Роль Казанской художественной школы в художественной жизни Казани XIX – начала XX веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 13:41, реферат

Описание работы

Конец ХIХ века - время зарождения первых демократических принципов, годы относительной свободы творчества, стремлений и желаний. Именно тогда по инициативе выпускников Академии художеств (их имена сохранились – Н. Белькович, Х. Скорняков, Г. Медведев, Ю. Тиссен и А. Денисов) в Казани была открыта художественная школа (сейчас – Казанское художественное училище им. Н. Фешина).
Роль Казанской художественной школы была подготовка мастеров изобразительного искусства.

Содержание

Введение.____________________________________________________3
Казанская художественная школа.________________________________3
АРХУМАС.___________________________________________________4
Татарский техникум искусств.___________________________________5
Казанское художественное училище.______________________________5
Здание Казанской художественной школы._________________________7
Преподаватели.________________________________________________7
Выпускники.__________________________________________________9
Николай Иванович Фешин Судьба и наследие _____________________10
Заключение.__________________________________________________14
Список литературы.____________________________________________

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

М. У. Усманов — татарский живописец. Окончил КХУ в 1938 году.

Л. А. Фаттахов — татарский живописец. Окончил КХУ в 1939 году.

М. К. Нефёдов — российский живописец. Окончил КХУ в 1952 году.

И. А. Вулох — российский художник-абстракционист. Обучался в КХУ в 1953—1958 годах.

И. М. Ханов — татарский художник. Окончил КХУ в 1960 году.

А. Ф. Новосёлов — российский художник. Обучался в КХУ в 1956—1961 годах.

К. А. Васильев — советский живописец. Обучался в КХУ в 1957—1961 годах.

А. А. Абзгильдин — российский живописец. Окончил КХУ в 1965 году.

Н. Н. Абрамов — российский художник-авангардист. Окончил КХУ в 1969 году.[4]

       Николай Иванович Фешин 26 ноября (8 декабря по новому стилю) 1881, Казань — 5 октября 1955, Санта-Моника, Калифорния; в 1976 перезахоронен в Казани) — русский и американский художник. Живописец, график, скульптор, резчик, представитель импрессионизма и модерна. Крупнейший представитель казанской школы живописи, в США считается национальным американским живописцем.

       Николай Фешин родился в Казани 26 ноября 1881 года (по старому стилю) в семье резчика иконостасов.

       В четырнадцать лет он поступил в Казанскую художественную школу, где проучился до 1900 года. В 1901 году по рекомендации школы был принят в Академию художеств в Петербурге, в мастерскую Репина, которую окончил в 1909 году. В годы учения изучал жизнь и культуру местных народов, — чувашей и марийцев, — не раз бывал в г. Чебоксары у своих родственников Тепловых, писал их портреты. Его картина «Портрет неизвестной» (1908) в 1909 году была удостоена золотой медали на международной выставке в Мюнхене и приобретена музеем Академии Художеств, а конкурсная программная работа «Капустница» принесла Николаю Фешину звание художника и право на пенсионерскую поездку за границу. Художник ограничился заграничной поездкой летом 1910 года, окончившейся в Париже, в поездке его сопровождала Н. М. Сапожникова (1877—1942) — представительница казанской купеческой династии, которая сама занималась живописью, и была моделью и меценатом Фешина. По собственным воспоминаниям, он настолько устал от новых впечатлений, что по результатам поездки не смог представить Академии отчётной работы, и был лишён пособия на следующий год.

       В 1909 году Фешин вернулся в Казань и стал преподавателем в Казанской художественной школе (после 1918 года — в АРХУМАСе).

       В живописи Николая Фешина 1900-х годов доминировал импрессионизм. Его картины были динамичны, красочны и реалистичны. Примером таких работ могут служить «Черемисская свадьба» (1908), (проданная американским музеем в 2011 году на аукционе неизвестному за 3,3 млн долл.) и «Обливание» (1911), в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани.

       С 1910 года художник регулярно участвовал в международных выставках в Европе и США. В 1916 году Николай Фешин стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи. В 1913 году он женился на Александре Белькович — дочери директора Казанской художественной школы, в 1914 году у них родилась дочь Ия.

       Наиболее значительные произведения художника были написаны в период с 1910 по 1920 годы. Особенно он знаменит своими портретами, к которым относятся «Портрет Вари Адоратской» (1914), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (1916) и «Портрет отца» (1918). С 1919 года произведения Фешина начинает приобретать Казанский музей изобразительного искусства: по инициативе П. М. Дульского было приобретено три полотна. Дульский же в 1921 году издал первую биографию Фешина, содержащую также анализ его живописи. В годы Гражданской войны Фешин в основном зарабатывал писанием портретов, а также росписью кустарных шкатулок. Работавшие в Казани представители АРА, а также бывший ученик, работавший тогда в ЦК РКП(б), помогли Фешину перебраться в США. Перед отъездом он передал свои крупные полотна в музей.

