Русская усадьба - важнейшая часть культурного наследия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:41, доклад

Описание работы

Усадьба, в привычном для современного человека понимании этого слово, связанное, прежде всего, с дворянским сословием. По словарю В.И. Даля, усадьба — «господский дом на селе со всеми ухожами, садом, огородом и прочим». У большинства из нас тут же всплывают образы Петергофа, Кускова, Павловска, Архангельского и других загородных царских резиденций и домов крупной дворянской аристократии. Но этимология слова дает нам более широкое его понимание.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………......................................3
Глава 1. Русская усадьба - элемент
культуры России
1.1. Общая характеристика русской усадьбы…………………..4
1.2 История возникновения русской
дворянской усадьбы……………………………........................4-8
1.3. Современное положение русских
усадеб. Попытки сохранить культуру
дворянской усадьбы…………………………….........................8-10
Глава 2. Исторические усадьбы России
2.1. Усадьба Ясная поляна……………………………..................11
2.2. Усадьба Архангельское……………………………............11-12
2.3. Усадьба Полотняный завод…………………………….....12-14
2.4. Музей-усадьба Михайловское………………………..……..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………...............................15-16
Список литературы…………………………….............................17

Работа содержит 1 файл

русская усадьба важнейшая часть культурного наследия.doc

— 305.00 Кб (Скачать)

Российская  деловая элита — достаточно молодой  и формирующийся общественный слой, его представления о стиле жизни складываются попутно с созданием и укреплением материального положения. Все большую ценность приобретает для него понятие семьи, фамилии и «родового гнезда», формируется потребность иметь свою историю, свой дом, причем не только как место проживания, но и как некое знаковое понятие. Последнее особенно важно, так как до сих пор перед большинством наиболее состоятельных людей стоит вопрос о том, что избрать местом жизни своей семьи — Россию или зарубежье. В отношении усадеб это решение принципиально важно, так как уровень вложений в реставрацию сохранившихся загородных памятников истории и культуры и окружающих их ландшафтов превосходит затраты на строительство новой загородной недвижимости. Выбор в качестве места для жизни исторической усадьбы — это следующий этап понимания элитарности, высокого качества жизни. Стать наследником имения облеченного некой исторической аурой, традициями, легендами, ощутить себя правопреемником стабильного, традиционного уклада жизни - это не только особая эстетика, но и способ капитализации своих достижений в будущий жизненный успех своих детей. 
 
 

1.3. Современное положение  русских усадеб. Попытки  сохранения культуры   дворянской усадьбы. 

В начале августа 2004 года Правительство Москвы утвердило разработанную столичным Комитетом по туризму программу "Венок русских усадеб". Цель - сделать сохранившиеся исторические усадебные комплексы престижными объектами для посещения отечественными и зарубежными туристами, привлечь всеобщее внимание к этим памятникам, немалая часть которых по сей день известна в основном профессионалам и знатокам-энтузиастам. Нет сомнения: успешная реализация замысла будет означать, что в судьбе русской усадьбы действительно происходят существенные перемены к лучшему.  

По-настоящему оценить значение программы возможно лишь при рассмотрении ее в контексте  всей совокупности вопросов, связанных  с сохранением, научным исследованием, реставрацией и современным использованием усадебных историко-архитектурных  комплексов. Сдлаем экскурс в историю русской усадьбы и усадьбоведения за постсоветский период, сознательно и намеренно акцентируя внимание на положительных тенденциях и реальных достижениях, - о многочисленных проблемах и негативном опыте написано и сказано уже немало.  

Двенадцать  лет назад, в 1992 году, группа искусствоведов, архитекторов-реставраторов, историков  и представителей ряда смежных специальностей образовала Общество изучения русской  усадьбы (ОИРУ), воссоздав одноименную  общественную научную организацию, действовавшую в 1920-х годах и закрытую в начале 1930-х. В состав первого ОИРУ входили виднейшие ученые своего времени - А. И. Некрасов, А. И. Греч, В. В. Згура, М. А. Ильин. Сегодняшнее ОИРУ также объединило лучшие научные силы - достаточно упомянуть лишь таких известных современных историков архитектуры и искусства, как В. C. Турчин, Е. И. Кириченко, Е. А. Борисова, О. С. Евангулова, И. В. Рязанцев. Первым председателем возрожденного творческого союза исследователей стал заведующий сектором Свода памятников архитектуры и монументального искусства Государственного института искусствознания В. П. Выголов. В 1995 году его сменила доктор исторических наук Л. В. Иванова. Именно она явилась инициатором воссоздания Общества, и именно присущие ей широта и синтетичность подхода к изучению исторических усадеб в сочетании с талантом организатора позволили эффективно скоординировать усилия ученых самых разных специализаций. Результаты очевидны и неоспоримы - современное российское усадьбоведение реально стало одним из наиболее динамично развивающихся междисциплинарных направлений на стыке нескольких наук. 

