Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:41, доклад
Усадьба, в привычном для современного человека понимании этого слово, связанное, прежде всего, с дворянским сословием. По словарю В.И. Даля, усадьба — «господский дом на селе со всеми ухожами, садом, огородом и прочим». У большинства из нас тут же всплывают образы Петергофа, Кускова, Павловска, Архангельского и других загородных царских резиденций и домов крупной дворянской аристократии. Но этимология слова дает нам более широкое его понимание.
ВВЕДЕНИЕ……………………………......................................3
Глава 1. Русская усадьба - элемент
культуры России
1.1. Общая характеристика русской усадьбы…………………..4
1.2 История возникновения русской
дворянской усадьбы……………………………........................4-8
1.3. Современное положение русских
усадеб. Попытки сохранить культуру
дворянской усадьбы…………………………….........................8-10
Глава 2. Исторические усадьбы России
2.1. Усадьба Ясная поляна……………………………..................11
2.2. Усадьба Архангельское……………………………............11-12
2.3. Усадьба Полотняный завод…………………………….....12-14
2.4. Музей-усадьба Михайловское………………………..……..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………...............................15-16
Список литературы…………………………….............................17
Российская
деловая элита — достаточно молодой
и формирующийся общественный слой,
его представления о стиле жизни складываются
попутно с созданием и укреплением материального
положения. Все большую ценность приобретает
для него понятие семьи, фамилии и «родового
гнезда», формируется потребность иметь
свою историю, свой дом, причем не только
как место проживания, но и как некое знаковое
понятие. Последнее особенно важно, так
как до сих пор перед большинством наиболее
состоятельных людей стоит вопрос о том,
что избрать местом жизни своей семьи
— Россию или зарубежье. В отношении усадеб
это решение принципиально важно, так
как уровень вложений в реставрацию сохранившихся
загородных памятников истории и культуры
и окружающих их ландшафтов превосходит
затраты на строительство новой загородной
недвижимости. Выбор в качестве места
для жизни исторической усадьбы — это
следующий этап понимания элитарности,
высокого качества жизни. Стать наследником
имения облеченного некой исторической
аурой, традициями, легендами, ощутить
себя правопреемником стабильного, традиционного
уклада жизни - это не только особая эстетика,
но и способ капитализации своих достижений
в будущий жизненный успех своих детей.
1.3.
Современное положение
русских усадеб. Попытки
сохранения культуры
дворянской усадьбы.
В начале
августа 2004 года Правительство Москвы
утвердило разработанную столичным Комитетом
по туризму программу "Венок русских
усадеб". Цель - сделать сохранившиеся
исторические усадебные комплексы престижными
объектами для посещения отечественными
и зарубежными туристами, привлечь всеобщее
внимание к этим памятникам, немалая часть
которых по сей день известна в основном
профессионалам и знатокам-энтузиастам.
Нет сомнения: успешная реализация
замысла будет означать, что в судьбе русской
усадьбы действительно происходят существенные
перемены к лучшему.
По-настоящему
оценить значение программы возможно
лишь при рассмотрении ее в контексте
всей совокупности вопросов, связанных
с сохранением, научным исследованием,
реставрацией и современным использованием
усадебных историко-
Двенадцать
лет назад, в 1992 году, группа искусствоведов,
архитекторов-реставраторов, историков
и представителей ряда смежных специальностей
образовала Общество изучения русской
усадьбы (ОИРУ), воссоздав одноименную
общественную научную организацию,
действовавшую в 1920-х годах и закрытую
в начале 1930-х. В состав первого ОИРУ входили
виднейшие ученые своего времени - А. И.
Некрасов, А. И. Греч, В. В. Згура, М. А. Ильин.
Сегодняшнее ОИРУ также объединило лучшие
научные силы - достаточно упомянуть лишь
таких известных современных историков
архитектуры и искусства, как В. C. Турчин,
Е. И. Кириченко, Е. А. Борисова, О. С. Евангулова,
И. В. Рязанцев. Первым председателем возрожденного
творческого союза исследователей стал
заведующий сектором Свода памятников
архитектуры и монументального искусства
Государственного института искусствознания
В. П. Выголов. В 1995 году его сменила доктор
исторических наук Л. В. Иванова. Именно
она явилась инициатором воссоздания
Общества, и именно присущие ей широта
и синтетичность подхода к изучению исторических
усадеб в сочетании с талантом организатора
позволили эффективно скоординировать
усилия ученых самых разных специализаций.
