Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 22:38, реферат
В своем реферате я постаралась отметить оба этих взгляда на средневековое рыцарство. Сейчас, конечно, оно уже не существует. Но, мне кажется, что люди нашего времени должны перенять кое-какие черты тех воинов, как честь, храбрость, благородство, сделаться как бы прообразами тех, кто когда-то, несколько веков назад, защищали свой народ и отчизну от несправедливости.
Введение
1. История возникновения рыцарства
2. Ритуалы
2.1 Посвящение в рыцари
2.2 Турниры
2.3 Обеты
3. Кодекс чести
Заключение
Список литературы
“Вот благородный конь, назначаемый тебе в помощники для твоих славных подвигов. Дай Бог, чтобы этот конь помогал твоему мужеству; води его только туда, где стяжаются честь и добрая слава!”
Часто случалось, что сама супруга государя повязывала новому рыцарю шарф, прикрепляла перья на шлем и препоясывала новопосвященного мечом.
Если новый рыцарь был сыном короля или принца, то ему надевали мантию из красного сукна как знак его царского происхождения. И новый рыцарь сидел в этой мантии и во время пиршества, которое происходило в парадной зале дворца или замка. В этот день новопосвященный пользовался особым почетом. За столом во время пиршества он занимал почетное место по правую руку того короля, грансеньора или славного рыцаря, от которого получил лобзание. И обыкновенно, в особенности в первые времена учреждения рыцарства, в этих новопосвященных не заметно было ни гордости, ни кичливости, ни напыщенности, ни высокомерия. Они были просты в своем обхождении с людьми: вежливы с высшими, снисходительны и добры с низшими.
Таков был обряд посвящения в рыцари в мирное время при дворах королей, принцев и грансеньоров3. Но в военное время обряд посвящения в рыцарское звание совершался намного проще; тут в виду неприятеля некогда было тратить время на разные торжественные церемонии. Отличившемуся на поле битвы рыцарское звание жаловалось среди лагеря до победы или после нее в проломе укреплений взятого приступом города.
Если какому-либо из государей являлось желание удвоить силы своей армии, не увеличивая числа низших воинов, то он создавал рыцарей. Если кто-либо из старших оруженосцев отличался на поле битвы, то его возводили в рыцарское звание.
При возведении в рыцарское звание в военное время обряд посвящения был очень прост. Вновь посвящаемого ударяли три раза мечом по плечу с произнесением следующих слов: “Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, и Святого Великомученика Георгия жалую тебя рыцарем”. Затем следовал обыкновенный обряд лобзания; этим и оканчивалось посвящение.
Подобное ведение дел порождало целые миллионы героев. Влияние почета было до такой степени могущественно, что одно уже звание рыцаря побуждало каждого превосходить самого себя и делало из него из него какое-то сверхъестественное существо.
Рыцари, посвящаемые в это звание в военное время, носили и различные названия, сообразно тем обстоятельствам, благодаря которым им жаловали это почетное звание; так, были рыцари битвы, рыцари приступа, рыцари подкопа и прочие.
Как всем известно, турнирами
назывались военные упражнения,
которые происходили на особо
устроенной арене, окруженной
местами для зрителей. Обыкновенно
в Западной Европе короли и
владетельные принцы назначали
турниры по какому-нибудь
На этих турнирах происходил
так называемый примерный бой,
или примерная битва. Такой
бой состоял в том, что
На турнирах воспрещалось
Новики, оруженосцы и пажи, которые
домогались рыцарского звания, постоянно
во избежание опасности
Но турниры и поединки с отпущенным оружием, то есть бои насмерть, строго запрещались; это не допускалось даже и религией.