С 2000 года Общество возглавляет директор Института  культурного и природного наследия, доктор географических наук В. В. Веденин. С его именем связано появление  теории уникальных территорий - единых комплексных объектов наследия, не только представляющих собой зримые образы истории, но и способных стать связующей нитью между прошлым и будущим. Еще в начале 1990-х годов специалисты Института разработали программу "Калужская область - уникальная территория", в которой задачи сохранения культурных ландшафтов, сформированных не в последнюю очередь создателями сохранившихся усадеб и усадебных парков, тесно увязывется с проблемами экономического развития.  

Хорошо  известно, в каком бедственном положении подчас оказываются даже всемирно известные архитектурные ансамбли. Показателен пример Архангельского. С 1984 по 1996 год доступ туда для посетителей был закрыт - постройки поместья князя Н. Б. Юсупова превратились в аварийно опасные руины. Возродить Архангельское - хотя надо сразу оговориться, что реставрационные работы пока далеки от завершения - помогли энтузиазм научных сотрудников здешнего музея во главе с директором В. Длугачем и деятельное участие международной организации "Американские друзья русской усадьбы".  

Этот  благотворительный фонд создавался в 1997 году Его возглавила известная  исследовательница русской усадебной  культуры, профессор Колумбийского университета Присцилла Рузвельт (внучатая племянница Ф. Д. Рузвельта); в состав руководства вошли представители живущих за рубежом русских аристократических родов. Ансамбль Архангельского был включен во всемирный список архитектурного наследия, находящегося под угрозой гибели, и именно благодаря этому дирекции музея удалось привлечь необходимые средства для первоочередных мер по его спасению. Теперь Архангельское имеет реальную перспективу стать со временем культурным и туристическим центром, равным или почти равным по значению дворцово-парковым ансамблям окрестностей Санкт-Петербурга.  

Другая  знаменитая аристократическая резиденция - находящееся ныне в черте столицы  Останкино - также обрела заслуженное  всемирное признание. На его территории проходил международный музейный фестиваль "Исторические театры Европы". Ибо останкинский дворец-музей - одно из немногих в Европе театральных зданий XVIII века, сохранивших изначальную планировку, подлинные предметы убранства и часть механизмов машинного отделения (машины "дождя" и "грома"). Театр успешно функционирует. Многие, наверное, слышали про летние "Шереметевские сезоны" (название - дань памяти создателю усадьбы графу Н. П. Шереметеву). В Останкине исполняются музыкальные сочинения "времен очаковских и покоренья Крыма" и концертные программы, составленные из произведений композиторов эпохи Моцарта, Вивальди и Бортнянского.  

Эти два  примера реального возрождения  старинных усадеб - самы яркие, но отнюдь не исключительные. И в Кузьминках (где недавно создан Музей русской усадебной культуры), и в Кускове, Коломенском и Царицыне, и в подмосковных Остафьеве и Больших Вяземах идет насыщенная творческая и научная жизнь. У всех этих "культурных гнезд" есть не только прошлое, но и настоящее. Сюда скоро можно будет приплюсовать и Середниково - архитектурный ансамбль близ Зеленограда, построенный в екатерининскую эпоху по заказу сенатора В. А. Всеволожского, а во второй четверти XIX века принадлежавший генералу Д. А. Столыпину, брату бабушки Михаила Юрьевича Лермонтова Е. А. Арсенеьевой. С 1829 по 1832 год юный поэт проводил в Серединоково летние месяцы. Эта усадьба связана с памятью и другого выдающегося человека - Петра Аркадьевича Столыпина. В 1992 году здесь учрежден Национальный Лермонтовский центр под эгидой ассоциации "Лермонтовское наследие", возглавляемой потомком и полным тезкой поэта М. Ю. Лермонтовым и объединяющей представителей лермонтовского рода. Середниково - уникальный пример восстановления усадьбы по инициативе и под руководством прямых наследников ее дореволюционных владельцев. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Исторические усадьбы  России. 

