Роль женщины в культуре Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:01, реферат

Описание работы

В Древней Греции, мальчики получали образование в школах, а девочки - дома. На самом деле, есть свидетельство того, что женщины всегда обучались дома, за исключением уроков музыки и танцев. Зачастую обучаемые своими мужьями, братьями или отцами, некоторые гречанки становились знаменитыми, благодаря своему высокому уровню образования. Но это явление не было очень распространенным. Женщины в Древней Греции были нужны в основном для того, чтобы заботиться о благополучии семей, и им не позволялось тратить слишком много времени на образование. Основной идеей было то, что женщинам не было нужно формальное образование, потому что они не соревновались с мужчинами. Ошибочность этой идеи заключалась в том, что женщинам необходимо было поддерживать труд мужчин, а без образования они не были в состоянии оказывать достаточную поддержку и воспитывать своих детей.

Работа содержит 1 файл

реферат по культорологии.docx

— 1.08 Мб (Скачать)

     ДНК двух мужчин показала, что они не являются родственниками, зато генетический материал оставшихся двоих – мужчины  и женщины – дал понять, что  они брат и сестра. До этого их считали мужем и женой.

     "Если  быть точным, то результаты исследования  ДНК показывают: эти двое состояли  в близком родстве. Возможно, они  были родными братом и сестрой,  возможно – двоюродными. При  этом реконструкция лиц Прэгом и Нивом показывает, что они были очень похожи внешне. Это свидетельствует, что они брат с сестрой", – полагает Браун.

     Особенно  важно, отмечает он, что раньше думали, будто женщину хоронили в богатой  могиле из-за того, что она была женой  богатого мужчины. Это мнение вполне соответствовало прежним взглядам на Древнюю Грецию, где женщины, как  считалось, практически не имели  власти и способны были влиять на происходящее лишь через своих мужей.

     "Но  это открытие показывает, что  мужчины и женщины имели равный  статус и пользовались равной  властью, – уверен ученый. –  Как теперь выясняется, древнегреческие  женщины получали власть по  праву рождения".

     "Проблема  заключается в том, что до  недавнего времени мы трактовали  жизнь в Древней Греции, исходя  из работы прошлых поколений  археологов. Прежде это была преимущественно  мужская профессия, и ученые  интерпретировали находки с оглядкой  на мужчин. Теперь ситуация меняется, и мы начинаем смотреть на  женщин Древней Греции в новом  свете".

     3.Проституция

     В Древней Греции проституция была частью повседневной жизни. В более  развитых городах и, особенно, во многих портах ею занималась значительная часть  населения. Более того, большее количество денежных средств вращалось именно в этой сфере. Проституция тогда была законной деятельностью. Наличие борделей в городах не осуждалось, наоборот, они существовали вполне открыто и пользовались большим успехом. Проституция была как женской, так и мужской. Проститутками могли быть разновозрастные женщины и только молодые юноши. Их клиентами, в основном, были мужчины.

     4.Женская проституция

     В Древней Греции было четыре типа жриц любви: «порнай», «блуждающая» (свободная) развратница, гетера и храмовая проститутка.

     «Порнай» - проститутка самого низшего уровня. Именно от этого греческого слова происходит английское слово «порнография». Такие девицы были собственностью сутенеров, которые получали часть их доходов. Сутенерством мог заниматься любой гражданин, так как данный вид деятельности являлся таким же источником дохода, как и любой другой. Девушки работали в публичных домах в кварталах красных фонарей. Их основными клиентами были матросы и малоимущие мужчины.

     Впервые официально учрежденный публичный  дом Солон, древнегреческий законодатель, ввёл первый официально одобренный властями публичный дом в Афинах в 550 году до н. э. Соседние города вскоре последовали примеру Афин. Публичные дома управлялись рабынями, их обитателями также были рабыни — самый низший класс древнегреческих проституток. На деньги, собранные в качестве налогов с публичных домов (Dicteria), Солон построил храм богини Афродиты. Сохранился документ, в коем граждане Афин славят мудрость Солона. Открыв публичный дом, он дал выход импульсам похоти без угрозы для общественного порядка.

