Рыцарство как нравственный и эстетический идеал средневековой эпохи и искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 12:03, реферат

Описание работы

Иерархия вассальных отношений повторяла иерархию земельных владений и определяла принцип формирования военного ополчения феодалов. Так шло формирование рыцарства как служилого военно-феодального сословия, расцвет которого приходится на 11-14 вв. Военное дело стало его главной социальной функцией. Военная профессия давала права и привилегии, определяла особые сословные воззрения, этические нормы, традиции, культурные ценности.

Содержание

1. Введение
2. Основная часть
Воспитание
Турнир
Геральдика
Замок
Декоративно-прикладное искусство
Мораль
Культ прекрасной дамы
Литература
Музыка
Святой Грааль
Закат
3. Заключение
4. Словарь
5. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 53.68 Кб (Скачать)

Чтобы проникнуть в замок, надо было преодолеть много препятствий. Враги должны были засыпать ров и  по открытому пространству приблизиться к стенам, затем взобраться на них  по приставленным штурмовым лестницам  или разбить тараном дубовые, окованные железом ворота. Защитники  замка на их головы со стен сбрасывали камни и бревна, лили кипяток и  горячую смолу, в них метали копья  и осыпали стрелами. Но, даже прорвавшись через ворота или преодолев первый ряд стен, враги часто не достигали цели - им приходилось штурмовать вторую, еще более высокую стену.

Над всеми постройками  возвышалась главная башня - донжон. В ней феодал со своими воинами  и слугами мог выдержать долгую осаду, даже если другие укрепления были захвачены. Внутри башни один над  другим были расположены залы. Комнаты  не были расположены в соответствии со строгой планировкой. Нередко  большие залы с огромными каминами соседствовали с маленькими мрачными комнатами.  В подвальном помещении  часто делали колодец и могли  хранить запасы продуктов. Здесь  же в сыром и темном подземелье томились узники.

Единственная железная дверь, ведущая в башню, была расположена  высоко над землей. Если удавалось  ее разбить, то приходилось вести  борьбу за каждый этаж. По приставным лестницам  надо было пробираться через люки, которые закрывались тяжелыми каменными  плитами. На случай захвата башни  в толще стены была сделана  винтовая лестница; по ней хозяин замка  вместе с семьей и воинами мог  спуститься в подземный ход, который  выводил к реке или густому  лесу.

Замок Анже во Франции

Замок Анже воздвиг в IX в. граф Анжуйский, на месте древних галло-римских укреплений. Через три века (1228-1238) Людовик IX Святой значительно укрепил и перестроил крепость. Так появилось образцовое средневековое фортификационное (укрепленное) сооружение, предназначенное для отражения любой внешней угрозы, но прежде всего со стороны герцогов Бретонских. Штурмовать замок, стоящий на крутом берегу реки и укрепленный 17 башнями (высота 30 м), рискнул бы не каждый.

 Религиозные войны  XVI в. оставили свой след в  истории замка. Когда Францией  правил Генрих III, по его приказу  бывший аббат Ф. Делорм из  Сен-Сержа уменьшил высоту башен  за счет того, что разрушил  их островерхую кровлю и построил  по периметру стен специальные  террасы, с которых защитники  хорошо видели поле боя и  могли лить на головы нападавших  кипящую смолу. С приходом к  власти Генриха IV работы по  перестройке крепости были прекращены.

Внутри крепостных стен находятся  королевский дворец и капелла, датируемые XIV в., а также небольшой сад XV в. В специальном помещении с  особым освещением и микроклиматом  хранится "Ковер Апокалипсиса " - один из самых старых и больших  во Франции. Гобелен долгое время  украшал дворцовую капеллу. При  короле Рене его передали на хранение в кафедральный собор. В 1848 г. произведение было выкуплено у церкви государством и отреставрировано. В 1938 г. его вновь  открыл Ж. Люрса.

До наших дней от гобелена длиной 168 м и высотой 5 м сохранилось 103 м. На шпалере изображено 76 сцен, иллюстрирующих Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). По своей живописной экспрессии они  могут сравниться лишь с выразительностью самого текста.

