Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:44, контрольная работа
В период складывания и расцвета феодализма на Руси (X -XVII вв.) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославян-ских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Русь вос-приняла определенные основы языка культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфические формы. Для искусства домонгольской поры характерна одна отличительная черта –монументализм форм. Средневековое русское искусство определялось христианским мировоззрением.
Тезис……………………………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………………………...4
1 Архитектура…………………………………………………………………………...5
1.1 Искусство Киевской Руси……………………………………………………….…..5
1.2 Искусство периода феодальной раздробленности……………………………...…7
1.3 Искусство периода образования Русского централизованного государства.10
2 Музыка и театр……………………………………………………………………....14
Заключение………………………………………………………………………….……17
Список использованной литературы………………………………………………...…19
Творчество Дионисия. Самым крупным мастером живописи второй половины XV – начала XVI в. является Дионисий. В конце 60-70 годов XV в. Дионисий, вместе со старцем Митрофаном (возможно, его учителем), который был руководителем работы, расписывает фресками собор боровского Пафнутьева монастыря под Москвой. В Московском Успенском соборе 1479 г. сохранился древний придел «Похвалы богоматери», в котором уцелела фреска «Поклонение волхвов». Красивая и гармоничная по калориту фреска отличается мягким и светлым лиризмом образов ангелов, девы Марии и волхвов, приклонивших перед ней колени. Из большого количества исполненных Дионисием и его помощниками икон сохранились три: «Апокалипсис» и изображение московских митрополитов Петра и Алексея. В 80-х годах XV в. Дионисий, вместе со своими сыновьями – Фиодосием и Владимиром, выполняет стенопись и иконы собора Иосифо-Волоколамского монастыря. Точно датированные надписью на стене ( 1500-1502 гг.), фрески покрывают стены, столбы и своды собора Рождества богоматери Ферапонтова монастыря. Во фреске «Покров богоматери» особенно ярко выражено идея заступничества Марии за людей, идея сострадания и посредничества между людьми и небесными силами. Богоматерь выступает в ней как покровительница Русской земли. Из сохранившихся работ XV в. возможно связать с творчеством Деонисия житейно поясную икону Дмитрия Прилудского из Вологодского музея и Кирилла Белозерского из Русского музея.
Иконопись XVII в. Наиболее крупным явлением в живописи конца XVI – начала XVII в. были произведения так называемых «строгановых» мастеров, лучших московских художников, выполнявших заказы богатых землевладельцев, промышленников и купцов Строгановых. Новой чертой этих икон является трактовка человеческой фигуры, которой художники придают утонченную красоту; удлиненные пропорции, небольшие головы, тонкие руки и ноги, едва касающиеся земли. Из ранних произведений этого круга можно отметить икону «Государственного Русского музея «Чудо Федора Тирона» конца XVI в., на котором сохранилось имя художника – Никифора. Икона иллюстрирует легенду о Федоре Тироне, победившем странное чудовище, принимавшее различный облик, и освободившем от него свою мать.
Наиболее крупным московским художником конца XVI – начала XVII в. был Прокопий Чирин, самой ранней, известной работой которого, выполненной для Никиты Григорьевича Строганого, была икона Никиты – воина, написанная в 1593 г. Стройная. В иконописи с 20-х годов ХVII в. наблюдаются продолжение традиций «строгановской» живописи , которые живут в произведениях царских мастеров Оружейной палаты до конца 50-х годов.
Творчество С.Ушакова. Крупнейшим мастером живописи ХVII века является Пимен, Федоров сын, по прозванию Симон Ушаков (1626-1686 гг.).Из ранних икон Симона Ушакова наиболее известна икона «Великий архиерей» (голова Христа в архиерейской митре) 1657 год из Грузинской церкви. В изображении лица Христа наблюдаются особенности, не всречающиеся в более ранних произведениях иконописи. Об интересе Ушакова к изображению человеческого лица свиде-тельствует другая икона Грузинской церкви – «Благовещение» 1659 год, окруженная мелкими сценами акафиста, написанное тремя мастерами: Яковом Казанцем, Гаврилой Кондратьевым и Симоном Ушаковым. В 1668 году Симон Ушаков написал аллегорическую композицию «Древо государства российского». На иконе изображен Кремль и Успенский собор, у основания которого стоят Иван Калита, «собиратель русской земли», и митрополит Петр, сожающие «древо» государства российского. На ветвях древа в круглых медальонах изображены различные деятели Московского государства. В 1680 году Ушаков написал икону «Тайная вечеря», в которой дана интересная попытка передать интерьер с применением линейной перспективы, довольно свободная группировка апостолов вокруг стола, более разнообразная трактовка их лиц (особенно выразителен образ Иуды). Из гравюр, выполненных на медных досках, особенный интерес представляет гравюра «Семь смертных грехов», в которой Ушаков обнаруживает редкое для того времени знание форм человеческого тела. Из второстепенных парсун, случайно уцелевших и дошедших до нас в не очень хорошем состоянии, можно указать парсуну царя Федора Ивановича и парсун у князя Репнина. Так, постепенное накопление светских и реалистичных моментов в живописи древней Руси привело к новому качеству, к рождению светского реалистического искусства в первой четверти XVIII в.
