Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 23:36, реферат
Образно-смысловая система средневекового искусства выражала центральную идею картины мира средневекового человека - христианскую идею Бога. Искусство воспринималось как своего рода библейский текст, легко «читаемый» верующими посредством многочисленных скульптурных и живописных образов. «Архитектура и скульптура средних веков были «Библией в камне»... Живопись выражала те же библейские темы в линии и свете».
Строго следуя универсальным церковным канонам, средневековые художники призваны были в образной форме явить божественную красоту. Эстетический идеал средневекового искусства был противоположен античному, отражая христианское понимание красоты. Идея превосходства духа над телесным, плотским представлена в аскетизме образов монументальной живописи и скульптуры, их суровости и отрешенности от внешнего мира. В развитии европейской архитектуры раннего средневековья можно выделить два периода, два стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.). Вторая из этих двух стадий – готическая – возникла путем эволюции романской архитектуры и означала переход ее на новую, более высокую стадию развития. И романское, и готическое зодчество развивались в одних и тех же в основном социально-исторических условиях.
В настоящей работе будут охарактеризованы особенности этих архитектурных стилей, представим также наиболее яркие и значимые объекты данных стилей в разных странах и их роль как архитектурных доминант облика средневековой Европы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ 4
1.1. Франция 5
1.2. Испания 6
1.3. Италия 7
1.4. Германия и Англия 9
2. ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ 10
2.1. Французская готика 11
2.2. Английская готика 13
2.3. Готическая архитектура в других странах 14
2.4. Светские сооружения эпохи готики 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
2. ГОТИЧЕСКИЙ
СТИЛЬ
К середине 12 в. во Франции зарождается новый стиль – готический, который затем распространился по всей Европе; Италия попала в орбиту готического стиля в 30-е годы 14 в., другие страны – с 15 в. Термин «готика» возник от названия германского племени готов и не имеет отношения к сути обозначаемого им явления. В эпоху Возрождения все Средневековье было объявлено варварским, а архитектура стрельчатой арки стала для критиков символом варварства.
В
эпоху господства готического стиля,
и особенно в ранний его период,
церковь оставалась ведущей силой
в обществе. Поэтому именно в церковной
архитектуре время выразило себя
наиболее ярко. Готический собор высоко
вздымается над крышами города, являясь
его архитектурным и духовным
центром. В эту эпоху на арене
истории появилась новая сила,
способная оспорить первенство церковной
власти. Феодализм слабел, королевская
власть постепенно крепла; города росли
и процветали, получая привилегии
от королей и герцогов в обмен
на обещанную поддержку в борьбе
с другими правителями и
2.1. Французская
готика
Готическая конструктивная система сформировалась на основе архитектурных экспериментов норманнских мастеров в рамках романского стиля и опыта их соседей из Иль-де-Франс. Если своды боковых нефов церкви Сент Этьен в Кане повысить и облегчить, то с помощью такой более изящной и гибкой конструкции можно перекрыть здание любой формы.
Применение нервюрных сводов предполагало заимствование пучковых опор, характерных для романской архитектуры, но без свойственной им массивности. В парижском соборе Нотр-Дам пучковые опоры заменены круглыми колоннами. Но уже в церкви аббатства Сен-Дени под Парижем к главной опоре приставлены четыре тонкие колоннки: та из них, что находится в центральном нефе, продолжает линию поперечной нервюры свода до самого пола. Общее направление развития готической архитектуры можно охарактеризовать как все большее облегчение конструкции и все бульшая устремленность ее ввысь.
Чтобы
становившиеся все более
Нервюрный
крестовый свод, опоры, аркбутаны
и контрфорсы позволили превратить
готический собор в каркас из камня,
а почти всю поверхность
Уже в церкви Сент Этьен в Кане в оформлении ее западного фасада было отражено разделение интерьера на главный и боковые нефы, а также по вертикали – на аркаду, галереи и клересторию. Архитекторы готической эпохи восприняли эту композиционную схему.
