Роль Казанской художественной школы в художественной жизни Казани XIX – начала XX веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 13:41, реферат

Описание работы

Конец ХIХ века - время зарождения первых демократических принципов, годы относительной свободы творчества, стремлений и желаний. Именно тогда по инициативе выпускников Академии художеств (их имена сохранились – Н. Белькович, Х. Скорняков, Г. Медведев, Ю. Тиссен и А. Денисов) в Казани была открыта художественная школа (сейчас – Казанское художественное училище им. Н. Фешина).
Роль Казанской художественной школы была подготовка мастеров изобразительного искусства.

Содержание

Введение.____________________________________________________3
Казанская художественная школа.________________________________3
АРХУМАС.___________________________________________________4
Татарский техникум искусств.___________________________________5
Казанское художественное училище.______________________________5
Здание Казанской художественной школы._________________________7
Преподаватели.________________________________________________7
Выпускники.__________________________________________________9
Николай Иванович Фешин Судьба и наследие _____________________10
Заключение.__________________________________________________14
Список литературы.____________________________________________

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Р Е Ф Е Р А Т

По дисциплине Художественная культура Республики Татарстан

«Роль Казанской художественной школы в художественной жизни Казани XIX – начала XX  веков»

Выполнил: Студент 3 курса гр.П207а

Института экологии и географии

Закиров Роберт Рустамович

Проверил: Вагапова Ф.Г

Казань 2012

Оглавление.

Введение.____________________________________________________3

Казанская художественная школа.________________________________3

АРХУМАС.___________________________________________________4

Татарский техникум искусств.___________________________________5

Казанское художественное училище.______________________________5

Здание Казанской художественной школы._________________________7

Преподаватели.________________________________________________7

Выпускники.__________________________________________________9

Николай Иванович Фешин Судьба и наследие _____________________10

Заключение.__________________________________________________14

Список литературы.____________________________________________15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

    Конец ХIХ века - время зарождения первых демократических принципов, годы относительной свободы творчества, стремлений и желаний. Именно тогда по инициативе выпускников Академии художеств (их имена сохранились – Н. Белькович, Х. Скорняков, Г. Медведев, Ю. Тиссен и А. Денисов) в Казани была открыта художественная школа (сейчас – Казанское художественное училище им. Н. Фешина).

    Роль Казанской художественной школы была  подготовка мастеров изобразительного искусства.

   Сюда устремилась свободная молодежь со всего Волжско-Камского региона, желающая обучаться живописи, архитектуре, скульптуре и граверному искусству.    Деятельность школы быстро переросла учебные рамки Она не только готовила будущих художников и художников-педагогов, но и объединяла вокруг себя все творческие силы. Популярности школы способствовали интересные программы, оригинальная культурная жизнь, широкая выставочная деятельность, а также активная работа по художественному просвещению населения.

   За все время существования школы в ней было создано 4 отделения: живописное, архитектурное, скульптурное, граверное. Живописное отделение было единственным, существовавшим непосредственно с момента открытия школы. Именно оно доставило школе наибольшую известность и помогло быстро завоевать популярность среди других художественных учебных заведений.

Казанская художественная школа

       Казанская художественная школа была открыта 9 сентября 1895 года по ходатайству Казанского губернского земства и Казанской городской думы с разрешения Президента Императорской Академии художеств великого князя Владимира Александровича. Инициаторами её создания выступили выпускники Академии художеств — Н. Н. Белькович, Х. Н. Скорняков, Г. А. Медведев, Ю. И. Тиссен, А. И. Денисов.

       Это была первая в системе средних специальных художественных учебных заведений, подведомственных Академии художеств, школа. Наиболее подготовленные её выпускники продолжали обучение в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

       Первоначально Казанская художественная школа располагалась на Большой Лядской улице, в красном кирпичном здании, принадлежавшем частной III женской гимназии Софии Вагнер (ныне гимназия № 3 на улице Горького, 16 / улице Гоголя, 7). В 1900—1904 годах архитектором К. Л. Мюфке для школы было возведено новое здание на Грузинской улице (ныне улица Карла Маркса, 70).

При школе функционировали воскресные бесплатные рисовальные классы, музей, библиотека.[1]

АРХУМАС.

       В 1918 году Казанская художественная школа была преобразована в Казанские свободные художественные мастерские (позднее — Казанские государственные высшие художественно-технические мастерские), которые в 1921 году стали официально называться Казанским художественно-техническим институтом (КХТИ). Высшее учебное заведение имело живописный, скульптурный, архитектурный и графический факультеты.

