Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 14:33, контрольная работа
Рыцарство, социальная категория в странах Западной и Центральной Европы в средние века, включавшая всех светских феодалов. Первые упоминания о рыцарстве относятся к концу XI века. В это время под рыцарством подразумевали категорию военных слуг, являвшихся вассалами. По мере роста феодальной раздробленности, благоприятствовавшей расширению прав мелких рыцарей, грань между рыцарями и знатью постепенно стиралась. Уже в XI-XII веках под рыцарством начинают понимать всех светских феодалов-воинов, а с образованием духовно-рыцарских орденов рыцарство стало охватывать и часть духовных феодалов. Принадлежность человека к рыцарству обычно совпадало с наличием у него земли феода, позволявшего освободиться от непосредственного участия в производстве и обеспечивавшего приобретение коня и рыцарского вооружения, становившегося со временем все более дорогим.
Введение
Происхождение и появление рыцарства.
Духовно-рыцарские ордена
Мальтийский орден
Тамплиеры
Тевтонский орден
Ливонский орден
Рыцарские ордена
Заключение
Оглавление
Рыцарство, социальная категория в странах Западной и Центральной Европы в средние века, включавшая всех светских феодалов. Первые упоминания о рыцарстве относятся к концу XI века. В это время под рыцарством подразумевали категорию военных слуг, являвшихся вассалами. По мере роста феодальной раздробленности, благоприятствовавшей расширению прав мелких рыцарей, грань между рыцарями и знатью постепенно стиралась. Уже в XI-XII веках под рыцарством начинают понимать всех светских феодалов-воинов, а с образованием духовно-рыцарских орденов рыцарство стало охватывать и часть духовных феодалов. Принадлежность человека к рыцарству обычно совпадало с наличием у него земли феода, позволявшего освободиться от непосредственного участия в производстве и обеспечивавшего приобретение коня и рыцарского вооружения, становившегося со временем все более дорогим.
Главенствующее место в социальной деятельности рыцаря занимали войны, обеспечивавшие захват новых владений и военных добыч (внутренние усобицы, Крестовые походы, войны между государствами). Специфика этих социальных функций рыцаря обуславливала его растущее социально-экономическое и правовое обособление. Складывается и особая рыцарская мораль, нашедшая отражение в творчестве трубадуров, труверов, миннезингеров. Для рыцаря считалось обязательным отвага и смелость в бою, верность своему сеньору, защита христианской церкви и ее служителей, «сырых и немощных» отпрысков рыцарских родов. Особое значение придавалось рыцарской щедрости: наибольшим престижем пользовался тот из рыцарей, кто был щедр в раздачах.
В ряде стран рыцарство имело свои корпоративные организации; к их числу, помимо духовно-рыцарских орденов, относились светские ордена (Орден Св. Марии и Орден Льва).
В XIV-XVI веках по мере складывания постоянных армий и распространение огнестрельного оружия военная роль рыцарей сходит на нет. Однако как социальная категория рыцари не исчезают, но преобразуется в сословие дворянства.
К
европейским рыцарям в
На позднелатинском языке термин mile (воин), кроме специфического обозначения профессии – «солдат», означает еще и подчиненное положение человека в обществе, находящегося на государственной службе. Более того, в поздней Империи в романо-варварских монархиях это второе значение одержало верх над первым, а выражение militare alicui все чаще означало «служить кому-либо».
После каролингских военных реформ этот термин относится уже не только ко всем, кто вообще носит оружие, но и использует применительно к двум основным категориям вооруженных людей. Таким образом, представление о miles (воине) по крайней мере, с IX века неразрывно связывается с тяжелым вооружениям и прежде всего с верховой ездой. Тяжелое вооружение и боевой конь – необходимые атрибуты настоящего воина. Постепенно слово miles начинает вытеснять другие термины. Быть может, этому способствовала мода на классическую культуру, возникшая после «Каролингского возрождения». При этом словом miles стали обозначать не просто воина, но конного воина. Когда же начиная с XI в. стало необходимым перевести на французский язык слово miles, то народ не задумываясь прибег к слову наиболее ясному и реалистичному – chevalier (рыцарь).
В конце X – первой половине XI века практически во всей Франции утвердилось деление светских лиц на две крупные категории:
milites,термин, ставший обычным даже применительно к представителям самых высших слоев феодального общества, и rustici.
Высший статус milites определялся тремя параметрами: техническим (функциональное преимущество конного перед пешим во время боевых операций), социальным (взаимосвязь между наличием боевого коня и более высоким уровнем жизни) и юридическим (служение круга лиц, допускавшихся к элитарной военной службе). Слово miles стало применяться в качестве личного титула, вытеснив другой термин – nobilis. Преимущество первого – в его большей ясности. Оно прилагалось к свободным людям высшего общественного класса, действовавшим не по принуждению, а во исполнение своих вассальных обязанностей.
Итак, слово miles указывает на подчиненное и служебное положение человека.
