Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 21:34, реферат
Целью данной работы является воссоздание истории организации краеведческого музея в Самаре и формирование его коллекции. Достижение этой цели возможно путем решения следующих задач:
1)Проанализировать условия основания музея в Самаре;
2)Исследовать этапы формирования коллекции Самарского Городского Публичного Музея, начиная с 1880 года и пополнения коллекции до 1922 года;
3)Рассмотреть вопрос о культурно-просветительской деятельности музея.
Введение
Самарский музей в конце XIX – начале XX веков
Создание музея
Формирование коллекции.
Культурно-просветительская деятельность музея
Самарский музей в годы гражданской войны.
Музей на современном этапе
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Самарский музей в конце XIX – начале
XX веков
Самарский музей
в годы гражданской войны.
Музей на современном
этапе
Заключение
Список использованной
литературы
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время наблюдается небывалый взлет интереса к краеведению. Не обделен вниманием и Самарский край. Что касается его истории, то особо популярны проблемы культуры как носителя местного своеобразия, колорита.
Интерес вызывают также и отдельные аспекты этой проблемы. В частности, до сих пор остается очень популярной тема жизни и творчества Петра Владимировича Алабина, его подвижнической деятельности. Известно, что он был не просто общественным деятелем, «его в равной степени можно назвать писателем, ботаником, археологом, этнографом, историком, краеведом, библиографом, музейным работником, организатором и учредителем школ».
Актуальность выбранной темы заключается в том, что, несмотря на достаточно значительное количество литературы, посвященной как деятельности П.В. Алабина, так и самарской культуре, многие вопросы остаются ещё малоизученными. Ярким примером этого является одно из «любимых детищ» Петра Владимировича – самарский краеведческий музей.
История его создания, формирования коллекции, и вообще деятельность музея в конце XIX в. малоизвестны. Многие монографии и сборники, которые уделяют определённое внимание самарской культуре этого периода, лишь вскользь упоминают о существовании музея в Самаре, или вообще не содержат даже упоминания о нём.
Уникальность самарского музея в том, что уже при создании он имел научную основу, разработанную П.В. Алабиным. В результате своего развития самарский музей к началу XX в. стал одним из очагов широкого распространения науки и культуры в народные массы. Однако об этой деятельности самарского музея практически ничего не известно. Что касается других аспектов этой проблемы, то в существующей литературе они освещены не достаточно полно. Поэтому изучение истории создания самарского музея и формирование его коллекции представляет большой интерес.
Объектом исследования является деятельность самарского краеведческого музея в период его создания. Как таковой он появляется в 20-е годы прошлого века в результате выделения филиалов из единого музея, который до революции носил название Самарский Городской Публичный Музей. Краеведческий музей с полным основанием можно считать главным наследником Самарского Городского Публичного Музея.
Целью
данной работы является воссоздание
истории организации краеведческого музея
в Самаре и формирование его коллекции.
Достижение этой цели возможно путем решения
следующих задач:
1)Проанализировать условия основания
музея в Самаре;
2)Исследовать этапы формирования коллекции
Самарского Городского Публичного Музея,
начиная с 1880 года и пополнения коллекции
до 1922 года;
3)Рассмотреть вопрос о культурно-просветительской
деятельности музея.
Самарский
музей в конце XIX
– начале XX веков
Создание музея.
Основание Самарского Городского Публичного Музея относится к 80-м годам XIX века. Это одно из свидетельств бурного социально-экономического развития не только Самары, но и всей России в пореформенный период. Самарский краеведческий музей возник по инициативе общественности, признававшей необходимость широкого распространения науки и культуры в народных массах.
Характерной особенностью Самарского краеведческого музея является то, что уже при создании он имел свою концепцию развития. В этом – целиком заслуга П.В. Алабина. Именно ему музей обязан своим рождением.
Мысль о создании музея зародилась во время подготовки к празднованию двадцатилетнего юбилея царствования императора Александра II. 19 ноября 1879 года проходило заседание Самарской Городской Думы, на котором было решено избрать комиссию по выработке предложений к юбилею. На создание комиссии ушла целая неделя (с 19 по 27 ноября 1879 года). Образованная 27 ноября 1879 года Подготовительная комиссия по выработке предложений к юбилею двадцатипятилетию царствования Александра II, состояла из десяти гласных Самарской Городской Думы под председательством городского главы М.Н.Назарова. В Подготовительную Комиссию вошёл также и П.В.Алабин.
