Русская усадьба - важнейшая часть культурного наследия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:41, доклад

Описание работы

Усадьба, в привычном для современного человека понимании этого слово, связанное, прежде всего, с дворянским сословием. По словарю В.И. Даля, усадьба — «господский дом на селе со всеми ухожами, садом, огородом и прочим». У большинства из нас тут же всплывают образы Петергофа, Кускова, Павловска, Архангельского и других загородных царских резиденций и домов крупной дворянской аристократии. Но этимология слова дает нам более широкое его понимание.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………......................................3
Глава 1. Русская усадьба - элемент
культуры России
1.1. Общая характеристика русской усадьбы…………………..4
1.2 История возникновения русской
дворянской усадьбы……………………………........................4-8
1.3. Современное положение русских
усадеб. Попытки сохранить культуру
дворянской усадьбы…………………………….........................8-10
Глава 2. Исторические усадьбы России
2.1. Усадьба Ясная поляна……………………………..................11
2.2. Усадьба Архангельское……………………………............11-12
2.3. Усадьба Полотняный завод…………………………….....12-14
2.4. Музей-усадьба Михайловское………………………..……..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………...............................15-16
Список литературы…………………………….............................17

Работа содержит 1 файл

русская усадьба важнейшая часть культурного наследия.doc

— 305.00 Кб (Скачать)

Михайловская  губа - поселение на Псковщине в  XVI-XVII веках относилось к вотчине царской семьи. В 1742 году жалованной грамотой императрицы Елизаветы имение было передано прадеду Александра Пушкина Абраму Ганнибалу, а затем по наследству его сыну Исааку Ганнибалу. С 1818 году имением владела и часто бывала в Михайловском Надежда Осиповна, мать поэта, два года провел в ссылке в Михайловском сам Александр Сергеевич. В 1836 году Пушкин похоронил мать в Святогорском монастыре и стал владельцем усадьбы. Впоследствии она принадлежала его детям - Александру, Григорию, Марии и Наталии.

Первым  обустройством усадьбы занимался  Исаак Ганнибал. Он построил здесь  барский дом, посадил сад. Почти  век спустя восстановлением обветшавших зданий занимался сын Александра Пушкина - Григорий. Имением Пушкиных Михайловское было до 1899 года, когда оно было выкуплено казной для нужд псковского дворянства. Впоследствии там размещалась колония престарелых литераторов. А с 1922 года это усадьба-музей.

До нынешних времен сохранились господский дом  Пушкиных, домик няни поэта - Арины  Родионовны, кухня - людская, контора  управляющего и несколько хозяйственных  построек. Сад-парк с прудами и  мостиками, а также аллеей Анны Керн на территории усадьбы, специалисты считают образцом ландшафтной архитектуры конца XVIII века.

В доме-музее  Александра Пушкина хранится родовая  икона семьи «Троица», портреты родителей  поэта и его родственников, копии  автографов Александра Сергеевича, личные вещи поэта и мебель, в частности письменный стол, за которым Пушкин работал, находясь в Михайловском в ссылке. В домике няни собраны предметы деревенского обихода конца XIX столетия, личные вещи и резная шкатулка Арины Родионовны. Интерес представляет кухня-людская с кухонным интерьером и обиходными предметами XVIII-XIX веков. В каменном амбаре размещен выставочный павильон, выставки проходят и в здании бывшей колонии литераторов. 
 
 
 
 
 

                     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

Русская усадьба — важнейший элемент  культуры России прошлых столетий. Обладающая способностью расшифровывать предметную семиотику прошлого, русская усадьба может оказаться чрезвычайно важным элементом современной культуры. Усадьба-музей предоставляет русскому обществу возможность распознавать действительное прошлое, а не представлять нашу культуру в иллюзорном плане. 

Дворянская  усадьба конца XVIII — начала XIX века — это украшение блестящего периода отечественной культуры, получившего название «Русское Просвещение». Существование этих «родовых гнезд» заложило универсальную гуманистическую традицию, включавшую определенные гражданские основы, самобытные этические и эстетические представления о духовности. Дворянские усадьбы были не только «гнездами», где вызревали отечественные таланты, они были «опорой», «корневой системой» всей нашей культуры вообще. 

