Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:13, реферат
Актуальность темы. Современная Россия переживает период глубоких и серьезных изменений во всех сферах: политической, социально-экономической, культурной. Эти процессы можно охарактеризовать как модернизационные. Подобные процессы переживала наша страна более ста лет назад. Тогда Россия под воздействием разных факторов вступила на путь создания новой экономики, основанной на свободном предпринимательстве, частном капитале и новой системе общественного устройства, связанной с отказом от государственного патернализма и развитием гражданского общества. Те же проблемы решаются в настоящее время
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АРХИТЕКТУРА XVIII ВЕКА. СТИЛЬ БАРОККО 5
1.1 АРХИТЕКТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА 5
1.2 АРХИТЕКТУРА БАРОККО СЕРЕДИНЫ XVIII ВЕКА 13
ГЛАВА 2. АРХИТЕКТУРА XVIII ВЕКА. СТИЛЬ КЛАССИЦИЗМ 16
2.1 ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КЛАССИЦИЗМА 16
2.2 АРХИТЕКТУРА РАННЕГО КЛАССИЦИЗМА (1760-1780 ГГ.) 17
2.3 АРХИТЕКТУРА СТРОГОГО КЛАССИЦИЗМА (1780-1800 ГГ.) 21
ГЛАВА 3. АРХИТЕКТУРА XIX ВЕКА 26
3.1 РУССКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ XIX ВЕКА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Федеральное
агентство по образованию науки
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Нижегородский
государственный университет
им. Н.И.Лобачевского
Первый факультет дистанционного образования
Реферат
на
тему: «Русская архитектура
XVIII-XIX века, сочетание
барокко и классицизма»
Выполнил:
студент
1 курса д/о
группа 1-11 ТД/16
Головин А.А.
Проверила: К.И.Н.,
доцент Варенцова Л.
Ю.
г.
Бор
2010 год
Содержание
Актуальность темы. Современная Россия переживает период глубоких и серьезных изменений во всех сферах: политической, социально-экономической, культурной. Эти процессы можно охарактеризовать как модернизационные. Подобные процессы переживала наша страна более ста лет назад. Тогда Россия под воздействием разных факторов вступила на путь создания новой экономики, основанной на свободном предпринимательстве, частном капитале и новой системе общественного устройства, связанной с отказом от государственного патернализма и развитием гражданского общества. Те же проблемы решаются в настоящее время.
Архитектура - социальное искусство, в значительной степени зависящее от степени культурного и социально-экономического развития общества, которое в свою очередь наиболее зримо и ясно отражается именно в уровне развития архитектуры. Архитектура фокусирует и сосредотачивает на себе изменения во всех сторонах жизни, являясь точным и нефальсифицированным документом эпохи.
Целью моей работы является:
Основные задачи данной работы:
Обзор литературы. В моей работе основными источниками были учебные пособия по культурологии, такие как:
Так же использовались энциклопедии:
Еще я включил в работу данные из архитектурных книг и энциклопедий это:
Я выбрал эти источники для моего реферата потому что, в этих книгах и энциклопедиях очень развернуто рассказывается о нашей архитектуре и ее стилях в данное время.