29 января 1880 года
на заседании Самарской
«Таковым памятником, по мнению Самарской Городской Думы явилось бы каждое учреждение, которое бы образовывалось бы с целью умственного и нравственного развития отечественного общества; следовательно предстояло только наметить такое учреждение означенного характера, которое в данном случае отвечало бы потребностям Городского Общества в возможно большей степени».
Далее в
докладе говорилось, что музеи
«по всей Европе признаны одним из
действительнейших средств
Поэтому в заключение доклада был сделан вывод, что лучшим памятником к двадцатилетнему юбилею царствования Александра II является «сооружение вполне приличного здания для существующей уже в Самаре Публичной библиотеке и в том же здании – устройство Публичного Музея». Этот музей должен был бы иметь общеобразовательный характер и служить средством изучения Самарского края.
5 февраля
того же года Самарская Городская Дума
постановила соорудить на углу Дворянской
и Алексеевской улиц (ныне улица Куйбышева
и улица Красноармейская) здание для библиотеки
и музея. В этот же день П.В. Алабин представил
на обсуждение Самарской Городской Думы
проекты «Зала императора» и музея. Были
определены также цели, задачи и принципы
работы музея. Но наиболее полно, обстоятельно
все вопросы, связанные с деятельностью
и самим существованием музея, были раскрыты
П.В. Алабиным в проекте 1886 года. Именно
второй вариант проекта был принят за
основу в том же году.
В июле 1886 года в «Проекте Публичного Музея»
Алабин определил цели, задачи, направления
в деятельности музея, его устройство
и систему административного руководства.
Кроме «специальной»
цели – «наглядного ознакомления с
Самарским краем в отношениях: антропологическом,
с его живым и растительным миром, сельским
хозяйством и промышленностью (заводской,
ремесленной, кустарной, фабричной)» -
ставилась задача «развивать эстетический
вкус в посетителях не только выставленными
произведениями искусства, но и образцами
и моделями действующих и изобретенных
орудий и машин, служащих для облегчения
труда».
Таким образом, музей рассматривается
как хранилище не только эстетических,
но и научных образцов и технического
опыта.
В августе 1880 года последовал ответ от Самарской Городской Думы на доклад Подготовительной Комиссии о необходимости в Самаре музея и первоначальный проект П.В. Алабина по устройству этого музея. «17 августа….1889 года за №3973, г. Самарский Губернатор А.Д. Свербеев уведомил Самарского Городского голову М.Н. Назарова о воспоследовавшем Высочайшим соизволении на приведение в предположение предположений Думы об устройстве в городе Самаре Публичного Музея».
Формирование музея с 1880 года с разрешения Самарской Городской Думы принял на себя действительный статский советник, член попечительского Комитета при Самарской Публичной библиотеке, а затем его председатель, гласный Городской Думы (в 1871-1877 году и 1892-1896 годах), городской голова (с 1885 по 1891 годы) Пётр Владимирович Алабин. Его энергии и неустанным трудам музей обязан не только своим созданием, но и почти всем, что было в нём собрано с 1880 по 1896 годы.
С 1880 года деятельность музея находилась в ведении Попечительского Комитета при Самарской Александровской Публичной библиотеке. Но в 1882 году (15 апреля) М.Н. Назаров, председатель попечительского Комитета, просил члена комитета П.В. Алабина специально заняться формированием, собиранием экспонатов и «хранить в своём ведении до времени доступного обозрения и пользования публикой, а также завести книгу для записей экспонатов и пожертвований для музея».
Таким образом, П.В. Алабин стал первым заведующим Публичным Музеем и Залом императора Александра Второго. Ещё до официального открытия музея, которое состоялось 13 ноября 1886 года.
Можно сказать,
что формирование музея в Самаре началось
за шесть лет до официальной даты открытия,
которое состоялось 13 ноября 1886 года. В
течение этих шести лет единственным направлением
деятельности был сбор предметов в музей
и формирование коллекции. Но даже в эти
первые шесть лет, когда музей официально
не был зарегистрирован, а существовал
как часть публичной библиотеки и Зала
императора, пополнение музея экспонатами
не было хаотичным. Причина этого в том,
что уже с февраля 1880 года существовал
первоначальный проект устройства музея,
в котором были определены цели и задачи,
направления деятельности музея. Что касается
устройства музея, то с 1880 по 1886 год оно
практически осталось неизменным. Поэтому
можно сказать, уже при создании музей
имел научную концепцию, разработанную
П.В. Алабиным, а формирование коллекции
имело систематическую основу.
