Самарский областной музей им.Алабина

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 21:34, реферат

Описание работы

Целью данной работы является воссоздание истории организации краеведческого музея в Самаре и формирование его коллекции. Достижение этой цели возможно путем решения следующих задач:
1)Проанализировать условия основания музея в Самаре;
2)Исследовать этапы формирования коллекции Самарского Городского Публичного Музея, начиная с 1880 года и пополнения коллекции до 1922 года;
3)Рассмотреть вопрос о культурно-просветительской деятельности музея.

Содержание

Введение

Самарский музей в конце XIX – начале XX веков
Создание музея
Формирование коллекции.
Культурно-просветительская деятельность музея
Самарский музей в годы гражданской войны.
Музей на современном этапе
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат, самарский областной музей алабина.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

  В архиве Алабина сохранились письма самарского губернатора К.К. Грота, основателя научного кумысолечения И.В. Постникова, автора проекта самарского водопровода А.П. Зимина.

  После своего официального назначения на должность  заведующего в апреле 1882 года Алабин обращается в Московский и Санкт-Петербургский монетные дворы с заказами на монеты и юбилейные медали уже музейной нумизматической коллекции.

  Огромную  переписку имел П.В. Алабин с книгоиздателями  как Москвы и Санкт-Петербурга, так  и Лейпцига, Амстердама, Парижа и  других городов Европы. Художественная литература, книги по разнообразным отраслям знаний и искусству наполняли Публичную библиотеку и библиотеку Публичного музея. 
Следует отметить, что с первых же годов существования музея печатались отчёты по работе музея (c 1889 г.), и с 1885 года о работе музея печаталось в отчетах Александровской Публичной библиотеке и Зала императора. В первых отчётах печатались только списки приобретенных и подаренных предметов и коллекций. О других видах деятельности по данным отчетам судить невозможно, за исключением – о посещении формирующегося музея почетными гражданами города или высокопоставленными лицами.

  Только  после 1886 года в отчетах Александровской  Публичной библиотеки появляется как  отдельная часть отчёт Публичного Музея. Однако структура отчета фактически осталась неизмененной: сначала – сведения о выделяемых на устройство музея средств, хозяйственная часть (указывалась общая сумма, выделяемая и на устройство Зала императора, и на устройство музея, потом указывалось сколько в отчетном году было израсходовано на Зал, сколько - на музей); затем – список приобретенных вещей (витрины или экспонаты); в конце – список лиц, которые сделали пожертвования в Музей в отчетном году.

  С 1886 по 1896 год шло активное формирование музея: пополнялись собираемые коллекции, закупалось необходимое оборудование, в основном витрины. Однако основная часть коллекции формировалась за счет пожертвований. Так, например в 1887 году на устройство и Зала императора Александра Второго, и Публичного музея было выделено 268 рублей. На устройство Публичного музея осталось 116 рублей 77 копеек. В итоге в 1887 году музеем были приобретены только две витрины (для минералогической коллекции – 70 рублей, для нумизматической коллекции – 40 рублей) и 50 фотографий по этнографии и антропологии.

  Следует отметить, что пожертвования были разными – зависели, естественно, от лиц которые их делали. В одних  случаях музей в качестве пожертвований  получал очень ценные экспонаты, предметы и коллекции. Преподаватель Самарского реального училища П.А. Ососков неоднократно преподносил в дар музею различные ценные предметы (например, коллекция слепков вымерших третичных животных – в августе 1892 года, а также уникальная находка – небольшая медная фигурка бурхана или идола), и П.В. Алабин, который будучи в течении 16 лет заведующим Музея передал в качестве дара множество ценных предметов, экспонатов и коллекций. Среди подобных пожертвований можно отметить передачу в Музей альбом фотоснимков солнечного затмения в 1887 году в Самаре фотохудожника Васильева. Таких поступлений в Музей было достаточно много.

  Но большая  часть поступлений носила «кунсткамерный характер: монеты, рога, морские звезды, экзотические птицы и звери». «Сохранившиеся отчеты музея содержат целые страницы с фамилиями жертвователей». Предметы, которые они приносили в полной степени характеризовали их взгляды на музей. В большинстве случаев люди приносили в музей художественные открытки, репродукции, предметы собственного творчества – рисунки, вышивки и т.п.  
Очень часто люди приносили в дар музею самые различные фотоснимки. Это было связано с тем, что сама администрация Самарского Городского Публичного Музея обращалась с призывом «прийти со своими трудами на помощь музею в выполнении его задачи. Для музея было бы весьма важно иметь фотографии отдельных местностей губернии: виды возвышенностей, курганов, долины рек, лесов и другие виды».

