Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:50, реферат
Большое влияние на формирование этого типа культуры оказывал геополитический фактор - срединное положение России между цивилизациями Запада и Востока, служившее основой ее маргинализации, т.е. возникновения таких пограничных культурных районов и слоев, которые, с одной стороны, не примыкали ни к одной из известных культур, а с другой - представляли собой благоприятную среду для разнообразного культурного развития.
«Русская
духовная культура.
Особенности её становления.
Русский национальный
характер, понятие
этноса, менталитет».
Культура
российской цивилизации,
ее становление
Наша
культура стала выделяться
в особый тип в
рамках христианской
цивилизации в IX-XI
вв. в ходе образования
государства у
восточных славян
и приобщения их к
православию.
Большое
влияние на формирование
этого типа культуры
оказывал геополитический
фактор - срединное
положение России
между цивилизациями
Запада и Востока,
служившее основой
ее маргинализации,
т.е. возникновения
таких пограничных
культурных районов
и слоев, которые,
с одной стороны,
не примыкали ни к
одной из известных
культур, а с другой -
представляли собой
благоприятную среду
для разнообразного
культурного развития.
Изучение
российской цивилизации
в отечественной
науке только начинается.
К наиболее часто
выделяемым ее признакам
относят самодержавную
форму государственной
власти или, как определил
этот тип власти историк
М. Довнар-Запольский,
«вотчинное государство»;
коллективистскую ментальность;
подчинение общества
государству» (или
«дуализм общества и
государственной
власти»), незначительный
объем экономической
свободы.
Что
касается стадий развития
российской цивилизации,
то существуют различные
точки зрения. Одни
ученые считают, что
с IX в. и по настоящее
время в том
ареале, который называется
Россией, была одна цивилизация.
В ее развитии можно
выделить несколько
этапов, различающихся
особыми типологическими
чертами, что позволяет
квалифицировать
их как самостоятельные
историко-культурные
общности: Древняя
Русь (IX-XIII вв.), Московское
царство (XIV-XVII вв.), Имперская
Россия (с XVIII в. и
по сей день).
Другие
исследователи полагают,
что по XIII в. существовала
одна «русско-европейская»,
или «славянско-европейская»
цивилизация, а с XIV
в. - другая: «евразийская»,
или «российская».
Смену
цивилизации связывают
чаще всего с тем,
что, согласно «пассионарной»
концепции Л.Н.Гумилева,
в XIV в. начинается генезис
русского народа и
российского суперэтноса. (Прежний,
славянский по характеру
этнос к этому
времени прекратил
свое существование.)
О
«славяно-европейском»
характере древнерусской
цивилизации говорят,
исходя из предположения
Б.А. Рыбакова о доминировании
в ней славянского
субстрата.
Древнерусские
летописи, действительно,
подчеркивают славянское
и отчасти скандинавское
происхождение населения
Руси. Однако надо учитывать,
что любая историческая
хроника неизбежно
проникнута подсознательным
этноцентризмом.
Предпочтительнее
выглядит концепция,
согласно которой
древнерусская народность
складывалась в смешении
по меньшей мере трех
этнических компонентов -
славянского, балтского
и финно-угорского,
с заметным участием
также германского,
тюркского и северокавказского
этнических субстратов.
О
преобладании славянского
элемента можно говорить
лишь в отношении
прикарпатского и
приильменского районов (по
данным археологии и
антропологии).
На
остальных территориях
Древней Руси картина
либо не поддается
однозначной этнической
идентификации (Приднепровье),
либо свидетельствует
о наибольшем распространении
балтского (к северу
от Припяти) или финно-угорского (к
востоку от Валдая)
компонентов.
Доминантной
формой интеграции «русско-европейской»
цивилизации было (как
в Европе - католицизм)
православие, которое
хотя было принято
и распространялось
на Руси государством,
но в значительной
степени носило автономный
по отношению к
нему характер.
Русская
православная церковь
долгое время находилась
в зависимости
от константинопольского
патриарха и лишь
в середине XV в. обрела
фактическую самостоятельность.