       С 1923 года художник жил в Нью-Йорке. Он имел большой успех как портретист, в частности, написав Лиллиан Гиш в образе Ромолы — героини Джордж Элиот. В 1924 году за «Портрет гравера У.Дж. Уоттса», экспонируемый на ежегодной Зимней выставке Национальной академии дизайна, Фешин получил приз Томаса Р. Проктора в разряде портретной живописи.

       В Нью-Йорке у Фешина развился туберкулёз, и врачи посоветовали ему переехать в местность с более сухим климатом. С 1927 года художник поселился в Таосе (штат Нью-Мексико), где построил дом-студию с «неофольклорной» резьбой собственного исполнения. В 1931 году Фешин получил американское гражданство.

       В 1936 году И. Ильф и Е. Петров во время своей поездки по США случайно встретились в Таосе с супругой Фешина, беседу с которой они описали в книге «Одноэтажная Америка»:

       Она уехала в двадцать третьем году из Казани. Муж ее — художник Фешин, довольно известный в своё время у нас. Он дружил с американцами из «АРА», которые были на Волге, и они устроили ему приглашение в Америку. Он решил остаться здесь навсегда, не возвращаться в Советский Союз. Этому главным образом способствовал успех в делах. Картины продавались, денег появилась куча. Фешин, как истинный русак, жить в большом американском городе не смог, вот и приехали сюда, в Таос. Построили себе дом, замечательный дом. Строили его три лета, и он обошелся в двадцать тысяч долларов. Строили, строили, а когда дом был готов, — разошлись. Оказалось, что всю жизнь напрасно жили вместе, что они вовсе не подходят друг к другу. Фешин уехал из Таоса, он теперь в Мексико-сити. Дочь учится в Голливуде, в балетной школе. Миссис Фешина осталась в Таосе одна.

В конце 1930-х годов Фешин стал путешествовать по Мексике, Японии и Индонезии, снимал студию в Пасадене, затем в 1947 году окончательно переселился в Санта-Монику.

       Умер Николай Фешин в Санта-Монике (ныне пригород Лос-Анджелеса) 5 октября 1955 года во сне. Усилиями его единственной дочери Ии Николаевны Фешиной-Бренхам (1914—2002) в 1976 году прах Н. И. Фешина был перезахоронен в Казани.

Судьба и наследие.

       В 1981 году, к столетию со дня рождения Фешина, его дочь Ия в принадлежащем ей бывшем доме художника в Таосе основала Институт имени Фешина — с музеем и образовательным центром. После её смерти в 2002 году дом музей был передан частному фонду и сейчас функционирует, выставляя работы местных художников.

       Самое большое собрание работ Николая Фешина, в основном включающее его дореволюционные работы, находится в Музее изобразительных искусств Татарстана (Художественная галерея «Хэзинэ» в Казанском Кремле). Собрание включает более 200 работ.

       Представительная коллекция живописных произведений Фешина (портреты, пейзаж) экспонируется в залах Чувашского государственного художественного музея.

       Большая коллекция собрана в музее Старк в штате Техас — 68 работ. Полотна Фешина хранятся также в Музее американского искусства при Смитсоновском институте в Вашингтоне, Национальной портретной галерее в Лондоне, музее Фрай в Сиэтле, музее Гарвардского университета. Очень много работ оказалось в частных коллекциях.

Семь картин американского периода Фешина, в том числе и «Портрет гравера У.Дж. Уоттса», хранятся в частной коллекции российского мецената и бизнесмена Андрея Филатова.

      В декабре 2010 года полотно Фешина «Маленький ковбой» было продано на лондонском аукционе за «сумасшедшие» £6,9 млн, что сделало его одним из самых дорогих художников России. Специалисты считают эту продажу парадоксальной.[5]

Заключение.

       Художественная школа  помимо решения сугубо профессиональных проблем, создавала ту особую атмосферу, которая превратила ее в подлинный центр художественной культуры не только Казани, но и всего Поволжья. Школа была центром выставочной деятельности, имела богатую музейную коллекцию и библиотеку, организовывала и проводила культурно просветительные мероприятия. Деятельность школы не только удовлетворяла потребности края в художественных кадрах, но и отражала установки. Академии художеств на цели и задачи среднего специального учебного заведения сама школа послужила образцом для создания и реорганизации ряда провинциальных художественных школ.  
      Казанское художественное училище имени Н.И.Фешина является одним из старейших средних учебных заведений России. Сегодня оно обеспечивает высокий уровень художественного образования, сохраняя и возрождая педагогические традиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. http://enc.cap.ru
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  3. http://www.museum.ru/N24075
  4. http://histerl.ru/
  5. http://egul.livejournal.com/



Информация о работе Роль Казанской художественной школы в художественной жизни Казани XIX – начала XX веков