Слово «рыцарь» в отличие от своего латинского эквивалента возникло как имеющее однозначно позитивное значение. «Господа», «сеньоры», которые никогда не согласились бы с тем, чтобы их называли miles, благосклонно приняли титул chevalier, в основу которого было положено идеологическое обоснование, выдвинутое церковью и прославленное в «песнях о деяниях». «Рыцарь» обычно переводилось на ученый язык как «воин». Поэтому им пришлось, в конце концов, согласиться и с этим термином.
«Воин», как правило, сам заботился о своих полях и жил собственным трудом. Однако в случае необходимости, и он мог подыскать себе временную замену и целиком отдаться радостям ратного подвига. Сословие «воинов» не носило закрытого характера, так как пребывание в нем зависело в основном от наличия средств, иными словами, от размеров накопленного богатства. В это сословие могли войти разбогатевшие свободные. Те же, кто обеднел, были вынуждены его покидать.
Естественно, социальный статус «воинов» был разным в зависимости от района страны. Он возрастал пропорционально росту опасностей и беспорядков, угрожавшим благополучию общества. Необходимо иметь крепкое войско становилась жизненно важной. К Нормандии, где авторитет не получала развития системы кастелянств (укрепленное поселение) и где авторитет графа по-прежнему сохранял всю свою силу, «воины» в течении продолжительного времени стояли в стороне от общественной жизни. Судя по документам, социальная позиция «воина» не пользовалась особым престижем. Весьма трудно установить, кто входил в эту категорию, так как ниже разряда «лучших» социальное положение свободных не дифференцировалось. Лишь во второй четверти XI века появилось войско, находившееся непосредственно под командованием самого графа.
В некоторых районах, из которых в дальнейшем сложилась нынешняя Бельгия, появились своеобразные «держатели»; их принято было называть «конные воины». Они отличались от простого воина. Речь шла о подчиненных, использовавшихся в качестве курьеров и членов экспорта. В виде бенефиция они получали «держания». В «Деяниях аббатов св. Бертина» о «воинах» и «конных воинах» говорится таким образом, что можно предположить наличие сходства между этими категориями. Отдельные историки, полагают, что из числа этих «конных воинов» позднее могли рекрутироваться министериалы, так как здесь главную роль играло их умение обращаться с лошадьми и оружием. Они могла со временем составить гвардию конных воинов сеньора. В описании владений Прюмского аббатства за 893 год встречается упоминания о так называемых «скарариях», которые, судя по всему, являются преемниками каролингских «конных воинов». До XII–XII веков они оставались под именем «скарарии, скараманни, министериалы».
В Германии, особенно в некоторых ее районах, общественные структуры сохраняли верность германским традициям. Раскол на «воинов» и «селян» здесь не произошел. Точно так же не наблюдалось здесь (в отличие от Франции) и стремления к развитию вассалитета. Аллод не получил здесь широкого распространения. Разумеется, и здесь были «вассалы», коль скоро проживали они на вверенных им «держаниях». Баккалум, или гаустальды, проживали в доме сеньора в качестве свиты. Таким образом, свободные жили той же жизнью, что и несвободные – вооруженные телохранители сеньора. В этой среде и создавался новый тип человека, преодолевавшего древние политические и юридические перегородки. Высказывалось предположение, что между немецкими министериалами каролингской и феодальной эпох существует связующее звено – «конные воины», некая группа министериалов, служившая в качестве конных вестовых. Однако, как выяснилось, это была весьма немногочисленная группа. Правда, этимология слова «рыцарь», в дальнейшем использовавшегося в немецком языке для обозначения собственно рыцаря, содержит в себе образ «путешественника», «скачки верхом на коне» и, казалось бы, только подтвержает подобную гипотезу. Впрочем, термин Ritter, которому предшествует южнонемецкий Riddere, является позднее калькой с французского chevalier, связанного с глаголом reiten – «ухать верхом».
В начале XI века в христианской Испании, подобно тому, как это было в какой-то мере на всем континентальном Западе, термин «воин» утратил свое первоначальное значение и стал употребляться в смысле «конный воин», «кавалерист», «рыцарь». В Испании, так же как и в других западных станах, пехота по-прежнему сохраняло свое значение. Однако подлинным воином теперь считался только воин, сидящий верхом на коне.
Общественное положение этих конных воинов было неодинаковым. Так, например, имелась кавалерия в частных отрядах, были конные воины и среди телохранителей, все это результат развития готского комитата. С уверенностью можно утверждать, что начиная с XI века, а скорее всего и того раньше, «дворцовая гвардия» астурийсколеонских королей имела в своем составе кавалерию. Наряду с этими воинами-профессионалами, приобретавшими на частной службе и достоинство, и материальный достаток, следует упомянуть «инфансонов», то есть, судя по всему, преемником готской знати, которые еще до исламского нашествия обладали особыми привилегиями и юридическим статусом, выделявшим их из основной массы населения. Инфансоны получали бенефиции от королей Леона и графов Кастилии, или же становились их вассалами. Они неизменно сохраняли свои военные функции (по этой причине, впрочем, уже во время готской монархии знатные готы освобождались от телесных наказаний и от обращения в рабство). В конце X века тот же термин «воин» использовался для обозначения инфансонов.