Само
древнерусское государство
представляло собой
конфедерацию достаточно
самостоятельных
государственных
образований, политически
скрепленных лишь
единством княжеского
рода, после распада
которого в начале XII
в. они приобрели
полный государственный
суверенитет.
Православие
задавало общий для
Руси нормативно-ценностный
порядок, единой символической
формой выражения
которого был древнерусский
язык.
Оно
захватило все
слои общества, но не
всего человека: этим
можно объяснить
весьма поверхностный (формально-обрядовый)
уровень христианизации
«безмолвствующего»
большинства, его
невежественность в
элементарных религиозных
вопросах и наивное
социально-утилитарное
толкование основ
вероучения, столь
удивлявшее европейцев.
Киевские
князья не могли опираться,
как римские или
китайские императоры,
на мощную военно-бюрократическую
систему или, как
ахеменидские шахи,
на численно и культурно
доминирующий этнос.
Они обрели опору
в православии
и осуществляли построение
государственности
в значительной мере
как миссионерскую
задачу обращения
язычников.
Опора
государства на новую
религию прежде всего
как на социально-нормативный
институт регулирования
общественной жизни (в
ущерб ее духовно-нравственному
аспекту, обсуждаемому
главным образом
в церковных кругах)
и сформировала тот
особый тип русского
массового православия -
формального, невежественного,
синтезированного с
языческой мистикой
и практикой. Как
говорил Н.Бердяев, -
«православия без
христианства».
В
первые века древнерусской
государственности
ее по многим формально-культурным
и ценностно-ориентационным
чертам можно рассматривать
как «дочернюю» зону
византийской культуры.
Однако по большинству
сущностных форм социально-политического
устройства и жизнедеятельности
Древнерусская цивилизация
была ближе к Европе,
особенно Восточной.
С
традиционными обществами
Европы того времени
она имела целый
ряд общих черт
христианские ценности;
городской характер
«титульной», маркирующей
общество в целом,
культуры; преобладание
земледельческого производства;
«военно-демократический»
характер генезиса государственной
власти; отсутствие
синдрома сервильного
комплекса (поголовного
рабства) при соприкосновении
индивида с государством.
Вместе
с тем Древняя
Русь имела целый
ряд общих черт
с традиционными
обществами азиатского
типа:
•
отсутствие в европейском
смысле частной собственности
и экономических
классов;
•
господство принципа
централизованной ре
дистрибуции, при
которой власть рождала
собственность;
•
автономность общин
по отношению к
государству, порождавшая
значительные возможности
социо-культурной регенерации;
•
эволюционный характер
общественного развития.
В
целом Древнерусская
цивилизация на славяно-языческой
основе синтезировала
некоторые черты
европейских социально-
Геополитический,
а также экономический
факторы предопределили
появление в древнерусской
цивилизации нескольких
субкультур - южной,
северной и северо-восточной.
Южная
субкультура была
ориентирована на
азиатскую «степь».
Киевские князья предпочитали
даже формировать
дружинную гвардию
из наемников племенного
объединения «черных
клобуков», остатков
тюркских кочевников -
печенегов, торков, берендеев,
осевших на реке Рось.
В период татаро-монгольского
нашествия киевская
субкультура прекратила
свое существование.
Новгородская
субкультура была
нацелена на партнеров
по ганзейскому союзу,
представлявших торговые
островки европейской
цивилизации. Если новгородцы
и прибегали к
наемникам, то, как
правило, ими становились
варяги. Новгородская
субкультура, сохранившаяся
в период татаро-монгольского
ига и усилившая
свое европейское
своеобразие, деградировала
после присоединения
Новгорода к Москве
в XV в.
2.
Существенные особенности
русской национальной
культуры
Выделяют
специфические черты
русской культуры
от древнейших времен
до XX века:
1.
Русская культура -
понятие историческое
и многогранное. Она
включает в себя
факты, процессы,
тенденции, свидетельствующие
о длительном и
сложном развитии
как в географическом
пространстве, так
и в историческом
времени. У замечательного
представителя европейского
Возрождения Максима
Грека, переехавшего
в нашу страну
на рубеже XVI века,
есть поразительный
по глубине и верности
образ России. Он пишет
о ней, как о женщине
в черном платье, задумчиво
сидящей «при дороге».
