Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 12:03, реферат
Иерархия вассальных отношений повторяла иерархию земельных владений и определяла принцип формирования военного ополчения феодалов. Так шло формирование рыцарства как служилого военно-феодального сословия, расцвет которого приходится на 11-14 вв. Военное дело стало его главной социальной функцией. Военная профессия давала права и привилегии, определяла особые сословные воззрения, этические нормы, традиции, культурные ценности.
1. Введение
2. Основная часть
Воспитание
Турнир
Геральдика
Замок
Декоративно-прикладное искусство
Мораль
Культ прекрасной дамы
Литература
Музыка
Святой Грааль
Закат
3. Заключение
4. Словарь
5. Список литературы
Известные поэты — Бернард де Вентадорн, Арнаут Даниэль, Пейре Видаль жили у знатных меценатов в качестве их придворных поэтов. Другие вели жизнь странствующих певцов. Социальный состав трубадуров различен: здесь были и небогатые рыцари: Гильом де Кабестань, Раймон де Мираваль; и представители духовного сословия: Пейре Овернский, Монах Монтаудонский, которому монастырь разрешил предаваться сочинению светских песен, с тем условием, чтобы получаемая за это плата поступала в монастырскую казну; были здесь и представители купечества (Фолькет Марсельский и др.), и простолюдины (Маркабрюн), и аристократы: Гийом, герцог Аквитанский - граф Пуатье, Джауфре Рюдель, принц Блайи, граф Рамбаут Оранский (д’Ауренга), графиня Беатриса де Диа, Бертран де Борн (по прозвищу «Да-и-нет»).
Сохранилось два стихотворных произведения, написанных Ричардом Львиное Сердце: наиболее известна его кансона, сочинённая в плену у Генриха VI, обращённая сводной сестре Марии Шампанской. Сирвента, второе дошедшее до нас произведение, обращена к Дофину Овернскому, графу Клермона и Монферрана, и его троюродному кузену со стороны отца – Ги II, графу Оверни и Родеза. В ней король упрекает Дофина, за то, что он перешёл на сторону Филиппа Августа (1194).
Со временем развиваются любительские и полупрофессиональные формы музицирования рыцарства: во Франции — искусство трубадуров и труверов (Адам де ла Аль, XIII век), в Германии — миннезингеров (Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде, XII-XIII века), а также городских ремесленников. В феодальных замках и в городах культивируются всевозможные роды, жанры и формы песен (эпические, «рассветные», рондо, ле, виреле, баллады, канцоны, лауды и др.).
Около 1390 г. группа стихотворцев-дворян из окружения Людовика Орлеанского составили на основе первого сборника Сенешаля Жана д'Э «Книгу ста баллад».
Входят в быт новые
музыкальные инструменты, в том
числе пришедшие с Востока (виола,
лютня и т. д.), возникают ансамбли
(нестабильных составов). В крестьянской
среде расцветает фольклор. Действуют
также «народные профессионалы»
С рыцарством извечно связана тема поиска и обретения Святого Грааля. Традиции Грааля освещают альтернативный путь к спасению, символ внутреннего поиска человеческого совершенства и единства с Богом.
Святой Грааль
в разное время отождествлялся
с разными объектами – чашей,
кубком, драгоценным камнем, птицей
Феникс, даже сосудом, в котором
хранилась Туринская плащаница,
Со Святым
Граалем появляется и Братство
Грааля, в которое могут попасть
лишь чистые сердцем – те, кто
проявил великую преданность
Вышнему смирением своего
В континентальной
Европе с понятием Грааля
Уже с XV века
рыцарство теряет значение
В дальнейшем
неэффективность действий
Разложение феодализма и зарождение капиталистических отношений вскоре привели к исчезновению его с исторической арены. Поэтому в XVI-XVII веках рыцарство окончательно утратило специфику особого сословия и вошло в состав дворянства.
