вблизи  гавани. Снимая глыбу за глыбой, они спустя несколько дней  добрались до какой-то пещеры. Они увидели прекрасную четырехугольную  залу, украшенную мраморными колоннами,  карнизами и различными орнаментами.  Промежутки между колоннами были  заполнены украшениями из различных  мраморов, по стенам и на потолке  виднелись мраморные же рельефы,  изображавшие различные сцены  и даже целые сражения. Подивившись  всему этому, рыцари, однако, воспользовались  и этим материалом, так же как  наружными глыбами. За этой  залой они нашли еще другую, меньшую, в которую вела низенькая  дверь. В этой зале они увидели  четырехугольный мраморный надгробный  памятник со стоящей на нем  урною. Памятник этот был сделан  очень искусно из белого мрамора,  дивно светившегося в темноте.  Вошедшие рыцари не имели возможности  оставаться там дольше, так как  в это время ударил призывный  колокол. Вернувшись на другой  день, они увидели памятник разрушенным  и могилу открытой. На земле  были разбросаны кусочки золотой  парчи и золотые пластинки. Это заставило их предположить, что пираты, сновавшие у побережья, ночью проникли туда и нашли много драгоценностей..."

    Так до нас дошло единственное достоверное  описание погребального зала мавзолея, сделанного со слов археологов "наоборот" - последних, кто видел мавзолей стоящим, и сделавших все, чтобы от памятника  ничего не осталось.

    В середине XIX века путешественники по Малой Азии обращали внимание на то, что стены турецкой крепости Будрун, перестроенной из ионнитского замка  святого Петра, сложены не столько  из каменных глыб, сколько из мрамора. Это неудивительно: остатки античных городов всегда служили строительным материалом сначала византийцам, а  потом арабам и туркам. Но уж очень  красивы и необычны были мраморные  плиты стен Будруна: неизвестный  гений населил их барельефы неистовыми людьми и богами.

    Когда слухи об этом дошли до английского  посла в Турции, он приехал в  Будрун и после долгих переговоров  и множества взяток купил разрешение выломать из стен двенадцать плит и  перевезти их в Британский музей. Английские ученые по сохранившимся  описаниям и отзывам современников  вскоре догадались, что перед ними часть знаменитого фриза Скопаса - "Амазономахии".

    Убедившись  в том, что Галикарнасский музей  надо искать в Будруне, сэр Ньютон, хранитель Британского музея, поспешил туда. Первое, что он увидел, высадившись  на берег, были два мраморных льва, вставленные в стену крепости мордами к морю. Львы тоже были когда-то позаимствованы крестоносцами для  военного строительства. Ньютон не тратил времени даром. Он облазил всю  крепость, отыскивая и определяя "ворованные" плиты и статуи. В ожидании, как всегда нескорого, разрешения на изъятие плит он начал  искать то место, где когда-то стоял  мавзолей, который должен был находиться недалеко от крепости. Иначе бы ионнитам не было смысла таскать оттуда плиты  и глыбы.

    За  девять месяцев, проведенных в Будруне, Ньютон отыскал обломки мавзолея, а под слоем земли и мусора - еще четыре плиты Скопаса. Когда  же раскопки подходили к концу, обнаружили самую главную находку - расколотые на множество частей двухметровые статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие прежде в колеснице, на верху мавзолея, и  разрешавшую все сомнения почти  целую мраморную лошадиную голову почти в метр длиной, с бронзовой  позолоченной уздечкой и подвесками - украшениями. Удивительно то, что  голова оказалась деформированной. Ньютон догадался, что лошади, запряженные  в колесницу карийских монархов, стояли на шестидесятиметровой высоте. Этим-то и объяснялась несоразмерность: на лошадей следовало смотреть издали и снизу. 

Александрийский маяк

Только  одно из Семи Чудес Древнего мира несло  в себе не только архитектурную элегантность, но и практическую функцию: Александрийский (Фаросский) Маяк. Он гарантировал для  моряков безопасный возврат в  Большую Гавань. Кроме того, он был  самым высоким сооружением на Земле.

Место: Древний остров Фарос. Сегодня это  мыс в пределах города Александрия  в Египете.

История:

После завоевания Египта в 332 году до н.э. Александр  Македонский решил основать там  новую столицу. Так возникла Александрия.