Декоративно-прикладное искусство

Рыцаря  нельзя себе представить без его снаряжения. Рыцарские доспехи включали до 200 деталей, а общий вес военного снаряжения доходил до 50 кг.

Как правило, доспехи выполнялись на заказ.

Меч - это оружие феодала, землевладельца, человека с достатком. Сабля считалась оружием черного люда. Но в жарких странах воевать в латах просто нереально. Впоследствии мечи трансформируются в шпаги и рапиры.

А сам меч становиться  церемониальным оружием.

Мечи в основном были выполнены  в романском стиле. Их украшения отличались подчеркнуто парадным характером. Украшали как рукоять, так и само лезвие (драгоценные камни, гравировка, узоры и др.)

Большое развитие в средние  века приобрело ювелирное дело. В моду входят пряжки, ожерелья, широкие пояса, усыпанные жемчугом и камнями в высоких ажурных гнездах. Основание оправ часто делают ограненным, что усиливает игру камней. Перстни носили и мужчины, и женщины. Перстни с резными камнями употребляли в качестве печатей и для обозначения ранга владельца.

Декоративно-прикладное искусство  имело место не только во внешнем  образе самого рыцаря, но и во внутреннем убранстве его замка. Романская мебель совмещала в себе массивные формы и украшения с резным геометрическим орнаментом. Готическую мебель оформляли самыми разными способами, что делало ее стоимость достаточно высокой. Зачастую на мебели было видно украшение в виде живописи. На стенах замков висели гобелены (безворсовый ковёр ручной работы), на них изображались сцены на мифологические и религиозные темы.

Мораль

            Рыцарский дух отличает доблестного воителя от простолюдина и дикаря... 
                                                                                       Вальтер Скотт "Айвенго"

Рыцари своими блестящими подвигами заслуживали почетные титулы: don, sire, messir, monsieur. Они имели  право восседать за одним столом с королями, только они одни имели  право носить копья, панцири, золоченые  шпоры, двойные кольчуги, золотые  украшения, шлемы, горностаевые и беличьи  меха, бархат, красное сукно и  устанавливать флюгеры на башнях своих замков.

Феодал имел свой герб и  девиз, он гордился древностью своего рода и числом знаменитых предков. Каждый рыцарь имеет свой герб - знак воинской доблести его рода.

Главное качество рыцаря - верность в служении королю и сеньору, воспевалась  в сказаниях, а измена налагала клеймо позора на весь род предателя. Как сказано в поэме: "Кто своему сеньору изменяет, тот кару должен понести по праву".

Рыцарские добродетели - доблесть, верность, мужество, великодушие, щедрость; воинские подвиги - участие в рыцарских  поединках, рыцарских турнирах, войнах за короля (или своего сюзерена) и, наконец, Крестовых походах; защита и покровительство  храмам и монастырям, вдовам и сиротам, внимание к нуждающимся в помощи членам рыцарских фамилий, обездоленным, несправедливо осужденным; исполнение христианских обрядов и ритуалов - пост, молитва, участие в храмовых Богослужениях; куртуазность, или светскость - умение вести себя при королевском  дворе и вообще в аристократической  среде, образованность, галантность, обходительность. Вот примерный перечень элементов, которые в совокупности делали любого рыцаря - образцовым рыцарем. Осуждению  подлежала скупость, не прощалось  предательство. Особое значение придавалось  рыцарской щедрости: наибольшим престижем  пользовался тот из рыцарей, кто  был щедрее в раздачах.

Традиция требовала от рыцаря быть сведущим в вопросах религии, знать правила придворного этикета, владеть "семью рыцарскими добродетелями": верховой ездой, фехтованием, искусным обращением с копьем, плаванием, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца.

В среде рыцарей сложился так называемый культ дамы - поклонение рыцаря избранной им знатной женщине, нередко замужней и занимавшей более  высокое, чем рыцарь, социальное положение. Девизом всех рыцарей было: "Бог, женщина и король" (франц. Mon Dieu, madameet mon roi).

