Рыцарство как нравственный и эстетический идеал средневековой эпохи и искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 12:03, реферат

Описание работы

Иерархия вассальных отношений повторяла иерархию земельных владений и определяла принцип формирования военного ополчения феодалов. Так шло формирование рыцарства как служилого военно-феодального сословия, расцвет которого приходится на 11-14 вв. Военное дело стало его главной социальной функцией. Военная профессия давала права и привилегии, определяла особые сословные воззрения, этические нормы, традиции, культурные ценности.

Содержание

1. Введение
2. Основная часть
Воспитание
Турнир
Геральдика
Замок
Декоративно-прикладное искусство
Мораль
Культ прекрасной дамы
Литература
Музыка
Святой Грааль
Закат
3. Заключение
4. Словарь
5. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 53.68 Кб (Скачать)

Известные поэты — Бернард  де Вентадорн, Арнаут Даниэль, Пейре Видаль жили у знатных меценатов в качестве их придворных поэтов. Другие вели жизнь странствующих певцов. Социальный состав трубадуров различен: здесь были и небогатые рыцари: Гильом де Кабестань, Раймон де Мираваль; и представители духовного сословия: Пейре Овернский, Монах Монтаудонский, которому монастырь разрешил предаваться сочинению светских песен, с тем условием, чтобы получаемая за это плата поступала в монастырскую казну; были здесь и представители купечества (Фолькет Марсельский и др.), и простолюдины (Маркабрюн), и аристократы: Гийом, герцог Аквитанский - граф Пуатье, Джауфре Рюдель, принц Блайи, граф Рамбаут Оранский (д’Ауренга), графиня Беатриса де Диа, Бертран де Борн (по прозвищу «Да-и-нет»).

Сохранилось два стихотворных произведения, написанных Ричардом Львиное Сердце: наиболее известна его кансона, сочинённая в плену у Генриха VI, обращённая сводной сестре Марии Шампанской. Сирвента, второе дошедшее до нас произведение, обращена к Дофину Овернскому, графу Клермона и Монферрана, и его троюродному кузену со стороны отца – Ги II, графу Оверни и Родеза. В ней король упрекает Дофина, за то, что он перешёл на сторону Филиппа Августа (1194).

Музыка

Со временем развиваются  любительские и полупрофессиональные формы музицирования рыцарства: во Франции — искусство трубадуров и труверов (Адам де ла Аль, XIII век), в  Германии — миннезингеров (Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер  Фогельвейде, XII-XIII века), а также  городских ремесленников. В феодальных замках и в городах культивируются всевозможные роды, жанры и формы  песен (эпические, «рассветные», рондо, ле, виреле, баллады, канцоны, лауды  и др.).

Около 1390 г. группа стихотворцев-дворян из окружения Людовика Орлеанского  составили на основе первого сборника Сенешаля Жана д'Э «Книгу ста баллад».

Входят в быт новые  музыкальные инструменты, в том  числе пришедшие с Востока (виола, лютня и т. д.), возникают ансамбли (нестабильных составов). В крестьянской среде расцветает фольклор. Действуют  также «народные профессионалы»: сказители, странствующие синтетические  артисты (жонглёры, мимы, менестрели, шпильманы, скоморохи). Музыка вновь выполняет  главным образом прикладные и  духовно-практические функции.

Святой Грааль

        С рыцарством извечно связана тема поиска и обретения Святого Грааля. Традиции Грааля освещают альтернативный путь к спасению, символ внутреннего поиска человеческого совершенства и единства с Богом.

     Святой Грааль  в разное время отождествлялся  с разными объектами – чашей,  кубком, драгоценным камнем, птицей  Феникс, даже сосудом, в котором  хранилась Туринская плащаница,  однако общим предметом поиска  Грааля фактически оказывается  даже не сам объект, а те  эффекты, которые с ним связаны,  и тот способ, который изменяет  самого человека – его сердце, ум и душу.

     Со Святым  Граалем появляется и Братство  Грааля, в которое могут попасть  лишь чистые сердцем – те, кто  проявил великую преданность  Вышнему смирением своего сердца, послушанием, самоотверженностью, стремлением  помогать слабым, сражаться за  добро, и, наконец, кто всю  свою жизнь боролся во имя  защиты священного достоинства  Грааля.

     В континентальной  Европе с понятием Грааля связан  самый обширный корпус мифов  и легенд. Хотя наследие Грааля  строится на древних реликвиях  раннего христианства, сама христианская  церковь никогда не признавала  данного факта. Несмотря на  свое в равной степени романтическое  и религиозное происхождение, учение Грааля остается не провозглашенной ересью. Вслед за учреждением папой Григорием IX в 1231 году католической инквизиции церковь осудила учение о Граале, и все касающиеся его материалы были изъяты из общего пользования.

Закат

     Уже с XV века  рыцарство теряет значение основной  военной силы феодальных государств  в Европе. Закат славы французского  рыцарства начался с «битвы  шпор», имевшей место 11 июля 1302 года, когда пешее ополчение фландрских  горожан разгромило французскую  рыцарскую конницу.