2.1. Усадьба Ясная  поляна. 

В конце  XVII века мало кому известные ныне Карцевы основали усадьбу неподалеку от Тулы. Основные черты усадьбе, однако, придал следующий владелец граф Волконский. Спустя столетие усадьба стала известна всему миру и до нынешних времен почитается, как родовое имение великого писателя графа Льва Толстого, внука графа Волконского. Здесь он родился в 1828 году, здесь жил и творил. В этом усадебном доме были написаны «Война и мир» и «Анна Каренина». Здесь же в усадьбе находится и могила писателя.

Старейшая постройка на территории усадьбы - сам  жилой дом, построенный Волконским. В так называемом флигеле Кузьминских (по имени свояченицы Льва Толстого) несколько лет находилась школа, открытая писателем для крестьянских детей.

На территории усадьбы несколько прудов (Большой, Нижний и Средний), в летнее время  на Среднем пруду сколачивалась  из досок или делалась из хвороста купальня. От башен въездных ворот  до дома ведет березовая аллея - «Прешпект» - любимое место прогулок Льва Николаевича. Она упомянута во многих произведениях писателя.

В детстве  будущий писатель часто играл  с братом Николаем в придуманную  братом игру - «Муравейное братство». Для того, чтобы все люди были здоровы и счастливы нужно было найти зарытую на краю оврага в лесу «Старый заказ» зеленую палочку, на которой и написан рецепт всеобщего благоденствия. Здесь же «на месте зеленой палочки» писатель завещал его похоронить, «в деревянном гробу, без всяких обрядов».

В 1921 году в усадьбе был открыт музей  заповедник имени Льва Толстого. Его  основателями и первыми хранителями  были дочь и сын Льва Николаевича, ныне директором музея является его  праправнук. В годы Второй мировой  войны усадьба некоторое время находилась в оккупированной зоне. Экспонаты музея своевременно вывезли в Томск, а сам дом немцы, отступая, подожгли. Однако пожар удалось потушить и уже в 1942 году музей вновь был открыт для посетителей. В 50-х годах прошлого века его отреставрировали.

В музее  хранятся личные вещи писателя, богатейшая коллекция книг, сохранена и восстановлена  подлинная обстановка усадьбы, какой  она была в 1910 году, когда великий  писатель скончался. 
 

2.2. Усадьба Архангельское. 

Среди всех построенных в Подмосковье архитектурных ансамблей, одно из самых значимых мест занимает усадьба Архангельское. Побывав в 1833 году в Архангельском, А.И. Герцен написал: "Бывали ли вы в Архангельском? - Ежели нет, поезжайте...".

Основание усадьбы Архангельское относят  к 1660-м годам. В это время по распоряжению владельцев имения князей Одоевских, на месте деревянной церкви возводится каменная. А по ее названию бывшее село Уполозы теперь именуется Архангельским.

Позже с 1681 по 1703 год усадьба стала принадлежать князю М.Я.Черкасскому, а после более века с 1703 до 1810 год Архангельское остается в роду Голицыных. В эту пору с 1780-го по 1790-й годы по проекту французского архитектора Ш.Герна сооружается дворец, разбивается регулярный парк на террасах с архитектурным декором и мраморной скульптурой.

В 1810 году Архангельское вновь меняет владельца. Усадьбу приобретает князь, государственный  деятель, любитель, знаток и коллекционер произведений искусства Николай  Борисович Юсупов (1751 - 1831). Он завершает  строительство дворца, изменяя некоторые детали. Кроме этого, к середине 1810-х годов заканчивается возведение придворцовых колоннад, в 1817-м году строится въездная арка, над дворцом возводится бельведер. Летом 1818 года во время визита в имение императора Александра I был торжественно открыт Театр. В 1819 году перестроен малый дворец "Каприз" и возводится храм-памятник императрице Екатерине II.

