Русская духовная культура. Особенности её становления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:50, реферат

Описание работы

Большое влияние на формирование этого типа культуры оказывал геополитический фактор - срединное положение России между цивилизациями Запада и Востока, служившее основой ее маргинализации, т.е. возникновения таких пограничных культурных районов и слоев, которые, с одной стороны, не примыкали ни к одной из известных культур, а с другой - представляли собой благоприятную среду для разнообразного культурного развития.

Работа содержит 1 файл

Русская духовная культура.docx

— 26.64 Кб (Скачать)

«Русская  духовная культура. Особенности её становления. Русский национальный характер, понятие  этноса, менталитет». 
 

Культура  российской цивилизации, ее становление 
 

Наша  культура стала выделяться в особый тип в  рамках христианской цивилизации в IX-XI вв. в ходе образования  государства у  восточных славян и приобщения их к  православию. 

Большое влияние на формирование этого типа культуры оказывал геополитический  фактор - срединное  положение России между цивилизациями  Запада и Востока, служившее основой  ее маргинализации, т.е. возникновения  таких пограничных  культурных районов  и слоев, которые, с одной стороны, не примыкали ни к  одной из известных  культур, а с другой - представляли собой  благоприятную среду  для разнообразного культурного развития. 

Изучение  российской цивилизации  в отечественной  науке только начинается. К наиболее часто  выделяемым ее признакам  относят самодержавную  форму государственной  власти или, как определил  этот тип власти историк  М. Довнар-Запольский, «вотчинное государство»; коллективистскую ментальность; подчинение общества государству» (или  «дуализм общества и  государственной  власти»), незначительный объем экономической  свободы. 

Что касается стадий развития российской цивилизации, то существуют различные  точки зрения. Одни ученые считают, что  с IX в. и по настоящее  время в том  ареале, который на­зывается  Россией, была одна цивилизация. В ее развитии можно  выделить несколько  этапов, различающихся  особыми типологическими  чертами, что позволяет  квалифицировать  их как самостоятельные  историко-культурные общности: Древняя  Русь (IX-XIII вв.), Московское царство (XIV-XVII вв.), Имперская  Россия (с XVIII в. и  по сей день). 

Другие  исследователи полагают, что по XIII в. существовала одна «русско-европейская», или «славянско-европейская» цивилизация, а с XIV в. - другая: «евразийская», или «российская». 

Смену цивилизации связывают  чаще всего с тем, что, согласно «пассионарной» концепции Л.Н.Гумилева, в XIV в. начинается генезис  русского народа и  российского суперэтноса. (Прежний, славянский по характеру  этнос к этому  времени прекратил  свое существование.) 

О «славяно-европейском» характере древнерусской  цивилизации говорят, исходя из предположения  Б.А. Рыбакова о доминировании  в ней славянского  субстрата. 

Древнерусские летописи, действительно, подчеркивают славянское и отчасти скандинавское  происхождение населения  Руси. Однако надо учитывать, что любая историческая хроника неизбежно  проникнута подсознательным  этноцентризмом. 

Предпочтительнее  выглядит концепция, согласно которой  древнерусская народность складывалась в смешении по меньшей мере трех этнических компонентов - славянского, балтского  и финно-угорского, с заметным участием также германского, тюркского и северо­кавказского этнических субстратов. 

О преобладании славянского  элемента можно говорить лишь в отношении  прикарпатского и  приильменского районов (по данным археологии и  антропологии). 

На  остальных территориях  Древней Руси картина  либо не поддается  однозначной этнической идентификации (Приднепровье), либо свидетельствует  о наибольшем распространении  балтского (к северу от Припяти) или финно-угорского (к  востоку от Валдая) компонентов. 

Доминантной формой интеграции «русско-европейской» цивилизации было (как  в Европе - католицизм) православие, которое  хотя было принято  и распространялось на Руси государством, но в значительной степени носило автономный по отношению к  нему характер. 

Русская православная церковь  долгое время находилась в зависимости  от константино­польского  патриарха и лишь в середине XV в. обрела фактическую самостоятельность. 