Результаты очевидны и неоспоримы - современное
российское усадьбоведение реально стало
одним из наиболее динамично развивающихся
междисциплинарных направлений на стыке
нескольких наук.
С 2000 года
Общество возглавляет директор Института
культурного и природного наследия,
доктор географических наук В. В. Веденин.
С его именем связано появление
теории уникальных территорий - единых
комплексных объектов наследия, не только
представляющих собой зримые образы истории,
но и способных стать связующей нитью
между прошлым и будущим. Еще в начале
1990-х годов специалисты Института разработали
программу "Калужская область - уникальная
территория", в которой задачи сохранения
культурных ландшафтов, сформированных
не в последнюю очередь создателями сохранившихся
усадеб и усадебных парков, тесно увязывется
с проблемами экономического развития.
Хорошо
известно, в каком бедственном положении
подчас оказываются даже всемирно известные
архитектурные ансамбли. Показателен
пример Архангельского. С 1984 по 1996 год
доступ туда для посетителей был закрыт
- постройки поместья князя Н. Б. Юсупова
превратились в аварийно опасные руины.
Возродить Архангельское - хотя надо сразу
оговориться, что реставрационные работы
пока далеки от завершения - помогли энтузиазм
научных сотрудников здешнего музея во
главе с директором В. Длугачем и деятельное
участие международной организации "Американские
друзья русской усадьбы".
Этот
благотворительный фонд создавался
в 1997 году Его возглавила известная
исследовательница русской
Другая
знаменитая аристократическая резиденция
- находящееся ныне в черте столицы
Останкино - также обрела заслуженное
всемирное признание. На его территории
проходил международный музейный фестиваль
"Исторические театры Европы". Ибо
останкинский дворец-музей - одно из немногих
в Европе театральных зданий XVIII века,
сохранивших изначальную планировку,
подлинные предметы убранства и часть
механизмов машинного отделения (машины
"дождя" и "грома"). Театр успешно
функционирует. Многие, наверное, слышали
про летние "Шереметевские сезоны"
(название - дань памяти создателю усадьбы
графу Н. П. Шереметеву). В Останкине исполняются
музыкальные сочинения "времен очаковских
и покоренья Крыма" и концертные программы,
составленные из произведений композиторов
эпохи Моцарта, Вивальди и Бортнянского.
Эти два
примера реального возрождения
старинных усадеб - самы яркие, но отнюдь
не исключительные. И в Кузьминках
(где недавно создан Музей русской усадебной
культуры), и в Кускове, Коломенском и Царицыне,
и в подмосковных Остафьеве и Больших
Вяземах идет насыщенная творческая и
научная жизнь. У всех этих "культурных
гнезд" есть не только прошлое, но и
настоящее. Сюда скоро можно будет приплюсовать
и Середниково - архитектурный ансамбль
близ Зеленограда, построенный в екатерининскую
эпоху по заказу сенатора В. А. Всеволожского,
а во второй четверти XIX века принадлежавший
генералу Д. А. Столыпину, брату бабушки
Михаила Юрьевича Лермонтова Е. А. Арсенеьевой.
С 1829 по 1832 год юный поэт проводил в Серединоково
летние месяцы. Эта усадьба связана с памятью
и другого выдающегося человека - Петра
Аркадьевича Столыпина. В 1992 году здесь
учрежден Национальный Лермонтовский
центр под эгидой ассоциации "Лермонтовское
наследие", возглавляемой потомком
и полным тезкой поэта М. Ю. Лермонтовым
и объединяющей представителей лермонтовского
рода. Середниково - уникальный пример
восстановления усадьбы по инициативе
и под руководством прямых наследников
ее дореволюционных владельцев.