    Позиция нового города выбиралась тщательно. Вместо основания его на дельте Нила, был  выбран район, расположенный в двадцати милях на запад, чтобы ил и грязь, принесенные рекой, не засоряли городскую  гавань. На юге город заканчивается  озером Мареотис. После того, как  был создан канал между озером и Нилом, город имел две гавани: один для движения по Нилу, и другой для средиземноморской морской  торговли. Обе гавани были должны оставаться глубокими и чистыми.

    Александр умер около 323 года до н.э, и строительство  города было завершено Птоломеем I, под чьим правлением Александрия  достигла богатства и процветания[11] .

    Много удивительного и чудесного было в этом городе. Здесь находился  и знаменитый Мусейон (Музей-храм муз), где размещались астрономическая  обсерватория, школа, анатомический  театр, мастерские. В разное время  в Мусейоне жили и работали многие гениальные греческие ученые - создатель  геометрии Евклид, пионер хирургии Герофил. Здесь получил образование  и работал Архимед. Здесь трудился многие годы замечательный механик  Герон, построивший первые автоматы и написавший о них увлекательную  книгу Театр автоматов.

    По  мере развития судоходства, морской  торговли все острее ощущалась потребность  в маяке, который среди подводных  скал и мелей указывал бы судам  безопасный путь в александрийскую  гавань. На восточной оконечности  острова Фарос, лежащего в море на расстоянии 7 стадий (1290 м) от Александрии, был построен на Средиземноморье  маяк, который стал носить имя острова. Связь имени маяка с его  с функцией оказалась такой прочной, что слово "Фарос" стало корнем слова "маяк" на многих языках - французском, итальянском, испанском и румынском.

    Высота  маяка - 135 м, его свет был виден  на настоянии 60 км (по другим свидетельствам, до 100 км). Нижняя часть представляла собой четырехгранную призму 60-метровой высоты с квадратным основанием, длина  стороны которого составляла 30м. Во внутренних помещениях хранился различный  инвентарь, а плоская крыша, украшенная по углам огромными статуями Тритона, служила основанием средней части. Это была 40 - метровая восьмигранная  призма - башня, облицованная белым  мрамором. Верхняя (третья) часть маяка  была сооружена в форме цилиндрической колоннады - 8 колонн несли купол, увенчанный 7 - метровой бронзовой фигурой повелителя морей Посейдона. Источником света  служил постоянно горящий большой  костер. Каким образом достигалась  яркость и дальность свечения до сих пор не установлено. По одной  версии, этот эффект достигался с помощью  огромных зеркал из полированной бронзы или стекла. По другой - благодаря  использованию прозрачных шлифованных  камней - линз.

    Всех, видевших маяк, приводили в восторг  сделанные из позолоченной бронзы высокие  стройные женские фигуры. Время от времени эти неподвижные фигуры вдруг оживали. Это были не просто статуи, а хитроумные автоматы. Одни показывали силу ветра и морских  волн, передвигая большие золотые  стрелки на огромных синих циферблатах. Другие, поворачиваясь, указывали направление  ветра или следовали руками за движением солнца и луны. Женщины-автоматы стояли и возле больших Водяных  часов - клепсидр. Они били в коки. А в туман и непогоду трубила в изогнутый золотой рог еще одна прекрасная женщина, предупреждая мореходов об опасной близости отмелей и подводных скал.

    История сохранила имя создателя Фаросского маяка: на одной из плит ученые обнаружили надпись: «Сострат, сын Дексифана  из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореходов». Надпись сохранилась  благодаря находчивости архитектора - он закрыл ее слоем штукатурки, на которой написал имя правителя  Египта.

    В ослепительном блеске маяка, как  в фокусе, сконцентрировалась вся  мудрость, сила мысли и глубина  знаний великих ученых Мусейона. Но сильным землетрясением в мае 1100 г. он был разрушен почти до основания. В средние века остатки подиума  Александрийского маяка были встроены в турецкую крепость Кайт Бей. Сейчас она превращена в египетский военный  форт. Поэтому добраться до остатков маяка невозможно даже ученым-археологам.  

Колосс  Родосский

Место: Вход в гавань на острове Родос  в Греции.

Информация о работе Семь чудес света