Романтический и Гатический стили в искусстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 23:36, реферат

Описание работы

Образно-смысловая система средневекового искусства выражала центральную идею картины мира средневекового человека - христианскую идею Бога. Искусство воспринималось как своего рода библейский текст, легко «читаемый» верующими посредством многочисленных скульптурных и живописных образов. «Архитектура и скульптура средних веков были «Библией в камне»... Живопись выражала те же библейские темы в линии и свете».

Строго следуя универсальным церковным канонам, средневековые художники призваны были в образной форме явить божественную красоту. Эстетический идеал средневекового искусства был противоположен античному, отражая христианское понимание красоты. Идея превосходства духа над телесным, плотским представлена в аскетизме образов монументальной живописи и скульптуры, их суровости и отрешенности от внешнего мира. В развитии европейской архитектуры раннего средневековья можно выделить два периода, два стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.). Вторая из этих двух стадий – готическая – возникла путем эволюции романской архитектуры и означала переход ее на новую, более высокую стадию развития. И романское, и готическое зодчество развивались в одних и тех же в основном социально-исторических условиях.

В настоящей работе будут охарактеризованы особенности этих архитектурных стилей, представим также наиболее яркие и значимые объекты данных стилей в разных странах и их роль как архитектурных доминант облика средневековой Европы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ 4

1.1. Франция 5

1.2. Испания 6

1.3. Италия 7

1.4. Германия и Англия 9

2. ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ 10

2.1. Французская готика 11

2.2. Английская готика 13

2.3. Готическая архитектура в других странах 14

2.4. Светские сооружения эпохи готики 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа содержит 1 файл

Романтический и Гатический стили в искусстве.docx

— 39.86 Кб (Скачать)

     Города, становившиеся все более богатыми и влиятельными, нуждались в оборонительных стенах. В Каркассоне стены с башнями, поставленными через одинаковые интервалы, следуют рельефу местности. Зубцы, венчающие стены, служили  прикрытием для лучников и арбалетчиков. В такой системе укреплений особенности  ландшафта были учтены при организации обороны, но никто не стремился придать стенам живописность. Там, где земля была ровной, как в замке Эг Морт в Провансе, план укреплений представляет собой квадрат, башни симметричны, и только главная цитадель, донжон, расположенная в углу, ничем не уравновешена в общей композиции.

     В городах, под защитой мощных стен, сооружались здания ремесленных  корпораций – цехов. Грандиозность  Палаты суконщиков в бельгийском  Ипре свидетельствует о богатстве  этого ремесленного цеха. Архитектурные  элементы и формы постройки характерны для 13 в. Здание Палаты гильдии мясников в Гильдесгейме построено так, что  каждый из его этажей немного выступает  над предыдущим.

     В Венеции сформировался собственный  вариант готического стиля, нашедший выражение в архитектуре Дворца дожей. Стены верхних этажей, покрытые ромбовидным орнаментом из золотистого  и розового кирпича, покоятся на двух рядах арок.

     Вне городских стен строили замки  и поместья. Замок Бодием в Англии имеет тонкие стены и симметричные башни; для защиты от нападений он окружен рвом. Покои замка устроены вокруг внутреннего двора. На эту  сторону выходят большие окна. За каждым из помещений были закреплены специальные функции. Большой зал, расположенный с противоположной  стороны от главного входа, по-прежнему оставался центром дома, здесь  обедали и принимали гостей, к  залу примыкали кухня и кладовые, спальня хозяина замка и будуар его жены. Рядом с личными покоями  была устроена часовня. Напротив, через  двор размещались комнаты слуг, склады и конюшни, поскольку замок имел собственное хозяйство.

     Резиденции  знати постепенно утрачивали облик  замков. После утверждения на английском троне династии Тюдоров в 1485 на смену  феодальной раздробленности пришло государственное единство. Комтон Уайнйетс, построенный в 1525, уже не нуждался в укреплениях, хотя был, по-видимому, окружен рвом и стеной с зубцами, игравшими чисто декоративную роль. Здание полностью приспособлено  к условиям мирной жизни: большие  окна выходят не только во внутренний двор, но и прорезают внешние стены. Окна имеют остекление, так что  внутри достаточно света. В каждом жилом  помещении – камин.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Главное отличие между описываемыми стилями  заключалось в том, что романский  характеризовался особой массивностью сооружений, а готические конструкции  приобрели более совершенный, облегченный  в ряде сооружений каркасный характер.

     Романская архитектура сложилась в результате совмещения исконных местных и византийских форм. Она являлась самым ранним этаном развития западноевропейской архитектуры. Определились новые типы сооружений – феодальный замок, городские укрепления, большие городские церкви, соборы. Возник и новый тип городского жилого дома.

     Романский стиль совершенно отверг пропорциональные каноны и формы античной архитектуры, свойственный ей арсенал орнаментально-декоративных средств. То немногое, что сохранилось  от архитектурных деталей античного  происхождения, было чрезвычайно сильно преобразовано и огрублено.

     К концу XII в. на смену романскому искусству  приходит готика (термин был впервые  применен ренессансными историками для характеристики всего средневекового искусства, которое ассоциировалось  у них с варварским искусством).

     Эпоха готики (конец XII - XV вв.) – это период, когда в средневековой культуре все большую роль начинает играть городская культура. Во всех областях жизни средневекового общества возрастает значение светского, рационального  начала. Церковь постепенно утрачивает доминирующие позиции в духовной сфере. По мере развития городской культуры, с одной стороны, начали ослабевать церковные ограничения в области  искусства, а с другой – стремясь максимально использовать идеологическую и эмоциональную силу искусства  в своих целях, церковь окончательно вырабатывает свое отношение к искусству, нашедшее выражение в трактатах  философов этого времени. Характерные  черты готической скульптуры могут  быть сведены к следующему: интерес  к явлениям реального мира; фигуры, олицетворяющие догматы и верования  католической церкви, становятся более  реалистичными; усиливается роль светских сюжетов; появляется и начинает играть главенствующую роль круглая пластика (хотя рельеф не исчезает). Готическое искусство с его интересом  к явлениям реального мира, усилением  роли светских сюжетов, стремлением  к жизненной выразительности, конкретности скульптурных образов подготовило  расцвет искусства Ренессанса.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     
  1. Бирюкова, Н.В. История архитектуры: Учеб. пособие / Н.В. Бирюкова. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 365 с.
  2. Гутнов А. Э. Глазычев В. Л. Мир архитектуры. – М.: Молодая гвардия, 2000. – 350 с.
  3. Иванов К.А. Многоликое средневековье. – М.: Алетейа, 2006. – 425 с.
  4. Исаев, А.А История архитектуры: Текст лекций / М-во образования РФ, Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова. – Чебоксары: ЧГУ, 2001. – 126 с.
  5. Карсавин, Л.П. Культура средних веков. – Киев: Символ – Air-Land, 2005. – 200 с.
  6. Мартиндейл, Э. Готика / Эндрю Мартиндейл; Пер.: А.Н. Богомякова. – М.: Слово, 2001. – 286 с.
  7. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Б. А. Эренгросс. – М.: Высш. шк., 2001. – 766 с.
  8. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонова. – М.: Политиздат, 2002. – 542 с.
  9. Тяжелов, В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе / Редкол.: А.М. Кантор и др. – М.: Искусство, 2001. – 383 с.

Информация о работе Романтический и Гатический стили в искусстве