  Пополнение, комплектование музейных фондов продолжалось до 1914 года, о чём могут свидетельствовать  отчёты, которые выпускались музейной администрацией вплоть до 1914 года. Однако в том же году их выпуск прекращается. Поэтому судить о начавшемся тематическом комплектовании отдела «Россия в Первой мировой войне», как и вообще о деятельности музея, не возможно. Музей фактически закрылся. Такая ситуация сохранилась до 1917 года.  
К началу революционных событий Самарский Городской Публичный Музей представили из себя достаточно солидное культурно – просветительское заведение. В течении более чем 35 лет (с 1880 по 1917 годы) основным направлением коллекции: сбор различных предметов и комплектование их в фонды. К 1917 году Музей сблизил богатой и ценной коллекцией, которая была разобрана и распределена по отделам.

  Культурно-просветительская деятельность музея.

  Самарский Городской Публичный Музей изначально задумывался как «учреждение, которое образовывалось бы с целью умственного и нравственного развития общества». Подготовительной комиссией, которая была создана Самарской Городской Думой для выработки предложений к юбилею царствования Александра Второго, музей был признан таким учреждением, которое к тому же отвечало потребностям самарского общества.

  В том  же докладе Подготовительной Комиссии подчеркивалось, что музеи являются одним из действенных средств  народного образования и признаются одним из лучших способов проведения необходимых и полезных знаний в народную массу.

  Поэтому Самарский Музей рассматривался не просто как хранилище эстетических и научных образцов и технического опыта, но и как первоисточник знаний, используемый для образования и удовлетворения любознательности. То есть, как определила Подготовительная Комиссия, Самарский Музей должен был «иметь образовательный характер и вместе с тем служить средством  изучения Самарского края в отношении естественном, сельскохозяйственном, промышленном, техническом, историческом и археологическом». 
Перед музеем ставилась также задача - «развивать эстетический вкус в своих посетителях не только выставленными произведениями искусства, но и образцами и моделями действующих и изобретаемых орудий и, служащих для облегчения труда». Поэтому можно сказать, что основной деятельностью Самарского Музея подразумевалась прежде всего культурно-просветительская деятельность, а коллекция, формированием которой музей занимался в течении всего своего существования, явилась средством этой деятельности. Основным же методом культурно-просветительской деятельности Самарского Музея явилась экспозиция музейных предметов. Естественно, что культурно-просветительская деятельность музеев на экспозиции музейных предметов не ограничивается.

  Следует  упомянуть, что 15 ноября 1886 года (через два дня после официального открытия Самарского Городского Публичного Музея) был издан «Проект нормального  устава  губернских земских естественноисторических музеев, выработанный Санкт-петербургским обществом Естествоиспытателей», в котором содержались задачи и основные виды деятельности естественноисторических музеев.

  Существовали  практические задачи музея, которые  заключались в следующем:  
1) «возможное содействие к разрешению разных сельскохозяйственных вопросов»; 2) «таковое же содействие к разрешению вопросов, относящихся к промышленности края»; 3)«разрешение вопросов, имеющих отношение к народной школе (снабжение земских училищ местными естественноисторическими коллекциями, организация экскурсий с сельскими учителями для ознакомления их с местной флорой, фауной, горными породами, почвами)».

  Таким образом, задачи народного образования и  проведения необходимых и полезных сведений в народную массу решались с помощью наглядного ознакомления с коллекцией музея, с помощью чтения публичных лекций и распространения литературы о предметах музейной коллекции; а также с помощью практической деятельности – содействия в разрешении сельскохозяйственных  вопросов, вопросов, связанных с промышленностью и вопросов народного образования.

  Обо всех видах культурно-просветительской деятельности самарского городского Публичного Музея можно судить в основном только по отчетам, которые выпускались администрацией до 1914 г.

  Очевидно, что задачи культурно-просветительской деятельности начали решаться Самарским Музеем только со времени открытия его для посещений.  
Официальное открытие Музея состоялось в мае 1899 г. – через 13 лет после основания и через 19 лет после начала формирования коллекции. «После окончания работ по расстановке коллекции в день Святой  Троицы (24 мая 1899 года), после молебна» музей был открыт.

                  Самарский музей в годы гражданской войны. 
С началом Первой мировой войны музей фактически закрылся. В 1914-1917 годах завершается в целом дореволюционный период развития Самарского Городского Публичного Музея. Хотя он продолжал свою деятельность, но затишье в его работе граничило с закрытием. Очевидно, что с февраля 1917 года в жизни музея начинается новый период.

  Однако  о музее в 1917 году практически ничего не известно. Единственный источник, в котором упоминается о его деятельности в феврале 1917 года – краткая справка по истории Самарского музея, содержащаяся в путеводителе «Средневолжский государственный краевой музей». Здесь, в частности, сообщается: «В начале февральской революции в Музее почувствовалось оживление. Монархический характер Музея стал шокировать его создателей. Портрет Александра Второго со всеми орденами, лентами и венками был перенесён на чердак, а образовавшуюся пустоту попробовали заполнить материалами «революционного» содержания: воззваниями земства, портретами Керенского А.Ф. и других общественных деятелей».

  Однако  уже в мае, то есть через 3 месяца, в музее вновь наступило затишье.  
К 1917 году музей обладал богатой и ценной коллекцией, имел научные связи с университетами, научными обществами и музеями, занимался активной культурно-просветительской деятельностью. Иными словами, к началу 1917 года Самарский Городской Публичный Музей был именно тем учреждением, каким он и задумывался в 1880 году.