В 1923 году учреждение было понижено в статусе и преобразовано в Казанский художественный техникум, который в 1924 году получил новое название — Казанский архитектурно-художественный техникум. Наиболее распространённым названием учреждения в данный период стало АРХУМАС или КАХУМАС (акроним от одного из временных названий «Казанские архитектурно-художественные мастерские»).

На базе АРХУМАС сформировалось несколько известных казанских художественных групп: «Подсолнечник» (1918) сочетал эстетику модерна с авангардистскими направлениями; «Всадник» (1920—1924) заявил о развитии гравюры как самостоятельного искусства, и выпускал ряд малотиражных изданий, снабженных авторскими экспрессионистскими и абстракционистскими оттисками гравюр; «Татарский левый фронт искусства» (ТатЛЕФ) (1923—1926) осуществлял идеи производственного искусства; «Декларация пяти» (1927) развивала «ОСТовское» направление в живописи. Наиболее влиятельной в АРХУМАСе к концу 1920-х годов стала группа «Татарская ассоциация художников революционной России» (ТатАХРР), выступавшая за правдивое отражение действительности, социалистический реализм.[2]

Татарский техникум искусств.

       Во второй половине 1920-х годов техникум был объединён с другими образовательными учреждениями Казани. В это время ряд видных художников-педагогов АРХУМАС ушли с преподавательской работы, уехали в другие города либо эмигрировали. 1926 году он получает название Казанский художественно-педагогический техникум; в 1927 году переименован в Казанский объединённый художественно-театральный техникум (вследствие слияния с Казанским театральным техникумом); в 1930 году — в Татарский техникум искусств (вследствие слияния с Восточно-музыкальным техникумом).

Казанское художественное училище.

       В 1935 году из Татарского техникума искусств был выделен Татарский художественный техникум, получивший название «Казанское художественное училище».

       Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 ноября 2006 года № 551 Казанскому художественному училищу было присвоено имя художника Николая Ивановича Фешина, одного из самых известных его выпускников и преподавателей.

В 2007 году оно было преобразовано в автономное образовательное учреждение.

На основании соглашения между Кабинетом Министров Республики Татарстан, Министерством культуры Республики Татарстан, Государственным учреждением культуры «Российская академия художеств» и Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова», был образован Филиал МГАХИ им. В. И. Сурикова в г. Казани. Филиал был открыт в марте 2008 года с использованием базы Казанского художественного училища (в здании Казанской художественной школы).

По решению Министерства культуры Республики Татарстан от 24 апреля 2008 года № 277, в Зеленодольске был открыт филиал Казанского художественного училища (по адресу: 422540, Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Засорина, 4 а)

  В Казанском художественном училище действуют 5 отделений:

подготовительное — специальные курсы для подготовки абитуриентов были открыты в 1995 году. Сроки обучения — 3 месяца и 9 месяцев.

живописи — старейшее отделение, готовит художников и художников-педагогов для художественных школ. Срок обучения — 4 года 10 месяцев.

дизайна — отделение готовит дизайнеров для производственно-предпринимательской сферы. Срок обучения — 3 года 10 месяцев.

скульптуры — некогда существовавшее в Казанской художественной школе отделение вновь открыто в 2001 году. Готовит скульпторов-преподавателей. Срок обучения — 3 года 10 месяцев.

декоративно-прикладного искусства и народных промыслов — отделение открыто в 2000 году для подготовки художников-мастеров в области декоративно-прикладного искусства. Срок обучения — 3 года 10 месяцев.

       В состав училища входят два учебных корпуса, расположенные в зданиях, являющихся объектами культурного наследия, памятниками градостроительства и архитектуры федерального (общероссийского) значения.[3]

 

Здание Казанской художественной школы.

         Здание Казанской художественной школы, расположенное на улице Карла Маркса (дом 70), общей площадью 5232,2 м² — построено в псевдорусском стиле в 1900—1905 годах архитектором К. Л. Мюфке специально для художественной школы, которая действовала в нём до 1926 года. С 1926 по 1929 здесь располагается индустриальный техникум повышенного типа; в 1929—1930 годах — политехнический институт; в 1930—1941 годах — институт инженеров коммунального строительства. В 1941—2003 годах здание являлось вторым корпусом Казанского авиационного института (КАИ), впоследствии технического университета (КГТУ им. А. Н. Туполева). В 2004 году оно было передано Казанскому художественному училищу. Изображение здания помещено на эмблему училища.

