Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:50, реферат
Традиции строительства домов казанских татар складывались веками под влиянием религиозных, эстетических и культурных особенностей населения края. Чаще всего жилые дома с фасадной стороны огораживались забором. Дома отстояли от красной линии улицы на 2 метра. С одной стороны такое расположение было связано с влиянием ислама и затворничеством женщин, а с другой стороны эта традиция уходит в булгарские времена, когда глубинное расположение построек исходило из оборонных задач. Характерной особенностью было также деление жилища на мужскую и женскую половины.
Все многообразие татарского
музыкального фольклора можно разделить
на песенное творчество и инструментальную
музыку. Именно в песне ярко отразилась
эмоциональная жизнь народа - его
печали и радости, праздники и
обычаи, быт и историческое развитие.
Песенное творчество татар включает
обрядовые (календарные, свадебные), исторические
(баиты) и лирические песни. В народном
музыкальном искусстве развивалось лишь
сольное пение, традиционно одноголосное.
В старинных песнях
и фольклорных танцах девушек
с их пластичностью и грацией,
застенчивыми движениями отсутствует
всякий намек на размах, раздолье или
разгул. Однообразные движения мелкими
шажками почти на одном месте
в народном татарском танце, как
и протяжные грустные песни, красноречиво
говорят о скромной затворнической
жизни девушек-мусульманок.
Наиболее распространенными
инструментами татарского музыкального
фольклора были: гармонь-тальянка, курай
(типа флейты), кубыз (скрипка), сурнай (восточный
музыкальный интсрумент).
Частью музыкальной
культуры являлась духовная музыка. Ислам,
как официальная религия, влиял
не только на культуру в целом, но и
на развитие музыкального искусства. В
самом коране, как известно, нет прямого
запрета музыки, она присутствует в мусульманском
культе, помогая верующим постичь содержание
священной книги мусульман - корана, который
читался нараспев. Напевы речитаций сур
(частей корана) устно передавались от
поколения к поколению в стенах религиозных
учебных заведений.
Формирование профессиональной татарской музыки и школы композиторов происходит к середине нашего столетия. Именно тогда появляются такие имена, как С.Сайдашев, Н.Жиганов, М.Музафаров, Д.Файзи и другие. Они сумели создать новый оригинальный стиль, творчески сочетающий народные традиции с формами и жанрами европейской профессиональной музыки.
Национальные традиции
и искусство татарского народа
Республика Татарстан
располагает богатейшим историко-культурным
наследием. Сочетание, по крайней мере,
четырех типов культурных взаимовлияний
(тюркского, финно-угорского, болгарского
и славяно-русского), а также двух
религий (ислама и христианства) определяет
уникальность этих мест, своеобразие
искусства, а также культурных и
исторических ценностей.
В искусстве и
культурном наследии народа как в
зеркале отразились жизнь и быт
наших предков, национальные особенности,
идеалы красоты и религия, изменение
социально-экономических
Говоря об историческом наследии и культуре, следует иметь в виду, что наряду с общими культурными традициями, существуют различные этнические группы татар с присущими им особенностями. Казань же являлась духовным центром основной этнической группы татарского народа - казанских татар, ставших основой в формировании татарской нации.
Исторические аспекты
Яркое самобытное искусство
и культура татар наследует традиции
государства Волжской Булгарии, Золотой
Орды и Казанского ханства. Значительным
было и влияние ислама, принятого в 922 году.
Существовавшая в народе руническая письменность
была заменена на арабскую, что дало импульс
к развитию науки, философии и литературы.
Ислам создал и укрепил главные традиции
татаро-булгарской культуры. Мусульманское
духовное родство позволяло волжским
булгарам поддерживать торговые и дипломатические
отношения с огромным миром ислама, открывало
дорогу на Восток - в Священную Мекку, Египет,
Турцию, Иран. Образы доисламской языческой
мифологии - изображение птиц, животных
и, иногда, человека заменяются цветочно-растительным
и геометрическим орнаментом, который
становится доминирующим. В то время как
на Руси в искусстве утверждаются библейско-христианские
изобразительные мотивы, в болгарском
декоративном искусстве, как и в странах
Востока, эстетическим и художественным
принципом становится узорность и декоративность.
До нашего времени дошли изумительные
произведения булгарских мастеров - образцы
украшений, работы по бронзе, серебру и
золоту.
Новый этап развития
культуры и искусства связан с
включением Булгарии в состав Золотой
Орды в 1236 году, имперская культура которой
представляла собой симбиоз тюркских,
монгольскиих и среднеазиатских культурных
традиций с характерной для них пышностью
орнамента и богатством декора, с использованием
различных драгоценных металлов камней
и самоцветов. Особое значение приобретает
создание предметов, связанных с убранством
коня и экипировкой воина, производство
оружия и других, присущих тюркской кочевой
среде, художественных изделий.
Продолжают развиваться
градостроительные традиции Волжской
Булгарии. Путешественников и богатых
купцов, дипломатов и политиков поражала
красота величественных ханских дворцов,
соборных мечетей с высокими минаретами,
мавзолеев, украшенных изразцами белого
и голубого цветов, покрытыми стеклянной
глазурью и сусальным золотом. Город Булгар
в 13-14 веках представлял огромный для того
времени градостроительный комплекс,
от которого даже в 1722 году - времени посещения
его Петром 1 - сохранилось около 70 белокаменных
зданий. Тогда же царь повелел своим указом
охранять их в качестве историко-архитектурных
памятников. Площадь второго по величине
города Булгарии Биляра достигала 530 га.
(Киев в те времена занимал 150, Париж - 439.)
С распадом Золотой
Орды появляются ряд независимых татарских
государств: Астраханское, Казанское,
Сибирское и Касимовское ханства. Казанское
ханство, со столицей в городе Казани,
сыграло особую роль в судьбе татарского
этноса, поскольку именно казанские татары
оказались консолидирующим ядром в процессе
формировании татарской нации. Столица
государства продолжает развивать лучшие
традиции зодчества и архитектуры. На
территории Казанского кремля возводится
много белокаменных и кирпичных сооружений.
Князь Андрей Курбский, один из завоевателей
Казани, писал: "На горе находится крепость,
царский дворец и высокие каменные мечети,
где положены их умершие цари". Иван
Грозный также удивлялся "необычайной
красоте крепости града..". Характерным
для того времени было появление каменных
надгробных стел с богатой резной орнаментацией,
изделий из металла и украшений, в которых
присутствуют черты "восточного"
барокко - стиля, распространенного в изделиях
искусства Азербайджана и Азии.
Во второй половине
16 века Казанское ханство
В архитектуре одного
из православных храмов Казани - Петропавловском
Соборе - также присутствуют не только
русские и европейские, но и многие
восточные элементы. Ученый Н. Халитов
пишет по этому поводу: "Такого сочетания
цветов мы не встречали в церковной архитектуре
других областей России, в то время, как
в раскраске татарских мечетей.. преобладали
именно эти цвета: охристо-желтый фон и
голубые, зеленые, белые, красные детали".
Академик архитектуры С. Айдаров считает,
что собор является памятником строгановского
барокко, возведенным с использованием
наиболее характерных черт булгаро-татарской
архитектуры с присущими ей восточными
и евроазийскими компонентами.
Ярким образцом историко-культурного
взаимодействия между Русью и
Казанским ханством являются и знаменитые
"Казанская шапка" и "шапка
Мономаха" - два сохранившихся
венца русских царей. И та и
другая попали к русским царям
от татарских ханов и являются
классическими образцами
Не менее ощутимо
татарское влияние проявилось и
в бытовой культуре. Это относится
к тюркским названиям предметов
русской одежды. Например, старинная
русская обувь - чоботы, башмаки была
заимствована у татар, как и кафтан, казакин,
кушак, тулуп. Перешло также множество
слов, относяшихся к торговле и домашнему
обиходу: алтын, амбар, аршин, базар, бакалея,
балаган, барыш, деньга, караван и другие.
Многие известные в России имена происходили
из татарских родов:Аксаков, Державин,
Карамзин, Тургенев.
С некоторыми основами
государственной культуры русские
познакомились также через
Все, сказанное выше,
говорит о тесном переплетении культур
Московского, Булгарского и Золотоордынского
государств, а позже и Казанского
ханства, которые торговали и
воевали, а также обменивались искусными
мастерами, зодчими, ремесленниками.
К 19 веку с появлением
мануфактурного производства переживает
период расцвета декоративное искусство.
Именно тогда создаются классические
образцы золотошвейной и
В наши дни самобытные
традиции татарского народного искусства
приобретают особую художественную
значимость. Ведутся научно-
Праздники
Выражением эмоциональной
и эстетической жизни народа выступают
обряды и праздники. Традиционно
праздничная культура татар включала
в себя как религиозные (Курбан-байрам,
Ураза-байрам, Рамазан), так и светские
праздники, отмечаемые в определенное
время года.
Календарный цикл национальных
праздников и обрядов татарского
народа начинается с Науруза, который
праздновали в день весеннего равноденствия
(21 марта) по солнечному календарю. Шакирды
(ученики медресе) обходили дома с песнями-пожеланиями
благополучия и здоровья и в ответ получали
угощение от хозяев.
Вскоре после науруза
наступала пора весеннего сева - самое
красивое время года, - устраивали праздник
Сабантуй. История Сабантуя такая же древняя,
как и сам наш народ. Уже в 921 году посол,
прибывший в Булгары из Багдада, знаменитый
исследователь Ибн Фадлан, описал этот
булгарский праздник в своих трудах. Уже
за две недели до праздника начинался
сбор подарков для победителей, подготовка
к празднику. "Скакун заранее чует приближение
сабантуя" - говорит татарская поговорка.
Кульминацией праздника был майдан - состязания
в беге, прыжках, национальной борьбе -
керэш, и, конечно, конные скачки, воспетые
в стихах и песнях, вызывающие восхищение
и восторг - украшение татарского праздника.
В начале лета наступала
пора особых праздников встречи родственников
- джиенов, которые приезжали накануне
и оставались на 3-4 дня. Вечером проходили
молодежные гулянья с песнями и танцами,
хороводами и веселыми играми, завязывались
знакомства парней и девушек, намечались
будущие брачные пары.
Особо почитаемыми
считались мусульманские
Ураза-байрам отмечается
по завершении тридцатидневного поста
в месяц рамазан. С утра, отведав
сладостей, мусульмане отправляются в
мечеть, а вечером устраивается праздничное
семейное застолье.
Тема национальных
праздников широко освещена в народном
фольклоре, сказаниях и баитах, в
произведениях татарских писателей, композиторов
и художников.
С 1992 г. два религиозных
праздника Курбан байрам (мусульманский)
и Рождество (христианский) включены
в официальный праздничный