Глава 1. Архитектура XVIII века. Стиль барокко
Семнадцатым веком завершается 700-летний период каменного древнерусского строительства, вписавшего не одну замечательную страницу в летопись мировой архитектуры. Ростки новых денежно-торговых отношений и рационального мировоззрения пробиваются сквозь закостенелые формы домостроевского быта и схоластические догмы богословия. Здравые взгляды служилого дворянства и экономически преуспевающее купечество сказываются на многих сторонах общественной жизни и ее материальной оболочке – архитектуре. Ширится торговля, особенно в конце XVII в., с Германией, Фландрией, Англией. Становятся более тесными культурные связи с Польшей и Голландией. Расширению кругозора и проникновению в искусство и зодчество элементов западноевропейской художественной культуры способствовала совместная творческая работа русских, украинских и белорусских умельцев. Историческое соединение трех братских народов, во многом исходящих из общих архитектурных тенденций, взаимно обогащало их мастерство. Жизнь настоятельно требовала строительства гостиных дворов, административных зданий, промышленных предприятий, ставила все новые практические задачи, обязывала зодчих искать технические и художественные решения. Централизация государственной власти сопровождалась регламентацией в области строительства. Нормализуется архитектурно-техническая документация. Совершенствуются проектные и отчетные материалы и осваиваются масштабные чертежи, унифицируются архитектурно-строительные детали.1
Конец XVII века – это связующее звено между древнерусским зодчеством и архитектурой XVIII века, время, подготовившее почву для нового художественного мировоззрения, способствующего творческому восприятию ордерной тектонической системы и формированию мастеров архитектуры для перехода к регулярному гражданскому строительству.2
В начале XVIII века основным строительным центром становится Петербург. В 1700 году Россия начала Северную войну против Швеции, чтобы освободить русские земли и возвратить Невские берега России. 1 мая 1703 года русские войска вошли в крепость Ниеншанц (у слияния рек Охта и Нева). Главная задача северной войны была решена взятием крепости. Выход в Балтийское море для России был открыт. Необходимо было только его обезопасить и закрепить. У разветвления Невы на три рукава, на небольшом Заячьем острове длиной и шириной примерно 750 на 350 метров, 27 мая 1703 года, по чертежу Петра I и военных инженеров заложили крепость нового бастионного типа – Петропавловскую крепость. Для прикрытия устья Невы с моря в 1703 году на острове Котлин было начато строительство военно-морской базы Кроншлот (Кронштадт). На южном берегу Невы, почти напротив Петропавловской крепости, в 1704 году по чертежу Петра I заложили судостроительную верфь-крепость – Адмиралтейство. Под защитой трех взаимодействующих крепостей началось возведение Петербурга, ставшего с 1712 года новой столицей России, провозглашенной в 1721 году империей.3
Государственные
и культурно-бытовые
Размещение градоформирующих сооружений велось по указаниям самого Петра I. Первоначально поселения группировались по традиции слободами. Строились в виде крестьянских изб или городских хором с фасадами, иногда
расписанными под кирпичную кладку. Единственным примером раннего периода является воссозданный позднее рубленый домик Петра I на берегу Невы на Петроградской стороне, снаружи расписанный «под кирпич».4
С 1710 года стали строить только кирпичные дома. Несмотря на принудительные меры переселения в Петербург, строительство велось медленно. Идейно-политическая важность быстрого возведения столицы, выдвинула перед архитектурой ответственные задачи. Город надо было создать исходя из передовых градостроительных принципов, обеспечивающих его престижно-представительный характер не только во внешнем архитектурно-художественном облике, но и по планировочной структуре. Не хватало квалифицированных архитекторов. И в 1709 году учреждается Канцелярия, ведавшая всеми строительными делами. При ней создается школа для начального изучения зодчества. Рассчитывалось, что более глубокие познания ученики этой школы должны были получить в архитектурных командах в процессе практического сотрудничества опытных архитекторов. Однако школа и команды не могли обеспечить расширяющееся столичное строительство. Петр I приглашает опытных архитекторов из западных стран, что позволило почти сразу же вовлекать их в строительство города. А также отбирают талантливых молодых людей и командируют их для обучения в западноевропейские страны инженерным и архитектурным искусствам.5
В новую столицу в 1710 году были приглашены: итальянцы Н.Микетти, Г.Киавери, К.Б.Растрелли, француз Ж.Б.Леблон, немцы Г.Маторнови, И.Шендель, А.Шлютер, голландец Г.Ван Болес. Они должны были не только строить, но и подготавливать русских архитекторов из учеников, работавших с ними. Из Москвы приехали итальянцы – М.Фонтана и инженер-фортификатор, и архитектор Доменико Трезини. В Москве успешно работали одаренные русские архитекторы И.П.Зарудный, Д.В.Аксамитов, П.Потапов, М.И.Чочлаков, Я.Г.Бухвостов, Г.Устинов и другие. В то же время искусство