     Свободные проститутки были уровнем выше, чем  «порнай». Эти «блуждающие» развратницы приставали к греческим мужчинам прямо на улицах. Помимо явной демонстрации своих прелестей потенциальным клиентам, их сандалии отпечатывали на земле «Следуй за мной». Чтобы привлечь мужчин, уличные распутницы также наносили яркий и порой вызывающий макияж. На вершине иерархии находились гетеры. Это греческое слово означает – «спутница радости». Гетеры играли важную роль в греческом обществе. Они отличались не только изысканной красотой, но и были весьма образованными: разбирались в музыке, литературе, философии, политике и многих других областях. Это были единственные представительницы женщин в сфере культуры. В те времена самостоятельность, образование и возможность развивать свои способности были доступны лишь такой женщине, у которой хватало мужества жить свободно и отказаться от священного ритуала брака. Она противостояла давлению общества и обеспечивала себе средства к существованию, лишь торгуя собственным телом. Женщина, стремившаяся к законному браку и желавшая жить обеспеченно, вынуждена была оставаться бесправной и необразованной. Над ней греческие писатели и философы подсмеивались, а гетерами они, наоборот, восхищались. 
 

     5.Самая известная гетера в Древней Греции

     Аспасия, дочь Аксиоха, прибыла в Афины из Милета, расположенного в Малой Азии. Скоро она стала одной из высокопоставленных гетер. Помимо сексуальных способностей она имела невероятные политические амбиции, и со временем стала любовницей законодателя Перикла. Из-за неё он развёлся со своей женой. В её обществе проводил досуг Сократ, о ней положительно отзывался Платон.

     Наконец, существовала, так называемая, сакральная или храмовая проституция. Считалось, что храмовые блудницы могут цивилизовать человечество посредством любви. Такое  общение с «посвященной» служительницей означало жертвенную отдачу божеству. Праздник любви в большом храме  Афродиты, богини любви и изобилия, отмечался как праздник «воскресения». Любовь должна была способствовать «воскресению»  жизненных сил как в этой, так  и в потусторонней жизни. Интересно, что среди храмовых проституток  можно было встретить не только женщин, но и хорошеньких мальчиков.

     IV.Женские божества

     Обилие  женских божеств в древних мифо-ритуальных комплексах и религиях народов мира необозримо. Поражает их разнообразие и в географическом, и в хронологическом отношениях. В первобытной архаике центральным в обрядовых действиях был образ Богини-матери. Профессор религии Лондонского университета Э.О.Джеймс считал именно этот образ древнейшим проявлением концепции божества, а его символику – наиболее постоянной чертой в археологических материалах древнего мира.

     В религиях древних цивилизаций, унаследовавших многие воззрения первобытности, женские  божества почитались как причастные к акту творения мира, который нередко  осмысливался как акт соития и (кроме  древнего Египта) оплодотворения Матери-Земли  Небом-Отцом. Соединение разных богов  и богинь в ходе космогонического процесса стало восприниматься как  прототип и образец для подражания всех любовных соединений и браков вообще.

     Благодаря своей созидательной функции  богини участвовали в творении не только мира, но и населяющих его  существ: богов, людей, животных, чудовищ  и т.д. Создательницы и хранительницы  космоса, матери богов и героев, богини правили на разных космических уровнях, повелевая силами плодородия земли, водами, луной и т.п. Как причастные к жизни, смерти и бессмертию, они  нередко были связаны с мистериями и тайными культами, адепты которых  надеялись на вечную жизнь.

     Культ Богини – матери в разных регионах мира и в разные исторические периоды  свидетельствует об удивительном единообразии приписываемых ей функций. И вавилонская  Иштар, и фригийская Кибела, и согдийская Анахита, и индийская Кали-Дурга – все они, как и многие другие, здесь не названные, прежде всего покровительствовали природе с ее сменой циклов, магически способствовали умножению растительного и животного мира и продлению рода человеческого.

     Ипостасями  великой богини выступали многочисленные локальные божества. Их культы были связаны с сезонным возрождением природы и соответствующими сельскохозяйственными  работами. В их культах сконцентрирован  богатый антропоэкологический опыт и тысячелетиями накапливаемые знания о космопланетарных ритмах и циклах.

В религиях древних цивилизаций и позже, в некоторых национальных религиях, богини становились покровительницами  культуры, в особенности городов, законов и тайных знаний. Их функции  нередко кажутся противоречивыми, двойственными, поскольку они связаны  не только с созиданием, но и с  разрушением (богини войны, болезней, покровительницы  разных чудовищ). Таким образом, они  олицетворяют силы не только космоса, но и хаоса.

     От  древнейших палеолитических Венер  до современных богинь, почитаемых многими народами мира – таков  необычайно широкий диапазон женских  религиозных образов.

