Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:50, реферат
Рыцарь — понятие емкое. Когда мы произносим это слово, то в абстрактном смысле представляем себе человека чести и принципов, в конкретном — всадника в латах, с копьем и щитом. И то и другое верно, но это лишь часть целого. В Средние века рыцарь — четкая социальная категория: владелец небольшого феода, низший вассал на последней ступеньке феодальной иерархии. Но термин этот понимается историками и более широко — как феодал вообще, иначе говоря, как представитель военно-землевладельческого сословия Средневековья, вне зависимости от имущественного положения и знатности. И наконец, нельзя не заметить, что понятие «рыцарство» (chevalerie) так или иначе, касается почти всех институтов Западной Европы XI—XIV веков, включая нравы, обычаи, идеи, историографию и литературу — поэзию и прозу.
Введение ………………………………………………………………….3
Рыцарство ………………………………………………………..4-5
Воспитание рыцаря ……………………………………………… ..5
Церемония посвящения ………………….……………………..6-7
Вассальное отношение рыцарей …………………………………7
Божий мир …………………………………………………………8
Рыцарское вооружение ……………………………………….8-10
Гербы …………………………………………………………10-13
Духовно-рыцарские ордена:
- тамплиеры ………………………………………………….13-14
- госпитальеры ………………………………………………..14-15
- тевтонский орден …………………………………………..15-16
9. Книга рыцарских законов ……………………………………..16-19
Заключение …………………………………………………………….20
Список использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ
Общий факультет
Кафедра философии, культурологии и истории
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
«Культурология»
на тему
«РЫЦАРСКАЯ КУЛЬТУРА»
Выполнил: студент I курса 492 гр.
Гричук Александр
г. Санкт-Петербург
2009 г.
Содержание:
Введение ………………………………………………………
- тамплиеры …………………………………………………
- госпитальеры ………………………………………………..14-15
- тевтонский орден …………………………………………..15-16
9. Книга рыцарских законов ……………………………………..16-19
Заключение …………………………………………………………….20
Список использованной литературы
Введение
Рыцарь — понятие емкое. Когда мы произносим это слово, то в абстрактном смысле представляем себе человека чести и принципов, в конкретном — всадника в латах, с копьем и щитом. И то и другое верно, но это лишь часть целого. В Средние века рыцарь — четкая социальная категория: владелец небольшого феода, низший вассал на последней ступеньке феодальной иерархии. Но термин этот понимается историками и более широко — как феодал вообще, иначе говоря, как представитель военно-землевладельческого сословия Средневековья, вне зависимости от имущественного положения и знатности. И наконец, нельзя не заметить, что понятие «рыцарство» (chevalerie) так или иначе, касается почти всех институтов Западной Европы XI—XIV веков, включая нравы, обычаи, идеи, историографию и литературу — поэзию и прозу.
Происхождение рыцарства и время его возникновения — вопросы темные, до сих пор вызывающие споры в специальной литературе. Одни уводят возникновение рыцарства к Гомеру и древней Элладе, другие начинают с «Германии» Тацита, третьи берут за исходный пункт раннее Средневековье, указывая на «Эдды» и «Беовульфа», а кое-кто помещает рыцарство целиком в развитый феодализм и выводит его из Крестовых походов. Рассмотрим рыцарства как военное сословие, которая неизменно тесно связано со службой на коне.
Рыцарство
Рыцарство стало феноменом средневекового западного мира. Уникальность его состояла в том, что оно создало свою особую культуру – культуру светскую, насквозь пронизанную нормами особой нравственности, культуру, которая вступила в борьбу с духовно-религиозным началом и в конце концов победила в этой борьбе.
Рыцарство – это прежде всего профессиональное конное воинство. Само слово «рыцарь», пришедшее в русский язык из немецкого (Ritter), означает всадник. И именно в истории конного воинства следует искать истоки рыцарства.
Раннее всего - в VIII в. – оно возникло во Франкском королевстве, при майордоме Карле Мартелле. Для борьбы с арабами, которые вторглись на территорию королевства через Пиренеи, он создал во франкском войске тяжеловооруженную конницу. Это повлекло за собой очень важные последствия. Дело в том, что боевой конь и вооружение в то времена стоили дорого и позволить себе такое приобретение могли лишь очень богатые люди. Карл нашел выход из этой ситуации – он стал раздавать воинам земли с живущими на них крестьянами. На доходы от этих владений, которые назывались бенефициями, воины и должны были приобретать себе коня и доспеха. Таким образом появилась сразу два явления: феодальную собственность и рыцарство.
