Русское искусство в X – XVII вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:44, контрольная работа

Описание работы

В период складывания и расцвета феодализма на Руси (X -XVII вв.) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославян-ских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Русь вос-приняла определенные основы языка культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфические формы. Для искусства домонгольской поры характерна одна отличительная черта –монументализм форм. Средневековое русское искусство определялось христианским мировоззрением.

Содержание

Тезис……………………………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………………………...4
1 Архитектура…………………………………………………………………………...5
1.1 Искусство Киевской Руси……………………………………………………….…..5
1.2 Искусство периода феодальной раздробленности……………………………...…7
1.3 Искусство периода образования Русского централизованного государства.10
2 Музыка и театр……………………………………………………………………....14
Заключение………………………………………………………………………….……17
Список использованной литературы………………………………………………...…19

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 117.50 Кб (Скачать)


4

 

 

 

 

 

 

Кафедра гуманитарного образования и социологии

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

(РЕФЕРАТ)

 

По дисциплине: «Культурология»

На тему: «Русское искусство в X – XVII вв.»

 

 

 

 

Выполнил:

№ зачетной книжки:

Преподаватель:

 

 

 

 

 

 

 

Альметьевск

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Тезис……………………………………………………………………………………….3

Введение…………………………………………………………………………………...4

1          Архитектура…………………………………………………………………………...5

1.1         Искусство Киевской Руси……………………………………………………….…..5

1.2         Искусство периода феодальной раздробленности……………………………...…7

1.3         Искусство   периода   образования   Русского централизованного государства.10

2          Музыка и театр……………………………………………………………………....14

Заключение………………………………………………………………………….……17

Список использованной литературы………………………………………………...…19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕЗИС

       В  период  складывания  и  расцвета  феодализма на Руси (X -XVII вв.) искусство  формировалось на основе достижений художественной культуры  восточнославян-ских  племен  и  обитавших  до  них на этих  землях скифов  и сарматов. Русь вос-приняла   определенные основы языка культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели  на  Руси свои специфические формы. Для искусства домонгольской поры характерна одна отличительная   черта –монументализм  форм.  Средневековое русское искусство   определялось   христианским  мировоззрением. Искусство Киев-ской Руси уже в XI в. начинает отходить от византийских образов и, опираясь на тра-диции местного народного творчества, приобретает новое содержание и своеобразие формы веражения. От следующего, ХI  столетия  в  Киеве   сохранилось  несколько   памятников: София  Киевская; Софийский собор в Новгороде (1045-1050 гг.)

       В ХII веке получает распространение тип небольшого храма, который приходит на смену монументальным княжеским сооружениям, изменяется строительный материал и художественные приемы. Памятники культуры того времени: храм Николы  на   Ярославском дворище (1113 г.); Юрьев монастырь; Георгиевский собор (1119 г.); церковь Благовещения на Аркаже (1179 г.); Успенский собор во Владимире (1158 –1161 гг.); Дмитриевский собор (1193 –1197 гг). После расчистки Центральными государственными реставрационными мастерскими стали известны Иконы владимиро-суздальских мастеров XII в.: «Деисуса» и т.д. В иконах 90-х годов наблюдаются новые черты, которые в дальнейшем получили развитие в творчестве Андрея Рублева, в первой половине XV в. В последней четверти XIV в. оживляется художественная  жизнь в Москве. Во второй половине ХV века развивается каменное строительство в Москве: Белокаменный Кремль (1367г.); Успенский собор (1475-1479 гг.); Благовещенский собор (1484-1489 гг.); Архангельский собор (1505-1509 гг); Грановитая палата (1487-1491 гг.); Золотая палата. Крупным центром музыкальной певческой культуры был Новгород, откуда в XVI в. стало распространяться многоголосное пение и колокольный звон. 17  октября   1672 г.  состоялся  первый спектакль  в  «клетнем»  театре  в  Преображенском, зимой открыли «зимний» театр в Кремле.