Окончательно  облик Архангельского складывается к 1820 году. Подмосковное имение было поистине образцовым. При этом в Архангельском  поражало как изящество архитектурного ансамбля, так и собрание произведений искусства. Настоящим украшением комплекса является парк, благодаря которому усадьбу называют "подмосковным Версалем".

С 1919 года Архангельское превращают в историко-художественный музей. Основу уникального собрания составляет коллекция западноевропейской живописи XVII - XIX вв., коллекция мебели XVIII - XIX вв., предметов декоративно-прикладного искусства, большое книжное собрание. 
 

2.3. Усадьба Полотняный  завод. 

Усадьба Полотняный Завод, расположенная на реке Суходрев неподалеку от Калуги, — в прошлом родовое имение семейства Гончаровых. Своему названию усадьба обязана возникшему здесь в начале XVIII века полотняному заводу. Некогда на этом месте располагался погост Взгомонье, позднее - село Згомонь. Местные крестьяне издавна занимались пеньковым промыслом и ткачеством. В 1718 году здесь по указу Петра I калужским купцом Тимофеем Филатовичем Карамышевым построен завод по производству парусного полотна, а затем «бумажная мельница». В «кумпанство» к Карамышеву вошли его племянник Г. И. Щепочкин и калужский посадский человек Афанасий Абрамович Гончаров. 

В 1733 году основатель дела купец Карамышев  умер, и в результате раздела предприятия  со Щепочкиным А.А. Гончаров стал единоличным  владельцем полотняной и бумажной фабрики на Суходреве. Эти процветающие предприятие были по тем временам одними из самых крупных в России. Производимое здесь парусное полотно даже экспортировалось в Англию для нужд британского флота, а бумага считалась лучшей в России. За такие коммерческие успехи в 1742 году купец А.А. Гончаров был произведен в чин коллежского асессора, что давало право на потомственное дворянство.

Во второй половине XVIII столетия в Полотняном Заводе началось строительство крупного усадебного комплекса, соответствующего новому статусу гончаровского рода. На рубеже 1760 - 1770-х годов были сооружены огромный трехэтажный барский дом, двухэтажный гостевой флигель - так называемый Красный дом, разбит парк. Первоначально фасады главного дома были выкрашены суриком, а затем перекрашены в голубой цвет, на фоне которого выделялись многочисленные белые детали внешнего убранства.

Обстановка  парадных комнат дома и флигеля отличалась большой роскошью. «Палаты, куда меня привезли, поразили меня огромностью, богатством и великолепием», — писал один из гостей.

В усадебный  комплекс входили Спасские ворота при  въезде и скромная одноглавая Спасская церковь, построенная в 1736 году. 

Огромный  парковый ансамбль Полотняного Завода создавался несколько десятилетий, с середины XVIII века до начала XIX столетия. Парковый ансамбль состоял из трех частей: Большого парка, Нижнего парка и Красного парка. Красный парк был самым старым. Его под именем Красного сада упоминал в одном из писем А.А. Гончаров еще в 1737 году. Это был небольшой регулярный парк с многочисленными цветниками и характерными для XVIII века «затеями» вроде земляных горок - «улит». Так назывались земляные насыпные горки-пирамиды с винтовыми дорожками. Нижний, или Водяной, парк (гидропарк) украшала цепочка живописных прудов, образующих полуостров с куртинами и беседками. Большой парк был типичным пейзажным, с прихотливой сеткой дорожек в лесных кущах и бегавшими на свободе оленями. Посыпанные красным песком дорожки окаймляли аккуратно подстриженные липы, в зелени аллей белели мраморные статуи, через каналы были переброшены легкие мостики. На крутом берегу реки Суходрев стояла романтическая беседка - миловида, от которой открывались виды на заречные луга и леса. Чтобы любоваться этими видами, была сделана просека от беседки. Семейство Гончаровых славилось на всю округу своим хлебосольством. В Полотняный Завод на пиры и охоты съезжались все окрестные помещики, гости из Москвы. Для них в усадьбе Гончаровых ставились спектакли, устраивались концерты, иллюминации, прогулки на лодках.2.4. Музей- усадьба Михайловское. 

Информация о работе Русская усадьба - важнейшая часть культурного наследия