Роль женщины в культуре Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:01, реферат

Описание работы

В Древней Греции, мальчики получали образование в школах, а девочки - дома. На самом деле, есть свидетельство того, что женщины всегда обучались дома, за исключением уроков музыки и танцев. Зачастую обучаемые своими мужьями, братьями или отцами, некоторые гречанки становились знаменитыми, благодаря своему высокому уровню образования. Но это явление не было очень распространенным. Женщины в Древней Греции были нужны в основном для того, чтобы заботиться о благополучии семей, и им не позволялось тратить слишком много времени на образование. Основной идеей было то, что женщинам не было нужно формальное образование, потому что они не соревновались с мужчинами. Ошибочность этой идеи заключалась в том, что женщинам необходимо было поддерживать труд мужчин, а без образования они не были в состоянии оказывать достаточную поддержку и воспитывать своих детей.

Работа содержит 1 файл

реферат по культорологии.docx

— 1.08 Мб (Скачать)

  l. Воспитание девушек.

     В Древней Греции, мальчики получали образование в школах, а девочки - дома. На самом деле, есть свидетельство  того, что женщины всегда обучались  дома, за исключением уроков музыки и танцев. Зачастую обучаемые своими мужьями, братьями или отцами, некоторые  гречанки становились знаменитыми, благодаря своему высокому уровню образования. Но это явление не было очень распространенным. Женщины в Древней Греции были нужны в основном для того, чтобы  заботиться о благополучии семей, и  им не позволялось тратить слишком  много времени на образование. Основной идеей было то, что женщинам не было нужно формальное образование, потому что они не соревновались с  мужчинами. Ошибочность этой идеи заключалась  в том, что женщинам необходимо было поддерживать труд мужчин, а без  образования они не были в состоянии  оказывать достаточную поддержку  и воспитывать своих детей.

     Особой  категорией древнегреческих женщин, посещавших специальные школы, где  они обучались развлечению, ведению  бесед и ораторскому искусству, считалась группа Гетера. Вследствие того, что такие женщины сопровождали мужчин во время их бесед и пиршеств, им было необходимо быть более образованными, чтобы соответствовать уровню избранных  мужчин. Однако эти женщины не считались  городскими жительницами. Те, кто не имел чести получить образование, считались  рабами (мужчины или женщины). Интересен  тот факт, что если такие люди получали образование до того, как  стать рабами, они имели право  на работу и могли получить свою свободу обратно.

     В основной массе, мальчики изучали грамматику, ораторское искусство и диалектику. Эти предметы были выбраны, чтобы  помочь учащимся общаться более эффективно. Помимо этого, классическая образовательная  система древности охватывала также  изучение литературы и языка, а также  арифметику, музыку, геометрию и  астрономию. С другой стороны, девочек  обучали ткацкому делу и различным  домашним делам, например, танцам, музыке и физическому воспитанию. Девочки, которые собирались вступить в группу Гетера, упомянутую выше, также изучали  грамматику, ораторское искусство и  диалектику.

     Хотя  современные женщины, прочитав об образовательной  системе Древней Греции, могут  подумать, что греки не уделяли  внимания женщинам, существуют исторические факты, что на самом деле гречанки считались наиболее образованными  женщинами среди всех остальных  культур, что продолжалось вплоть до 19 века. Как считают социологи  и антропологи, культура включает в  себя навыки, которые передаются через  образование и получают развитие при помощи дисциплины и практики.

     Женщины Древней Греции всегда были вовлечены  в собственную культуру, включающую в себя семейный очаг и воспитание детей. Но интересен тот факт, что  женщины всегда принимали участие  и в раннем воспитании детей. В  соответствии с фактами, в других культурах женщины начали получать образование намного позже, но в  Древней Греции различие между мужчинами  и женщинами заключалось в  том, что для женщин создавалась  особая культура, включающая особые религиозные  праздники и фестивали, посвященные  поклонению женскому духу. На самом  деле, музыка была одним из основных аспектов образования среди женщин, и некоторым гречанкам даже удавалось  сыграть важную роль в таком развлечении, как древнегреческий театр, где  все роли исполнялись мужчинами. В отношении музыки, в Древней  Греции было положено начало современной  полифонической музыки, поэтому есть вероятность того, что и в этой области гречанки оказали влияние.

     Кроме того, до Троянской Войны, женщинам в Греции было позволено голосовать, но впоследствии они утратили это право, потому что мужчины считали, что женщины голосовали безответственно. К сожалению, гречанкам не удавалось отвоевать себе это право вплоть до 20 века из-за различных ошибочных политических, культурных и социальных суждений.