    С 2008 года в здании также действует Казанский филиал Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова.

Преподаватели.

Г. А. Медведев — основоположник профессионального изобразительного искусства в Марийской АО. Один из основателей, заведующих КХШ, преподавал в ней 25 лет.

К. Л. Мюфке — российский архитектор. Заведующий КХШ в 1898—1900 годах, организатор архитектурного отделения, преподаватель истории архитектуры, теории перспективы и теней, строительного искусства, архитектурного проектирования, черчения, рисования и живописи в 1897—1912 годах.

Н. И. Фешин — русский и американский художник. Обучался в КХШ в 1895—1900 годах. Преподавал в ней в 1908—1922 годах.

П. П. Беньков — один из основоположников профессионального изобразительного искусства в Узбекской ССР. Окончил КХШ в 1901 году, преподавал в ней в 1909—1929 годах.

А. М. Рухлядев — советский архитектор, один из учредителей АСНОВА. Обучался в КХШ в 1896—1901 годах. Преподавал в АРХУМАСе.

П. А. Радимов (1887—1967) — последний председатель Товарищества передвижников (в 1918—1922 годах) и первый председатель Ассоциации художников революционной России (АХРР) (в 1922 и 1927—1932 годах). Преподавал историю искусства в КХШ и АРХУМАСе.

К. К. Чеботарёв — художник-авангардист. Обучался в КХШ и АРХУМАСе в 1910—1921 годах, преподавал в АРХУМАСе а 1921—1926 годах.

А. Г. Платунова — обучалась в КХШ в 1908—1915 годах, в АРХУМАСе в 1918—1921 годах. Преподавала в 1921—1926 годах. Жена К. К. Чеботарёва.

В. К. Тимофеев — организатор и первый председатель ТатАХРР (1923-25) и Союза художников АТССР, кооперативного товарищества «Татхудожник» (1935). Окончил КХШ в 1915 году. Многие годы преподавал в АРХУМАСе и КХУ.

Б. И. Урманче (1897—1990) — один из основоположников профессионального изобразительного искусства татарского народа. Учился в АРХУМАСе в 1919 году, был заведующим учебной частью техникума в 1927—1929 годах.

Х. А. Якупов — советский живописец, председатель правления Союза художников Татарской АССР в 1951—1975 годах. Окончил КХУ в 1940 году. Преподавал в КХУ в 1948—1952 годах.

В. И. Куделькин — советский живописец. Преподавал в КХУ в 1946—1975 годах.

Выпускники.

Д. Д. Бурлюк — один из основоположников русского футуризма. Обучался в КХШ в 1898—1899 годах.

Л. Ф. Овсянников — советский художник-график. Окончил КХШ в 1900 году.

П. М. Дульский — искусствовед, первый председатель нового Союза художников ТАССР в 1936—1938 годах. Обучался в КХШ в 1899—1904 годах.

Н. В. Пинегин — российский писатель, художник, фотограф, исследователь Севера. Обучался в КХШ в 1901—1906 годах.

П. И. Котов — советский живописец. Обучался в КХШ в 1903—1909 годах.

А. И. Трапицын — российский художник-пейзажист. Обучался в КХШ в 1903—1910 годах.

В. С. Сыромятников — советский живописец, один из основоположников профессионального изобразительного искусства в Башкирской АССР. Окончил КХШ в 1912 году.

К. Ф. Зале — советский и латвийский скульптор. Окончил КХШ в 1913 году.

Ф. А. Модоров — советский живописец, народный художник РСФСР, заслуженный деятель искусств Белорусской ССР, член-корреспондент Академии художеств СССР, ректор МГХИ им. В. И. Сурикова. Обучался в КХШ в 1910—1914 годах.

В. Ф. Степанова — художница-авангардистка. Обучалась в КХШ в 1910—1913 годах. Жена А. М. Родченко.

А. М. Родченко — один из основоположников конструктивизма в дизайне и фотографии. Обучался в КХШ в 1911—1914 годах.

А. В. Григорьев — советский марийский художник, один из организаторов и председателей АХРР в 1922—1927 годах, основатель и председатель объединения «Союз советских художников» в 1928—1932 годах. Окончил КХШ в 1915 году.

И. С. Максимов-Кошкинский — организатор профессионального чувашского театра. Окончил КХШ в 1918 году.

М. К. Мавровская — российская художница. Окончила ТТИ в 1934 году.

Информация о работе Роль Казанской художественной школы в художественной жизни Казани XIX – начала XX веков