На плане готического собора видна паутина линий, которые обозначают положение арок и нервюр, соединяющих опоры и перекинутых от них к контрфорсам. В Шартрском соборе пространства главного и боковых нефов, обходной галереи и капелл плавно перетекают одно в другое. Лишь тонкая мембрана окон отделяет интерьер от внешнего мира. Благодаря контрфорсам, висячим аркам, пинаклям и острым вертикалям шпилей собор как бы взмывает ввысь. В интерьере церкви вертикали тонких колоннок заставляют человека, скользящего по ним взглядом, поднимать глаза все выше.
Формирование
готики пришлось на вторую половину 12
в. В то время главный неф часто
перекрывали шестичастными
В
самой Франции на продолжении 14 в.
было создано немного архитектурных
произведений прежде всего из-за Столетней
войны с Англией, которая велась
на французской территории. В 15 в. готический
стиль переживает во Франции свой
поздний этап, получивший название
«пламенеющей готики»: своды становятся
очень сложными, в кружеве каменных
форм возникает мотив, напоминающий
язычок пламени, этот рисунок переходит
с оконных проемов на порталы
и даже панели стен. Церковь Сен
Маклу в Руане демонстрирует
высочайший художественный уровень
и техническую виртуозность. По-видимому,
работавшие там мастера оказались
под влиянием характерного для Англии
декоративного направления. В пользу
этого говорит тот факт, что
произведения в стиле пламенеющей
готики чаще встречаются в Нормандии,
которая в эпоху Столетней
войны входила в состав английского
королевства.
2.2. Английская
готика
Сформировавшись
во Франции, готика пришла в другие
страны. В Англии главный неф собора
эже, чем во Франции, и нередко
длиннее; два трансепта, один посредине
и другой ближе к восточной
части церкви образуют в плане
форму «архиепископского
Многие
английские соборы были монастырскими,
но даже те, что не входили в состав
монастырей, сохраняли в своем
облике черты монастырской архитектуры,
например примыкающий к собору замкнутый
двор, или клуатр. Часто главный
вход в собор устраивался со стороны
одного из боковых нефов, а не с
западной стороны. В связи с относительно
небольшой высотой сводов, возвышавшихся
над сравнительно узкими нефами, и
достаточно большой толщиной стен не
возникало необходимости в
В
развитии английской готики можно условно
выделить три периода. На последние
десятилетия 13 в. и самое начало 14
в. приходится период ранней готики. Этот
стиль ближе к французскому, тогда
обычно применяли простые
В
14 в. зарождается т.н. украшенная готика.
Как следует из ее названия, декоративность
приходит на смену строгости ранней
английской готики. Своды собора в
Эксетере имеют дополнительные ребра,
и кажется, будто над капителями
вырастает огромный цветок. Столбы
окружены пучком колоннок по всему
периметру. Самая удивительная метаморфоза
происходит с окнами, ширина которых
увеличивается настолько, что становится
необходимым наличие
В
15 в. на смену «украшенной готике»
приходит «перпендикулярная готика».
Это название связано с преобладанием
вертикальных линий в рисунке
декоративных элементов. В соборе Глостера
ребра разбегаются от капителей,
создавая подобие раскрытого веера,
– такой свод и называют веерным.
Перпендикулярная готика просуществовала
до начала 16 в.
2.3. Готическая
архитектура в
других странах
В Германию готика тоже пришла из Франции. Некоторые соборы, например Кёльнский, очень напоминают французские. В поздний период немецкие мастера сооружали над соборами ажурные каменные шпили. В Германии в эту эпоху строили церкви с зальным внутренним пространством, в которых боковые нефы равны по высоте главному. В Германии расцвет готики относится к середине 13 в. (западный хор собора в Наумбурге). Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235- 83); на юго-западе сложился тип 1-башенного собора (в Фрайбурге-ин-Брайсгау, Ульме); строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275-1334; Мариенкирхе в Любеке), в которых простота планов, объёмов и конструкций сочеталась с узорной кладкой, применением глазурованного и фигурного кирпича. Многообразны по типам, композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы). Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге) отличают конкретность и монументальность образов, мощная ппастичная экспрессия. Поздняя немецкая готика (конец 14-начало 16 вв.) дала блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499- 1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Майсене) со сложными узорами сводов. Достигли расцвета алтарная скульптура и живопись. Готика получила распространение также в Австрии (готическая часть собора св. Стефана в Вене) и Швейцарии (собор в Берне).
