Романтический и Гатический стили в искусстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 23:36, реферат

Описание работы

Образно-смысловая система средневекового искусства выражала центральную идею картины мира средневекового человека - христианскую идею Бога. Искусство воспринималось как своего рода библейский текст, легко «читаемый» верующими посредством многочисленных скульптурных и живописных образов. «Архитектура и скульптура средних веков были «Библией в камне»... Живопись выражала те же библейские темы в линии и свете».

Строго следуя универсальным церковным канонам, средневековые художники призваны были в образной форме явить божественную красоту. Эстетический идеал средневекового искусства был противоположен античному, отражая христианское понимание красоты. Идея превосходства духа над телесным, плотским представлена в аскетизме образов монументальной живописи и скульптуры, их суровости и отрешенности от внешнего мира. В развитии европейской архитектуры раннего средневековья можно выделить два периода, два стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.). Вторая из этих двух стадий – готическая – возникла путем эволюции романской архитектуры и означала переход ее на новую, более высокую стадию развития. И романское, и готическое зодчество развивались в одних и тех же в основном социально-исторических условиях.

В настоящей работе будут охарактеризованы особенности этих архитектурных стилей, представим также наиболее яркие и значимые объекты данных стилей в разных странах и их роль как архитектурных доминант облика средневековой Европы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ 4

1.1. Франция 5

1.2. Испания 6

1.3. Италия 7

1.4. Германия и Англия 9

2. ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ 10

2.1. Французская готика 11

2.2. Английская готика 13

2.3. Готическая архитектура в других странах 14

2.4. Светские сооружения эпохи готики 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа содержит 1 файл

Романтический и Гатический стили в искусстве.docx

— 39.86 Кб (Скачать)

     2. ГОТИЧЕСКИЙ  СТИЛЬ 

     К середине 12 в. во Франции зарождается  новый стиль – готический, который  затем распространился по всей Европе; Италия попала в орбиту готического  стиля в 30-е годы 14 в., другие страны – с 15 в. Термин «готика» возник от названия германского племени готов и  не имеет отношения к сути обозначаемого  им явления. В эпоху Возрождения  все Средневековье было объявлено  варварским, а архитектура стрельчатой  арки стала для критиков символом варварства.

     В эпоху господства готического стиля, и особенно в ранний его период, церковь оставалась ведущей силой  в обществе. Поэтому именно в церковной  архитектуре время выразило себя наиболее ярко. Готический собор высоко вздымается над крышами города, являясь  его архитектурным и духовным центром. В эту эпоху на арене  истории появилась новая сила, способная оспорить первенство церковной  власти. Феодализм слабел, королевская  власть постепенно крепла; города росли  и процветали, получая привилегии от королей и герцогов в обмен  на обещанную поддержку в борьбе с другими правителями и знатью.  
 
 

     2.1. Французская  готика 

     Готическая  конструктивная система сформировалась на основе архитектурных экспериментов  норманнских мастеров в рамках романского стиля и опыта их соседей из Иль-де-Франс. Если своды боковых  нефов церкви Сент Этьен в Кане повысить и облегчить, то с помощью  такой более изящной и гибкой конструкции можно перекрыть  здание любой формы.

     Применение  нервюрных сводов предполагало заимствование  пучковых опор, характерных для романской  архитектуры, но без свойственной им массивности. В парижском соборе Нотр-Дам пучковые опоры заменены круглыми колоннами. Но уже в церкви аббатства Сен-Дени под Парижем  к главной опоре приставлены  четыре тонкие колоннки: та из них, что  находится в центральном нефе, продолжает линию поперечной нервюры  свода до самого пола. Общее направление  развития готической архитектуры можно  охарактеризовать как все большее  облегчение конструкции и все  бульшая устремленность ее ввысь.

     Чтобы становившиеся все более тонкими  стены могли нести тяжесть  обширных сводов, была создана система  контрфорсов и аркбутанов. Помимо передачи горизонтального распора  свода эти висячие арки, или  аркбутаны, могли противостоять  давлению ветра на высокую кровлю, возведенную над сводом.

     Нервюрный крестовый свод, опоры, аркбутаны  и контрфорсы позволили превратить готический собор в каркас из камня, а почти всю поверхность наружных стен – в окно. Тонкие свинцовые  перемычки разделяли кусочки  цветного стекла, из которых были составлены помещенные в оконные рамы панно  – витражи.

     Уже в церкви Сент Этьен в Кане в  оформлении ее западного фасада было отражено разделение интерьера на главный  и боковые нефы, а также по вертикали  – на аркаду, галереи и клересторию. Архитекторы готической эпохи восприняли эту композиционную схему.