Формирование коллекции.
В формирование
коллекции Самарского Городского Публичного
Музея в дореволюционный период
можно выделить два этапа:
I c 1880 года по 1896 год;
II с 1888 года по 1917 год.
Переход
от первого этапа ко второму в 1896-1898
годах связан:
во-первых – со сменой заведующего. В 1896
году П.В. Алабин скончался и его место
в музее занял член Комитета по заведыванию
Н.М. Федорова. Во-вторых – с переездом
в новое здание, что потребовало разборки
и перераспределения собранной коллекции
за 1880-1896 годы. Итогом этой разборки стал
выпуск подробнейшего каталога всех предметов,
хранящихся в Самарском Городском Публичном
Музее.
Формироваться коллекция музея начала
ещё с 1880. Уже к началу формирования был
готов проект музея, который предусматривал
16 отделов: географический, палеонтологический,
минералогический, ботанический, зоологический,
ихтиологический, энтомологический, антропологический,
сельскохозяйственный, технический отдел,
отдел кустарной промышленности, отделы
исторический, археологический, а также
художественный и изящных искусств. Практически
уже с первых шагов комплектование музейных
фондов осуществлялось по специальной
программе, определявшейся структурой
отделов музея. Поскольку в проекте планировалось
создать 16 отделов, столько же определялось
и направлений комплектования коллекции.
То есть, уже на начальном этапе развития
музея формирование его коллекции происходило
на систематической основе.
До 1896 года
работой по сбору различных материалов,
предметов в музей руководил П.В. Алабин.
Ему музей обязан почти всем, что было
собрано с 1880 по 1896 годы. Он привлёк к участию
в его создании, комплектовании его фондов
всех, кому дороги были интересы края:
либо передачей предметов, либо выделением
средств, для приобретения необходимых
предметов и коллекций. Была поставлена
задача на привлечение внимания общественности
к вопросу комплектования, и сделать людей
«внештатными сотрудниками музея».
В своей листовке Самарский Городской
Публичный Музей обращался «ко всем лицам,
интересующимся русской стариной с просьбой
доставлять сведения о местных древних
памятниках и содействовать приобретению
для Самарского Городского Музея, как
отдельных старинных вещей, так и целых
коллекций».
В этой же листовке указывалось, что представляет
интерес для музея. Это в первую очередь
останки ископаемых животных, остатки
старинных городков, кладбищ, древних
зданий, сведений о курганах и древних
захоронениях и другие. Самарский Музей
предлагал также выкупить имеющиеся у
населения предметы, древние орудия труда
и древнее оружие, старинные украшения,
старинную домашнюю утварь, различные
монеты, медали, а также рукописи и старинные
книги. Лица, желающие стать сотрудниками
музея, должны были обращаться к членам
Комитета по заведыванию музеем.
Обращение к населению как к «внештатным сотрудникам музея» имело большое значение для комплектования фондов с помощью пожертвований. Однако началом разного рода пожертвований и дарений стала передача в дар Музею Великим Князем Николаем Константиновичем 19 февраля 1880 года одежды и принадлежностей походной жизни туркмен (седло, шашки-всего 14 наименований). Это были самые первые экспонаты в Самарском Городском Публичном Музее.
Как уже
не раз упоминалось, наибольшую роль
в комплектовании фондов музея в
период его создания сыграл П.В. Алабин.
Из его обширной переписки известно, что
из разных мест Самарской губернии поступали
донесения уездных исправщиков о кладах,
археологических и палеонтологических
находках, имелись ответы на запросы о
присылке изделий местного кустарного
промысла и т. д.
Алабин получил для музея редкие издания,
автографы, портреты, биографии тех, кто
своим трудом и творчеством прославил
отечественную историю и культуру: А. Толстой,
Н.А. Некрасов, А.Н. Островский, И.С. Тургенев
и др. Алабин переписывался с И.Е. Паниным
и Н.К.Айвазовским. Особенно интересовали
его лица, связанные своей деятельностью
с Самарским краем. Он был тесно связан
с семьей писателя С.Г. Аксакова, особо
дружен с его сыном Г.С. Аксаковым, самарским
губернатором в 1867-1872 годах, ушедшим в
отставку в знак протеста против реакционных
действий Александра III.