Русская культура тоже
«при дороге», она формируется
и развивается в постоянных
поисках. Об этом свидетельствует
история.
2.
Большая часть
территории России
заселена позднее,
чем те регионы
мира, в которых
сложились основные
центры мировой
культуры. В этом
смысле русская
культура - явление
относительно молодое.
Мало того, Русь
не знала периода
рабовладения: восточные
славяне перешли
непосредственно
к феодализму от
общинно-патриархальных
отношений. В силу
своей исторической
молодости русская
культура оказалась
перед необходимостью
интенсивного исторического
развития. Конечно,
русская культура
развивалась под
влиянием различных
культур стран
Запада и Востока,
исторически опередивших
Россию. Но воспринимая
и усваивая культурное
наследие других
народов, русские
писатели и художники,
скульпторы и архитекторы,
ученые и философы
решали свои задачи,
формировали и
развивали отечественные
традиции, никогда
не ограничиваясь
копированием чужих
образцов.
3.
Длительный период
развития русской
культуры определялся
хрис-тианско-православной
религией. На многие
века ведущими
культурными жанрами
стали храмостроительство,
иконопись, церковная
литература. Значительный
вклад в мировую
художественную сокровищницу
Россия, вплоть до XVIII
века, вносила духовной
деятельностью, связанной
с христианством.
Вместе
с тем, влияние
христианства на русскую
культуру - процесс
далеко не однозначный.
По справедливому
замечанию видного
славянофила А
С. Хомякова, Русь восприняла
только внешнюю форму,
обряд, а не дух
и сущность христианской
религии Русская
культура вышла из-под
влияния религиозных
догматов и переросла
границы православия.
4.
Специфические черты
русской культуры
определяются в
значительной степени
тем, что исследователи
назвали «характером
русского народа»
Об этом писали
все исследователи
«русской идеи»
Главной чертой
этого характера
называли веру. Альтернатива
«вера-знание», «вера-разум»
решалась в России
в конкретные исторические
периоды по-разному,
но чаще всего
в пользу веры.
Русская культура
свидетельствует:
при всем разночтении
русской души и
русского характера
трудно не согласиться
со знаменитыми
строчками Ф. Тютчева:
«Умом Россию не
понять, аршином общим
не измерить: у
ней особенная
стать - в Россию
можно только верить»
Русская
культура накопила великие
ценности. Задача нынешних
поколений - сохранить
и приумножить
их.
3.
Культурный архетип,
менталитет и этнос
Культурные
архетипы - это глубинные
культурные установки
«коллективного бессознательного»,
с величайшим трудом
поддающиеся изменениях
Характерные черты
культурных архетипов -
устойчивость и неосознанность.
Люди,
как правило, не рефлексируют
по поводу собственных
культурных архетипов,
которые «работают»
на сохранение культурного
генотипа того или
иного народа.
Культурные
архетипы дают о себе
знать во всех сферах
жизнедеятельности
человека, но более
всего они проявляются
в его повседневной
жизни. При этом, как
отмечал Юнг, «когда
представляется ситуация,
которая соответствует
данному архетипу,
архетип активизируется,
и развивается
принудительность, которая,
подобно силе инстинкта,
прокладывает себе дорогу,
вопреки разуму и
воле».
Люди
разные, человек меняется,
но чтобы представить
логику и смысл
их поведения, надо изучать
их культурные архетипы.
Именно поэтому культурный
архетип иногда рассматривают
как «информацию,
обладающую социально-управляющей
ценностью».
Следует
различать понятия
культурного архетипа,
менталитета и
национального характера.
М.А.
Барг пишет, что менталитет -
это «совокупность
символов, необходимо
формирующихся в
рамках каждой данной
культурно-исторической
эпохи и закрепляющихся
в сознании людей
в процессе общения
с себе подобными,
т.е. повторения».
Информация о работе Русская духовная культура. Особенности её становления