     На  плане готического собора видна  паутина линий, которые обозначают положение арок и нервюр, соединяющих  опоры и перекинутых от них  к контрфорсам. В Шартрском соборе пространства главного и боковых  нефов, обходной галереи и капелл плавно перетекают одно в другое. Лишь тонкая мембрана окон отделяет интерьер от внешнего мира. Благодаря контрфорсам, висячим аркам, пинаклям и острым вертикалям шпилей собор как бы взмывает ввысь. В интерьере церкви вертикали  тонких колоннок заставляют человека, скользящего по ним взглядом, поднимать  глаза все выше.

     Формирование  готики пришлось на вторую половину 12 в. В то время главный неф часто  перекрывали шестичастными нервюрными сводами, а между нижним ярусом аркад  и верхним ярусом клерестории  находилось еще два яруса –  галереи и трифории (впоследствии, в эпоху высокой готики, будет  принята трехчастная схема). К  первой половине 13 в. композиционную схему  готической церкви можно считать  сформировавшейся.

     В самой Франции на продолжении 14 в. было создано немного архитектурных  произведений прежде всего из-за Столетней  войны с Англией, которая велась на французской территории. В 15 в. готический стиль переживает во Франции свой поздний этап, получивший название «пламенеющей готики»: своды становятся очень сложными, в кружеве каменных форм возникает мотив, напоминающий язычок пламени, этот рисунок переходит  с оконных проемов на порталы  и даже панели стен. Церковь Сен  Маклу в Руане демонстрирует  высочайший художественный уровень  и техническую виртуозность. По-видимому, работавшие там мастера оказались  под влиянием характерного для Англии декоративного направления. В пользу этого говорит тот факт, что  произведения в стиле пламенеющей  готики чаще встречаются в Нормандии, которая в эпоху Столетней  войны входила в состав английского  королевства.  
 

     2.2. Английская  готика 

     Сформировавшись во Франции, готика пришла в другие страны. В Англии главный неф собора эже, чем во Франции, и нередко  длиннее; два трансепта, один посредине  и другой ближе к восточной  части церкви образуют в плане  форму «архиепископского креста»; полукруглой апсиде с полукруговым обходом хора и радиально расходящимся от него венцом капелл англичане предпочли  прямоугольное завершение восточного окончания храма. Если в Амьене своды  достигают 42 м, а в Бове 48 м, то большинство английских сводов – не выше 24 м.1 Утолщенные, как в романских зданиях, стены, композиция с подчеркнутыми горизонтальными членениями, тоже характерная для романской архитектуры, сохранялись в Англии долгое время после их исчезновения во Франции.

     Многие  английские соборы были монастырскими, но даже те, что не входили в состав монастырей, сохраняли в своем  облике черты монастырской архитектуры, например примыкающий к собору замкнутый  двор, или клуатр. Часто главный  вход в собор устраивался со стороны  одного из боковых нефов, а не с  западной стороны. В связи с относительно небольшой высотой сводов, возвышавшихся  над сравнительно узкими нефами, и  достаточно большой толщиной стен не возникало необходимости в использовании  контрфорсов и аркбутанов.

     В развитии английской готики можно условно  выделить три периода. На последние  десятилетия 13 в. и самое начало 14 в. приходится период ранней готики. Этот стиль ближе к французскому, тогда  обычно применяли простые четырехчастные своды; исключение составляет собор  в Кентербери, где они шестичастные. Пучковые опоры повторяют французские  образцы, чуть позднее на западе Англии появляются опоры сложной формы. Декоративных элементов немного. Узким  окнам приданы стрельчатые завершения. Более разработанная система  декорации появляется в естминстерском аббатстве в самом конце периода. Вестминстерское аббатство –  «самое французское» из английских зданий, самое высокое, построенное с  применением системы контрфорсов, что не удивительно, так как его  главным заказчиком был король Генрих III, известный франкофил.

     В 14 в. зарождается т.н. украшенная готика. Как следует из ее названия, декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Своды собора в  Эксетере имеют дополнительные ребра, и кажется, будто над капителями вырастает огромный цветок. Столбы окружены пучком колоннок по всему  периметру. Самая удивительная метаморфоза  происходит с окнами, ширина которых  увеличивается настолько, что становится необходимым наличие декоративных скульптурных элементов между панелями витража. Сначала завершения окон сплошь заполняются окружностями и дугами, затем этот рисунок сменяется  вьющимися кривыми, образующими  сложный орнамент.

     В 15 в. на смену «украшенной готике»  приходит «перпендикулярная готика». Это название связано с преобладанием  вертикальных линий в рисунке  декоративных элементов. В соборе Глостера ребра разбегаются от капителей, создавая подобие раскрытого веера, – такой свод и называют веерным. Перпендикулярная готика просуществовала  до начала 16 в.  