     И, наконец, следует отметить, что школы  в Древней Греции предоставляли  настолько эффективное образование, что им стали широко подражать. Элементы греческой системы образования  присутствуют и в современных  школах. Так же, как и в греческих  школах, учебный день делится на предметы, и учителя преподают  те или иные предметы студентам, в  зависимости от их возраста.

     Не  всех девушек воспитывали для  роли жены. Некоторые из них становились  гетерами — подругами богатых  мужчин. Они вели обеспеченную жизнь и могли присутствовать на пирах вместе с мужчинами. В Древней Греции престиж невесты как равноправного партнера сохранился, несмотря на мошеннические законы наследования и необходимость согласия семьи на брак. Теоретически никакой мужчина не может завоевать невесту, если он не совершит героический поступок, не проявит изобретательность или не пожертвует ради нее чем-нибудь, чтобы возбудить ее эмоции.

     Поэтому брачная церемония всегда включала символическое похищение невесты  недовольными родственниками или друзьями, чтобы жених мог продемонстрировать свою непоколебимую любовь. После  чего процессия в сопровождении  друзей жениха и невесты направлялась с песнями, восхваляющими храбрость  жениха и красоту невесты, в храм.

     Женщины Греции, несмотря на их законное более  низкое положение, чем у мужчин, оставили свой след в истории поступком  Лисистраты, жены одного из почетных горожан Афин. Вознамерившись положить конец войне, она созвала всех жен и возлюбленных вечно враждующих греков, и Аристофан, который всегда использовал реальных людей и реальные ситуации в своих комедиях, донес до нас ее слова:

     «Давайте  подождем дома с накрашенными лицами, а потом выйдем встретить их в  одних коротких туниках... а потом, когда наши мужья станут тяжело дышать от желания, если мы ускользнем от них, вместо того, чтобы уступить, они  быстренько заключат перемирие, это  я вам говорю... А если они станут брать вас силой, вам придется подчиниться, но делайте это с  явной неохотой. Поскольку нет  никакого удовольствия в этом, когда  это делается насильно... Не волнуйтесь, им скоро надоест, потому что мужчина  не получает никакого удовольствия, если не имеет контактов со своей женой».

     Это была самая основательная попытка  наложить женский контроль, известная  в истории. Жаль, что сегодня все  больше и больше женщин не следуют  «примеру Лисистраты. Современная женщина может достичь гораздо большего этим способом, чем с помощью освобождения и так называемого равенства полов.

     А ведь ей нужно лишь воспользоваться  своей сексуальной неотразимостью!

     Но  голос Лисистраты был всего-навсего криком вопиющего в пустыне. В Греции мальчики начинали ходить в школу на седьмом году жизни и учились грамматике, поэзии, музыке, арифметике, а также занимались различными видами спорта в гимнастических залах. Девочка была приговорена сидеть дома от рождения до свадьбы и не училась ничему, кроме ведения домашнего хозяйства.

     Когда Фидий работал над статуей  Афродиты в Элиде, посвященной брачному обряду, он изобразил ее одной ногой  стоящей на черепахе, чтобы показать, что добродетельная женщина должна тихо сидеть дома.

     Заключение  брака стало настолько непопулярным в Греции, что в VI веке до нашей  эры великий законодатель Салон  решил сделать его обязательным. Мужчины были вынуждены жениться по закону, который гласил, что только женатые мужчины могут стать  ораторами или генералами.

     II. Этапы становления семьи.

           1.День бракосочетания

     В этот день обе семьи приносили  жертвы богам и устраивали праздник – каждая семья в своем доме. Отец отрекал дочь от родительского дома и освобождал от всех уз, чтобы она могла вступить в новую семью. Жених или жрец («вестник») перевозил невесту, одетую в белое платье и с покрывалом, наброшенным на лицо, в новый дом на колеснице. Процессию сопровождали гимны в честь бога Гименея. Бедняки довольствовались простой повозкой и не нанимали музыкантов. Невеста не должна была входить в свое новое жилище сама: ее переносил через порог на руках муж в знак того, что она присоединяется к культу и домашним богам повой семьи. Затем новобрачные подходили к домашнему очагу, невесту кропили водой, она прикасалась к огню очага и читала молитвы. Затем вместе с мужем они съедали немного хлеба и фруктов.

     2.Взросление

     За  день до свадьбы невеста приносила  в жертву богине Артемиде свои игрушки, что символизировало ее прощание с детством. Потом она омывалась  водой из священного источника, принесенной  в специальном сосуде под названием  лутрофор.