Как только рыцарь избирал  себе "Даму сердца", которая со временем, должна была стать его  подругой, он старался всеми силами заслужить ее расположение и уважение. Желание ей понравиться удваивало  храбрость рыцаря и заставляло его  презирать самые большие опасности. Храня верность к избранной особе, он должен был, тем не менее, выказывать уважение и покровительство и  ко всем прочим женщинам.

Кодекс  рыцарской  чести

(один из вариантов)

  1. Рыцарский Кодекс Чести является обязательным для всех лиц благородного происхождения, именующих себя Рыцарями. 
  2. В случае нарушения Кодекса Рыцарем, его судьба будет вверена Сюзерену, вассалом которого он является, при уклонении же от Воли Сюзерена, данное лицо автоматически лишается благородного Рыцарского титула, всех земель и всех привилегий. 
  3. Каждый рыцарь должен ценой своей жизни защищать жизнь своего Сюзерена. 
  4. Каждый рыцарь должен держать данное им слово, ибо лишь трусость является для Рыцаря позором большим, чем клятвопреступление. 
  5. Каждый рыцарь должен иметь Грамоту, подтверждающую его благородное происхождение. 
  6. Каждый рыцарь должен принимать участие в Турнирах, где показывать доблесть ратную, храбрость и отвагу великую. 
  7. Рыцарь не смеет причинить вред человеку безоружному. 
  8. Рыцарь не смеет причинить вред человеку вооруженному неравным оружием, иначе как на поле боя. 
  9. Рыцарь должен быть милосердым и кротким к слабому, и не отказывать тем, кто просит о помощи. 
  10. Рыцарь должен быть безжалостен к лиходеям, врагам его и его сюзерена, и к людям-обидчикам и зла причинителям. 
  11. Рыцарь должен быть галантен в обращении с благородными дамами. 
  12. Если между рыцарями возник спор, или один из них словом или поступками своими оскорбил другого, то рыцарь может требовать сатисфакции в честном поединке в присутствии секундантов, или отречения от своих слов и раскаяния в своих поступках. 
  13. На Рыцарском турнире запрещено использовать нечестные приемы. 
  14. Нет для Рыцаря вещи более отвратительной, чем предательство. 
  15. Рыцарь не может ударить поверженного противника (в честном поединке), а также противника, молящего о пощаде. 
  16. Рыцарь должен беспощадно карать любое оскорбление чести своего Сюзерена, чести Дамы (любой), и собственной чести. 
  17. Незнание Кодекса Рыцарской чести не является смягчающим вину обстоятельством для людей вероломных, отступивших от его правил.

Культ прекрасной дамы

Сквозь вековые пелены традиций и религиозных ограничений  Средневековья рисовался некий  туманный, мерцающий неразгаданной  загадкой женский образ. Так возникла легенда о Прекрасной Даме. С относительной  точностью можно сказать, что  на свет она появилась в конце XI - начале XII века, местом ее рождения считается  южная область Франции, Прованс.

Провансом, с которого началось победное шествие Прекрасной Дамы по миру, ныне именуется вся южная  окраина Франции. Вся эта обширная область во времена Средневековья  носила название Окситании, так как  народ, ее населяющий, говорил на языке "ок", который теперь известен как провансальский.

Трубадурами назывались поэты, слагавшие свои песни именно на языке "ок". Стихи на этом языке, посвященные Прекрасной Даме, были первыми произведениями высокой литературы, написанными не на "вечной" латыни, а на разговорном языке, что делало их понятными всем. Великий Данте в трактате "О народном красноречии" писал: "...А другой язык, то есть "ок", доказывает в свою пользу, что мастера народного красноречия впервые стали сочинять стихи на нем, как на языке более совершенном и сладостном".

Образ нашей героини, естественно, собирательный. Но одна особая примета у него все же есть: она, безусловно, красива. Детские годы Прекрасной Дамы прошли в суровом мужском окружении. Ее породили введенные рыцарским кодексом чести традиции светского обхождения, хороших манер, умения вести приятную беседу, а главное, слагать песни в честь Дамы. Из этих-то песен, к счастью, сохранившихся до наших дней, можно узнать кое-что о ней самой, а также о ее современниках мужчинах, знаменитых трубадурах.

