Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:50, реферат
Большое влияние на формирование этого типа культуры оказывал геополитический фактор - срединное положение России между цивилизациями Запада и Востока, служившее основой ее маргинализации, т.е. возникновения таких пограничных культурных районов и слоев, которые, с одной стороны, не примыкали ни к одной из известных культур, а с другой - представляли собой благоприятную среду для разнообразного культурного развития.
Если
культурные архетипы
складываются «in factum»
и носят неосознанный
и устойчивый характер,
то менталитет как
осознанная система
символов и смыслов -
«post factum», и поэтому
обладает тенденцией
к диверсификации.
Менталитет
как способ выражения
знаний о мире и
человеке в нем
служит в повседневной
жизни онтологическим
и функциональным
объяснением и
содержит в первом
случае ответ на вопрос,
что это; а во втором, -
как и зачем
это.
Атрибутом
менталитета выступает
идентичность, обусловленная
среди его носителей
в конечном счете
общность социальных
условий, в которых
формируется сознание.
Идентичность проявляется
в способности
людей наделять одинаковыми
значениями одни и
те же явления объективного
и субъективного
мира, т.е. тождественным
образом их сознательно
интерпретировать
и выражать в одних
и тех же символах.
Национальный
характер, по определению
некоторых исследователей, -
это генотип плюс
культура. Генотип -то,
что каждый из нас
получает от природы,
через гены, а культура -
то, к чему мы приобщаемся,
начиная от рождения.
Поэтому национальный
характер, кроме неосознанных
культурных архетипов,
которые человек
интериоризирует
в процессе социализации,
включает в себя наиболее
повторяющиеся природные
этнопсихологические
черты индивидов.
Поскольку
культурные архетипы
недоступны непосредственному
наблюдению, то их можно
изучать следующими
способами.
Архетипы
функционально рассматриваются
как первичные, архаичные
формы адаптации
человека к окружающей
реальности. Поэтому
изучать культурные
архетипы можно путем
реконструкции влияния
этой реальности (географической,
геополитической, хозяйственной,
социальной, политической,
религиозной, культурной
и т.п.) на их формирование.
Культурные
архетипы имеют символическую
природу и обнаруживаются
в области смысловых,
ценностных ориентации.
Это позволяет
истолковывать и
типизировать архетипы
через «постижение»
области символического.
Культурные
архетипы особенно отчетливо
проявляются в
комплексах-аффектах,
вызванных ситуациями-
Большое
влияние на формирование
русского культурного
архетипа оказало
принятие в Х в.
христианства, которое
пришло на Русь из Византии
в православной форме.
Принятие
той или иной религии
в качестве государственной
и национальной влечет
за собой далеко идущие
последствия не только
в сфере веры, но
и во всей духовной
жизни.
Давно
замечено, что любая
национальная культура
заимствует только те
элементы чужих культур,
к восприятию которых
она уже подготовлена
всем ходом собственного
развития, то есть имеет
некий горизонт культурных
ожиданий.
Православие,
включив в свою
сферу все слои
русского народа, все
общество, не захватывало
человека целиком. Проникновение
православия в
толщу народной жизни
не было всеобъемлющим.
Оно руководило лишь
религиозно-нравственным
бытом русского народа,
регулировало времяпрепровождение
и праздничное
настроение, семейные
отношения, слабо
отражаясь в ежедневном
обиходе, не оставляя
заметных следов в
его будничных
привычках и понятиях,
предоставляя во всем
этом свободный простор
самобытному национальному
творчеству, основанному
на языческой экзальтации
почвы и духа.
Восточно-христианское
влияние в большей
степени обнаружилось
в Московский период
русской истории,
в XV-XVI вв., когда сама
Византия уже пала
под ударами турок.
Это воздействие
осуществлялось прежде
всего через культуру,
Византия, утонченная
и порочная, соединявшая
в себе богословие
с оргиями, создала
уникальную культуру.
