Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:50, реферат
Рыцарь — понятие емкое. Когда мы произносим это слово, то в абстрактном смысле представляем себе человека чести и принципов, в конкретном — всадника в латах, с копьем и щитом. И то и другое верно, но это лишь часть целого. В Средние века рыцарь — четкая социальная категория: владелец небольшого феода, низший вассал на последней ступеньке феодальной иерархии. Но термин этот понимается историками и более широко — как феодал вообще, иначе говоря, как представитель военно-землевладельческого сословия Средневековья, вне зависимости от имущественного положения и знатности. И наконец, нельзя не заметить, что понятие «рыцарство» (chevalerie) так или иначе, касается почти всех институтов Западной Европы XI—XIV веков, включая нравы, обычаи, идеи, историографию и литературу — поэзию и прозу.
Введение ………………………………………………………………….3
Рыцарство ………………………………………………………..4-5
Воспитание рыцаря ……………………………………………… ..5
Церемония посвящения ………………….……………………..6-7
Вассальное отношение рыцарей …………………………………7
Божий мир …………………………………………………………8
Рыцарское вооружение ……………………………………….8-10
Гербы …………………………………………………………10-13
Духовно-рыцарские ордена:
- тамплиеры ………………………………………………….13-14
- госпитальеры ………………………………………………..14-15
- тевтонский орден …………………………………………..15-16
9. Книга рыцарских законов ……………………………………..16-19
Заключение …………………………………………………………….20
Список использованной литературы
Кинжал вошел в употребление рыцарей только в XIII в. Он использовался в рукопашном бою и носился у правого бедра. С развитием фехтования появились даже специальные кинжалы для левой руки, снабженные очень сложной гардой. Ножи использовались использовались в бою крайне редко и применялись в основном как метательное оружие или в рукопашной схватке.
Боевой конь предназначен исключительно для участия в сражениях. Таких коней способных нести на себе в бою рыцаря, закованного в тяжелые доспехи, специально выращивали и обучали. Они очень ценились и потому владельцы пытались защитить их с помощью особых лат. На голову коня надевали металлический или кожаный наглавник, грудь закрывали железными бляхами. Спину покрывали бархатной попоной, которая уже к концу XII в. превратилась в сплошной чехол, закрывавший шею, тело и ноги коня.
Гербы
Развитие вооружение, и особенно шлемов, полностью скрывавших лицо, сделало рыцаря, облаченного в полный доспех, трудно узнаваемым и потребовало введение дополнительных опознавательных знаков. Такими знаками стали появившиеся в XII в. гербы – цветные эмблемы, изображавшиеся обыкновенно на щите в соответствии с особыми правилами и обозначавшие сначала отдельное лицо, а затем и весь род. Передача по наследству была важнейшим отличием герба от прочих эмблем, употреблявшихся в разные времена в различных обществах.
С XVI в. к щиту и шлему добавляется ряд других деталей и украшений, а сам герб превращается в нечто отвлеченное от действительности, будучи отныне скорее символом, чем реально носимым в бою вооружением (большой герб).
Щит – носитель эмблема владельца – является первой о необходимой частью герба.
Поле щита могло быть единым – в этом случае щит назывался простым, а могло и делиться на несколько частей- тогда щит был сложным. Основных делений было четыре:
- рассечение – вертикальная линия, делившая щит пополам на правую и левую части;
- пересечение – горизонтальная линия, делившая щит пополам на верхнюю и нижнюю части;
- скошение слева – диагональ от левого верхнего угла в правый нижний, делившая щит на две треугольные фигуры;
- скошение справа – диагональ от правого верхнего угла в левый нижний.
Помимо формы и делений важным элементом щита являлась и его окраска. Основных геральдических цветов семь. Это пять так называемых финифтией: червлень (красный), лазурь (синий или голубой), зеленый, черный, пурпур – и два металла: золото и серебро. Кроме металлов и финифтей применялись также меха – беличий и горностаев.
Помимо щита в большой герб входит также ряд других элементов.