ВВЕДЕНИЕ

 

         В  период  складывания  и  расцвета  феодализма на Руси (X -XVII вв.) искусство  формировалось на основе достижений художественной культуры  восточнославянских  племен  и  обитавших  до  них на этих  землях скифов  и сарматов. Естественно, что  культура каждого племени и  региона   имело  свои  самобытные  черты и испытывало влияние  соседних земель и государств. Особенно ощутимым было влияние  Византии  с момента  принятия  Русью  христианства (988г.).  Вместе  с  христианством  Русь  восприняло  традиции античной, прежде всего греческой, культуры. Важно  отметить,  что  русское   искусство  периода средневековья формировалось  в  борьбе двух  укладов - патриархального и феодального, и двух  религий- язычества и  христианства. Восприняв  от  Византии  христианство, Русь, естественно, восприняла   определенные основы языка культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели  на  Руси свои специфические, глубоко нацтональные формы. Опираясь на вековые традиции восточно –европейского  искусства,  русские  мастера  сумели  создать собственное национальное  искусство, обагатить европейскую культуру новыми,  присущими лишь  Руси  формами  храмов,  своеобразными  стенными росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмотря на  общность  иконографии и  кажущуюся близость изобразительного языка. В домонгольскую пору политическим и культурным центром русской земли был Киев – «мать  городов  русских» как  назвали  его в  древности современники,  сравнивая по красоте и значимости с Константинополем. Росту могущества Киева способствовало его географическое положение на пересечении  торговых  путей из Скандинавских стран на юг, в Царь –град, с запада, из  Германии, до  Хорезма. При князе Владимире и его сыне Ярославе Киевская  Русь стало  сильным  государством, неизвестном ранее восточным славянам. Русское  воинство  держало  в  страхе  и византийцев, и хазар.  Западные  славяне  искали  с  Русью дружбы, германские императоры  заключали  союзы. Русские  князья  выдавали  своих  дочерей замуж за иностранных  государей. Так  укрепилось международное положение Киевской Руси.

1. АРХИТЕКТУРА

 

1.1 Искусство Киевской Руси

 

         Для искусства домонгольской поры характерна одна отличительная   черта –монументализм  форм.  Особое  место  в  нем   праву   занимает архитектура. Средневековое русское искусство   определялось   христианским  мировоззрением.  До  нас  дошли  далеко  не  все  архитектурные памятники того времени, многие сохранились в искаженном виде, о  еще большем  числе  мы  знаем лишь  по  археологическим  раскопкам  или  по письменным источникам.  Но те, что  сохранились, естественно,  имели культовое  назначение. Еще в  языческую  пору на Руси была развита архитектура, в основном деревянная: издавна славились русские «древодели». С  христианством  на  Русь пришла крестово - купольная форма храма типичная   для   греко–восточных   православных  стран.

          От следующего, ХI  столетия  в  Киеве   сохранилось  несколько   памятников, и самый  известный  из  них  - София  Киевская, главный    собор,  где происходили церемонии  посажения  на  княжеский  стол  и  поставления на  митрополичий  престол,  построенный  сыном  Владимира Ярославом  Мудрым. София   Киевская  была построена  по  единому  замыслу в  40-е годы ХI века. Киевская София - пятинефный, пятиапсидный, 13-куполъный    храм. К сожалению,  Киевская  София  была    перестроена в XVII в., как многие  русские  храмы на  Украине, в  духе  «украинского барокко», в результате чего  исчезла  характерная для нее пирамидальность, постепенное наращение  масс  от галерей к боковым куполам, а от них –к центральному, что определяло облик всего храма. Как и в Десятинной  церкви,  интерьер Софии  Киевской  был необычайно богат и живописен:  хорошо  освещенные алтарные помещения и центральное подкупольное пространство украшены  мозаикой;  столбы нефов, более темные боковые  помещения  под хорами, стены –фресками. Полы были также мозаичные или из шифера. Особой красотой отличались алтарные преграды и решетки хоров: по  византийскому     обычаю они были каменными, тончайшей резьбы. Из мозаик в куполе сохранилось центральное погрудное изображение величавого и строгого Христа –Вседержителя,  главы  «Церкви     небесной», в лиловом хитоне и голубом плаще. В  барабане из 12 апостолов в простенках окон сохранился один  апостол Павел в белой одежде (верхняя часть фигуры). На  парусах, из четырех евангелистов, сохранился один  –евангелист  Марк  (на  юго-западном  парусе). Все остальные изображения купола и барабана погибли и  заменены  масляной живописью на  новом  грунте.  Мозаики  центральной апсиды сохранились значительно лучше.  В своде апсиды изображена  торжественная фигура богоматери в синей одежде с молитвенно поднятыми руками. Ниже, во  втором  ярусе, находится  символическая    композиция «причищения апостолов».   Апостолы   представлены  идущими справа и слева к центру, где изображен престол с киворием и   два  раза повторяется изображение  Христа с  ангелом.   В третье нижнем ярусе, стоят в рост отцы церкви. От их изображений уцелели   только верхние части фигур  и  лица    (Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Нисский и др.). На арке, у входа и алтарь, размещены мозаичные  изображения архангела Гавриила (слева) и  Марии с веретеном –справа (компо-зиция «Благовещение»).Образ Марии носит античные черты. На сводах в медальонах -погрудные изображения святых (из 40 сохранились толь-ко 15 ).