2. МУЗЫКА И ТЕАТР
В жизни людей Древней Руси большое место занимали музыка, песни и пляски.
Среди музыкальных инструментов Древней Руси были ударные инструменты – бубен, накры, орган; духовые – рог, труба, рожок, сурна, окарина, кувички, дудка, жалейка, может быть, волынка; струнные – гусли и гудок, или смык. Степень применения и распространенность музыкальных инструментов были различными. Трубы и рога были сигнальными инструментами на охоте, в походах; струнные инструменты, бубны применяться как одиночные инструменты, а также в составе оркестра на игрищах и праздниках.
Можно говорить не только о распространении музыки, песни, плясок, но и о выделении профессиональных исполнителях. Одну группу составляли скозители, певцы былин и преданий, другую – скоморохи – затейники, потешники, увеселители, которые были и музыкантами и пля-сунами, акробатами, жонглерами, фокусниками, дрессировщиками. На Руси очень рано появились нотные записи. Этому способствовало распространение христианства. Кондаками называли короткие хвалебные песни в честь святых, сборники которых соответственно назывались Кондакарями. Таких нотированных Кондакорей за XII-XIII вв. сохранилось всего пять. В нашем распоряжении имеется немного сведений о развитии музыки и театрального искусства в XV-XVI вв. Веками существовали и развивались народная музыка и песня, тесно связанные с эпосом. Как и по отношению к предшествующему времени, источники упоминают о народных певцах – гуслярах, против которых вели борьбу церковники. Наиболее распространенными музыкальными инструментами были духовые деревянные инструменты – волынки, сопели, рожки, свирели, дудки, струнные – гудок, гусли, домбра, балалайка, были и ударные – бубны и бряцало. По-видимому, именно в XVI в. стали складываться мелодичные лирические песни, возникло характерное для русской музыкальной культуры сочетание вариантов – подголосков с основной мелодией. Крупным центром музыкальной певческой культуры был Новгород, откуда в XVI в. стало распространяться многоголосное пение. Новгородец Иван Шайдухов изобрел сложные «знамена» - знаки для записи мелодии с «распевами», «разводами» и «переводами». Среди новгородских певцов XVI в. получили широкую славу братья Роговы. С XVI в. стал распространяться колокольный звон. Вместе с тем с конца XV в. в Россию стали проникать и западно-европейские музыкальные инструменты – органы, клавесины и клавикорды.
Дальнейшее распространение получил в XVI в. народный театр. Как ни боролась церковь против скоморохов, они пользовались широкой популярностью. Большой популярностью пользовались медвежий цирк и кукольный театр Петрушки. Как и в области музыкально-певческой культуры, элементы театральной культуры пыталась использовать в своих интересах церковь.
К XVII в. русская музыкальная культура имела устойчивые многовековые традиции. Как и другие области народного творчества, она была безымянна. Существовали местные певческие школы со своими особенностями «роспевов». Но повсюду господствовало хоровое многоголосие, столь характерное для русской народной музыки. Народные песни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и глубокой выразительностью, с огромной силой передающие самые различные психологические состояния человека. Особенности народного хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной музыкой.