Различие или одно из различий между отдельными общественными группами могло состоять (за исключением юридического статуса) в том простом факте, что инфансоны владели оружием и лошадьми, тогда как «воины», находившиеся на службе в частном отряде, экипировались своим сеньором. Трудно себе представить что-либо более далекое от инфансонов в социальном и юридическом смысле, чем все те, кого источники называют «клиентами», «людишками», «наемниками», «вассалами», «попутчиками».
Класс свободных раскладывался и в Испании: с одной стороны оказывалась группа воинов, с другой – масса населения, не принимавшая участия в военных действиях, но зато трудившаяся в поте лица своего и оплачивавшая войны.
Более медленно развивался процесс расслоения на Британских островах. У англосаксов в конце IX века военная служба начинает подвергаться дифференциации. Военнообязанные – это те, сто владеет землей. Принято считать, что для поступления на военную службу необходимо было владеть, по меньшей мере, пятью гайдами земли. Англосакс довольствовался конем, шлемом, кольчугой и мечом.
Краеугольный камень англосаксонской военной системы – это тэн. Этим словом Альфред Великий перевел латинское слово «воин», бывшее в ходу у Беды Достопочтенного.
Термин «тэн» связан с древним верхненемецким degan и означает «холоп», «парень». Таким образом, мы снова имеем дело с той же системой ценностей, которая заложена в латинском puer, понимаемом как «молодец», «телохранитель». Тэн – член англосаксонской общины. В известный момент его «сажали на землю», и он становился солдатом-крестьянином, получившим благодаря владению земельным участком все необходимые для экипировки средства.
Известны тэны короля, высших королевских сановников, церкви. Стать тэном можно было, владея необходимыми имуществом, то есть пятью гайдами земли и оружием, или же принадлежа к особой группе, каждый член которой считался тэном, хотя все вместе они и владели имуществом, достаточным только для того, чтобы обеспечить прохождение военной службы одним тэном. Иными словами, все участники группы служили как бы по очереди. В группе был староста, и он один был ответственным перед короной за положение дел в этом военном сообществе.
В конце IX - начале XI веков в англосаксонском обществе происходит расслоение не менее глубокое, чем то, которое имело место на континенте. В сословии свободных появляются две группы: с одной стороны, имущие, располагавшие достаточными средствами, чтобы приобретать оружие, и с другой – обойденные судьбой или сильными мира сего, оказавшиеся на положении безоружных. Они явились своего рода предпосылкой возникновения рыцарской цивилизации в последующие столетия. Речь идет, во-первых, о том, что для приобретения оружия были необходимы свободные средства; во-вторых, эти средства могли быть изысканы из собственного имущества нести военную службу в его графстве; и, в-третьих, статус тэна постепенно превращался в наследственный титул, несмотря на то, что к его наследованию и не было каких-либо юридических оснований.
Можно сделать вывод, что к концу X – началу XI веков рыцарский «класс» наконец сформировался. Облик его до крайности разнообразен и переменчив.
Военно-монашеские организации западноевропейских рыцарей, возникшие в 12 в. в эпоху крестовых походов с целью защиты паломников и больных при христианских святынях в Палестине. Позднее сосредоточились на ведении «святой войны» за Гроб Господень, борьбе с «неверными» в Испании и Прибалтике, подавлении еретических движений. Идеологом «воинства Христова» (лат. militia Christi) выступил св. Бернард Клервоский: «Великое счастье умереть в Боге, счастливее тот, кто умирает за Бога!» В отличие от просто монашества, которое еще в уставе св. Бенедикта Нурсийского именовалось «воинством Христовым» и сражалось со злом мечом духовным, рыцари к последнему присоединили и меч материальный. Значение «нового воинства» св. Бернард видел также в нравственном перерождении рыцарства. Кроме монашеских обетов безбрачия, бедности и послушания, члены духовно-рыцарских орденов давали обет с оружием в руках защищать христиан и христианскую веру. Крупнейшие духовно-рыцарские ордена иоаннитов и тамплиеров, возникнув в Святой Земле, распространились затем по всей Западной Европе, причем их обширные владения, призванные служить крестовым походам, с потерей в конце 13 в. христианских крепостей в Палестине, стали источником прибыльной коммерческой деятельности. Наряду с крупными палестинскими орденами в 12 в. возникли и два небольших ордена св. Лазаря и Монтжойе (вошел в состав тамплиеров). Существовали также национальные ордена, как, например, первоначально палестинский Тевтонский орден или ордена в Испании (Алькантары, Калатравы, Сантьяго) и Португалии (Ависский орден), образовавшиеся в середине 12 в. в ходе Реконкисты. Духовно-рыцарские ордена приносили обет верности римскому папе и, выведенные из подчинения епископам и светским государям, служили укреплению папской власти. Национальные ордена были в большей степени связаны с местными государями, а орден меченосцев и с епископом.