Роль языка в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 09:07, реферат

Описание работы

Язык это обозначающая функция, его слова обозначают, определяют предмет или процесс. Язык – полностью социально-опосредованный феномен, и его составляющие – знаки, слова, предложения – без общества, без его приписывания значения данным знакам, ничего не стоит.

Содержание

Введение
1. Понятие языка
2. Язык и речь
3. Функции языка
4. Характеристики языка
5. Язык как знаковая система
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Роль языка в жизни человека.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение

1. Понятие языка

2. Язык и речь

3. Функции языка

4. Характеристики языка

5. Язык как знаковая система

Заключение

Список  литературы

 

      Введение 

     Главное, что отличает общение животных от человеческого общения – наличие  вербальных средств коммуникации, т. е. наличие языка. Именно язык позволяет человеку передавать информацию посредством символьного обозначения объектов, о которых идет речь. Таким образом, язык это обозначающая функция, его слова обозначают, определяют предмет или процесс. Он позволяет перейти к обобщениям.

     Однако  необходимо помнить, что человек  не просто так называет предметы. Слово  - это результат сложной внутренней жизни человека, его обозначение выясняется постепенно. В то же время слово упорядочивает внутреннюю жизнь человека, делая ее доступной для понимания другим людям, для экстернализации психического опыта.

     Рождаясь, человек не приобретает знание языка. Ребенок учится говорить, слушая речь своих родителей и ближайшего окружения. И именно способность  говорить, наличие речи и знание языка позволяет ребенку стать человеком, а не особью человеческого рода.

     В то же время необходимо отметить, что  для каждого человека язык уже  предзадан обществом, и именно общество диктует условия акта говорения. Говорение и писание - есть обращение субъекта к другим субъектам. Язык для них посредник. Благодаря языку осуществляется коммуникация между людьми.

 

      1. Понятие языка 

     Человек не существует изолированно от других людей, от мира, поэтому он проявляет  свою внутреннюю личную независимость, символизирует ее в языке, труде, культуре - все это формы символического бытия человека.

     В философии языка язык рассматривается  как выражение внутреннего духовного  мира человека, как средство общения  и сохранения информации, как система  знаков, как учебная письменная речевая деятельность.

     С точки зрения коммуникационных процессов  язык определяется как сложный социальный феномен, представляющий собой систему  знаков, систематизированных и обрабатываемых с помощью определенного кода.

     Структурными  единицами языка являются слова и предложения, составленные из них тексты. Логика языка образует его грамматику, а смысл языка есть семантика, практическое значение языка есть прагматика.

     С точки зрения семиотики, язык понимается как совокупность предметов, которые обладают смысловым значением и которые являются языковыми единицами, она описывает раз личные типы языков с точки зрения характера предметов, образующих язык, и их смысловых значений. Именно спецификой этих предметов и их смысловых значений определяется специфика того или иного языка.

     Необходимо  отметить, что главное отличие  человеческой коммуникационной деятельности от зоокоммуникации животных состоит  в наличии вербального канала, передающего речевые сообщения (тексты) в устной и письменной форме. Это  отличие очевидно, как очевидно и то, что для его реализации человек должен обладать, во-первых, наследственно передаваемой речевой способностью (способностью членораздельно говорить и понимать обращенную к нему речь), во-вторых, знать какой-либо естественный язык и уметь им пользоваться.

     Естественный  язык - это социальное достояние, фундаментальный  раздел социальной памяти Естественный национальный язык необходимый конституирующий  элемент любого этноса (нации, народа). Он возникает в ходе социального  общения естественным путем, поэтому его правомерно называть естественным в отличие от искусственных языков, действительно придуманных людьми. Язык является основой духовной культуры и важнейшим носителем социальной памяти.  

     2. Язык и речь 

     Язык  следует отличать от речи, которая представляет собой овеществление (материализацию) результатов мышления (смыслов) с помощью языка, находящегося в индивидуальной памяти говорящего (точнее - в индивидуальном тезаурусе). Язык и речь образуют единство: нет языка - нет речи; нет речи - нет языка; речь осуществляется средствами языка; язык реально существует лишь в речи.

     Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые в четкой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром. Заметим, что под речью современное языковедение понимает не только устную речь, но также и речь письменную. В широком смысле в понятие «речь» включается и так называемая «внутренняя речь», т. е. мышление с помощью языковых средств (слов и т. д.), осуществляемое «про себя», без произнесения вслух.

     Отдельный акт речи, речевой акт, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причем участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт есть проявление речевой деятельности.

     В речевом акте создается текст. Лингвисты обозначают этим термином не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное (все равно — записанное или только произнесенное) «речевое произведение» любой протяженности — от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги. Во внутренней речи создается «внутренний текст», т. е. речевое произведение, сложившееся «в уме», но не воплотившееся устно или письменно.

     Почему  произнесенное (или написанное) высказывание в нормальном случае будет правильно понято адресатом?

     Во-первых, потому, что оно построено из элементов, форма и значение которых известны адресату (скажем для простоты — из слов, хотя элементами высказывания можно считать, как мы увидим, и другие единицы).

     Во-вторых, потому, что эти элементы соединены в осмысленное целое по определенным правилам, также известным (правда, во многом интуитивно) нашему собеседнику или читателю. Владение этой системой правил позволяет и строить осмысленный текст, и восстанавливать по воспринятому тексту его содержание.

     Вот эти-то элементы высказывания и правила  их связи как раз и являются языком наших участников общения, частями их языка, т. е. языка того коллектива, к которому данные индивиды принадлежат. Язык того или иного коллектива и есть находящаяся в распоряжении этого коллектива система элементов — единиц разных ярусов плюс система правил функционирования этих единиц, также в основном единая для всех, пользующихся данным языком. Систему единиц называют инвентарем языка; систему правил функционирования единиц, т. е. правил порождения осмысленного высказывания (а тем самым и правил егопонимания),— грамматикой этого языка.