Долгое время рыцарство оставалось открытым сословием. Теоретически войти в него мог каждый: рыцарь мог посвятить в рыцарское звание того, кого он считал достойным этого, вне зависимости от происхождения или статуса. Однако с середины XII в. Рыцарство начинает замыкаться. Теперь в большинстве стран рыцарем мог стать только тот, кто происходил от благородных родителей; люди неблагородного происхождения удостаивались этой чести только в редких случаях и за исключительные заслуги. Это превращение рыцарства в обособленную касту сказалось на его составе: пропасть, разделявшая высший и низкий его слои, заметно сокращается. Несмотря на политическое неравенство, все рыцари оказываются представителями одного класса, объединенного общей этикой и образом жизни.
Понятие «рыцарь» заключала в себе гораздо больше, чем просто «конный воин» рыцарь еще и человек, прошедший специальную церемонию посвящения, подчиняющийся определенным правилам и ведущий особый образ жизни. Этот образ жизни требовал специальной подготовки.
Воспитание рыцаря
Начиналась это подготовка еще в родительском доме, где будущего рыцаря учили верховой езде и самым простым приемам владения оружием. В 10-12 лет мальчика отправляли для дальнейшего обучения в чужой дом, к богатому крестному или покровителю, родственнику или другу родителей. Там он служил несколько лет в качестве пажа, сопровождая своего патрона повсюду, следя за его оружием и боевым конем, а также обучаясь светским манерам, которая ему преподавала какая-нибудь из живших в замке дам. Военная подготовка состояла из упражнений с оружием и различных игр, посредством которых пажей приучали к турнирам и тяготам службы. А затем, если патрон находил, что паж достиг больших успехов, он переводил его в оруженосцы. Оруженосцы продолжали следить за конюшней и доспехами господина и прислуживать ему за столом, однако они уде получали право сопровождать его в походах и на турнирах. Обучение заканчивалось в 20-21 год. Если молодой человек имел средства для ведения рыцарской жизни, то он проходил особую церемонию посвящения и становился рыцарем. Если же таких средств у него не было, то он так и оставался в звании оруженосца.
Церемония посвящения
За несколько дней до нее будущий рыцарь исповедовался и причащался; ночь накануне церемонии он должен был провести благочестивых размышлениях и молитвах. Поутру он омывался водой и обличался в белые одежды, цвет которых символизировал чистоту. Сама церемония начиналась с освящения оружия; затем отец или патрон посвящаемого опоясывал его мечом и прикреплял шпоры. Юноша облачался в полное в полное рыцарское вооружение. Завершался ритуал символическим ударом по шее отголоском древнего германского обычая, посредством которого ветеран передавал юному воину свои доблесть и опыт. За церемонией посвящения следовала дни пиров, турниров и всяческих увеселений.
Посвящение не сильно изменяло ход повседневной жизни новоиспеченного рыцаря – она по-прежнему состояла из сражений и турниров, пиров и охоты, только теперь он уже выступал повсюду от своего лица.
Однако рыцарство предполагало не только определенный образ жизни, но следование некоему рыцарскому этническому кодексу, который базировался на четырех основах нормах, доблести верности, щедрости и куртуазности.
Куртуазность – характернейшая черта рыцарской культуры. Это понятие включало в себя огромное множество вещей: благородное происхождение, телесную красоту и изящество, душевную утонченность и доброту, изысканность манер, вежливость, ум и чувство юмора. Кроме того, оно предполагало жажду сражений и удовольствий и тягу к приключениям.
Позже в рыцарском кодексе
появилось и понятие о чести.