Архангельское, Шахматово, Останкино, Марфино и  многие другие родовые усадьбы возвращаются в нашу культуру как живая память о тех поколениях сотен дворянских семей, которые стали украшением отечественной истории и культуры, а лучшие их представители — образцами благородства, чести и достоинства дворянского сословия. Столичное университетское образование, постоянное общение с лучшими умами Европы не дали бы того поразительного эффекта, если бы не атмосфера особой духовности этих «дворянских гнезд», в которых нерасторжимо слились музыка, живопись и поэзия с народным искусством, самобытная архитектура поместий — с их старинными библиотеками и домашними театрами. Сам усадебный дом — это продолжение окружающей его природы. Он неотделим от вековых парков, от каскадных прудов с карасями, от хозяйственных флигелей, от конюшен и псарен. Уклад усадебной жизни был тесно связан с природой, земледелием, охотой, родовыми обычаями и жизнью крестьян. 

В последние  годы русская родовая усадьба  стала предметом пристального внимания, возрождения и исследования. Речь идет, не только о повсеместном восстановлении «дворянских гнезд», а именно об изучении этого пласта русской культуры. 

В Москве возрождается «Общество изучения русской  усадьбы» (ОИРУ). Действительно, подобная организация существовала с 1923 по 1928 годы и пыталась создать новую науку «усадьбоведение» и выработать ее методологию. Своей задачей общество ставило изучение усадеб, рассматривая их как явление, как единый целостный организм, который сохраняет преемственность дворянской культурной традиции. Члены общества обследовали, обмеряли, фотографировали подмосковные усадьбы, собирали документы, связанные с их историей, вели усадебную картотеку, которая включала сведения о названии, местонахождении усадьбы, архитектуре, истории, последнем владельце, сохранности усадьбы и ее использовании в настоящее время, наличии парка и садовой архитектуры, внутреннем убранстве, библиотеке, театре и т. д. Общество имело свой печатный орган — журнал «Русская усадьба», где были представлены доклады его членов, давались сведения об охране и реставрации памятников, описания отдельных усадеб. 

Журналы с аналогичной тематикой «Старые  годы» (1907—1916 гг.), «Столица и усадьба» (1913—1917 гг.) выходили и в Санкт-Петербурге. Со страниц этих журналов в начале XX века звучал страстный призыв к сохранению памятников русской старины. Этот призыв, прозвучавший в начале века, в конце его звучит еще более актуально. Конечно, былого не вернуть. «Жизнь реставрировать нельзя. Пусть будет новая. Лишь бы в старых окнах горела, как когда-то, последняя заря. Остальное — домыслим и вспомним» (Разгонов С. Последня заря // Памятники Отечества. — М., 1992. № 25. С. 3). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Список литературы

Ю.А.  Русские  дворянские  усадьбы  и  их  роль  в  возрождении

культурного ландшафта России // Русская усадьба. – Вып. 1(17).  –  М.  :

1994. –  240 с.

Готье Т. Путешествие в Россию. – М. : Мысль, 1990. – 400 с.

Гуленьки: русские народные прибаутки, заклички, поговорки.  –М.  :  Дет.

Лит., 1995.-458 с.

Дынник  Т.А. Крепостной театр. – М. : Академия, 1993. –327 с.

Евангулова  О.Е. Город и усадьба второй половины  восемнадцатого  века  в

сознании  современников // Русский город. Вып. 7. – М. : 1989.

Жизнь   в   свете   и   дома.    –М.    :ТЕРРА;    1997.-    368    с. 

Звягинцева  М.М. Русская усадьба как культурно  –  исторический  феномен.

Автореферат дисс. … канд. культурологии. – СПб, 1997. – 175 с.

Злочевский  Г.С.  Памятники  отечества.  Мир  русской  усадьбы.  –  М.  :

Образование, 1995.

Известия  Курского губернского общества краеведения. Вып. 6. – Курск.  –

1928.

Ильинский В. Как ведется воспитание детей  в деревенской Руси.  –  М.   :

Госиздат, 1923.

История и современность Курского края. –  Курск, 1993. – 598 с.

Каждан  Т.П. К вопросу о изучении русской  усадьбы // Русская  усадьба.  –

Вып. 1(17). – М. – 1994. – 240 с.

Коджаспирова  Г.М. Педагогический словарь. – М. : Академия. 2000.  –  250

с.

Экономика; 1993.- 399 с.

Латышина  Д.И. История педагогики. – М. : Наука. – 1995.

Лихачев Д.С. Сад и культура России. – М.: Наука, 1982.

Лотарева  Д.Д. Марьино:  усадьба  русского  аристократа  //  Мир  русской

усадьбы. – М. :Наука, 1995.- 294 с.

Лотман  Ю.М. Беседы о русской культуре. –  М.: Наука,1998.

Милюков Н.В. Очерки истории русской культуры.- М.: Знание, 1989.

Мир русской  усадьбы. – СПб. – 1998.

Информация о работе Русская усадьба - важнейшая часть культурного наследия