Кстати, если на турнирах и
бывало кровопролитие, то это
совершалось непреднамеренно,
Обыкновенно о днях, назначенных
для турнира, объявлялось
О турнирах объявляли герольды4
Место для турниров выбирали
всегда около больших городов,
находившихся близ реки или
близ леса, так что оградой
для ристалища был с одной
стороны город, а с другой
– лес; деревянные барьеры
закрывали оба пролета, а вне
их были вывешены флаги
После того, как герольды возвестят
о дне турнира, все рыцари, витязи,
их жены и взрослые дочери
начинают приготовления к
Вот собственно в чем состояла
обрядность турниров и
Король или владетельный князь
обыкновенно посылал герольда
с двумя оруженосцами или с
двумя молодыми дворянами;
Король, конечно, принимал вызов
и тотчас же начинал вербовать
рыцарей, желавших принять его
сторону, и ввиду этого,
Принявший вызов являлся за
три или четыре дня до турнира;
Трибуны для благородных дам
строились именно в том месте,
где сходились ристалища,
У каждого ристалища было по
трое больших ворот; в них
въезжали рыцари по шесть с
обеих сторон для того, чтобы
приготовиться к бою под
Накануне турнира вся та молодежь, которая претендовала на получение на этом турнире рыцарского звания, одевалась в одинаковое платье и обедала у своих сеньоров; после обеда, они все вместе отправлялись к вечерне в сопровождении старых рыцарей.
После этого главный начальник
собирал всю эту молодежь и
давал им наставление, как
Затем они отправлялись в церковь и поводили всю ночь в бдении и молитве.
После пения молитвы и после благословения, установленному по этому случаю, главное лицо давало им лобзание, препоясывало их всех мечом, а в это время низшие члены надевали рыцарям шпоры. Потом новопосвященные опять садились на свои места, и по окончании обедни молодые люди опять отправлялись к главному начальнику на пиршество.
В девятом часу вечера рога трубили сбор на вечерний турнир; сюда являлись рыцари в богатом убранстве и на конях, но только не с разноцветным щитом, а с одноцветным, и не препоясанные мечом, а с пихтовым копьем. После битвы они снимали с себя оружие и в роскошном одеянии являлись к ужину к главному начальнику; тот из рыцарей, который отличился больше всех, сидел за одним столом с главным начальником.
На следующий день после обедни все рыцари, вооруженные с головы до ног, являлись на ристалище в первом часу до полудня; все становились под свои знамена.
На турнире у всякого был такой девиз, какой ему нравился; но в девизе должен был быть непременно хоть какой-нибудь знак того короля или владетельного князя, сторону которого они держали; не имели девиза только приехавшие случайно, которые не хотели быть узнанными.
Когда все были в сборе, то раздавался сигнальный рожок, в ристалище въезжал первый ряд рыцарей, и начиналась битва. Конечно, счастье переходило то на ту, то на другую сторону; иногда случалось, что целые ряды расстраивались и им на подкрепление посылали свежие; иногда случалось и так, что все рыцари обеих сторон появлялись на ристалище; наконец, если одна сторона совершенно ослабевала, то на арену являлись неизвестные рыцари и помогали ей, так что победа, вероятно, осталась бы за ней, но тут к противной стороне подоспевало подкрепление, и та снова одерживала верх.
Наконец, окончательно побитая и пораженная сторона убегала в лес; оттуда рыцари показывались поодиночке без коней и без оружия, но победители не заманивали их более, а собирались под свои знамена.
Большей частью неизвестные рыцари, одержавшие победу на турнире, тотчас же удалялись, так как не хотели открывать своего имени; за ними часто пускались в погоню, чтобы привести ко двору короля или князя, который устраивал турнир, и тогда этот король или князь ласково и милостиво принимал победителя.
Иногда побежденным предлагали возобновить
битву на следующий или какой-либо другой
день.
Кроме обетов, которые давали
рыцари как воины, они еще
в силу своей набожности
У рыцарей существовал так называемый обет павлина или фазана (voeu du paon on du faisan). Эти благородные птицы блеском и великолепием своих перьев как бы олицетворяли важность государей и великолепие их наряда, в котором они являлись на большие выходы.
Для принесения рыцарями
Нужно было большое умение
разрезать птицу так, чтобы
каждому из собравшихся