Шлем – символ участия в войнах и турнирах, принадлежность дворянского сословия. Шлемы различались в зависимости от ранга и титула владельца – у королей, герцогов, графов, баронов и простых дворян они изображались по-разному. В гербах духовных лиц вместо шлема фигурировал соответствующий сану убор – папская тиара, кардинальская шапка, епископская или прелатская митра.
Часто гербу добавлялся девиз, помещенный на особой ленте или на девизной кайме непосредственно в поле щита. Девизом могло быть любое короткое изречение, отражавшее некую важную для владельца герба идею. В качестве гербов нередко использовались латинские сентенции (изречения); широко был распространен и такой вид как боевой клич. Например, боевой клич Вильгельма Оранского «Je mantiendrai» - «Я сдерживаю».
Цвет девизной ленты и букв девиза должен соответствовать цвету гербового поля и его главной фигуры.
Девизы бывали не только
словесными, но и фигурными. К числу
таких наиболее известных девизов
принадлежит бело-красная роза Тюдоров
и личные эмблемы испанских «
Герб мог содержать намек на имя своего владельца, его прозвище, имя его отца – такие гербы назывались гласными. Например, на гербе Жана Лекола был помещен петух (по-французски le coq), в гербе семья Шелли – раковины (англ. shell).
Гербы прочно вошли в повседневный
обиход средневекового человека. Они
встречались на каждом шагу. Ковры,
посуда, мебель – практически вся
домашняя утварь щедро украшалась гербами
владельца. Гербами пестрели ткани,
вышивки и рукописи, они проникли
в живопись, скульптуру и архитектуру.
Рыцари и дамы превращались в ходячие
иллюстрации собственных
Вместе с тем необходимо заметить, что в Средние века герб был не только просто опознавательной меткой. Он был представителем своего владельца повсюду. Герб мог подвергаться наказанию вместо человека или «поощрению» за его заслуги.
Духовно-рыцарские ордена
Промежуточное положение между духовенством и рыцарством в средневековом обществе занимали члены духовно-рыцарских орденов.
Каждый орден имел свои цели, задачи, свой устав и свою структуру. Во главе ордена стоял магистр, наделенный одновременно светской и духовной властью и подчинявшийся непосредственно папе Римскому. В уставе большое значение придавалось военной подготовке рыцарей, поскольку в первую очередь им в обязанность вменялось защита с оружием в руках христианскую веру. Устав регламентировал духовную деятельность рыцарей: при вступлении в орден они должны были принести ряд обетов и на протяжении всей своей жизни соблюдать достаточно суровые правила, чтобы укреплять дух и веру и усмирять плоть. Орден был духовно-военной организацией, внутри него существовала строгая иерархия и дисциплина и одновременно он был похож на военную казарму или на монастырскую общину.
Тамплиеры (от фр. Temple -храм). Официальное название ордена «Тайное рыцарство Христово и храма Соломона» и была связано, что его первая резиденция находилась в Иерусалиме, на том месте, где по преданию, стоял храм царя Соломона. Орден был создан в 1118-1119 гг. девятью французскими рыцарями во главе с Хуго де Пейнсом. Основной целью членов ордена была защита дорог и путей и охрана паломников. Кроме того они ввели военные действия, защищая завоевания крестоносцев в Святой Земле и отвоевывая у мусульман.
При вступлении в орден рыцари давали три обета: бедности, целомудрия и послушания. Устав запрещал им в любые светские развлечения – пение, танцы и др. внутри ордена царила жесткая дисциплина, согласно уставу, «каждый совершенно не следует собственной воле, но более заботится о том чтобы, повиноваться приказывающему». Они носили белый плащ с восьмиконечным красным крестом. На печати ордена были изображены два рыцаря, скачущие в одном коне, что символизирует бедность и братство его членов.
Уже в 1127г. тамплиеры перенесли свою деятельность в Европу. К началу XIII в. они стали обладателями неслыханных богатств, за счет того, что каждый вступающий в орден приносил ему в дар свое состояние. Они владели своими землями в Франции, Англии, Испании, Германии и др. у них были свои порты и свой мощный флот.