В Испании городские соборы (Леон, 1205—88; Севилья, 1402—1506) велики по размерам, имеют пышно украшенные фасады и небольшие окна; интерьер разделён надвое заалтарным образом (ретабло) со скульптурой и живописью. Влияние мавританского искусства сказалось особенно сильно в готике Каталонии и юга страны. В Каталонии позднеготические однонефные залы перекрывались сводами большого пролёта, опирающимися на укрепленные контрфорсами стены собор в Жероне, 1325—1607, ширина нефа 24 м). Крупные сводчатые залы создавались и в светских зданиях (биржа в Пальме на Мальорке, 1426—51). В 16 в. готические конструкции были перенесены в испанской колонии в Америке. В Испании с ее ослепительным солнцем уменьшали поверхность, предназначавшуюся для остекления, и несколько увеличивали толщину стен, чтобы сделать внутреннее пространство прохладным и тенистым. В Испании в готическом стиле создавали также алтарные преграды, или «коро», отделявшие хор от основного пространства церкви.
В Италии готики почти не было. Здесь всегда царил дух классики, который требовал уменьшить кривизну стрельчатых арок и разбить уходящие вверх, к сводам, опоры на части, соразмерные человеческой фигуре. Кафедральный собор в Сиене сохранил первый в Италии великолепный готический фасад; некоторые из церквей, основанных монахами цистерцианского ордена, в том числе в Сан Гальяно близ Сиены, явно следуют бургундскому варианту готического стиля. Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции имеет роскошный главный фасад со стрельчатыми арками, «розой», готическими статуями, а также типичной для Тосканы полихромной мраморной инкрустацией. Миланский собор с лесом пинаклей, контрфорсов и аркбутанов и каменным кружевом окон является «наиболее готическим» из итальянских храмов.
В
восточных областях Европы готическим
постройкам нередко присущи крепостные
черты, лаконизм и даже суровость
форм. В Венгрии готическая архитектура
пришла в конце 13—15 вв. были построены
– церковь св. Михаила в Шопроне,
замок в Вишеграде. Расцвет чешской
готики приходится на 14 в., когда были
начаты собор св. Вита и Староместская
ратуша в Праге, зальный храм св.
Барбары в Кутна-Горе (1388—1547), построены
Карлов мост в Праге (1357— 1378), королевский
замок Карлштейн (1348—1357) и зальные
церкви южной Чехии. Готика распространилась
в Словакии (собор в Кошице, 1382—1499),
Словении (церковь в Птуе, 1260), Трансильвании
(Чёрная церковь в Брашове, около
1385 — около 1476). В Польше развитие
готики началось в 13—14 вв. Войны с
Тевтонским орденом стимулировали
развитие крепостной архитектуры, а
подъём городов обусловил расцвет
светского зодчества (ратуши в Гданьске,
1378—1492, и Торуни, 13—14 вв.). Церкви строились
в основном из кирпича (костёл Девы
Марии в Кракове, около 1360—1548; зальный
костёл Девы Марии в Гданьске, 1343—1502)и
нередко украшались фресками. В Латвии
готическая архитектура распространяется
13-14 вв. Построены – Домская церковь
в Риге, 1211 — около 1300; замок в
Цесисе, 13—16 вв. В южной Эстонии
в 14 в. строились кирпичные готические
церкви (церковь Яани в Тарту, до
1323). Готический облик Таллина складывается
в 14—15 вв., когда были построены стены
и многие башни, сложились укрепленный
центр — Вышгород (Тоомпеа) и бюргерская
часть города с ратушей (до 1341—1628)
и церковью Олевисте (хор — около
1400). К 14—15 вв. относятся и ранние
готические памятники Литвы (Тракайский
замок на острове); в 15—16 вв. богатый
кирпичный декор получают церковь
Онос в Вильнюсе (окончена в 1580) и
дом Перкуно в Каунасе.
2.4. Светские
сооружения эпохи
готики
Информация о работе Романтический и Гатический стили в искусстве