Самарский областной музей им.Алабина

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 21:34, реферат

Описание работы

Целью данной работы является воссоздание истории организации краеведческого музея в Самаре и формирование его коллекции. Достижение этой цели возможно путем решения следующих задач:
1)Проанализировать условия основания музея в Самаре;
2)Исследовать этапы формирования коллекции Самарского Городского Публичного Музея, начиная с 1880 года и пополнения коллекции до 1922 года;
3)Рассмотреть вопрос о культурно-просветительской деятельности музея.

Содержание

Введение

Самарский музей в конце XIX – начале XX веков
Создание музея
Формирование коллекции.
Культурно-просветительская деятельность музея
Самарский музей в годы гражданской войны.
Музей на современном этапе
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат, самарский областной музей алабина.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

 
Самарский музей в конце XIX – начале XX веков 

  • Создание музея 
  • Формирование коллекции. 
  • Культурно-просветительская деятельность музея 

Самарский музей в годы гражданской войны. 

Музей на современном  этапе 

Заключение 

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ВВЕДЕНИЕ

  В последнее  время наблюдается небывалый  взлет интереса к краеведению. Не обделен вниманием и Самарский  край. Что касается его истории, то особо популярны проблемы культуры как носителя местного своеобразия, колорита.

  Интерес вызывают также и отдельные аспекты  этой проблемы. В частности, до сих  пор остается очень популярной тема жизни и творчества Петра Владимировича Алабина, его подвижнической деятельности. Известно, что он был не просто общественным деятелем, «его в равной степени можно назвать писателем, ботаником, археологом, этнографом, историком, краеведом, библиографом, музейным работником, организатором и учредителем школ».

  Актуальность  выбранной темы заключается в том, что, несмотря на достаточно значительное количество литературы, посвященной как деятельности П.В. Алабина, так и самарской культуре, многие вопросы остаются ещё малоизученными. Ярким примером этого является одно из «любимых детищ» Петра Владимировича – самарский краеведческий музей.

  История его создания, формирования коллекции, и вообще деятельность музея в конце XIX в. малоизвестны. Многие монографии и сборники, которые уделяют определённое внимание самарской культуре этого периода, лишь вскользь упоминают о существовании музея в Самаре, или вообще не содержат даже упоминания о нём.

  Уникальность  самарского музея в том, что уже  при создании он имел научную основу, разработанную П.В. Алабиным. В результате своего развития самарский музей  к началу XX в. стал одним из очагов широкого распространения науки и культуры в народные массы. Однако об этой деятельности самарского музея практически ничего не известно. Что касается других аспектов этой проблемы, то в существующей литературе они освещены не достаточно полно. Поэтому изучение истории создания  самарского музея и формирование его коллекции представляет большой интерес.

  Объектом  исследования является деятельность самарского краеведческого музея в период его создания. Как таковой он появляется в 20-е годы прошлого века в результате выделения филиалов из единого музея, который до революции носил название Самарский Городской Публичный Музей. Краеведческий музей с полным основанием можно считать главным наследником Самарского Городского Публичного Музея.

  Целью данной работы является воссоздание истории организации краеведческого музея в Самаре и формирование его коллекции. Достижение этой цели возможно путем решения следующих задач:  
1)Проанализировать условия основания музея в Самаре;  
2)Исследовать этапы формирования коллекции Самарского Городского Публичного Музея, начиная с 1880 года и пополнения коллекции до 1922 года;  
3)Рассмотреть вопрос о культурно-просветительской деятельности музея.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Самарский музей в конце XIX – начале XX веков 

Создание  музея.

  Основание Самарского Городского Публичного Музея относится к 80-м годам XIX века. Это одно из свидетельств бурного социально-экономического развития не только Самары, но и всей России в пореформенный период. Самарский краеведческий музей возник по инициативе общественности, признававшей необходимость широкого распространения науки и культуры в народных массах.

  Характерной особенностью Самарского краеведческого музея является то, что уже при  создании он имел свою концепцию развития. В этом – целиком заслуга П.В. Алабина. Именно ему музей обязан своим рождением.

  Мысль о  создании музея зародилась во время  подготовки к празднованию двадцатилетнего  юбилея царствования императора Александра II. 19 ноября 1879 года проходило заседание Самарской Городской Думы, на котором было решено избрать комиссию по выработке предложений к юбилею. На создание комиссии ушла целая неделя (с 19 по 27 ноября 1879 года). Образованная 27 ноября 1879 года Подготовительная комиссия по выработке предложений к юбилею двадцатипятилетию царствования Александра II, состояла из десяти гласных Самарской Городской Думы под председательством городского главы М.Н.Назарова. В Подготовительную Комиссию вошёл также и П.В.Алабин.