     3.Брак

     Девушка выходила замуж около 15 лет, но муж  ее мог быть значительно старше.

Философ Платон считал, что 30-35 лет – самый подходящий возраст для мужчины, чтобы обзаводиться семьей. Мужа для девушки выбирал  отец, он же по доброй воле обеспечивал  ее приданым -деньгами, недвижимостью или даже землей.

     4.Развод

Супруг мог  отослать жену обратно в родительский дом, оставив детей у себя. Для  этого ему достаточно было отречься от нее при свидетелях. Женщине, чтобы  развестись, надо было обратиться к  архонту, чтобы тот официально оформил  развод при условии, что для того имеются веские основания. Развод мог  состояться по требованию третьих лиц  – отца или брата жены.

     III. Положение женщины

В доме женщина  играла главную роль. Она ведала расходами, вела хозяйство, наблюдала  за рабами и собственными служанками, пряла и ткала, а также заботилась о детях и ухаживала за другими  членами семьи, когда те болели.

     1.Узница в доме?

     Муж после свадьбы – становился опекуном жены: без его согласия она не могла распоряжаться своим имуществом. Жизнь богатой замужней женщины в Афинах протекала в кругу семьи. Ей разрешалось посещать подруг или приглашать их к себе в гинекей на обед, но этим и ограничивался круг ее общения. У нее почти не было других предлогов, чтобы выйти из дома. Женщинам из бедных семей чаще удавалось покидать свой дом: они делали покупки на рынке и пополняли запасы воды, что давало возможность ближе познакомиться с настоящей жизнью.

     2.Женщины и семья

     Женщины в Древней Греции вели весьма замкнутую  жизнь даже по сравнению с другими  древними цивилизациями. Они не принимали  участия в политической жизни  государства, зато обладали правом собственности  на землю и прочее имущество. Их жизнь  во многом контролировалась родственниками-мужчинами: сначала отцом и братьями, затем мужем и даже сыновьями. Женщины в Древней Греции обладали значительной властью и зачастую играли ключевые роли в государственных делах, обнаружили ученые. Прежде считалось, что их положение было немногим лучше положения слуг.

     Открытие  стало итогом работы ученых из Манчестера, которые исследовали останки  жителей древних Микен – первого  великого города-государства в Европе, вотчины царя Агамемнона.

     "Раньше  считалось, что в то время  в Древней Греции к женщине  относились едва ли не как  к вещи, – рассказывает профессор  Терри Браун, сотрудник факультета медико-биологических наук Манчестерского университета. – Наше исследование показывает, что это утверждение неверно".

     Микены  – один из самых важных и эффектных  археологических памятников в Европе. По легенде, именно из Микен Агамемнон  повел свою армию к Трое, чтобы возвратить Елену – жену своего союзника Менелая – когда та сбежала с троянцем Парисом.

     Местную цитадель обнаружил в 1870-е годы Генрих Шлиман: он раскопал неразграбленные гробницы с останками, которые были украшены драгоценностями и золотыми наличными масками. "Я обнаружил могилы Агамемнона, Эвримедона и их спутников, которых убили на пиру Клитемнестра и ее любовник Эгисф", – заявил он тогда греческому королю.

     Однако  впоследствии могилы были датированы более древним периодом – здесь  не мог бы покоиться Агамемнон. Как  бы то ни было, Микены оказались кладезем археологических сокровищ. В последнее  время ученые начали применять к  ним множество новых технологий, в том числе для восстановления внешнего вида лиц, – эту работу проводили исследователи из Манчестера Джон Прэг и Ричард Нив. Они воссоздали лица семерых человек, чьи скелеты извлекли из круга могил в цитадели.

     В результате ученые смогли создать семейный альбом правителей первого крупного европейского города-государства. Генетики пошли в этой работе еще дальше, попытавшись извлечь образцы  ДНК из 22 скелетов – всего их было найдено захоронениях 35. "Лица были воссозданы еще десять лет назад, но лишь теперь ученые создали достаточно тонкую технологию, которая позволяет  извлекать ДНК из столь старых скелетов, – говорит Браун. –  В каждом случае нам приходилось  иметь дело с таким количеством  ДНК, которое содержится в одной  клетке".

     Выделенный  учеными генетический материал известен под названием "митохондральной ДНК" – ее люди наследуют исключительно от матерей. К сожалению, из 22 исследованных скелетов лишь четыре располагали достаточным количеством материала для полного анализа. Тем не менее, полученные данные потрясли манчестерских ученых.

Информация о работе Роль женщины в культуре Древней Греции