Само  древнерусское государство  представляло собой  конфедерацию достаточно самостоятельных  государственных  образований, политически  скрепленных лишь единством княжеского рода, после распада  которого в начале XII в. они приобрели  полный государственный  суверенитет. 

Православие задавало общий для  Руси нормативно-ценностный порядок, единой символической  формой выражения  которого был древнерусский  язык. 

Оно захватило все  слои общества, но не всего человека: этим можно объяснить  весьма поверхностный (формально-обрядовый) уровень христианизации «безмолвствующего» большинства, его  невежественность в  элементарных религиозных  вопросах и наивное  социально-утилитарное  толкование основ  вероучения, столь  удивлявшее европейцев. 

Киевские  князья не могли опираться, как римские или  китайские императоры, на мощную военно-бюрократическую  систему или, как  ахеменидские шахи, на численно и культурно  доминирующий этнос. Они обрели опору  в православии  и осуществляли построение госу­дарственности в значительной мере как миссионерскую  задачу обращения  язычников. 

Опора государства на новую  религию прежде всего  как на социально-нормативный  институт регулирования  общественной жизни (в  ущерб ее духовно-нравственному  аспекту, обсуждаемому главным образом  в церковных кругах) и сформировала тот  особый тип русского массового православия - формального, невежественного, синтезированного с  языческой мистикой и практикой. Как  говорил Н.Бердяев, - «православия без  христианства». 

В первые века древнерусской  государственности  ее по многим формально-культурным и ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать  как «дочернюю» зону византийской культуры. Однако по большинству  сущностных форм социально-политического  устройства и жизнедеятельности  Древнерусская цивилизация  была ближе к Европе, особенно Восточной. 

С традиционными обществами Европы того времени  она имела целый  ряд общих черт христианские ценности; городской характер «титульной», маркирующей  общество в целом, культуры; преобладание земледельческого производства; «военно-демократический» характер генезиса государственной  власти; отсутствие синдрома сервильного  комплекса (поголовного  рабства) при соприкосновении  индивида с государством. 

Вместе  с тем Древняя  Русь имела целый  ряд общих черт с традиционными  обществами азиатского типа: 

• отсутствие в европейском  смысле частной собственности  и экономических  классов; 

• господство принципа централизованной ре дистрибуции, при  которой власть рождала  собственность; 

• автономность общин  по отношению к  государству, порождавшая  значительные возможности  социо-культурной регенерации; 

• эволюционный характер общественного развития. 

В целом Древнерусская  цивилизация на славяно-языческой  основе синтезировала  некоторые черты  европейских социально-политических и производственно-технологических  реалий, византийских мистических рефлексий  и канонов, а также  азиатских принципов  централизованной редистрибуции. 

Геополитический, а также экономический  факторы предопределили появление в древнерусской  цивилизации нескольких субкультур - южной, северной и северо-восточной. 

Южная субкультура была ориентирована на азиатскую «степь». Киевские князья предпочитали даже формировать  дружинную гвардию  из наемников племенного объединения «черных  клобуков», остатков тюркских кочевников - печенегов, торков, берендеев, осевших на реке Рось. В период татаро-монгольского нашествия киевская субкультура прекратила свое существование. 

Новгородская  субкультура была нацелена на партнеров  по ганзейскому союзу, представлявших торговые островки европейской  цивилизации. Если новгородцы и прибегали к  наемникам, то, как  правило, ими становились  варяги. Новгородская субкультура, сохранившаяся  в период татаро-монгольского ига и усилившая  свое европейское  своеобразие, деградировала  после присоединения  Новгорода к Москве в XV в. 
 

2. Существенные особенности  русской национальной  культуры 
 

Выделяют  специфические черты  русской культуры от древнейших времен до XX века: 

1. Русская культура - понятие историческое  и многогранное. Она  включает в себя  факты, процессы, тенденции, свидетельствующие  о длительном и  сложном развитии  как в географическом  пространстве, так  и в историческом  времени. У замечательного  представителя европейского  Возрождения Максима  Грека, переехавшего  в нашу страну  на рубеже XVI века, есть поразительный по глубине и верности образ России. Он пишет о ней, как о женщине в черном платье, задумчиво сидящей «при дороге». Русская культура тоже «при дороге», она формируется и развивается в постоянных поисках. Об этом свидетельствует история. 