29 января 1880 года  на заседании Самарской Городской  Думы Алабин зачитал доклад  Комиссии, которая признала необходимость сооружения памятника, «вполне достойного величине торжественного события и соответствующего идее, служащей основанием всей благотворной деятельности Царственного  Юбиляра».

  «Таковым  памятником, по мнению Самарской Городской Думы явилось бы каждое учреждение, которое бы образовывалось бы с целью умственного и нравственного развития отечественного общества; следовательно предстояло только наметить такое учреждение означенного характера, которое в данном случае отвечало бы потребностям  Городского Общества в возможно большей степени».

  Далее в  докладе говорилось, что музеи  «по всей Европе признаны одним из действительнейших средств образования  – что в Европе издавна, а в  последнее время и у нас  в России, правильно устроенный и вполне  доступный публике музей, признаётся одним из лучших способов проведения необходимых сведений в народную массу».

  Поэтому в заключение доклада был сделан вывод, что лучшим памятником к двадцатилетнему юбилею царствования Александра II является «сооружение вполне приличного здания для существующей уже в Самаре Публичной библиотеке и в том же здании – устройство Публичного Музея». Этот музей должен был бы иметь общеобразовательный характер и служить средством изучения Самарского края.

  5 февраля того же года Самарская Городская Дума постановила соорудить на углу Дворянской и Алексеевской улиц (ныне улица Куйбышева и улица Красноармейская) здание для библиотеки и музея. В этот же день П.В. Алабин представил на обсуждение Самарской Городской Думы проекты «Зала императора» и музея. Были определены также цели, задачи и принципы работы музея. Но наиболее полно, обстоятельно все вопросы, связанные с деятельностью и самим существованием музея, были раскрыты П.В. Алабиным в проекте 1886 года. Именно второй вариант проекта был принят за основу в том же году.  
В июле 1886 года в «Проекте Публичного Музея» Алабин определил цели, задачи, направления в деятельности музея, его устройство и систему административного  руководства.

  Кроме «специальной»  цели – «наглядного ознакомления с Самарским краем в отношениях: антропологическом, с его живым и растительным миром, сельским хозяйством и промышленностью (заводской, ремесленной, кустарной, фабричной)» - ставилась задача «развивать эстетический вкус в посетителях не только выставленными произведениями искусства, но и образцами и моделями  действующих и изобретенных орудий и машин, служащих для облегчения труда». 
Таким образом, музей рассматривается как хранилище не только эстетических, но и научных образцов и технического опыта.

  В августе 1880 года последовал ответ от Самарской  Городской Думы на доклад  Подготовительной Комиссии о необходимости в Самаре музея и первоначальный проект П.В. Алабина по устройству этого музея. «17 августа….1889 года за №3973, г. Самарский Губернатор А.Д. Свербеев уведомил Самарского Городского голову М.Н. Назарова о воспоследовавшем Высочайшим соизволении на приведение в предположение предположений Думы об устройстве в городе Самаре Публичного Музея».

  Формирование  музея с 1880 года с разрешения Самарской Городской Думы принял на себя действительный статский советник, член попечительского Комитета при Самарской Публичной библиотеке, а затем его председатель, гласный Городской Думы (в 1871-1877 году и  1892-1896 годах), городской голова (с 1885 по 1891 годы) Пётр Владимирович Алабин. Его энергии и неустанным трудам музей обязан не только своим созданием, но и почти всем, что было в нём собрано с 1880 по 1896 годы.

  С 1880 года деятельность музея находилась в ведении Попечительского Комитета при Самарской Александровской Публичной библиотеке. Но в 1882 году (15 апреля) М.Н. Назаров, председатель попечительского Комитета, просил члена комитета П.В. Алабина специально заняться формированием, собиранием экспонатов и «хранить в своём ведении до времени доступного обозрения и пользования публикой, а также завести книгу для записей экспонатов и пожертвований для музея».

  Таким образом, П.В. Алабин стал первым заведующим Публичным  Музеем и Залом императора Александра Второго. Ещё до официального открытия музея, которое состоялось 13 ноября 1886 года.