         Боковые пределы посвящены апостолам Петру и Павлу, архангелу Михаилу, Иоакиму и Анне, св. Георгию. На стенах двух башен Киевской Софии сохранились редкие образцы светской живописи конца XI –начала XII в. Исследователи предполагают, что часть изображений отражала киевский придворный быт (охота на медведя, скоморохи, музыканты и т. д.). Такие стенописи, по-видимому, покрывали стены киевских княжеских дворцов, от декорации которых ничего не сохранилось. Русские мастера наряду с греками принимали участие в украшении Киевской Софии мозаиками и фресками. Те же мастера, что строили Софию Киевскую, принимали участие в строительстве Софийского собора в Новгороде, сооруженного в 1045-1050 гг. при князе Владимире Ярославиче в центре кремля. Но новгородская София проще и лаконичнее по своим формам, как бы сродни новгородскому духу. Это 5-, а не 13-купольный, пятинефный храм, с широкой галереей и лишь одной лестничной башней. Строже и монолитнее не только ее экстерьер, скромнее его убранство, в котором не было ни мозаик, ни мрамора, ни шифера. Иной и строительный материал: вместо тонкой изящной плинфы используется местный грубый известняк. Кирпич использован лишь в сводах и арках. Фресковых росписей XIв. до нас  дошло немного. В Новгородской Софии почти не сохранилось изначальной живописи.

      Искусство Киевской Руси уже в XI в. начинает отходить от византийских образов и, опираясь на традиции местного народного творчества, приобретает новое содержание и своеобразие формы веражения.

     Блестящим примером самобытного решения архитектурного образа  является Киевская София с ее динамичной пирамидальной композицией. В живописи черты самобытности выражены не так ярко, но их  можно отметить  и в отдельных фресках второй половины  ХI века   в  Киевской Софии  ( неизвестная святая, с русским типом округлого лица и мягким добрым взглядом ), и в мозаиках Дмитриевского собора в лицах апостолов ( апостол Павел, с задушевным выражением лица и прекрас-но  переданным славянским типом ).

 

1.2. Искусство периода феодальной раздробленности

 

      С XII в. растут и богатеют новые  города – центры феодальных княжеств ( Владимир, Галич, Смоленск и д.р. ). В этих городах вырастают княжеские замки, боярские усадьбы, храмы и монастыри. В борьбе за свою независимость каждый город стремился выразить   свою силу и значение в памятниках архитектуры и живописи. Своеобразие областных культур в эпоху феодальной раздробленности заключается в том, что они сочетают общую основу – киевские художественные традиции с местными особенностями. В ХII веке получает распространение тип небольшого храма, который приходит на смену монументальным княжеским сооружениям, изменяется строительный материал и художественные приемы.