     В дальнейшем  неэффективность действий французского  рыцарского войска с очевидностью  проявилась в Столетней войне,  когда рыцари потерпели ряд  тяжелейших поражений от английской  армии. Разумеется, выдержать конкуренцию  наемных армий, использовавших  огнестрельное оружие, рыцарство  оказалось не способным. 

Разложение феодализма и  зарождение капиталистических отношений  вскоре привели к исчезновению его  с исторической арены. Поэтому в XVI-XVII веках рыцарство окончательно утратило специфику особого сословия и вошло в состав дворянства.

     Дворянская  этика последующих веков с  учетом благородных принципов  верности долгу и достойного  служения отечеству, что очевидно, стала нести в себе влияние  рыцарской эпохи. Представители  старых рыцарских родов, воспитанные  на военных традициях предков,  составили в дальнейшем офицерский  корпус армий абсолютистского  времени. Они отправлялись в  рискованные морские экспедиции, осуществляли колониальные захваты.

Заключение

Итак, рыцарская культура носила, в общем, светский характер, и она, несомненно, обогатила мировую культуру.

Мы знаем о рыцарях  даже спустя столько столетий. Слово  «рыцарь» ассоциируется с такими понятиями как: джентльмен, благородство, идеал и др. Эпоха рыцарей не прошла не заметно. И даже сейчас отголоски той эпохи проявляются, например, в правилах этикета.

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь

Сюзерен — тип крупного феодального правителя, власть которого основана на вассальном подчинении ему более мелких феодалов, получавших от сюзерена право на часть земли (феод) в его владениях.

Вассал - этим именем в период господства феодальных отношений в Западной Европе называлось лицо, обязанное другому (сеньору - senior) личной верностью и службой.

Феод — населённое крестьянами земельное владение, пожалованное господином — сеньором (лат.  «старшим») своему вассалу в наследственное держание, с обязательством нести за владение феодом военную службу.

Однощитные рыцари – рыцари, которые являлись вассалами какого-нибудь сеньора, но сами уже не имели вассалов. Ими заканчивалась феодально-иерархическая лестница.

Фортификация — военная наука об искусственных закрытиях и преградах, усиливающих расположение войск во время боя и называемых, поэтому фортификационными постройками (от фр. fortifier — укреплять, усиливать).

Герольд — глашатай, вестник, церемониймейстер при дворах королей, крупных феодалов; распорядитель на торжествах, рыцарских турнирах.

Аббат — почётный католический церковный титул, который, начиная с V столетия, давался исключительно настоятелям монастырей (аббатств) и был званием церковной должности.

Святой Грааль — таинственный христианский артефакт из средневековых западноевропейских легенд, обретённый и утерянный.

Трубадуры — средневековые поэты-певцы, авторы песен, называемые часто менестрелями.

Труверы - средневековые французские поэты конца XI — начала XIV в., слагавшие произведения как лирические, так и эпические или повествовательные (героические поэмы, романы).

Миннезингеры — немецкие лирические поэты-певцы, воспевавшие рыцарскую любовь, любовь к Даме, служение Богу и сюзерену, крестовые походы.

Баллата (итал. ballata) — поэтическая и музыкальная форма в Италии XIII - начала XV веков лирического содержания (нередко с шутливым и наивно-морализующим оттенком).

Баллада — лироэпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.

Канцона - лирическое любовное стихотворение, первоначально куртуазная песня, наиболее распространённый и универсальный жанр в поэзии трубадуров, перенятый позднее итальянскими поэтами и достигший наивысшего расцвета в творчестве Петрарки.

Сирвента (сирвентес) — один из важнейших жанров поэзии трубадуров XII—XIII вв. Формой напоминала любовную кансону, но отличалась поднимаемыми в ней темами. Главными в сирвенте являлись вопросы общественно-политические, религии, морали, личные выпады поэта против его врагов («персональные» сирвенты).

Жонглёр — странствующий сказитель, профессиональный певец, часто также музыкант или фокусник. Как правило, такие музыканты были и композиторами, и исполнителями (часто песен, сочинённых другими), отлично владевшими искусством игры на многих музыкальных инструментах.

Менестрель (министериал) — общее название поэта-музыканта (в т.ч. женского пола), профессионального певца Средневековья (с 12 в.) и раннего Возрождения, зарабатывавшего пением и игрой на музыкальных инструментах по памяти.

Шпильман (нем. Spielmann — играющий человек) — первоначально средневековый бродячий артист в немецкоязычных странах.

Скоморохи — русские средневековые актёры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений.

Шансон (фр. chanson — песня) — светская многоголосная песня на французском языке эпохи позднего Средневековья и Возрождения.

Мотет — вокальное многоголосное произведение полифонического склада, один из центральных жанров в музыке западноевропейского Средневековья и Возрождения.

Гобелен (шпалера) — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шёлковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна).

 

Список  литературы

 

  1. Энциклопедия «Аванта+», «Всемирная история»
  2. Ж.Ж. Руа «История рыцарства»
  3. Малов В. «Рыцари»
  4. О. Андреева «Культ прекрасной дамы»
  5. Никитич Л.Н. Культурология: теория, философия, история культуры
  6. В. С. Драчук, "Рассказывает геральдика", М.,"Наука", 1977

 

 


Информация о работе Рыцарство как нравственный и эстетический идеал средневековой эпохи и искусство