архитектуры постигали посланные за границу, впоследствии ставшие крупными зодчими: Иван Коробов, Мордвинов и Иван Мичурин, Петр Еропкин, Тимофей Усов и другие. Таким образом, в новой столице работали зодчие разных национальных школ, но творили они иначе, чем у себя на родине, подчиняясь вкусам и требованиям заказчиков, а так же приспосабливаясь к специфическим условиям строящегося города. В результате их деятельности архитектура Петербурга той поры стала своеобразным сплавом исконно русских художественных традиций и формальных элементов, привнесенных из западноевропейских стран. Русские, итальянские, голландские, немецкие и французские архитекторы возводили в русской столице хоромы, дворцы, храмы и государственные здания, архитектура которых имела общие художественные черты, определяющие архитектурный стиль, обычно называемый русским барокко XVIII века или Петровским барокко.6
Все многообразие индивидуальных творческих взглядов различных архитекторов на практике смягчалось под влиянием двух основных факторов: во-первых, воздействием русских многовековых традиций, носителями и проводниками которых были исполнители архитектурных замыслов – многочисленные плотники, каменщики, штукатуры, лепщики и прочие строительные мастера. Во-вторых, ролью заказчиков, и прежде всего самого Петра I, который чрезвычайно внимательно и требовательно рассматривал все проектные предложения архитекторов, отвергая те, которые не соответствовали с его точки зрения, облику столицы, или внося существенные, а иногда и решающие изменения. Зачастую он сам указывал где, что и как строить, делаясь зодчим. По его инициативе разрабатывались генеральные планы Петербурга. Художественная общность петербургских строений петровского времени объясняется также особенностями строительных материалов. Дома в столице строили мазанкового типа и кирпичные, оштукатуриваемые в два цвета (стены–красные, светло-коричневые или зеленые, а лопатки, пилястры, наличники, русты на углах – белые). Для привлечения в Петербург каменщиков Петр I в 1714 году издал указ, запрещающий по всей России, кроме столицы, строительство из камня и кирпича. Особенности архитектурного стиля можно четко проследить при рассмотрении сохранившихся архитектурных произведений того времени, таких как «Монплезир» и «Эрмитаж» в Петергофе, здания Кунсткамеры и двенадцати коллегий в Петербурге и.т.п.7
По указанию Петра I Доменико Трезини (1670-1734) впервые в русской архитектуре разработал в 1714 году образцовые проекты жилых домов, предназначенных для застройщиков разного достатка: одноэтажные небольшие для беднейшего населения, побольше для знатных. Французский архитектор Ж.Б.Леблон (1679-1719) разрабатывал проект двухэтажного дома «для именитых» «Образцовый проект» напоминает хорошо сохранившийся летний дворец Петра I, который был построен Д.Трезини в 1710-1714 годах в летнем саду.8
При всей простоте «образцовых» проектов жилых домов все они отличаются характером фасадов с ритмично размещенными проемами, обрамленными наличниками сдержанных очертаний и фигурными воротами сбоку. В отличие от средневековой застройки русских городов, где жилые строения стояли за заборами в глубине участков, все дома в столице должны были выходить фасадами на красные линии улиц и набережных, формируя фронт их застройки и тем самым придавая городу организованный вид. Это градостроительное новшество нашло отражение и в застройке Москвы. Наряду с жилыми домами в Петербурге и его пригородах строились дворцы с представительными фасадами и обширными, богато украшенными парадными помещениями.9
В сочетание с архитектурой начинает применяться декоративная скульптура, а в интерьерах – живописное убранство. Создаются загородные и пригородные резиденции с садами. Крупнейшими сохранившимися до наших дней общественными зданиями, созданными Д.Трезини, является Петропавловский собор и здание двенадцати коллегий. Из-под свода Петровских ворот четко вырисовывается Петропавловский собор (1712-1733). Динамичный силуэт колокольни собора, увенчанный высоким золоченым шпилем и флюгером в виде ангела, поднимается из-за стен крепости на 122 метра, став одной из наиболее выразительных доминант в панораме города на Неве. Собор ознаменовал полное отступление от композиционной традиционности русского храмостроения. Собор для России был явлением новаторским. По своему плану и виду он не похож на православные, крестово-купольные пятиглавые или шатровые церкви. Собор представляет прямоугольное, удлиненное с запада на восток здание. Внутреннее пространство собора расчленяют мощные пилоны на три почти равных и одинаковых по высоте (16 метров) пролета. Такой тип называется зальным, в отличие от храмов, у которых притом же в плане средний пролет выше и часто шире боковых. Плановая и силуэтная композиция собора исходили из структуры прибалтийских лютеранских храмов зального типа с башней-колокольней, завершенной шпилем. Именно он должен был стать символом утверждения России в устье Невы и символом созидательной силы русского народа. Видимо завершение церковных колоколен для петровского Петербурга было типичным явлением, определяющим силуэтный характер застройки города в первой трети XVIII века. Следует отметить и внутреннее убранство – деревянный резной позолоченный иконостас в стиле барокко. Иконостас выполнен под руководством зодчего и художника И.П.Зарудного (1722-1727 гг.) артелью московских мастеров.10
Информация о работе Русская архитектура XVIII-XIX века, сочетание барокко и классицизма