В начале ХII века новгородский князь Мстислав  построил на Торговой стороне храм Николы  на   Ярославском дворище ( 1113 г.). Этот собор повторял план киевских соборов конца ХI  - начала ХII веков и представлял шестистолпное соору-жение с пятью главами (сейчас он имеет одну главу). Внутри  Николо – Дворищенский собор имел хоры в форме буквы «П» и был выстроен из   плиты и кирпича. В 1117 – 1119 гг. был выстроен более своеобразный собор Антониева монастыря, сильно искаженный впоследствии пристройками и переделками. Его особенностью является цилиндрическая лестничная башня и живописная ассиметричная   группа из трех глав, из которых одна расположена  в центре, вторая – башней, а третья над противоположным юго-западным углом собора. В начале ХII века в Новгороде был основан Юрьев монастырь. В 1119 году в нем был заложен Георгиевский собор. Этот собор был также шестистолпный, с позакомарным покрытием и хорами в западной части. Церковь Благовещения на Аркаже 1179 г., выстроенная князем Ярославом Владимировичем. Первой постройкой при князе Боголюбском был Успенский собор во Владимире (1158 –1161 гг.), занимавший центральное место в городе и сгоревший в 1185 г. Собор был богато украшен иконами, церковными сосудами и тканями. Архитектурный пояс Успенского собора был украшен фресковой росписью и позолотой (позолоченные колонки и среди них фресковые изображения святых, птиц и орнамента). В этом соборе была поставлена икона Владимирской богоматери, вывезенная из Киева и ставшая главной святыней столицы Андрея Боголюбского. На стенах его нет скульптурных украшений, за исключением арктурно – колончатого пояса и пилястр с капителями. Отдельные маски и рельефы перенесены на них со стен собора Андрея Боголюбского. Внутри собор был украшен новой росписью, полы покрыты фигурной майоликовой мозайкой. Дмитриевский собор 1193 –1197 гг. представляет замечательный памятник архитектуры конца XII в.. В центральных закомарах изображен псалмопевец Давид как пророк, с поднятой правой рукой и свитком в левой руке, окруженный рельефами с растительными  мотивами, чудовищами, зверями, птицами, всадниками, святыми и ангелами. Характерной чертой резного убранства Дмитриевского собора является сопоставление сказочных и христианских образов.             Замечательным сооружением времени Андрея Боголюбского была небольшая церковь на  Нерли 1165 г. Аркатурно – колончатый пояс проходит выше уровня хор. Мастера церкви Покрова на Нерли широко использовали темыпсалтыри (прославление красоты вселенной),  а  также  приемы  народного творчиства, существовавшие еще в резьбе по дереву древних  славян. В Успенском  соборе  найдены не значительные фрагменты  фресок  (изображения  святых времен Андрея  Боголюбского и Всеволода). Из фресок XIII в. сохранились только отдельные фрагменты фресковой живописи Суздальского собора, относящиеся к 1233 г.  Иконопись. Иконы владимиро-суздальских мастеров XII в. стали известны в последние годы после расчистки их Центральными государственными реставрационными мастерскими. К числу таких икон относится вытянутая по горизонтали икона с плечевым изображением «Деисуса» из московского Успенского собора (Христос, богоматерь и Иоанн Предтеча). К  владимиро-суздальской  школе  относится,  по-видимому,  и икона Георгия конца XII в.– начала XIV в. Икона Белозерской богоматери, являющаяся своеобразной переработкой типа Владимирской богоматери. Московская живопись XIV в. - XV в. Памятники живописи Москвы XIV в. В последней четверти XIV в.  летопись  отмечает  оживление  художественной  жизни в Москве. Чрезвычайно интересны сведения о привозе в Москву из Владимира и других городов художественных произведений и о присылке в Москву икон из Константинополя. В иконах 90-х годов наблюдаются новые черты, которые в дальнейшем получили развитие в творчестве Андрея Рублева, в первой половине XV в. Передовые идеи и настроения этой эпохи нашли свое отражение и в живописи первой половины XV в. Наиболее известное и достоверное  произведение его – «Троица», - написанное  для  Троицкого  собора  Троице-Сергиева  монастыря   под Москвой. В1904 году иконописец В. И. Гурьянов начал расчистку иконы «Троица». В1919 году расчистка этой иконы была закончена, но еще до окончания реставрации «Троица» была единодушно признанна гениаль-ным произведением Андрея Рублева, сведения о котором сохранились в литературных источниках XVI и последней четверти XVII вв. Икона была, по-видимому, написана для каменного Троицкого собора, законченного в 1423 г. Сюжет иконы, находящийся сейчас в Государственной Третьяковской  галерее,  основан  на  библейской  легенде о  явлении Троицы, в  виде трех юношей – ангелов, Аврааму, угощавшему их под тенью  Мамврийского дуба. Художник трактует этот сюжет  совершенно  по-новому  и вкладывает  в  традиционно  иконописную  схему  своеобразное глубокое содержание. Рублев  создал лаконичную композицию, акцентируя внимание на лицах и  фигурах трех ангелов и избегая излишних  деталей бытового  характера.  Он  внес  в  это  произведение необычайное  богатство  внутренней жизни и тонкое понимание красоты. Образы «Троицы» Рублева проникнуты ясной и светлой гармонией. Ангелы – стройные и прекрасные юноши, склонившиеся друг к другу в тихой беседе, полны глубокой человечности и монументального величия. Прекрасные лица ангелов с тонкими чертами, полные человеческого чувства и благородства,  свидетельствуют  о  высоком уровне  общественной культуры Москвы XV в., о новом, более глубоком понимании человеческой личности. Эти лица выражают различные оттенки человеческих чувств – сердечную мягкость и внутреннюю силу. Несмотря на большую акцентировку  линий,  контура,  зритель  воспринимает в «Троице» не линию, а цвет. Стройные силуэты ангелов, музыкальный ритм плавных и гибких линий, силуэтов и цветных пятен еще более усиливает художественную выразительность и гармонию этого классического произведения искусства. Андрей Рублев отразил в «Троице» идеалы и стремления народа, его представления о красоте человека и мира. Поэтому его произведения продолжают жить и в наши дни, воздействуя на современного зрителя не только красотой художественной формы, но и глубиной заложенной в нем идеи. «Троица» имеет много утрат, оставленных на ней временем, многочисленными записями и реставрациями, хотя и снятыми в 1904-1919 гг., но сильно повредившими рисунок и красочный слой иконы. Однако утра-ты  не  мешают  общему  впечатлению  от  этого замечательного худо- жественного произведения, характеризующего высокий уровень русской художественной культуры первой половины XV в.