     Язык  и речь различаются так же, как  правило грамматики и фразы, в  которых использовано это правило, или слово в словаре и бесчисленные случаи употребления этого слова в разных текстах. Речь есть форма существования языка. Язык функционирует и «непосредственно дан» в речи. Но в отвлечении от речи, от речевых актов и текстов всякий язык есть абстрактная сущность.

     Язык  и речь в совокупности выполняют две сущностные, т. е. неотделимо присущие им, функции:

     1. Коммуникативную,

     2. Мыслительную.

     Язык  и речь, благодаря этим функциям, являются средствами и орудиями социальной коммуникации и личностного мышления. Социальная коммуникация, как известно, представляет собой движение смыслов в социальном времени и пространстве, поэтому сущностная коммуникационная функция делится на две сущностные функции: коммуникационно-временную, или социально-мнемическую, которую выполняет язык, являющийся разделом социальной памяти, и коммуникационно-пространственную - функцию распространения смыслов в социальном пространстве, которая свойственна речи. Коммуникационная функция проявляется на межличностном, групповом и массовом уровне, а мыслительная - лишь на личностном уровне, где она обеспечивает индивидуальное мышление. Стало быть, все мыслящие субъекты коммуникации, как индивидуальные, так и социальные, имеют дело с языком и с речью.

     Сущностные  функции проявляются в прикладных языково-речевых функциях. Под прикладной функцией понимаются те свойства языка и речи, которые позволяют людям использовать их в своей внеязыковой деятельности. Эти свойства многообразны, отсюда - многообразные области использования языка и речи в социальной и личной жизни, другими словами, в социальном пространстве и в индивидуально-психическом пространстве.

     3. Функции языка 

     Социально-языковые функции:

     1. Национально-культурная функция  вытекает из сущностной функции  социальной памяти, свойственной  языку. Национальный язык - это  духовный генофонд народа, подобный генетическому фонду этноса. На этом фонде строится национальная культура.

     2. Этнообразующая функция обусловлена  тем, что национальный (этнический) язык входит в число необходимых  конституирующих признаков этноса (народа, нации). Потеря родного языка равноценна утрате этнического самосознания. Отсюда - борьба национальных меньшинств за сохранение родного языка, их протесты против навязывания декретами власти чуждого им государственного языка. Язык, как известно, может служить средством культурного империализма и колонизации отсталых народов.

     3. Функция основания словесного  искусства, поэтического творчества  достаточно очевидна, но имеет  смысл подчеркнуть связь этой  функции с происхождением национальных  языков. Практически неизвестны  человеческие коллективы, говорящие на каком-либо языке, в которых отсутствовали бы поэтические произведения на этом языке. Поэзия неотделима от языка потому, что творцами языка выступают не все члены общества коллективно (один придумал одно слово, другой - падеж и т. п.), а люди, одаренные поэтическим гением. «Первоговорящий» одновременно и «первопоэт». На созданной «первопоэтами» и постоянно обогащаемой новыми творческими вкладами языковой основе стало возможно существование современного фольклора, литературы, публицистики. По этой причине язык предстает в работах Современных философов-эстетиков как культурно-эстетический феномен [54].

     4. Функция основания искусственных  языков проявляется в том, что  все искусственные языки - от химических и математических номенклатур до языков компьютерного программирования и языков международного общения типа эсперанто - вводятся в оборот посредством естественных языков и переводимы на них.

     Индивидуально-языковые функции:

     Всякий  человек рождается и, как правило, проводит дни свои в атмосфере  родного языка: мы не только разговариваем, но и мыслим на родном языке, и это  обстоятельство неизбежно накладывает  свой отпечаток на личную духовную жизнь. Можно выделить следующие  функции, выполняемые естественным языком в жизни отдельного человека:

     1. Функция социализации: овладев родным  языком, человек начинает общаться  с социальным окружением, получает  доступы к культурному наследию  и формируется как типичный  член данного общества.

     2. Мировоззренческая функция, заключающаяся  в зависимости мировоззрения  социализированной личности от  ее родного языка. Многообразие  языков огромно: есть языки,  имеющие более 40 падежей, другие 6-8, у некоторых их нет вообще; есть языки, где каждое слово  односложно, и языки, где предложение - одно-единственное слово; в гавайском языке всего 7 согласных звуков, в языке саамов - 53 и т. п. Поскольку язык является орудием мышления, напрашивается вывод, что народы, использующие язык с 40 падежами, должны мыслить как-то иначе, чем народы, вообще не знающие падежей. С 30-х годов XX века и науке дискутируется так называемая гипотеза лингвистической относительности, связанная с именами Э. Сепира и Б. Уорфа. Согласно этой гипотезе, структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира. Китаец и североамериканский индеец по-разному понимают одни и те же события и явления, потому что они воспринимают мир через призму своего родного языка. Гомер назвал синее Эгейское море «виноцветным». Виноградное вино, которое пили древние греки, было зеленоватого цвета. Синий же цвет ни разу Гомером не упомянут; не встречается он и на страницах Библии. Отсюда делается вывод, что древние жители восточного Средиземноморья не отличали вообще синего цвета от зеленого, голубого, возможно - фиолетового, поскольку отсутствуют слова для обозначения этих цветов. Таким образом, все мы являемся пленниками своего родного языка. Зависимость этнического сознания от языка достаточно очевидна, но продолжаются споры о границах этой зависимости.

Информация о работе Роль языка в жизни человека