     2.3. Готическая  архитектура в  других странах 

     В Германию готика тоже пришла из Франции. Некоторые соборы, например Кёльнский, очень напоминают французские. В  поздний период немецкие мастера  сооружали над соборами ажурные  каменные шпили. В Германии в эту  эпоху строили церкви с зальным  внутренним пространством, в которых  боковые нефы равны по высоте главному. В Германии расцвет готики относится  к середине 13 в. (западный хор собора в Наумбурге). Здесь рано появились  зальные церкви (Элизабеткирхе в  Марбурге, 1235- 83); на юго-западе сложился тип 1-башенного собора (в Фрайбурге-ин-Брайсгау, Ульме); строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275-1334; Мариенкирхе  в Любеке), в которых простота планов, объёмов и конструкций  сочеталась с узорной кладкой, применением  глазурованного и фигурного кирпича. Многообразны по типам, композиции и  декору каменные, кирпичные и фахверковые  светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы). Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге) отличают конкретность и монументальность образов, мощная ппастичная экспрессия. Поздняя немецкая готика (конец 14-начало 16 вв.) дала блестящие образцы зальных  церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499- 1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург  в Майсене) со сложными узорами сводов. Достигли расцвета алтарная скульптура и живопись. Готика получила распространение  также в Австрии (готическая часть  собора св. Стефана в Вене) и Швейцарии (собор в Берне).

     В Испании городские соборы (Леон, 1205—88; Севилья, 1402—1506) велики по размерам, имеют пышно украшенные фасады и  небольшие окна; интерьер разделён надвое заалтарным образом (ретабло) со скульптурой и живописью. Влияние мавританского искусства сказалось особенно сильно в готике Каталонии и юга страны. В Каталонии позднеготические однонефные залы перекрывались сводами большого пролёта, опирающимися на укрепленные контрфорсами стены собор в Жероне, 1325—1607, ширина нефа 24 м). Крупные сводчатые залы создавались и в светских зданиях (биржа в Пальме на Мальорке, 1426—51). В 16 в. готические конструкции были перенесены в испанской колонии в Америке. В Испании с ее ослепительным солнцем уменьшали поверхность, предназначавшуюся для остекления, и несколько увеличивали толщину стен, чтобы сделать внутреннее пространство прохладным и тенистым. В Испании в готическом стиле создавали также алтарные преграды, или «коро», отделявшие хор от основного пространства церкви.

     В Италии готики почти не было. Здесь  всегда царил дух классики, который  требовал уменьшить кривизну стрельчатых  арок и разбить уходящие вверх, к  сводам, опоры на части, соразмерные  человеческой фигуре. Кафедральный собор в Сиене сохранил первый в Италии великолепный готический фасад; некоторые из церквей, основанных монахами цистерцианского ордена, в том числе в Сан Гальяно близ Сиены, явно следуют бургундскому варианту готического стиля. Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции имеет роскошный главный фасад со стрельчатыми арками, «розой», готическими статуями, а также типичной для Тосканы полихромной мраморной инкрустацией. Миланский собор с лесом пинаклей, контрфорсов и аркбутанов и каменным кружевом окон является «наиболее готическим» из итальянских храмов.

     В восточных областях Европы готическим постройкам нередко присущи крепостные черты, лаконизм и даже суровость  форм. В Венгрии готическая архитектура  пришла в конце 13—15 вв. были построены  – церковь св. Михаила в Шопроне, замок в Вишеграде. Расцвет чешской  готики приходится на 14 в., когда были начаты собор св. Вита и Староместская  ратуша в Праге, зальный храм св. Барбары в Кутна-Горе (1388—1547), построены  Карлов мост в Праге (1357— 1378), королевский  замок Карлштейн (1348—1357) и зальные  церкви южной Чехии. Готика распространилась в Словакии (собор в Кошице, 1382—1499), Словении (церковь в Птуе, 1260), Трансильвании (Чёрная церковь в Брашове, около 1385 — около 1476). В Польше развитие готики началось в 13—14 вв. Войны с  Тевтонским орденом стимулировали  развитие крепостной архитектуры, а  подъём городов обусловил расцвет  светского зодчества (ратуши в Гданьске, 1378—1492, и Торуни, 13—14 вв.). Церкви строились  в основном из кирпича (костёл Девы Марии в Кракове, около 1360—1548; зальный  костёл Девы Марии в Гданьске, 1343—1502)и  нередко украшались фресками. В Латвии готическая архитектура распространяется 13-14 вв. Построены – Домская церковь  в Риге, 1211 — около 1300; замок в  Цесисе, 13—16 вв. В южной Эстонии  в 14 в. строились кирпичные готические церкви (церковь Яани в Тарту, до 1323). Готический облик Таллина складывается в 14—15 вв., когда были построены стены  и многие башни, сложились укрепленный  центр — Вышгород (Тоомпеа) и бюргерская часть города с ратушей (до 1341—1628) и церковью Олевисте (хор — около 1400). К 14—15 вв. относятся и ранние готические памятники Литвы (Тракайский замок на острове); в 15—16 вв. богатый  кирпичный декор получают церковь  Онос в Вильнюсе (окончена в 1580) и  дом Перкуно в Каунасе. 

     2.4. Светские  сооружения эпохи  готики 

Информация о работе Романтический и Гатический стили в искусстве