1.Богини древней Греции

     Артемида

     Богиня  луны и охоты, лесов, зверей, плодородия и деторождения. Никогда не была замужем, старательно оберегала  свое целомудрие и если мстила, то не знала жалости. Ее серебряные стрелы разносили чуму и смерть, но она  также обладала способностью к врачеванию. Охраняла молодых девушек и беременных женщин. Ее символы – кипарис, лани и медведи

 

     Афина

Родилась  из головы Зевса, после того как тот  проглотил океанииду Метиду, превратившуюся в муху. Афина была богиней мудрости, наук, победоносной войны и процветания, а также покровительствовала Афинам. Гнев ее был смертельно опасен. Ее символы — сова и оливковое дерево. 

 

     Афродита

     Дочь  Зевса (по другой версии, возникла из морской  пены), жена Гефеста, богиня чувственной  любви и красоты. Имела множество  поклонников среди богов и  смертных. Выданная замуж за Гефеста, она вступает в связь с Аресом, и муж золотыми сетями ловит обоих. Она также спровоцировала Троянскую  войну, пообещав отдать Елену Парису, если он назовет ее прекраснейшей  богиней. Ее символы: розы, голуби, стрелы, дельфины и бараны.

 

     Геба

     Дочь  Зевса и Геры подносила бет  на пирах нектар и амброзию. Полагали, что она стала женой греческого героя Геракла, когд; вознесся на Олимп. 

 

     Гера

     Старшая дочь Кроноса и Реи, сестра и жена 3 Как покровительница женщин и брака, она была гордой и ревнивой и тратила много времени, преследуя любовниц мужа е наказывая их. Ее символы -гранат, павлин и кукушка. 

 

     Гестия

     Богиня  домашнего очага, была очень популярна, так как защищала жилище и его  обитателей. В каждом доме был жертвенник, где семья приносила ей дары. Спокойная  и нежная, никогда не участвовала  в ревнивых ссорах, которые часто  вспыхивали на Олимпе. Уступила свое место  на Олимпе Дионису. 

 

     Деметра

     Богиня  земледелия и плодородия, почиталась и как покровительница семьи. Когда ее дочь Персефону похитил  Аид, она затосковала так сильно, что все на земле увяло, и лишь с возвращением дочери Деметра и  вся природа ожили. Ее символ –  сноп пшеницы.

     Психея

     Богиня, котороя олицетворяет душу человека.

     Персефона

     Дочь  Зевса и Деметры, олицетворение  ежегодного умирания и пробуждения  природы. Похищенная Аидом, она стала  царицей подземного царства, но Деметра  очень тосковала по ней. Тогда  Зевс решил, что Персефона будет  проводить половину года со своей  матерью (весну и лето) и половину года с Аидом (осень и зиму). Согласно грекам, по этой причине времена  года сменяли друг друга.

 

Богиня утренней зари, сестра Гелиоса (солнца) и Селены (луны). Каждое утро, поднимаясь на своей  колеснице на небо, она заставляла солнце всходить и пробуждала землю, осыпая ее алмазными каплями росы. 

     V.Женская одежда в Древней Греции

     Общее развитие культуры, остро развитое чувство красоты, воспитанное поколениями, определяли покрой греческой женской  одежды. Еще в период архаики женские  греческие одежды отличались стройностью  линий, создаваемых струящимися  тканями. В классическую эпоху одежда подчеркивала красоту женского тела, облагороженную мягко падающими  тканями, сквозь которые слегка намечаются, а при движении ясно проступают его формы. Здесь расположение и ритм драпировок подчинялись тому закону художественного единства, который впервые в истории человечества был найден греками – принципу “золотого сечения”.

     Женская одежда была значительно разнообразнее  и красочнее мужской. Основными  ее видами были также хитон и гиматион, но кроме них существовали и другие.

     Изображения женской одежды дают нам возможность  выделить два основных типа хитонов: хитон с отворотом – диплойдий и широкий хитон с застежками вдоль рук или без застежек – ионический хитон. Хитон с отворотом представлял собой прямоугольный кусок ткани больше человеческого роста на 60-70 см, сшитый в долевом направлении. Верхний край его отгибали на 50-60 см, затем скрепляли пряжками – фибулами на плечах, слегка драпируя переднюю часть. На местах скреплений отворот драпировали несколькими складками. Хитон подпоясывали поясом, распределяя всю его ширину ровными мягкими складками вокруг фигуры или только по центру переда и спинки. Излишек длины образовывал сверх пояса своеобразный напуск – колпос. Часто колпос сверху скрепляли еще одним поясом. Иногда хитон первого типа делали из двух кусков неодинаковой длины, кусок для спинки был значительно длиннее, - тогда излишек ткани служил для головы покрывалом.

Информация о работе Роль женщины в культуре Древней Греции