Глава
2. Исторические усадьбы
России.
2.1.
Усадьба Ясная
поляна.
В конце XVII века мало кому известные ныне Карцевы основали усадьбу неподалеку от Тулы. Основные черты усадьбе, однако, придал следующий владелец граф Волконский. Спустя столетие усадьба стала известна всему миру и до нынешних времен почитается, как родовое имение великого писателя графа Льва Толстого, внука графа Волконского. Здесь он родился в 1828 году, здесь жил и творил. В этом усадебном доме были написаны «Война и мир» и «Анна Каренина». Здесь же в усадьбе находится и могила писателя.
Старейшая постройка на территории усадьбы - сам жилой дом, построенный Волконским. В так называемом флигеле Кузьминских (по имени свояченицы Льва Толстого) несколько лет находилась школа, открытая писателем для крестьянских детей.
На территории усадьбы несколько прудов (Большой, Нижний и Средний), в летнее время на Среднем пруду сколачивалась из досок или делалась из хвороста купальня. От башен въездных ворот до дома ведет березовая аллея - «Прешпект» - любимое место прогулок Льва Николаевича. Она упомянута во многих произведениях писателя.
В детстве будущий писатель часто играл с братом Николаем в придуманную братом игру - «Муравейное братство». Для того, чтобы все люди были здоровы и счастливы нужно было найти зарытую на краю оврага в лесу «Старый заказ» зеленую палочку, на которой и написан рецепт всеобщего благоденствия. Здесь же «на месте зеленой палочки» писатель завещал его похоронить, «в деревянном гробу, без всяких обрядов».
В 1921 году в усадьбе был открыт музей заповедник имени Льва Толстого. Его основателями и первыми хранителями были дочь и сын Льва Николаевича, ныне директором музея является его праправнук. В годы Второй мировой войны усадьба некоторое время находилась в оккупированной зоне. Экспонаты музея своевременно вывезли в Томск, а сам дом немцы, отступая, подожгли. Однако пожар удалось потушить и уже в 1942 году музей вновь был открыт для посетителей. В 50-х годах прошлого века его отреставрировали.
В музее
хранятся личные вещи писателя, богатейшая
коллекция книг, сохранена и восстановлена
подлинная обстановка усадьбы, какой
она была в 1910 году, когда великий
писатель скончался.
2.2.
Усадьба Архангельское.
Среди всех построенных в Подмосковье архитектурных ансамблей, одно из самых значимых мест занимает усадьба Архангельское. Побывав в 1833 году в Архангельском, А.И. Герцен написал: "Бывали ли вы в Архангельском? - Ежели нет, поезжайте...".
Основание усадьбы Архангельское относят к 1660-м годам. В это время по распоряжению владельцев имения князей Одоевских, на месте деревянной церкви возводится каменная. А по ее названию бывшее село Уполозы теперь именуется Архангельским.
Позже с 1681 по 1703 год усадьба стала принадлежать князю М.Я.Черкасскому, а после более века с 1703 до 1810 год Архангельское остается в роду Голицыных. В эту пору с 1780-го по 1790-й годы по проекту французского архитектора Ш.Герна сооружается дворец, разбивается регулярный парк на террасах с архитектурным декором и мраморной скульптурой.
В 1810 году Архангельское вновь меняет владельца. Усадьбу приобретает князь, государственный деятель, любитель, знаток и коллекционер произведений искусства Николай Борисович Юсупов (1751 - 1831). Он завершает строительство дворца, изменяя некоторые детали. Кроме этого, к середине 1810-х годов заканчивается возведение придворцовых колоннад, в 1817-м году строится въездная арка, над дворцом возводится бельведер. Летом 1818 года во время визита в имение императора Александра I был торжественно открыт Театр. В 1819 году перестроен малый дворец "Каприз" и возводится храм-памятник императрице Екатерине II.
Окончательно облик Архангельского складывается к 1820 году. Подмосковное имение было поистине образцовым. При этом в Архангельском поражало как изящество архитектурного ансамбля, так и собрание произведений искусства. Настоящим украшением комплекса является парк, благодаря которому усадьбу называют "подмосковным Версалем".