Сначала она понималась как почет
и слава, которую рыцарь может
стяжать на поле боя, тем самым
обессмертив свое имя. Однако со временем
честь все меньше стала увязываться
с доблестью, превратившись из венца,
которым стремился украсить свое
чело каждый рыцарь, в некое внутреннее
чувство собственного достоинства,
присущее знатному человеку и передающееся
исключительно по наследству. Честь
надлежало всячески поддерживать и
оберегать, поэтому любая попытка
задеть честь родовитого человека немедленно
встречала агрессивное
Вассальное отношение рыцарей
Рыцари противопоставляли себя прежде всего простолюдинам и уже потом различались внутри своего сословия. Основным делением здесь было деление на простых рыцарей и на баронов. Простые рыцари оставались вассалами баронов, своих же вассалов они не имели. Баронами в Средние Века называли не только тех рыцарей, которые носили этот титул, но и обладателей более высоких титулов: виконтов, графов, маркграфов (маркизов), князей и герцогов. Бароны тоже могли находиться в вассальной зависимости друг от друга. Собственно бароны и виконты – у графов, графы – у князей и герцогов. Князья и герцоги, за редким исключением, были вассалами королей или императора. В редких случаях, и короли могли находиться в вассальных отношениях к императору. Внутри рыцарского сословия существовала своя разветвленная иерархия, в которой находилось место и рыцарю, с трудом сводящему концы с концами, и могущественному королю, и даже императору. Это были различия внутри одного сословия, одной корпорации и культурной общности. И простой рыцарь, и барон, и королевская особа сознавали себя прежде всего рыцарями, а уже потом нетитулованными, титулованными или монархами.
Божий мир
Война составляла
смысл жизни рыцаря. В те времена
она воспринималась, как один
из способов добиться
Эти войны, приводившие к разорению поселений, запустению земель, подчас переходившие в откровенный разбой, были для Европы настоящим стихийным бедствием. Первой против этого выступила церковь. Пытаясь уменьшить разрушительное последствия войн и привить рыцарям нормы христианской этики, она ввела так называемый Божий мир и Божье перемирие. Божий мир означал запрет нападать на тех людей, которые не носят оружия: священников, паломников, женщин, детей, землепашцев. Божье перемирие подразумевало запрет на ведение военных действий в определенные периоды: дни религиозный праздников и постов, а также еженедельное с вечера пятницы до утра понедельника.
Нарушение Божьего мира или
Божьего перемирия грозило
Рыцарское вооружение было двух видов – оборонительное и наступательное. К оборонительному принадлежали панцирь, шлем и щит, а к наступательному – меч, копье, кинжал, палица и боевой молот.
Панцирь представлял с собой кожаную рубаху, на которую на манер чешуи были нашиты металлические пластины. Однако постепенно его начинает вытеснять кольчуга – рубашка, сделанная из множества маленьких металлических колечек, соединенных между с собой. Она была снабжена капюшоном, закрывавшим затылок, шею и подбородок. Весила такая кольчуга примерно 10-15 кг. Постепенно кольчугу в некоторых местах – на груди, локтях, коленях, плечах – стали укреплять сплошными стальными пластинами, прикреплявшимися прямо к металлическому полотну. С конца XVI в. эти пластины покрыли кольчугу целиком и соединились в полный доспех. Сплошная броня закрывала рыцаря с ног до головы. Голову же его защищал шлем.
Размер и норма щита напрямую зависели от степени надежности доспеха. Щит изготавливался из досок, соединенных между собой и укрепленных железной основой. Внешнюю его поверхность обивали тканью, кожей или мехом, а внутреннюю часть набивали волосом. В наиболее выпуклом месте щит, укреплялся железной бляхой, к которой с оборотной стороны крепилась рукоятка.
Обыкновенно рыцарь носил щит через плечо или на шее на длинном ремне, а в бою надевал его на левое предплечье и запястье. Правильное обращение со щитом считалось довольно сложным умением и требовало долгих тренировок. В связи с распространением огнестрельного оружия форма щита изменяется и приходит рондаш – небольшой круглый стальной щит. Однако вскоре щит полностью утратил свою защитную функцию и с тех пор использовался только в парадном доспехе.
Меч считался главным рыцарским оружием и пользовался наибольшим почетом. Мечи бывали самых разных форм и размеров, однако самым распространенным был «норманнский » меч – длиной около метра, с крепким широким клинком, весом около 2 кг. Меч носили в ножнах, которые крепили на левом боку – сперва на поясе, а затем на перевязи. В XVI в. на смену мечу пришла легкая шпага с плоским или трехгранным клинком и с рукоятью, снабженной гардой – особой «корзиной» для защиты руки.
В раннем средневековье копье служило в качестве метательного оружия. Использование его как оружия колющегося стало возможным только после внедрения во всеобщий обиход стремени. Длина копья достигала 3 м, а вес мог быть от 2 до 5 кг.