  Совершенно  естественно, что революционные  события 1917 года отразились и на Самарском  Музее. Изменения коснулись почти  всех сторон жизни музея: от управления, формирования коллекции до экспозиции. Следует заметить, что изменения произошли не в один момент, фактически все годы гражданской войны происходило преобразование Музея. В первые годы после гражданской войны преобразования Музея продолжались. Это полностью изменило его облик. Поэтому период с 1917 по 1922 год в жизни Самарского Музея можно считать переходным периодом.

  По сравнению с дореволюционным периодом, когда в год поступало около 100-130 предметов, музейная коллекция в первые месяцы после революции увеличилась значительно. Большинство исследователей этого вопроса называют следующие цифры: «После Октября за два с половиной месяца в Музей поступило около 6 тысяч ценных экспонатов – преимущественно из национализированных домов и имений». Это не только старинная мебель, фарфор, гобелен, картины из национализированных домов, но и предметы, имеющие непосредственную музейную ценность: различные этнографические, археологические, нумизматические коллекции, коллекции оружия и т. п.  
В период «управления» Музеем т.н. «музейной тройкой» коллекция и фонды подвергались большим хищениям, всё оставшееся было приведено в беспорядок, имевшиеся описи и инвентарные книги были уничтожены. В «Протоколе опроса бывших сотрудников Губмузея …» и в «Акте осмотра Самарского Губернского Музея 15 марта 1921 года» были зафиксированы все возможные пропажи экспонатов Музея. В частности, Башкиров А.С., председатель Общества Истории, Археологии, Этнографии и Естествознания, который работал в Музее до сентября 1919 года в качестве эксперта, при беглом осмотре указал на пропажу из витрин золотых монет, некоторых видов оружия и «альбома Симакова (рисунки туркестанских мечетей с деталями орнамента)».

  Хованский С.А. и Яковлев Ф.Т. (заведующий Музеем до сентября 1919 года) представили целый  список замеченных ими пропаж при  беглом осмотре. К примеру, Хованский C.А. обратил внимание на отсутствие различных серебренных экспонатов: столовые приборы с фамильными пометками Бугурусланского дворянства, серебряные и платиновые монеты и порчу экспонатов из  естественно-исторического отдела.  Яковлев Ф.Т. подтвердил пропажи, на которые указал Хованский и Башкиров, а так же указал на пропажу китайского фарфора, большого количества сукна, покрывавшего лестницы в помещении Музея, а также многих икон, представляющих историческую ценность.

  15 марта  1921 года Музейной Коллегией и Ревизионной Комиссией был произведён более подробный анализ состояния музея. В ходе подробнейшего осмотра были замечены новые пропажи: были обнаружены пустые витрины для монет и медалей; отсутствие многих картин; отсутствие ценных спиртовых и фармалиновых препаратов, необходимых для естественно-исторического отдела; отсутствие палеонтологических коллекций и коллекций по ботанике; в историко-археологическом отделе – отсутствие ценной серебренной иконы и т. п.[21]  
Однако установить все без исключения пропажи музейных предметов без описей и инвентарных книг, которые также были утрачены, не удалось.  
После того, как управление музеем было передано Самарскому Обществу Археологии, Истории, Этнографии и Естествознания формирование коллекции приобретает научную основу. Как уже говорилось, это общество в 1921 году разработало «Положение о Самарском Губернском Центральном Музее».  
По этому проекту музей в Самаре определился как научное учреждение, «имеющее целью сосредотачивать в себе всё, что относится до археологии, искусства, художественной промышленности, истории, этнографии, естествознания вообще и Самарского края в частности. Сделать собранные коллекции доступными народным   массам и сообщить им  организованные знания в области перечисленных наук путём демонстрации с объяснениями, публичных лекций, бесед и выставок».

  По сравнению  с проектом П.В. Алабина «изменилось  первоначальное назначение музея как музея публичного».

  В проекте 1921 года определялось несколько направлений  деятельности, но как и прежде основных было два: 1. Формирование коллекции  
                                                    2. Экспонирование этой коллекции.

  Так же, как  и в проекте П.В. Алабина, в проекте 1921 года эти два вида деятельности Музея представляли собой единое целое – экспозиция коллекции Музея.

  В заключение можно сказать, что длительный переходный период с 1917 по 1922 год имел большое  значение. Несмотря на то, что с ноября 1919 года по январь 1921 года музей подвергся хищениям, в целом этот период (1917 –1922 годы) музей значительно пополнил свою коллекцию по различным отделам, в основном благодаря национализации. В итоге помещение, которое он занимал стало настолько тесным, что было невозможно развернуть экспозицию по всем отделам, хотя их количество по сравнению с дореволюционным периодом по меньшей мере сократилось в два раза.

  Музей на современном этапе.

Информация о работе Самарский областной музей им.Алабина