Поэты Окситании, воспевавшие  Прекрасную Даму, обычно рисовали ее замужней. Замужество было той непреодолимой  преградой, благодаря которой любовь приобретала необходимую степень  трагической безнадежности. Эта  безнадежность и составляла главный  предмет лирики трубадуров. Любовь вдохновенного поэта далеко не всегда оказывалась взаимной и только в  редких случаях завершалась близостью. Таков был закон рыцарской  верности, предполагавший максимальную идеализацию чувства и желательно более полный отказ от плотского  наслаждения.

Общественное мнение Средневековья  весьма и весьма одобряло браки родовитых  женщин с менее знатными мужчинами. А потом в трубадуре ценилось, прежде всего, не происхождение, а его поэтический дар и иные таланты. Ведь жизнь средневекового замка была предельно замкнута. Трубадуры, ведущие кочевой образ жизни, становились желанными гостями при любом дворе. Они часто брали на себя обязанности дворцовых распорядителей и отвечали за все, связанное с приемом гостей и развлечением хозяев.

Иногда трубадурами становились  сами господа. Например, один из первых известных нам трубадуров, Гильем Аквитанский, граф Пуатевинский, богатством далеко превосходил самого французского короля, хотя и считался его подданным. А его молодой современник, поэт Маркабрюн, не имел ни рода, ни богатства, как гласят источники, его в младенчестве нашел у своих ворот некий господин. Однако Маркабрюн обладал таким талантом, что "пошла о нем по свету великая молва, и все его слушали, боясь его языка, ибо настолько он был злоречив...".

В мире рыцарской доблести и чести женщины неожиданно приобретают  огромные права, возносятся в сознании мужского окружения на недосягаемую высоту - вплоть до небывалой доселе возможности вершить суд над  мужчиной. Правда, все эти права  и возможности осуществлялись в  очень узкой сфере рыцарской  эротики, но и это уже было победой  женщины.

 Как видим, в сферу  влияния женщины вдруг отошла  огромная область тогдашней жизни,  практически все, что имело  значение в отношениях полов.  Впрочем, не надо обольщаться.  Все свои новые права она приобрела не на пути эмансипации и не в борьбе, а благодаря всё той же мужской воле, которая вдруг захотела смирения.

Прекрасная Дама просуществовала  недолго. Уже в первой половине XIII века, в период с 1209 по 1240 год, Прованс  подвергся четырем крестовым  походам из Северной Франции, возглавляемым  знаменитым Симоном де Монфором. В  истории Франции они остались под именем альбигойских войн.

С падением Прованса трубадурское искусство быстро пришло в упадок и скоро забылось. Но дело было сделано. Нравы стали изысканнее и гуманнее, а Прекрасная Дама, сменившая с  тех пор тысячи имен, жива по сей  день.

Литература

Отражение рыцарских нравов в области духовной культуры открыло  ярчайшую страницу средневековой литературы со своим особым колоритом, жанром и  стилем. Она поэтизировала земные радости вопреки христианскому  аскетизму, прославляла подвиг и  не только воплощала рыцарские идеалы, но и формировала их. Наряду с героическим эпосом высокого патриотического звучания (например, французская "Песнь о Роланде", испанская "Песнь о моем Сиде") появились рыцарская поэзия (например, лирика трубадуров и труверов во Франции и миннезингеров в Германии) и рыцарский роман (история любви Тристана и Изольды), представлявшие так называемую "куртуазную литературу" (от французского courtois - учтивый, рыцарский) с обязательным культом дамы.

Гильом Аквитанский считается  родоначальником не только провансальской, но и европейской поэзии. Он является первым из известных нам трубадуров. До нас дошло одиннадцать стихотворений, написанных им на языке ок: шесть озорных «кансон», четыре куртуазных «кансоны» и стоящая особняком «покаянная песнь». Исследователи творчества Гильома Аквитанского отмечают поэтическое совершенство стихов и их яркую индивидуальность.

Информация о работе Рыцарство как нравственный и эстетический идеал средневековой эпохи и искусство