 

1.3. Искусство периода образования Русского централизованного государства

Вторая половина XV – начало XVI в.

 

      Архитектура. Во второй половине ХV века развивается каменное строительство в Москве. Для всех архитектурных памятников того времени характерно сочетание московских, псковских и новгородских особенностей.

      Белокаменный Кремль, построенный при Дмитрии Донском в 1367г., к  середине  XV в.  сильно  обветшал и  не отвечал требованиям военной техники  того  времени. Самому крупному из  итальянских  зодчих – Аристотелю  Фиораванти  была  поручена постройка  Успенского собора,  выполненная им  в 1475-1479 гг.

Северный вход получил декоративную обработку в виде двойной арки с висячей «гирькой» посередине. Успенского собора были приминены новые технические приемы – глубокое заложенние  фундаментов,  механизация  строительных  работ, новый  тип кирпича, крестовые своды и железные связи. Своеобразной чертой архитектурной  композиции  собора  являются  пять низких  и плоских апсид при трех нефах. В 1484-1489 гг. псковские зодчие выстроили в Кремле Благовещенский собор – придворную церковь великого князя и, по-видимому, церковь Ризположения – домовую церковь московских митрополитов (1485-1486 гг.). В  1505-1509 гг.  итальянский  архитектор  Алевиз  Новый  построил Архангельский собор в Кремле, служивший усыпальницей московских великих князей и русских царей. По планировке конструктивной схеме кирпичный Архангельский собор повторяет  старый  тип  крестово-купольной  церкви  с  квадратными  столбами  и  цилиндрическими сводами. Он имеет три нефа, пять апсид и в западной части двухъярусный притвор, отдаленный от внутреннего помещения собора стеной. Гораздо интереснее наружная декорация собора, в которой впервые в русской архитектуре нашла применение  ордерная декорация Возрождения.. На западном фасаде имеется двухарочная лоджия,  а  в  средней  западной закомаре – четыре круглых окна.  В 1487 г. началось строительство  грандиозного  каменного  дворца Ивана III, состоявшего из нескольких отдельных зданий.  Одной из  первых была построена Грановитая палата (1487-1491 гг.), сохранившаяся до нашего времени в несколько измененном виде.  Снаружи  эта  палата была  облицована  граненым  камнем,  отчего  и  получила  свое название Грановитая палата была предназначена  для  торжественных  приемах, придворных празненств и церемоний. Входной портал и столб ее были украшены белокаменной резьбой, напоминающей владимиро-суздальские рельефы. Стрельчатые, раставленные попарно окна были украшены одним наличником. Грановитая палата была построена зодчими Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари по образцу русских гражданских построек XV в., недошедших до наших дней. Рядом с Грановитой палатой была построена на высокой открытой террасе кирпичная Золотая палата и ряд других палат, образующих северное и южное крыло дворца (они были закончены в 1508 г.). 

Информация о работе Русское искусство в X – XVII вв