XVII в. оказался переломным и для развития русской музыки. Подобно тому как в зодчестве все больше распространялось стремление к народной декоративности и церковные здания «обмирщались» в своем облике, так и церковная музыка в XVII в. становилась более пышной, отказываясь от прежней канонической строгости и суровости. Появились «канты» - музыкальные произведения исполнявшиеся вне церкви. «Партесное» пение распространялось и в церковных концертах. Большой популярностью, как и в предшествующее время, пользовался народный театр. В условиях XVII в. церковному богослужению все труднее становилась отвлекать людей от народных празднеств. Влияние церкви стало заметно падать. Находятся люди, которые «приказывают медведчикам и скоморохам на улицах, торжищах и распутиях сатанинские игры творить, в бубен реветь, в ладоши бить и плясать». В 1648 г. по городам были посланы царские грамоты о запрещении «позорищ» (зрелищ). Новым явлением было возникновение первого придворного театра. Инициатором его создания был боярин А. С. Мотвеев. Театр был организован для того, чтобы по-новому отпраздновать рождение царевича Петра в 1672 г. 17 октября 1672 г. состоялся первый спектакль в «клетнем» театре в Преображенском, зимой открыли «зимний» театр в Кремле. Актеров стали обучать балетному искусству. Актерами были только мужчины и мальчики, они же исполняли и женские роли. В театр допускались только члены царской семьи и их приближенные, причем женщины могли наблюдать действие только из закрытого помещения. Первое представление пьеса – «Артаксерксово действо» - начиналось пышным словословием царю Алексею Михайловичу. Появились и светские пьесы, вроде «Комедии о Тамерлане и Баязете» или «Комедии о Бахусе с Венусом». В 1675 г. во главе театра стали воспитанники Киевской духовной академии Степан Чижинский. При нем были поставлены балет и две комедии – об Адаме и Еве и об Иосифе. После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 г. под влиянием па-триарха Иоакима, Враждебно относившегося ко всему иноземному, театр прекратил существование.
Оторванный от народного искусства и предназначенный для узкого круга феодальной знати, театр пастора Григори не оставил серьезных следов в истории русской театральной культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Определяя основное содержание и направление историко-культурного процесса средневековой России, можно с полным основанием говорить, что эта культура уходила своими корнями в народное творчество имела в нем главную питательную среду своего развития. В условиях феодального общества, крепостничества, многовековой борьбы с опустошительными нашествиями внешних врагов культура России обнаружила замечательные богатства творческих сил народа. Эти силы питали и культуру народа.
Культура народа проникнута светлым чувством оптимизма, она жинеутверждающая по своему духу. А. М. Горький отмечал, что «наиболее глубокие и яркие, художественные типы героев созданы фольклёром, устным творчеством трудового народа» и факт, что творцы фольклора жили тяжело и мучительно – рабский труд их был обессмыслен эксплуататорами, а личная жизнь – бесправна и беззащитна». Беспредельная самоотверженная любовь к родной земле, красота трудового и ратного подвига, высокое нравственное благородство, твердая вера в победу добра над злом, справедливости над неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтичность, неистощимый юмор, меткое выделение типичных жизненных явлений, здравость и точность их оценок – все это характерно для произведений народного творчества феодальной эпохи. В той или иной степени, в разных формах эти замечательные качества народного творчества пробивали себе дорогу не только в литературе средневековой России, но и в зодчестве, живописи.
Развитие русской культуры средневековья отразило свойственные этой эпохе особенности и противоречия. Они были обусловлены, в конечном счете, социально-политическими и экономическими процессами, проходившими на Руси. На развитие русской средневековой материальной и духовной культуры безусловное влияние оказало монголо-татарское нашествие и иго. Известно, что в условиях натурального хозяйства достаточно было «простых случайностей, вроде вторжение варварских народов или даже обыкновенных войн, чтобы довести какую-нибудь страну с развитыми производственными силами и потребностями до необходимости начи-нать все сначала».
Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь, особенно в раннем средневековье, сыграла определенную роль и в распространении грамотности, и в развитии зодчества и живописи. Но в то же время церковь ревниво оберегало свои догматы и враждебно относилась к но-вым явлениям в культуре, являлась тормозом в развитии наук, технических знаний, литературы, искусства. Всю громадную силу своей матери-альной мощи и духовного влияния церковь направляла на полное и безого-ворочное следование всей культуры узким рамкам религиозно-схоласти-ческого мышления, сковывало стремление человеческого ума к свободному творчеству. Отсюда становится понятным, почему духовная жизнь в то время протекала в основном в рамках религиозно-богословской обо-лочки, почему борьба различных по содержанию классовых тенденций облекалась, как правило, в форму религиозных разногласий и споров. Сковы-вающее влияние церкви и во взаимодействии русской культуры с культурами Запада и Востока. И тем не менее русская культура развивалась не изолированно от мировой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее развитие.
Выдержавший столько тяжелых исторических испытаний в средние века, народ создал прекрасную духовную и материальную культуру, вопрлотившую высокие качества богатейшего своими творческими силами народа. Когда в новом периоде русской истории, примерно XVII в., стала формироваться русская нация и затем наступила пора блестящего расцвет ее культуры в XVIII-XIX столетиях, сокровищница культуры русского средневековья не раз служила источником великолепных творений поэтов и художников, зодчих и композиторов. Культурные достижения русского средневековья вошли в круг непреходящих художественных ценностей нашей страны, они – часть нашего национального богатства, слава, славы и величия нашего народа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.