С 1919 года
Архангельское превращают в историко-художественный
музей. Основу уникального собрания составляет
коллекция западноевропейской живописи
XVII - XIX вв., коллекция мебели XVIII - XIX вв.,
предметов декоративно-прикладного искусства,
большое книжное собрание.
2.3.
Усадьба Полотняный
завод.
Усадьба
Полотняный Завод, расположенная на реке
Суходрев неподалеку от Калуги, — в прошлом
родовое имение семейства Гончаровых.
Своему названию усадьба обязана возникшему
здесь в начале XVIII века полотняному заводу.
Некогда на этом месте располагался погост
Взгомонье, позднее - село Згомонь. Местные
крестьяне издавна занимались пеньковым
промыслом и ткачеством. В 1718 году здесь
по указу Петра I калужским купцом Тимофеем
Филатовичем Карамышевым построен завод
по производству парусного полотна, а
затем «бумажная мельница». В «кумпанство»
к Карамышеву вошли его племянник Г. И.
Щепочкин и калужский посадский человек
Афанасий Абрамович Гончаров.
В 1733 году основатель дела купец Карамышев умер, и в результате раздела предприятия со Щепочкиным А.А. Гончаров стал единоличным владельцем полотняной и бумажной фабрики на Суходреве. Эти процветающие предприятие были по тем временам одними из самых крупных в России. Производимое здесь парусное полотно даже экспортировалось в Англию для нужд британского флота, а бумага считалась лучшей в России. За такие коммерческие успехи в 1742 году купец А.А. Гончаров был произведен в чин коллежского асессора, что давало право на потомственное дворянство.
Во второй половине XVIII столетия в Полотняном Заводе началось строительство крупного усадебного комплекса, соответствующего новому статусу гончаровского рода. На рубеже 1760 - 1770-х годов были сооружены огромный трехэтажный барский дом, двухэтажный гостевой флигель - так называемый Красный дом, разбит парк. Первоначально фасады главного дома были выкрашены суриком, а затем перекрашены в голубой цвет, на фоне которого выделялись многочисленные белые детали внешнего убранства.
Обстановка парадных комнат дома и флигеля отличалась большой роскошью. «Палаты, куда меня привезли, поразили меня огромностью, богатством и великолепием», — писал один из гостей.
В усадебный
комплекс входили Спасские ворота при
въезде и скромная одноглавая Спасская
церковь, построенная в 1736 году.
Огромный
парковый ансамбль Полотняного Завода
создавался несколько десятилетий,
с середины XVIII века до начала XIX столетия.
Парковый ансамбль состоял из трех частей:
Большого парка, Нижнего парка и Красного
парка. Красный парк был самым старым.
Его под именем Красного сада упоминал
в одном из писем А.А. Гончаров еще в 1737
году. Это был небольшой регулярный парк
с многочисленными цветниками и характерными
для XVIII века «затеями» вроде земляных
горок - «улит». Так назывались земляные
насыпные горки-пирамиды с винтовыми дорожками.
Нижний, или Водяной, парк (гидропарк) украшала
цепочка живописных прудов, образующих
полуостров с куртинами и беседками. Большой
парк был типичным пейзажным, с прихотливой
сеткой дорожек в лесных кущах и бегавшими
на свободе оленями. Посыпанные красным
песком дорожки окаймляли аккуратно подстриженные
липы, в зелени аллей белели мраморные
статуи, через каналы были переброшены
легкие мостики. На крутом берегу реки
Суходрев стояла романтическая беседка
- миловида, от которой открывались виды
на заречные луга и леса. Чтобы любоваться
этими видами, была сделана просека от
беседки. Семейство Гончаровых славилось
на всю округу своим хлебосольством. В
Полотняный Завод на пиры и охоты съезжались
все окрестные помещики, гости из Москвы.
Для них в усадьбе Гончаровых ставились
спектакли, устраивались концерты, иллюминации,
прогулки на лодках.2.4.
Музей- усадьба Михайловское.
Информация о работе Русская усадьба - важнейшая часть культурного наследия