Дворянская
этика последующих веков с
учетом благородных принципов
верности долгу и достойного
служения отечеству, что
Итак, рыцарская культура носила, в общем, светский характер, и она, несомненно, обогатила мировую культуру.
Мы знаем о рыцарях даже спустя столько столетий. Слово «рыцарь» ассоциируется с такими понятиями как: джентльмен, благородство, идеал и др. Эпоха рыцарей не прошла не заметно. И даже сейчас отголоски той эпохи проявляются, например, в правилах этикета.
Сюзерен — тип крупного феодального правителя, власть которого основана на вассальном подчинении ему более мелких феодалов, получавших от сюзерена право на часть земли (феод) в его владениях.
Вассал - этим именем в период господства феодальных отношений в Западной Европе называлось лицо, обязанное другому (сеньору - senior) личной верностью и службой.
Феод — населённое крестьянами земельное владение, пожалованное господином — сеньором (лат. «старшим») своему вассалу в наследственное держание, с обязательством нести за владение феодом военную службу.
Однощитные рыцари – рыцари, которые являлись вассалами какого-нибудь сеньора, но сами уже не имели вассалов. Ими заканчивалась феодально-иерархическая лестница.
Фортификация — военная наука об искусственных закрытиях и преградах, усиливающих расположение войск во время боя и называемых, поэтому фортификационными постройками (от фр. fortifier — укреплять, усиливать).
Герольд — глашатай, вестник, церемониймейстер при дворах королей, крупных феодалов; распорядитель на торжествах, рыцарских турнирах.
Аббат — почётный католический церковный титул, который, начиная с V столетия, давался исключительно настоятелям монастырей (аббатств) и был званием церковной должности.
Святой Грааль — таинственный христианский артефакт из средневековых западноевропейских легенд, обретённый и утерянный.
Трубадуры — средневековые поэты-певцы, авторы песен, называемые часто менестрелями.
Труверы - средневековые французские поэты конца XI — начала XIV в., слагавшие произведения как лирические, так и эпические или повествовательные (героические поэмы, романы).
Миннезингеры — немецкие лирические поэты-певцы, воспевавшие рыцарскую любовь, любовь к Даме, служение Богу и сюзерену, крестовые походы.
Баллата (итал. ballata) — поэтическая и музыкальная форма в Италии XIII - начала XV веков лирического содержания (нередко с шутливым и наивно-морализующим оттенком).
Баллада — лироэпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.
Канцона - лирическое любовное стихотворение, первоначально куртуазная песня, наиболее распространённый и универсальный жанр в поэзии трубадуров, перенятый позднее итальянскими поэтами и достигший наивысшего расцвета в творчестве Петрарки.
Сирвента (сирвентес) — один из важнейших жанров поэзии трубадуров XII—XIII вв. Формой напоминала любовную кансону, но отличалась поднимаемыми в ней темами. Главными в сирвенте являлись вопросы общественно-политические, религии, морали, личные выпады поэта против его врагов («персональные» сирвенты).
Жонглёр — странствующий сказитель, профессиональный певец, часто также музыкант или фокусник. Как правило, такие музыканты были и композиторами, и исполнителями (часто песен, сочинённых другими), отлично владевшими искусством игры на многих музыкальных инструментах.
Менестрель (министериал) — общее название поэта-музыканта (в т.ч. женского пола), профессионального певца Средневековья (с 12 в.) и раннего Возрождения, зарабатывавшего пением и игрой на музыкальных инструментах по памяти.
Шпильман (нем. Spielmann — играющий человек) — первоначально средневековый бродячий артист в немецкоязычных странах.
Скоморохи — русские средневековые актёры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений.
Шансон (фр. chanson — песня) — светская многоголосная песня на французском языке эпохи позднего Средневековья и Возрождения.
Мотет — вокальное многоголосное произведение полифонического склада, один из центральных жанров в музыке западноевропейского Средневековья и Возрождения.
Гобелен (шпалера) — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шёлковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна).
Информация о работе Рыцарство как нравственный и эстетический идеал средневековой эпохи и искусство