Взяв важнейшие моменты
человеческого бытия -
рождение, смерть, обращение
души к богу, -она
окружила их такой
высокой поэзией,
возвела их к такому
великому смыслу, к
какому они дотоле
нигде не возводились. (В.Розанов).
В
восточно-христианской
культуре земное существование
человека, рассматривавшееся
как эпизод на пороге
вечной жизни, не представляло
самоценности. Поэтому
жизненно основной задачей
была подготовка человека
к смерти, которая
расценивалась как
начало этой жизни. В
качестве смысла земного
существования человека
признавались духовные
стремления к смирению
и благочестию, ощущение
собственной греховности
и аскетизм.
Отсюда
в православной культуре
появилось пренебрежение
к земным благам,
поскольку земные
блага ничтожны и
скоротечны, отношение
к труду не как
к средству созидания
и творчества, а
как к способу
самоуничижения и
самодисциплины.
На
основе противопоставления
божественного (скрытого)
и земного (доступного
непосредственному
восприятию) в византийской
культуре особенно отчетливо
обнаруживалось стремление
к вскрытию истинного (мистического)
смысла явлений. Из иллюзорного
обладания истиной
вытекала нетерпимость,
закрепленная в православном
культурном архетипе,
ко всякого рода инакомыслию,
которое трактовалось
как ересь, как
уклонение от благого
пути.
Рассматривая
свою культуру как
высшую, византийцы
сознательно ограждали
себя от иноземных
влияний, в том
числе и культурных.
Эта нормативно-ценностная
автаркия на уровне
«коллективного бессознательного»
порождала в православном
культурном архетипе
черты мессианизма.
С
православием на русскую
почву была перенесена
и идея соборности,
под которой обычно
подразумевается
коллективное жизнетворчество
и согласие, единодушное
участие верующих
в жизни мира и
церкви.
В
этом смысле соборность
противопоставлялась
индивидуальному
мудрствованию с
его рассудочной,
по православным представлениям,
абстрактной спекуляцией.
Соборное
переживание и
поведение ориентировалось
не на рассудок, а
на «движение сердца»
и эмоции, - но в
то же самое время
стремилось всегда к
конкретности, осязательности
религиозных актов,
к их согласованию
с обычаем, «исконными»
привычками, а не
с отвлеченными принципами.
Восточно-христианской
соборности, духовному
синтезу («всеединству»)
соответствовала
и своеобразная глобальная
форма прагматизма,
часто переживаемого
как своеобразный
религиозный экстаз.
Особенностью православной
России в этом плане
был прагматический
подход к разного
рода философским
концепциям, в особенности
к социальным доктринам,
воплощение которых
в жизнь сопровождалось
доведением определенной
тенденции до последнего
предела.
Православная
традиция соборной интеграции
нашла выражение
и в характерном
для русской культуры
сращивании понятий
красоты, добра и
мудрости в слове
«благолепие». Эту
особенность православного
миросозерцания С. Булгаков
определил как
«видение умной красоты
духовного мира».
Православие,
духовно организуя
религиозно-нравственный
быт русского народа,
способствовало
усвоению им такой
системы духовных
ценностей, которая,
наложившись на языческую
культурную среду, привела
к формированию особого -
иоанновского, мессианского -
типа русского человека.
В
православии очень
сильно выражена эсхатологическая
сторона христианства.
Поэтому русский,
иоанновский человек
в значительной степени
апокалиптик или
нигилист. Он обладает
в связи с этим
чутким различением
добра и зла, зорко
подмечает несовершенство
земных поступков, нравов,
учреждений, никогда
не удовлетворяясь ими
и не переставая искать
совершенного добра.
Признавая
святость высшей ценностью,
русский человек
стремится к абсолютному
добру, и поэтому
не возводит земные,
относительные ценности
в ранг «священных»
принципов. Он хочет
действовать всегда
во имя чего-то абсолютного.