Храмовники широко сужали
деньги европейским монархам и постепенно
таким образом приобрели
Однако чрезмерная строптивость в конце концов и погубило рыцарей храма. В 1309 г. король Франции Филипп IV Красивый обвинил руководство ордена в ереси и в колдовстве, и в служении дьяволу и после долгого следствия 18 марта 1314 г. сжег в костре. Имущество ордена было конфисковано в пользу короля, их замки разрушены. Могущество ордена было бесповоротно подорвано; его остатки так и не смогли больше объединиться.
Госпитальеры (иоанниты). Официально этот орден назывался «орден рыцарей госпиталя святого Иоанна Иерусалимского». Он был создан на базе госпиталя для паломников, основанного купцом. В 1113 г. это братство официально получило от папы статус духовно-рыцарского ордена. Первоначально задачей был уход за болеющими паломниками. Рыцари оказывали помощь беднякам, трижды в неделю устраивали для них бесплатные обеды.
Они тоже давали три обета – целомудрия, бедности, послушания. Во главе стоял Великий магистр. Стать членом мог только человек благородного происхождения. Иоанниты носили черную манию с нашитым на плече белым восьмиконечным крестом. Позднее цвет мантии был изменен на красный, а крест переместился на грудь.
В конце XII в. иоанниты перебрались на Кипр. Долгие годы им удавалось оборонять Европу от врагов, однако в 1522 г., после долгой осады, они были вынуждены сдать остров турецкому султану Сулейману Великолепному. Император Карл V предложил им для проживания Мальту. С этого момента орден стал называться Орденом мальтийских рыцарей. С Мальты рыцари были изгнаны в 1798 г. Наполеоном Бонапартом и нашли свое пристанище в России, у императора Павла I. В середине XIX в. из духовно-военной организации орден превратился в духовно-благотворительную корпорацию. Ее резиденции в настоящее время находится в Риме.
Тевтонский орден, полное название «Орден дома святой Марии Тевтонской» был основан в конце XII в. на базе иерусалимского госпиталя для немецкоязычных паломников. В отличие от тамплиеров и госпитальеров, среди которых были представители различных национальностей, Тевтонский орден состоял в основном из немецких рыцарей. Облачались тевтонцы в белый плащ с черным крестом. Вернувшись в Европу, основной своей целью орден сделал завоевание земель, лежащих к востоку от Священной Римской империи, и обращение населяющих их народов в христианство. Все земли, завоеванные рыцарями, становились их владениями; так образовалось государство Тевтонского ордена.
В 1237 г. тевтонцы объединились с Ливонским орденом и решили двинуться на завоевание русских земель. Однако в 1240 г. они были разбиты князем Александром Ярославичем на Неве.
Новый удар по могуществу Тевтонского
орлена был нанесен в 1410 г. в ходе
войны между ним и Польско-
Книга рыцарских законов
Чтобы лучше понять аспекты морального устоя рыцарства, тот образ жизни, который они должны были вести, те идеалы, то совершенство, к которому они должны были стремиться, следует упомянуть о книге рыцарских законов, которые рыцари должны были строго исполнять и следовать им (но в реальной жизни они следовали им далеко не всегда). Читались эти законы церковнослужителем во время посвящения.
Следует также отметить,
что эти законы не были пустыми
словами, за их нарушение рыцарь строго
карался. Так, например, за тяжкие проступки
существовал целый обряд
Если рыцарь провинился не
сильно, то его наказывали соразмерно
степени вины: например щит его
подвешивали опрокинутым к
Заключение
В второй половине
XV в. начался закат рыцарской
Однако в течение многих столетий рыцарство было важным жизненным идеалом средневекового общества, а рыцарский образ жизни и стиль поведения был важнейшим моральным эталоном средневековой аристократии. Рыцарство, как и прочие сословия, было необходимым элементом средневекового общества, обеспечивая стабильность социальной структуры, в которой «воюющие» были так же важны, как и «молящиеся» или «работающие».
Список использованной литературы: