Роль ислама в татарской культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:50, реферат

Описание работы

Традиции строительства домов казанских татар складывались веками под влиянием религиозных, эстетических и культурных особенностей населения края. Чаще всего жилые дома с фасадной стороны огораживались забором. Дома отстояли от красной линии улицы на 2 метра. С одной стороны такое расположение было связано с влиянием ислама и затворничеством женщин, а с другой стороны эта традиция уходит в булгарские времена, когда глубинное расположение построек исходило из оборонных задач. Характерной особенностью было также деление жилища на мужскую и женскую половины.

Работа содержит 1 файл

роль в культуре.docx

— 37.28 Кб (Скачать)

Развитие письменности, литература 

Тюркская письменность имеет древние традиции. Уже в V-VI веках широко используется общетюркская руническая графика. Образцы древнетюркской письменности хорошо сохранились на каменных стеллах того времени. 

В Х веке вместе с  исламом в Волжскую Булгарию проникает арабская письменность. Грамоте обучались в мектебе (начальная школа) и медресе (средняя школа). Принятие арабской графики способствовало установлению тесных культурных связей с Востоком, развитию литературы и просвещения. Как отмечает ученый Г.Давлетшин: "Ислам, в отличии от язычества, был религией с развитой письменной культурой. Литература, в частности поэзия, стала средством распространения научных и богословских идей. Нередко научные и богословские трактаты писались стихами". Образцом произведения, в котором использовался материал, почерпнутый из Корана, является и знаменитая "Поэма о Юсуфе" великого булгарского поэта 13 века Кул Гали. Только за последнее время эта поэма была издана в Казани около 80 раз. В 1983 году по решению ЮНЕСКО был проведен 800-летний юбилей этого крупнейшего представителя восточной поэзии. 

Последующие века развития литературы дали целый ряд выдающихся имен и произведений, таких как "Гулис-тан биттюрки" Саифа Сараи, "Тухва-и Мардан" и "Нуры Содур" Мухамедьяра и многих других. Все эти произведения свидетельствуют о высоком уровне развития письменной литературы и в целом духовной жизни, являясь ценнейшими памятниками средневековой восточной поэзии и философии. 

Если в первые семь веков своего существования  татарская литература знала только поэтический жанр, то с XVIII века большое  развитие получает и проза. 19 век  и начало 20 века были ознаменованы появлением целой плеяды выдающихся литераторов, таких, как Г.Тукай, К.Насыйри, Г.Камал, М.Гафури, Г.Исхаки, Ф.Амирхан, Г.Ибрагимов и другие. 

Первая книга на татарском языке была издана в  Лейпциге (Германия) в 1612 году, а в  России первое татарское книжное  издание появилось в 1722 году. 

До 1928 татары использовали арабскую графику. В 1928-1938 годах была введена письменность на основе латинского алфавита, а с 1938 года - на основе русского алфавита (кириллицы). Русская графика  не отражает всего многообразия фонетики татарского языка, поэтому в настоящее  время стоит вопрос о возвращении  к латинской графике. 

В устном народном творчестве татар представлены сказки, легенды, баиты (произведения эпического характера), песни, загадки, пословицы и поговорки. Сохранился эпос об Идегее, имеющийся у многих тюркских народов. Недавно он был опубликован повторно после запрета в 1944 году.

Семейные традиции 

Семейно-родственные  отношения татар прошли сложный  путь развития. К 18 веку большие семьи  начали исчезать, наметилась тенденция  к образованию малых семей. Однако, между родственниками продолжала практиковаться широкая взаимопомощь в хозяйственных делах, при проведении свадеб, в праздниках по случаю рождения детей. Традиционно господствовала семья, основанная на патриархальных принципах, с некоторыми элементами женского затворничества.

Самыми значимыми  семейными событиями у татар, как и у других народов, были свадьба  и рождение ребенка. 

Существовало три  вида бракосочетаний: через сватовство, уход девушки к любимому без разрешения родителей и похищение девушки  без ее желания. Наиболее распространенным было бракосочетание по сватовству. 

Выбором невесты  занимались родители жениха, затем  засылался сват. После сговора  родственники невесты начинали готовиться к свадьбе. За день до свадьбы родители жениха отправляли невесте выкуп  и подарки. Во время бракосочетания и на свадебном обеде жених  и невеста не присутствовали, их представляли отцы. Заканчивалась свадьба  подачей щирбета родственникам жениха, что служило знаком сбора денег за невесту. 

Радостным событием для семьи было рождение ребенка. На застолье по поводу рождения малыша мужчины и женщины приглашались отдельно. Татарский просветитель и  историк Каюм Насыри так описывает этот обряд: "Когда все приглашенные оказываются в сборе, ребенка на подушке подносят к мулле. Он спрашивает родителей, как назвать дитя. Мулла кладет ребенка ногами в сторону Каабы и читает молитву, затем...три раза произносит: "Пусть твое драгоценное имя будет такое-то". Каждому из гостей подносят мед с маслом. Угощаясь приглашенный кладет на поднос деньги, сколько может". 

Яркими и интересными  и по сей день в некоторых семьях остаются свадебные обряды - получение  выкупа за невесту (калым), приданого  самой невесты (бирнэ), религиозный обряд бракосочетания (никах) и другие обряды.

Информация о работе Роль ислама в татарской культуре