Если же русский человек
усомнится в абсолютном
идеале, то может
дойти до крайнего
охлократизма и равнодушия
ко всему и способен
невероятно быстро пройти
путь от невероятной
терпимости и послушания
до самого необузданного
и безграничного
бунта.
«Русский
человек любит
вспоминать, но не жить» (А.
Лехов). Ом не живет
настоящим, а только
прошлым или будущим.
Именно в прошлом
он ищет нравственное
утешение и вдохновение
своей жизнедеятельности.
Устремленность в
будущее, постоянный
поиск лучшей жизни
сочетается у русского
человека с неукротимой
верой в возможность
ее достижения.
Вечный
поиск идеала - благодатная
основа возникновения
различного рода социальных
утопий и мифов. Культ
прошлого и будущего
в русской утопической
культуре делает настоящее
объектом критики
и порождает в
архетипе русского человека,
соответственно, две
жизненные установки:
постоянное учительство
как проповедь
нравственного обновления
с готовыми на все
случаи жизни социальными
рецептами, и перманентные
сомнения, искания, постоянная
постановка вопросов
без ответов. Сомневаться
и учить, учить
и сомневаться -вот
две его устойчивые
склонности.
Иоанновский,
мессианский человек
чувствует себя призванным
создать на земле
высший божественный
порядок, восстановить
вокруг ту гармонию,
которую он ощущает
в себе. Поэтому
его одухотворяет
не жажда власти,
но настроение примирения
и любви. Иоанновского
человека движет чувство
некоей космической
одержимости. Он ищет
разобщенное, чтобы
его воссоединить,
осветить и освятить.
Борьба
за вселенскость - основная
черта иоанновского,
мессианского человека.
Вместе с тем, стремясь
к бесконечному и
всеобъемлющему, он
боится определений,
отсюда - гениальная
перевоплощаемость
русских людей.
Иоанновскому,
мессианскому типу,
сложившемуся в России,
противостоит прометеевский,
героический человек
Запада (В. Шубарт). Он
видит в мире хаос,
который должен оформить
своей организующей
силой. Героический
человек полон
жажды власти, он
удаляется все
дальше и дальше от
бога и все глубже
уходит в мир вещей.
Секуляризация - его
судьба, героизм - его
жизненное чувство,
трагика - его конец.
От
русского человека иоанновского
типа отличается и
восточный человек.
Мессианству и
одухотворенности русского
человека, героизму
и экспрессивности
западного восточный
человек противопоставляет
«универсальность» («безвкусность»).
В
восточной культуре
«безвкусность» - пример
мироощущения, ориентированного
на сохранение гармонии
мира, обладающего
внутренним динамизмом
развития, поэтому
не требующего произвола
человеческого вмешательства.
В морально-религиозном
плане «безвкусность» -
это признак совершенного
вкуса, его универсальности,
это высшая добродетель,
ибо «вкус» есть предпочтение,
а любая актуализация -
ограничение.
В
культурной традиции
Востока «безвкусность»
является положительным
качеством. Это - ценность,
которая в жизни
реализуется в
практике неосознанного
социального оппортунизма,
что означает принятие
или устранение от
дел с максимальной
гибкостью и ориентацией
исключительно на
требование момента.
Поэтому
если добродетелями
западного человека
являются энергичность
и интенсивность,
мода и сенсация,
восточного человека -
точная середина и
посредственность, бесшумность
и увядание, то добродетели
русского человека -
пассивность и
терпеливость, консерватизм
и гармония.
Литература
1.
Ключевский В.О.
Русская история:
Полный курс лекций.
В 3 тт. - М., 1996.
2.
Культурология: Курс
лекций /Под ред.
А.А. Радугина. - М.:
Центр, 1999.
3.
Культурология: История
и теория культуры. -
Учебное пособие. -
М., 1996.
4.
Немировская Л.З.
Культурология. История
и теория культуры. -
М.: Кадры, 1991.
5. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 1999.
Информация о работе Русская духовная культура. Особенности её становления