  Можно сказать, что формирование музея в Самаре началось за шесть лет до официальной даты открытия, которое состоялось 13 ноября 1886 года.  В течение этих шести лет единственным направлением деятельности был сбор предметов в музей и формирование коллекции. Но даже в эти первые шесть лет, когда музей официально не был зарегистрирован, а существовал как часть публичной библиотеки и Зала императора, пополнение музея экспонатами не было хаотичным. Причина этого в том, что уже с февраля 1880 года существовал первоначальный проект устройства музея, в котором были определены цели и задачи, направления деятельности музея. Что касается устройства музея, то с 1880 по 1886 год оно практически осталось неизменным. Поэтому можно сказать, уже при создании музей имел научную концепцию, разработанную П.В. Алабиным, а формирование коллекции имело систематическую основу.  
 

  Формирование  коллекции.

  В формирование коллекции Самарского Городского Публичного Музея в дореволюционный период можно выделить два этапа:  
     I c 1880  года по 1896 год;  
    II с 1888 года по 1917 год.

  Переход от первого этапа ко второму в 1896-1898 годах связан:  
во-первых – со сменой заведующего. В 1896 году П.В. Алабин скончался и его место в музее занял член Комитета по заведыванию Н.М. Федорова.  Во-вторых – с переездом в новое здание, что потребовало разборки и перераспределения собранной коллекции за 1880-1896 годы. Итогом этой разборки стал выпуск подробнейшего каталога всех предметов, хранящихся в Самарском Городском Публичном Музее.  
      Формироваться коллекция музея начала ещё с 1880. Уже к началу формирования был готов проект музея, который предусматривал 16 отделов: географический, палеонтологический, минералогический, ботанический, зоологический, ихтиологический, энтомологический, антропологический, сельскохозяйственный, технический отдел, отдел кустарной промышленности, отделы исторический, археологический, а также художественный и изящных искусств. Практически уже с первых шагов комплектование музейных фондов осуществлялось по специальной программе, определявшейся структурой отделов музея. Поскольку в проекте планировалось создать 16 отделов, столько же определялось и направлений комплектования коллекции. То есть, уже на начальном этапе развития музея формирование его коллекции происходило на систематической основе.

  До 1896 года работой по сбору различных материалов, предметов в музей руководил П.В. Алабин. Ему музей обязан почти всем, что было собрано с 1880 по 1896 годы. Он привлёк к участию в его создании, комплектовании его фондов всех, кому дороги были интересы края: либо передачей предметов, либо выделением средств, для приобретения необходимых предметов и коллекций. Была поставлена задача на привлечение внимания общественности к вопросу комплектования, и сделать людей «внештатными сотрудниками музея».  
В своей листовке Самарский Городской Публичный Музей обращался «ко всем лицам, интересующимся русской стариной с просьбой доставлять сведения о местных древних памятниках и содействовать приобретению для Самарского Городского Музея, как отдельных старинных вещей, так и целых коллекций». 
В этой же листовке указывалось, что представляет интерес для музея. Это в первую очередь останки ископаемых животных, остатки старинных городков, кладбищ, древних зданий, сведений о курганах и древних захоронениях и другие. Самарский Музей предлагал также выкупить имеющиеся у населения предметы, древние  орудия труда и древнее оружие, старинные украшения, старинную домашнюю утварь, различные монеты, медали, а также рукописи и старинные книги. Лица, желающие стать сотрудниками музея, должны были обращаться к членам Комитета по заведыванию музеем.

  Обращение к населению как к «внештатным  сотрудникам музея» имело большое  значение для комплектования фондов с помощью пожертвований. Однако началом разного рода пожертвований и дарений стала передача в дар Музею Великим Князем Николаем Константиновичем 19 февраля 1880 года одежды и принадлежностей походной жизни туркмен (седло, шашки-всего 14 наименований). Это были самые первые экспонаты в Самарском Городском Публичном Музее.

  Как уже  не раз упоминалось, наибольшую роль в комплектовании фондов музея в  период его создания сыграл П.В. Алабин. Из его обширной переписки известно, что из разных мест Самарской губернии поступали донесения уездных исправщиков о кладах, археологических и палеонтологических находках, имелись ответы на запросы о присылке изделий местного кустарного промысла и т. д.  
Алабин получил для музея редкие издания, автографы, портреты, биографии тех, кто своим трудом и творчеством прославил отечественную историю и культуру: А. Толстой, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский, И.С. Тургенев и др. Алабин переписывался с И.Е. Паниным и Н.К.Айвазовским. Особенно интересовали его лица, связанные своей деятельностью с Самарским краем. Он был тесно связан с семьей писателя С.Г. Аксакова, особо дружен с его сыном Г.С. Аксаковым, самарским губернатором в 1867-1872 годах, ушедшим в отставку в знак протеста против реакционных действий Александра III.

Информация о работе Самарский областной музей им.Алабина