2. Большая часть  территории России  заселена позднее,  чем те регионы  мира, в которых  сложились основные  центры мировой  культуры. В этом  смысле русская  культура - явление  относительно молодое.  Мало того, Русь  не знала периода  рабовладения: восточные  славяне перешли  непосредственно  к феодализму от  общинно-патриархальных  отношений. В силу  своей исторической  молодости русская  культура оказалась  перед необходимостью  интенсивного исторического  развития. Конечно,  русская культура  развивалась под  влиянием различных  культур стран  Запада и Востока,  исторически опередивших  Россию. Но воспринимая  и усваивая культурное  наследие других  народов, русские  писатели и художники,  скульпторы и архитекторы,  ученые и философы  решали свои задачи, формировали и  развивали отечественные  традиции, никогда  не ограничиваясь  копированием чужих  образцов. 

3. Длительный период  развития русской  культуры определялся  хрис-тианско-православной  религией. На многие  века ведущими  культурными жанрами  стали храмостроительство, иконопись, церковная  литература. Значительный  вклад в мировую  художественную сокровищницу  Россия, вплоть до XVIII века, вносила духовной  деятельностью, связанной  с христианством. 

Вместе  с тем, влияние  христианства на русскую  культуру - процесс  далеко не однозначный. По справедливому  замечанию видного  славянофила А  С. Хомякова, Русь восприняла только внешнюю форму, обряд, а не дух  и сущность христианской религии Русская  культура вышла из-под  влияния религиозных  догматов и переросла  границы православия. 

4. Специфические черты  русской культуры  определяются в  значительной степени  тем, что исследователи  назвали «характером  русского народа»  Об этом писали  все исследователи  «русской идеи»  Главной чертой  этого характера  называли веру. Альтернатива  «вера-знание», «вера-разум»  решалась в России  в конкретные исторические  периоды по-разному,  но чаще всего  в пользу веры. Русская культура  свидетельствует:  при всем разночтении  русской души и  русского характера  трудно не согласиться  со знаменитыми  строчками Ф. Тютчева:  «Умом Россию не  понять, аршином общим  не измерить: у  ней особенная  стать - в Россию  можно только верить» 

Русская культура накопила великие  ценности. Задача нынешних поколений - сохранить  и приумножить  их. 
 

3. Культурный архетип,  менталитет и этнос 
 

Культурные  архетипы - это глубинные  культурные установки  «коллективного бессоз­нательного», с величайшим трудом поддающиеся изменениях Характерные черты  культурных архетипов - устойчивость и неосознанность. 

Люди, как правило, не рефлексируют по поводу собственных  культурных архетипов, которые «работают» на сохранение культурного  генотипа того или  иного народа. 

Культурные  архетипы дают о себе знать во всех сферах жизнедеятельности  человека, но более  всего они проявляются  в его повседневной жизни. При этом, как  отмечал Юнг, «когда представляется ситуация, которая соответствует  данному архетипу, архетип активизируется, и развивается  принудительность, которая, подобно силе инстинкта, прокладывает себе дорогу, вопреки разуму и  воле». 

Люди  разные, человек меняется, но чтобы представить  логику и смысл  их поведения, надо изучать  их культурные архетипы. Именно поэтому культурный архетип иногда рассматривают  как «информацию, обладающую социально-управляющей  ценностью». 

Следует различать понятия  культурного архетипа, менталитета и  национального характера. 

М.А. Барг пишет, что менталитет - это «совокупность  символов, необходимо формирующихся в  рамках каждой данной культурно-исторической эпохи и закрепляющихся в сознании людей  в процессе общения  с себе подобными, т.е. повторения». 

Информация о работе Русская духовная культура. Особенности её становления